ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
DOI 10.22394/1818-4049-2017-78-1-132-137 УДК 342.9
с.Е. Т
1уркулец
Н.С.
В статье на основе анализа особенностей ]
нтго салюсоишния россиян а цепях духовного, социально-культурного .
правового общества. Подчеркивается что без идеологии экологические . никогда не станут понятными и важными I страны. Экологическое сознание не ножет быть сформировано без иде фунданента. В качестве интегрирующего ^жыого шчша треть национальную идею, которая представляет собой отражение ного самосознания.. Особо подчеркивается, что экологическое сознание невозможно представить вне связи с нравственным и правовым Только в интеграции этих элементов посредством включения их в единую идеологию может новой российской духовности, которая будет лишена рыночного окраса.
On the basis of analysis of the the uniting ideology,
welfare that without the bulk of th the
tagy, development of national cons and creation of the legal society is
Population oonhenoantry. base. As the
the Russian mentality need of formation of consciousness of Russians for the spiritual, in this article. It is emphasized
that Only in the sprout of new
creation
become clear and consciousness cant be
it is offered to
which represents reflection of the national consciousness. It is consciousness can't be presented out of connection with the ;
elements by the means of their inclusion in the uniform i spirituality which will be deprived of a market color can arise.
, идеология,
идея, правовой нигилизм.
Keywords: national consciousness,
I consciousness, ideology, national idea, legal nihilism.
правовых дисциплин, щения (г. Хабаровск). J
. tu^maUm
университет путей
фии, теории и истории г0сударства и права., ситет экономики и права (г. Хабаровск). E-m
государственный ; . tursvetmLm
Аникеева Нина Семёновна
(г. Хабаровск^ Тел..: ![4212) 40 77 89
канд. с°ди°л. таук Д°Цент кафедры œ-
г°cуд^aрcтвeн^^^^й университет путей сооб^Цения
недавно, когда произошло Крыма с Россией, исследователи общественного мнения с воодушевлением констатировали подъ-
населения нашей страны. Факт территориальной интеграции стал фактором, духовно объединившим народ.
потенциал идеологических приемов воз-
старались провозглашать актуальность
нельзя не заметить, что все классы
страна, и питают к ним нечто вроде ской любви [1, с. 209, 190]. А. Токвиль предпринял попытку тщательного анализа причин формирования
США
американскую землюК сгие общинный дух и дух предприимчивости, суд присяжных, характер американских законов и дея-
По А. Тс
определяющих их повседневный образ : ни [Цит. по 2, с. 28].
(русского) менталитета, представляется необходимым определить социально-исторические условия его
Прежде всего, ровать противоречие, характерное для русского менталитета: с одной стороны, психоментальность российского типа опирается на прочно укорененный во-
сегодня жизненно важными и носными, до тех пор, пока они не будут вплетены в канву единой идеологии, мы не сможем приблизиться к их решению.
Французский ученый А. Токвиль, изучая демократию в Америке, американские нравы и их социально-политическое значение, заметил важную особенность ментальности и уклада жизни граждан США: в своем большинстве это послушные люди. Общественный док в Америке зиждется на праве, для граждан характерен дух зак°нн°сти.
Как бы неудачен ни был закон,
принуждения и отно сятся к нему н как к результату трудов большинства, но и
него как на сделку, в которой они ; ют. В Америке нет многочисленного и бес-
властью, почитание ее агентов [3, П^ с другой, характеризуется прен
с.
