Н. Н. Валуева
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор С. Н. Бегидова
В статье раскрывается сущность и содержание экологической культуры, показана роль дополнительного образования в формировании экологической культуры и воспитании личности,
представлен процесс формирования экологической культуры, разработана модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования.
The article reveals the essence and contents of ecological culture and shows the role of supplementary education in ecological culture and personality forming. The author describes the model of students’ ecological culture forming in the supplementary education system.
В условиях модернизации образования не теряет своей актуальности вопрос о путях, формах и методах формирования экологической культуры подрастающего поколения. Как основа укрепления национальной безопасности страны, экологическое образование и воспитание направлено на обеспечение долгосрочных интересов государства и воспринимается обществом как фактор устойчивого развития. Экологическое образование населения, в особенности молодежи, призвано сформировать новую экологическую культуру общества в целом, экологически грамотный стереотип поведения, новое общественное сознание.
В формировании экологической культуры важная роль принадлежит дополнительному образованию, которое включает в себя систему внешкольных учреждений. Дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине Российской Федерации, Федеральной программе развития образования1.
С осознанием обществом необходимости экологического образования появился целый ряд работ, в которых освещались вопросы теории и методики экологического образования (А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, И. Н. Пономарева и др.). Однако следует отметить, что проблеме формирования экологической культуры у учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования
уделяется недостаточно внимания. На практике наблюдаются устаревшие подходы к экологическому обучению и воспитанию, что обусловливает необходимость проекта -рования системы экологической подготовки на основе принципов гуманизации образования с учетом главной цели - развития личности обучаемого (Г. Н. Александров, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович,
О. В. Долженко, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Б.Б. Коссов, А. В. Петровский, С.Д. Смирнов, A.B. Непомнящий, В.А. Якунин и др.).
Целью нашего моделирования является построение целостного процесса формирования экологической культуры у учащихся в системе дополнительного эколого-био-логического образования. Предлагаемая нами модель является универсальной и может использоваться и другими учреждениями дополнительного образования независимо от их основной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в структуре такого рода моделей предлагается различать три блока - логико-методологический, структурно-содержательный и технологический. Логико-методологический блок представ-лен целеполаганием моделируемого процесса и теоретико-методологическими положениями, лежащими в основе моделируемого объекта. Структурно-содержательный блок содержит компоненты, критерии, уровни сформированное™ экологической культуры. Технологический блок включает этапы формирования, совокупность средств и методов, диагностику и коррекцию процесса становления экологической культуры (рис. 1).
Проектируемая модель целостна по внутренним отношениям и связями между блоками. Структурность модели обеспе-
Рис. 1. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного
образования
чивается соподчиненностью каждого из блоков друг другу. Иерархичность блоков определяет и обосновывает содержание последующего блока.
Каждый блок может рассматриваться как самостоятельная система, поскольку имеет определенную структуру, в которой элементы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом.
Экологическая культура, являясь целью и ожидаемым результатом функционирования модели, в процессе экологического об-
разования и воспитания учащихся в системе дополнительного образования выступает в ней системообразующим звеном. Экологическая культура представлена в модели совокупностью структурных компонентов (когнитивного, эмоционально-ценностного, нормативного, деятельностного), воздействие на которые обеспечивает достижение поставленной цели, критериями и уровнями сформированное™ экологической культуры, определение которых позволяет осуществить дифференцированный
подход и коррекцию процесса формирова-ния экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования.
В состав данного блока входят: теоретическое и методологическое обоснование процесса формирования экологической культуры, стратегия процесса формирова -ния экологической культуры.
Для выстраивания стратегии необходимо определить главную цель моделируемой педагогической системы, указать внутренние возможности системы, позволяющие ей добиться поставленной цели.
Стратегия моделируемого процесса -вооружение учащихся знаниями из области биологии, экологии и охраны природы и формирование выделенных нами компонентов формирования экологической культуры.
В основу модели положены определенные теоретические знания, которые отражают особенности процесса формирования экологической культуры:
• направленность на каждого учащегося: опора на личностно ориентированный подход;
• процесс рассматривается как педагогическая система;
• обоснована сущность экологической культуры;
• определена структура экологической культуры;
• определены этапы формирования экологической культуры;
• выявлены педагогические условия формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования.
