УДК Э372.24:Х
Кузнецов Михаил Александрович
кандидат педагогических наук, доцент,
докторант кафедры философии
-
Ростовского государственного строительного университета mikhail-kuznetsov-36@mail.ru
Идеология воспитания личности социальной и национально-культурной
Mikhail A. Kuznetsov
candidate of pedagogical sciences,
associate professor,
doctoral student philosophy and
socio-humanitarian disciplines of
Rostov State University of Civil Engineering
mikhail-kuznetsov-36@mail.ru
The ideology of
upbringing social and cultural
Аннотация. В статье дается обоснование возможности возвращения в государственную и общественную жизнь современной России национально-культурной идеологии. Отмечается, что идеология - продукт общественного сознания и самосознания, основывается на ценностях материальной и духовной культуры, усвоение которых человеком, способствует формированию духовно-нравственного сознания и самосознания, структура которых составляет мировоззрение личности. Автор отмечает, что национально-культурной идеологии противостоит либеральная идеология потребления, результатом противостояния их является перекодировка сознания россиян с ценностей национальной культуры на общечеловеческие ценности потребления. Доказывается, что с такой перекодировкой сознания российское общество приобретает иные идеологические основания, теряет способность к идентификации со своей родовой национальной сущностью, становится иным обществом.
Подчеркивается, что дальнейшее социально-экономическое развитие российского государства и общества неизбежно приводит к восстановлению национально-культурной идеологии с воспитанием на ее основе духовно-нравственного сознания личности с восстановлением «матричного ядра» русской социокультурной идентичности. Отмечается, что национально-культурная идеология Соборности национального сознания и самосознания способствует созданию уникальной энергии общего дела и социального взаимодействия, направленного на развитие общества социально-экономической справедливости в соответствии с требованиями нового технологического уклада. Статья имеет научное значение в осмыслении пути решения задачи духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях глобализации российского образования.
Ключевые слова: общенациональное единство, духовные социальные ценности, этнонацио-нальная инаковость, перекодировка ценностных ориентаций, энергия общего дела, единый потенциал устремлений, социокультурная идентичность, национальная самобытность, духовно-нравственная социальность.
Annotation. In the article the substantiation of the possibility of returning to the state and public life of modern Russia, the national-cultural ideology. It is noted that ideology is a product of social consciousness and identity, is based on the values of material and spiritual culture, the assimilation of which man contributes to the formation of moral consciousness and self-consciousness, the structure of which is the worldview of the individual. The author notes that national cultural ideology is opposed to the liberal ideology of consumption, the result of the confrontation between them is a recoding of the consciousness of Russians with values of national culture on human values of consumption.
It is proved that such a recoding of the consciousness of Russian society acquires ideological other reason, loses the ability to identify with its ancestral national essence, becomes a different society. It is emphasized that further socio-economic development of the Russian state and society inevitably leads to the restoration of national-cultural ideology with education on the basis of its spiritual and moral consciousness of the personality with the restoration of the «core matrix» of Russian social and cultural identity. It is noted that national cultural ideology of Unity of national consciousness and self-consciousness contributes to the creation of unique energy and social interaction aimed at the development of social-economic justice in accordance with the requirements of the new technological order.
The article has a scientific value in understanding the way of solving the problem of spiritually-moral education of youth in the conditions of globalization of Russian education.
Keywords: national unity, spiritual, social values, ethnic and national otherness, recoding values, the energy of a common cause, a common potential aspirations, socio-cultural identity, national identity, spiritual and moral sociality.
В современной России сохранилась основная идеологическая ценность, определяющая ее право на суверенное развитие: общенациональное единство исторического развития народа, государства и государственной власти. Основой этого единства является Соборность национального сознания и самосознания, структурным содержанием которой выступают ценности национальной культуры, - система материальных и духовных ценностей: литература и искусство, история и музыка, архитектура и иконография, народные промыслы и фольклор, народные песни и танцы, национальная одежда, язык, народные обычаи и традиции повседнев-, . Ценности национальной культуры являются объективными по отношению к отдельному человеку. В ряду объективных общественных ценностей, особое место занимают базовые социальные ценности: свобода, равенство всех пе-, -
.
ценностями Православия, - любви и взаимного
,
.
нормативные ценности общественного и инди-
,
людям и к себе. В процессе исторического развития в Российском обществе сложились и еще не совсем пропали такие нравственные ценности
как честь и достоинство, совесть, долг, любовь и
,
.
усвоением ценностей национальной культуры и развитием субъективных свойств: сознания и самосознания, способности по отношению к труду и потребности действовать соответственно социальным нормам поведения.
В результате усвоения ценностей национальной
,
Православия у человека формируется духовно,
культурно-религиозная духовность, структура которой составляет мировоззрение (миросозерцание) личности, где потребность служить Роди,
традициям и обычаям своих предков составляет основу его поведения.