к
неуважением к правоохранительным структурам, правовым нигилизмом,
что само это ство является следствием действия диалектического закона, согласно которому противоречию предшествуют сложившиеся противоположности в духовно-
стороны, имело место повсеместное распространение идеологии, отрицающей ценность индивидуальности, свободы
в
и т.п., с к закону
и власти повлиял реально имевший ме-
как государственного масштаба, так и
бы на закон со страхом и подозрением, как на
уровне^ коррумпированность ственной власти, что привело к
в 90-е
В результате в России лось нигилистическое правовое ние граждан, которое имеет две формы своего проявления: обыденный и
с. 135]. Первой форма проявляет себя в массовом сознании, вторая - в недрах административно-командной управленческой системы, так и не изжитой в со-
В обыденном правовом нигилизме тесно переплетены правовая неосведомленность, скептические стереотипы и предубеждения, неверие в право и закон. Проявляется обыденный
к
вой нигилизм не только в среде
^жаз^ распоряжения нижестоящими
интеллигенции, люди, обладающие высоким общекультурным уровнем, мало того, сами в прошлом руководители, работники г°судaрственн^Iх,
и
иметь дело с властью и законом, ментируя свое отношение ческими проволочками, сращением
Одним из факторов, влияющих на ; пление правового нигилизма, являются распространенные традиционные патерналистские настроения в ском обществе, уверенность в все проблемы должно решать ство. Это же относится и к проблемам экологического характера. На
к
акт вышестоящим лицам. Одной из характерных черт ^д^сга^^го правового нигилизма является неуважение к закону как высшему источнику пра-
и
действующий не «прямо» и ственно», а после «разъяснен! кретизации» в ведомственном порядке. Нижестоящие звенья административной системы привыкли следовать не за-
ука^иям, зачаствю закону: чащим. Подобный нигилизм ведет к повсеместному распространению корруп-
и г г г Гг«/
ции. Ведомственная разобщенность ещё со времен СССР . только решению проблем го характера - она не позволяет даже
толково рассуждать о критическом со- должным образом осуществлять
- и одновременно осуществлять пожоги
необходимым экономить воду и т.п.
По данным социологического опроса, проведенного сотрудниками Левада-
государство должно опекать их и титься об их благополучии. Так, на вопрос: «Какой принцип отношений между
лично поддержали?» 5% респондентов
ради блага ства»; 82% - «государство должно о людях»; 12% - «
есть отражение обыденного. Лицо, тавшее в себя нигилистические ; ки в ходе воспитания, обучения, денных социальных практик, не только не избавляется от них, наделяясь властью, а наоборот, получает возможность
и развивать. В
системы почти всегда все оказывается
Право же воспринимается кик обязи-тельное только через призму исполнения
на всех уровнях власти идет речь о
проблем.
стране, находящейся в условиях : гического вакуума, не появится няющая духовная вдея пробуждающая национальное самосознание всех слоев
и к ведь
и решении проблем в Это же
проблемам экологического плана: их решение напрямую связано с рованием экологического сознания населения. Последнее же - неотъемлемая часть национального самосознания.
В необходимости формирования и р^р^тр^мм объединяющей национальной идеи России практически никто не сомневается, однако в чем она должна заключаться, мало кто
родства души и Родины у р^^н несомненно, есть, а вот ясного ления о том, в чем эт у большинства нет. В прошлом русскую идею по-разному представляли и объясняли даже самые проницательные
был вынужден находиться за пределами более ^ ^екедlко
России в сознании эмигрантов связывается с русской заповедной природой, душевным^ отн°шением людей друг к
ко эти маркеры русского начала давно утрачены. Требуются поколения, чтобы возродить их.
Видные русские философы: Н.А. Бер-
А.Ф.
мальному развитию страны [6]. Так, от-
Изложенные ими представления
российской смуты, когда объединяющая идея стала жизненно
зачеркнуть ли все прошлое, восприняв идею и путь западного
на традиционных дуя России
В регулярных °пр°сах
го мнения, проводимых ведущими циологическими центрами, тема от
назвали коррупцию, 27 % - власть, ду-маюшую только о тебе игнорируюшую интересы общества, 26% отметили саботаж чиновников и неисполнение законов на местах, 14% ответили, что препятствием является противоречие между центром и регагавди субъектами Федерации. Обсуждая вопрос об опa.сностяx, грозящих сегодня России, 76 % респондентов указали изменения климата. Осведомленность россиян
в
факт, что усилия СМИ и нального сообщества по созданию логической об
населения
героям становится показателем уровня
в 2008
г. [5], подводя итоги опроса общественного мнения россиян об отношении к России и демократии, установили, что большинство респондентов (45% от числа опрошенных, №1600) уверены, что России нужна совершенно особая краги^ соответствуюшая
ответы на вопрос: «Вы бы хотели жить в стране, которая активно защищает
свою культуру и традиции, или в не, открытой всему миру и всем
менным веяниям?» распределились следующим образом: «определенно первое»
респондентов; «скорее перное» 36%; «скорее, второе» - 14%;
н% опрзошенных .