Также при построении модели были учтены главные принципы экологического образования и воспитания:
• единства познания, переживания, действия;
• прогностичности;
• взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем;
• междисциплинарный подход;
• целенаправленность общения учащихся с окружающей средой.
Всю стратегию педагогического процесса мы выстраиваем в соответствии с намеченными целями.
Моделируя педагогический процесс по формированию экологической культуры, нами были выделены следующие структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, нормативный и деятельностный.
Когнитивный компонент. Предполагает наличие теоретических знаний у учащихся в области экологии, биологии и охраны природы, а также владение краеведческим материалом.
Качество овладения данным компонентом оценивалось по следующим критериям:
1. Знания в области экологии, биологии и охраны природы.
2. Активность и самостоятельность деятельности учащихся на получение новых знаний, сведений по экологическому образованию.
3. Знание местного природного окружения (краеведческий материал).
4. Владение информацией об экологической обстановке в России и своем регионе.
Эмоционально-ценностный компонент. Так как процесс формирования экологической культуры личностно ориентирован на каждого учащегося и направлен на формирование эмоционально-чувственной сферы личности, то мы считаем необходимым выделить в процессе формирования экологической культуры эмоционально-ценностный компонент. Для данного компонента определены следующие критерии:
1. Положительное отношение к самому себе, окружающему миру, объектам и явлениям природы.
2. Уровень экологической грамотности личности.
3. Чувственное отношение ко всему живому на Земле.
4. Отношение к природе как универсальной ценности.
36 1
5. Ответственность за будущее окружающей природы.
6. Отношение к здоровью человека как ценности.
7. Нравственная забота о будущих поколениях.
Нормативный компонент. Включает знание систем моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, а также их неукоснительное соблюдение. Критериями для данного компонента стали:
1. Знание систем нравственных принципов и правовых норм, правил, предписаний и запретов экологического характера.
2. Знание законов, постановлений о природопользовании местного значения.
3. Знание местных заповедников и особо охраняемых территорий.
4. Неукоснительное соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Деятельностный компонент. Предполагает владение учащимися умениями и навыками интеллектуального и практического характера, их применение на практике. Критерии деятельностного компонента следующие:
1. Владение умениями и навыками поведения в природе.
2. Опыт ухода за природными объектами.
3. Внесение реального вклада в изучение и охрану местных экосистем.
4. Пропаганда необходимости защиты окружающей среды.
5. Участие в природоохранной деятельности.
6. Постановка и проведение опытнической и исследовательской работы в области экологии, биологии и охраны природы.
Лицом, организующим технологический процесс формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования, является педагог, поскольку он обеспечивает конкретное практическое взаимодействие с учащимися, уси-
ливает мотивационную поддержку детей, активизирует познавательную деятельность и т. д. Разработка и применение в учебном процессе педагогических технологий требуют от педагога проявления творческой активности, самостоятельности, инициативности. Технологический подход в обучении предполагает владение педагогом способом конструирования учебного процесса на основе четкого упорядочения целевых уста -новок.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования представляет собой многоплановое взаимодействие. Это учебно-педагогическое взаимодействие учащихся и педагогов, детей между собой, возможно включение родителей в деятельность объединений, где каждая из взаимодействующих сторон реализует свою субъективную активность.
В отдельный блок необходимо выделить педагогические условия формирования экологической культуры. Система дополнительного образования обладает рядом специфических свойств и преимуществ по сравнению со школьной системой и экологическим образованием в семье, соблюдение следующих педагогических условий при построении педагогического процесса может гарантировать достижение учащимися высокого уровня экологической культуры:
1. Построение учебной деятельности с опорой на интересы, потребности и мотивацию учащихся.
2. Активное включение детей в предмет -но-практическую деятельность.
3. Свобода выбора содержания образовательных программ воспитанниками УДО.
4. Широта личностных контактов всех участников педагогического процесса, высокая степень эмоциональной окраски педагогической деятельности.
5. Неформальная обстановка общения.
6. Разноуровневое обучение.
7. Личностно ориентированный подход к ребенку.
8. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм обучения.
9. Дополнительное стимулирование детей в духовном и материальном плане при их реальных достижениях.
Педагогические условия способствуют формированию экологической культуры и представляют собой значимые обстоятель -ства, от которых зависит успешность данного процесса.