Иной взгляд на историю Русского государства и
русского народа имеют «отечественные» либе-
,
истории и будущего развития России. Трактовка инаковости развития России носит классовый характер и свидетельствует о стремлении части верхов большой капиталистической системы
Россия интегрироваться в большую систему Ми.
Реализация классовых интересов либералов-капиталистов требует национально-культурной перекодировки ценностных ориентаций, составляющих основу мировоззрения русского народа. С 1991 года в России идет формирование идеологии этнонациональной инаковости русских: -
пропаганды убеждают русских, что историческое развитие Русского Народа и Русского Государст-
ва шло как-то не так, как это представляется в учебниках русской истории. Поэтому русскому народу предлагается жить по «общеевропейским» ценностям потребления, убеждают, что нужно забыть, что русская нация это мы - русские, оставившие свой след в Национальной, Европейской и Космической культуре и Бытии, что мы сакральные люди чести и морали, следующие принципам национальной гордости и ,
.
Они предлагают нам быть толерантными к гомосексуалистам, жить не задумываясь о будущем, развлекаться вместе с ШОУ-бизнесом, быть иными, чем были в советское время, отдыхать за рубежом, испытывать переживания, но всегда следовать рекламе потребления товаров и удовольствий. При этом, российское общество потребления, совмещенное с глобальным обществом потребления через интернет становится управляемым извне обществом.
Трактовка инвариантности истории России в сочетании с пропагандой потребления по законам
,
,
сумбур вместо действительной истории государ, ,
прошлого, а значит, и от самостоятельного настоящего и будущего.
В условиях современной толерантности и ставки « »
,
российской либеральной политики на формирование с Западом «единого экономического про» « -
» -
беральной политики в отношении будущего России. Тем не менее, по мимо воли властвующих либералов, идет поиск оперативной идеологии, в которой допускается понимание ошибочности
замещения европейскими «общечеловеческими »
культуры, признается необходимость формирования идеологии устойчивого развития России на исторических ценностях русской цивилизации и воспитания личности, способной решать задачи развития нового технологического уклада .
Формирование идеи устойчивого развития российского общества и государства на ценностях русской национальной культуры, - это расширение популярности в России и мире идеи спра-, -
тернативой все менее популярной либерально. -
ва, это идея устойчивого от внутренних и внешних потрясений общества, которое дает человеку удовлетворение в настоящем и чувство уверенности в будущем. Уверенность человеку при,
ценностями Бытия своих предков, аккумулируя
энергию национальных ценностей, накапливает , -
му человеку через национальное образование и .
общего дела и социального взаимодействия, творчества, совершенствования отдельного человека и общества в целом. Так создается единый потенциал личных и общественных устремлений в будущее.
Либералы в правительстве России делают заявления о «возросшей неопределенности» развития мировой экономики и влияния этой «неопределенности» на экономику России. При этом, упускается из виду, что «неопределенность»
вызвана переходом мира к новому технологиче-
,
необходимостью заниматься выработкой новых, адекватных новой реальности теорий и инструментов познания проблемы и принятия мер по их решению. Поскольку, всякое новое в развитии технологий начинается с постановки задачи, то поставить задачу определяющую технологическое и социально-экономическое развитие России, значит определить параметры новой идеологии развития как системы взаимосвязанных идей и концепций, идеологии, которая станет фундаментом для конкретной государственной политики. Общеизвестно, что идеология ставит задачу и определяет цели политике, следовательно, государственная политика, в этом случае, является искусством практической реализации идеологических целей. Достижение цели - в государственном и общественном масштабах, -это борьба за цель и смысл жизни государства,
общества и отдельного человека.
- -
,
, -
ственного воспитанного и профессионально подготовленного к этой деятельности человека, в целом, общества. Дело в том, что участие в высокотехнологическом производстве требует от
человека свойств и качеств, отвечающих новым
.
воспитании личностных свойств и качеств, мы имеем в виду, что этот процесс начинается с формирования духовно-нравственного сознания челове ка. Дело в том, что в сознании человека формируется сеть опосредований, связывающих его с внешней социальной средой, опосредований имеющих социально и профессионально важные свойства и качества. Поэтому, говоря о формировании сознания, мы неизбежно приходим к необходимости формирования нравственных норм поведения человека в обществе
и практических умений и навыков трудовой и
,
требованиям развивающихся производственных .