В 2016 г. результаты опроса, денного Левада-Центром,
сознания.
Интересн^^ми так^ке представля^^тся
ннушает вам чувство горздости за Россию?». 44% респондентов назвали российскую иcторию, 38% - природные богатства России, 34% - культуру России. Такие ответы обнадеживают.
Различные попытки выразить национальную идею России имеют место
сводится либо зываемой
так на-самобытности (х/ф
«Особенности национальной охоты» и пр.), либо к всеохватывающему «насаждению» религиозного православного мировоззрения. На деле требуется глубокая проработка самой концепции национальной идеи.
: идея - это устойчивое
определяют в качестве мешающих
[7, с. 11].
Национальная идея представляет бой отражение национального знания.
Российские ученые активно лись в процесс разработки ной идеи России, отмечая, что:
и
привлекательна для своего тарода и иных нароДов и стран мира когДа она понимала,
идея и проект, когда ее жизнь, как и : отдельных людей, была идейной и воренной. И наоборот - времена смуты, на грани распада и самого да страны (СССР), неприязни и страха, ис-
быть расценен как отказ от ния в развитии российского общества. А это означает, что ни о каком дении духотмся-и нраВСТВОТНа режном отношении к природе,
чем жить, куда идти, что в будущем, каковы ценности и смыслы, ни, соответственно, [7, с. 9].
«смысл жизни» стране, смысл нения к этой стране - дл народов и различных государств и регионов. Именно поэтому у сотен стран мира национальная идея существует. Так, в качестве формулы национальной идеи Франции выступает девиз «Свобода, Равенство, Братство»; Польши - «Бог, Честь, Отчизна»; Швейцарии -
ре, истории и т.п. речь идти не может.
Следует особо подчеркнуть, что экологическое сознание невозможно представить вне связи с нравственным и правовым. Только в интеграции этих элементов посредством включения их в
единую идеологию может зародиться ро-новой российской дух°вности^
рая будет лишена рыночного окраса.
Для реального достижения цели формирования национальной идеи России
во всех сферах жизнедеятельности, со всеми возрастными категориями
программы, озвучивание ее основных системообразующих положений на меж-
ДУнар°Дном уровне, правовое ние в программных документах :
Кореи - «Все для блага народа!», нии - «Превыше всего - Испания, превыше Испании - Бог», Армении - «Помним прошлое, сильны в будущем» и т.д. Даже в Российской империи был свой национальный девиз: «Православие. Са-
Ро ссия также нуждается в " идее.
В условиях ] ной опусто]
)сти, противостояния гражданского общества и государственной власти национальная идея может выступить интегрирующим социальным ^фактором, котор^1й позволит направить вектор развития российского общества его состоянию,
усил.ив патриотическую составляющую в ее воспитании и просвещении, по-
национальную идею России в жизнь.
1.
1992. 264 с.
2. Глазырин В.А. Социология права в ной Европе: от А. Токвиля до М. Вебера. ринбург: Изд-во УрГЮА, 2003. 160 с.
3. Ильин В.В. Сценарии сии // Глобализм и цивилиз,
Рос-
ность России. Материалы научного 8-33.
4. Филимонов А.Г. Правовой нигилизм рос// Онтология и , : Тезисы докладов и
тем самым, по сути, лишила страну возможности иметь и национальную идею (см. этимологию слов «идея» и «идеология»). Национальная идея имеет харак-
ар
ценностно-целевой установки. Отказ
Омская академия МВД России, 2005. С. 137.
5. Общественное мнение. 2008. М.: Левада-Центр, 2008. 264 с.
6. Общественное мнение. 2016. М.: Левада-Центр, 2016. 272 с.
7. Национальная идея и жизнеспособн
ер
научного семинара. Вып. 2. М.: Научный эксперт, 2009. 370 с.
References:
Omskaya akademiya MVD Rossii, 2005. S. 135-
5. Obshchestvennoe mnenie. 2008. M.: Levada-Centr, 2008. 264 s.
nauchnogo seminara. Vyp. 2. M.: Nauchnyj ehks-pert, 2009. 370 s.