Следующий блок нашей модели включает совокупность этапов и задач, соответствующих этапам, иллюстрирующих сам процесс формирования экологической культуры, характеризующих систему с точки зрения ее стадийного развития и представляющих практическую реализацию технологии формирования экологического сознания. Этот блок тесно связан с компонентами и критериями сформированное™ экологической культуры учащихся, так как в каждом из вышеобозначенных критериев в той или иной степени присутствуют все этапы формирования экологической культуры.
Мы выделили три этапа формирования экологической культуры школьников:
I этап. Мотивационный. Главная цель, стоящая перед педагогами на этом этапе -создание у детей мотивации к приобретению экологических знаний, умений; экологической и природоохранной деятельности.
Задачи этапа: осознание школьниками потребности в необходимости строить свое отношение к самому себе, своему здоровью, к окружающему миру, объектам и явлениям природы, а также свое поведение в природе на эмпирической и эмоциональной основе с опорой на общественный опыт, научные знания, нормы морали, права и культуры.
Активность учащихся в процессе обучения характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Поскольку такая активность сама по себе возникает нечасто, педагогу необходимо использовать технологии, активизирующие деятельность
учащихся, к ним относятся: массовые праздники, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, походы с экологической направленностью. Для детей, подготовленных к экологической деятельности, это могут быть деловые, ролевые, имитационные игры, совместно-распределенная деятельность, работа в группах.
II этап. Познавательный. На данном этапе педагогами активизируется деятельность учащихся на получение новых сведений из области экологии, биологии и охраны природы. Учащиеся получают необходимые представления об экологических проблемах, а также формируются основные экологические понятия.
Главной целью в развитии познавательной активности на этом этапе является развитие самостоятельности ребенка. Обучающиеся стремятся сами увеличить количество знаний через научно-популярную литературу, СМИ и т. п. Основной формой работы с детьми на данном этапе является создание исследовательских лабораторий и научных обществ в рамках работы кружка.
Задачи этапа: включение школьников в систему общественных отношений, в ходе которых усваиваются ценности, нормы и формы поведения в природе, формируется мировоззрение личности, основанное на знаниях, потребностях, мотивах, интересах, осознании и убеждении, активизируется деятельность учащихся на получение новых сведений об экологических проблемах, овладение умениями оценки состояния природы и предвидения последствий человеческой деятельности.
III этап. Деятельностный. Обеспечива-ет владение учащимися на основе полученных знаний умениями и навыками поведения в природной среде.
Задачи этапа: владение учащимися на основе полученных знаний умениями и навыками поведения в природной среде, приобретение опыта по уходу и охране природных объектов, изучение и охрана местных экосистем, пропаганда экологических идей.
Далее ребенок переходит на высший уровень самостоятельности. Интерес ребенка становится творческим, возникает потребность делать что-то свое, причем интерес уже не угасает. На этом этапе педагогам рекомендуется вести с такими детьми серьезную исследовательскую деятель-ность, выставлять их работы на различные конкурсы.
Дифференцируя этапы формирования экологической культуры учащихся, мы выстраивали их по принципу иерархичности. Соответственно, каждый предшествующий этап служит подготовительным уровнем по отношению к последующему, более высокому. При подборе методов, форм, средств обучения мы опирались на выделенные нами этапы формирования экологической культуры.
Для того чтобы формирование экологической культуры проходило по предложенной нами модели, необходимо на каждом этапе проводить мониторинг уровня формирования экологической культуры учащихся.
Мы предлагаем выделить три уровня сфор-мированности экологической культуры у учащихся: низкий, средний и высокий.
Разработанная теоретическая модель представляет собой описание процесса формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного образования. Технология формирования экологической культуры представляет собой такую организацию деятельности педагогов и учащихся, которая позволяет эффективно спроектировать и реализовать на практике процесс формирования экологической культуры.
Модель характеризуется наличием за -данной цели (формирование экологической культуры); последовательностью действий педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов; определенными педагогическими условиями; методами взаимодействия и формами организации учебного процесса, а также предусматривает контроль за процессом формирования экологической культуры учащихся.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей // Народное образование. 2005. № 2. С. 254-255; О ходе реализации межведомственной программы развития дополнительного образования детей // Народное образование. 2005. № 2. С. 246-247.