, -
мым условием становления человека как личности, отвечающей требованиям развития современного общества и производства. В этом становлении обнаруживается социальное наследо-
,
ценностей национальной культуры. Усвоение их начинается в семье, с момента рождения человека, с того самого ежеминутного воспитательного действия взрослых, посредством которых дитя впитывает в себя сведения, взгляды, чувст-
ва, привычки и становится личностью с признаками национальной культуры поведения, образа ( ) . -ными средствами воспитания являются традиции и обычаи семейной и общественной жизни, которым соответствуют методы и приемы воспитания. Основным методом воспитания становится вовлечение ребенка в семейный труд, в процессе которого формируются необходимые трудовые умения и навыки социального поведения и мышления. Так, с раннего детства, ребенок овладевает социальным опытом трудовой деятельности и поведения, духовно-нравственными ценностями национальной культуры, которые ему предъявляет семья и общество и этот процесс закрепляется в школе. Значение ценностей национальной культуры возрастает в связи с глобализацией, усиливающей тенденции разрушения российского общества, его расслоения на бедных и богатых. В связи с этим идет поиск возможности включения ценностей национальной культуры в процесс воспитания современной
молодежи. Это тем более необходимо, посколь-- , -
ное на национально-культурных ценностях способствует сплочению отдельных личностей в общество, а общество - в единую нацию. Осознание этого единства и выработка представления о национальной истории как единой судьбе
народа, национального государства и нацио-, -
менной концепции возрождения национального Русского государства и русского народа.
Ставя во главе угла идею возрождения нацио--
- -
лодежи, мы исходим из того, что в условиях глобализации разрушению подвергается не только , -
пени разрушается национальное сознание и самосознание (мировоззрение). Глобализация в социальной сфере - это идейно-политическая война деструктивных сил российского общества направленная на то, чтобы изменить в человеке национальные ценности и душу. Так проявляется изуверская сущность врагов России транс-« » -
культурной идентичности в систему «общечеловеческих ценностей», чуждых национальному
сознанию и самосознанию. Одновременно прихо-
,
суверенитет и национальную самобытность, если она сохранит национальное мировоззрение, основанное на ценностях национальной культуры. Укрепляется понимание того, что государство должно
иметь систему идейных принципов, на которых .
образования проявляется в духовно-нравственном .
В свою очередь, приходит понимание того, что -
должно основываться на:
1) - , -
ставленной традиционной социально-философс-: -
ционального сознания и самосознания и Все-
единства национальной культуры, как средства
формирования духовно-нравственной социаль-
.
сложные проблемы воспитания молодежи в условиях глобализации общественных процессов и либерализации образования; выделить типы социальностей личности и определить возможность их формирования по содержанию и при;
2) понимании того, что осуществить духовно-нравственное воспитание молодежи можно только с помощью государства, которое должно
иметь базовые идеологические ценности и при,
содержания общественного сознания, которое является формой духовной жизни общества. В этом случае речь должна идти об идеологии
развития общества и государства со сложным , -
ством, подходов, ценностей, форматов культурных текстов и пр. Если государство ничего не
говорит об идеологии образования и развития
,
самостоятельного государства быть не может. Если государство РФ говорит о развитии без идеологии, значит это государство пытается остановить развитие общества;
3) , -
нравственного воспитания молодежи в систему образования РФ это вопрос предельной политизации темы социально-экономического и куль-
Литература:
1. Айер А.Дж. Человек как предмет научного исследования // Феномен человека. Антология. М., 1993.
2. . . . -косм // Феномен человека. Антология. М., 1993.
3. . . -идеология и воспитание личности новой России: монография. Ростов н/Д. : Рост. гос. строит. ун-т, 2015.
4. . . -
ния. Собр. соч. : в 6 т. 1990. Т. 5.
5. . .
России // О старом и новом. М., 1988.
турного развития России. Проект развития России с участием духовно-нравственного воспитания - это отстраивание реальных подходов к управлению обществом, социально-экономическими процессами вообще;
4) понимании либерализации образования как деструктивной деятельности либеральной элиты России против развития России как самостоятельного национального государства. Эта деструкция имеет свою концепцию, - глобализация как средство выведения России из числа мировых политических центров. Значит деструкция российских либералов в отношении к России концептуальна и имеет политическую подоплеку. Речь идет о фундаментальном переустройстве русского общества и государства на основе регресса, те. обратного движения, направленного
на уничтожение народа, неприемлющего идеи
;
5) понимании деструктивной сущности модернистских концепций личностно-ориентиро-ванного образования по отношению к духовно-нравственному воспитанию молодежи.
В связи с этим, нами делается попытка поставить проблему в теоретическом и практическом плане, предложить пути решения задач духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях глобализации российского образования.
(Продолжение следует) Literature:
1. Ayer A.J. Person as subject of scientific research // Phenomenon of the person. Antologiya. M., 1993.
2. Berdyaev N.A. Of people. Microcosm and ma-crotousle // Phenomenon of the person. Anthology. M, 1993.
3. Kuznetsov M.A. National and cultural ideology and education of the identity of new Russia: monograph. Rostov n/D.: Growth. state. builds. un-t, 2015.
4. Ushinsky K.F. of people as education subject. Sobr. soch. : in 6 t. 1990. T. 5.
5. Homaykov A.S. About public education in Russia // About old and new. M., 1988.