Научная статья на тему 'Формирование единой информационно-образовательной среды в профессиональном образовательном учреждении'

Формирование единой информационно-образовательной среды в профессиональном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ардашева Н. В., Мячина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование единой информационно-образовательной среды в профессиональном образовательном учреждении»

чтобы плюсы ИКТ не превращались в минусы. Никакие информационные ресурсы не должны и не могут полностью вытеснить традиционные средства и ресурсы обучения, поскольку цифровой аналог способствует лишь усилению коммуникационного потенциала образовательной среды и эффективен при содействии всех субъектов образовательного пространства.

В перспективе предполагается дальнейшее совершенствование информационной компетентности педагогов колледжа, внедрение новых методов и приемов работы, новых про-

грамм, установка единого файлового сервера, оборудование аудиторий новыми интерактивными досками, системой ВОТУМ. Также будет идти разработка электронных изданий учебного назначения и их регистрация в «Информреги-стре»; на 2019 год планируется разработка виртуального музея истории колледжа, ряд интересных электронных проектов по истории, что особенно актуально в рамках празднования таких важных юбилейных дат Кузбасса, города Мари-инска и колледжа, последнему в 2021 году предстоит встретить свой 100-летний юбилей.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Н. В. Ардашева, старший методист Кемеровского коммунально-строительного техникума имени В. И. Заузелкова А. А. Мячина, преподаватель

В соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы осуществляется реализация концепции развития единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Единая информационно-образовательная среда (ЕИОС) — это основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением информационное обеспечение обучающихся, педагогов. ЕИОС включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых [2].

Для образования единой информационно-образовательной среды в ККСТ создана материально-техническая база, которая обеспечивает информатизацию образовательного процесса. Учебные аудитории оснащены компьютерами, мультимедийными системами, интерактивными досками и другой необходимой компьютерной техникой. Персональные компьютеры находятся

Н. В. Ардашева

А. А. Мячина

в составе локальных сетей и имеющих доступ к Интернету, в том числе используемых в учебных целях.

В настоящее время в ККСТ идет работа по обеспечению рационального и эффективного использования современных информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Для этого формируются электронные фонды дидактических и методических материалов, которыми могут пользоваться преподаватели и обучающие.

Необходимо отметить, что при создании ЕИОС важнейшую роль играет компьютерная грамотность преподавателей, поскольку именно преподаватели являются основными «создателями» этой среды, с одной стороны, и «пользователями» — с другой. В этой связи необходимо, в первую очередь, проводить регуляр-

ный мониторинг, выявляющий проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в ходе разработки электронных материалов, использования ИКТ [2].

Также целесообразно повышение компьютерной грамотности среди преподавателей, связанное с конкретными задачами. Опрос преподавателей ККСТ показал, что преподаватели имеют проблемы при разработке электронных учебных пособий, электронных учебно-методических комплексов, контрольно-измерительных материалов.

Ежегодно преподаватели техникума проходят курсы повышения квалификации в КузГТУ по направлению «Технологии разработки и применения электронных образовательных средств в профессиональном образовании», в КРИРПО по направлениям «Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в образовательном процессе в профессиональном образовательном учреждении», «Проектирование учебного занятия с использованием средств ИКТ», «Создание электронных образовательных ресурсов учебного назначения».

В ККСТ было принято решение провести для преподавателей семинар-практикум по внедрению в образовательный процесс техникума электронного учебно-методического обеспечения в условиях реализации ФГОС нового поколения. Особенность семинара-практикума заключается в том, что в него включаются практические задания, опыт работы коллег с последующим обсуждением. Творческая группа преподавателей информатики и методистов организовали и провели занятия семинара-практикума.

На семинаре-практикуме преподаватели ККСТ рассматривали возможности разработки и внедрения электронной образовательной среды в образовательный процесс техникума, использования дистанционных технологий и электронного обучения в образовательном процессе ПОО. А также преподаватели приняли участия в практических занятиях «Разработка многовариантного тестера для промежуточной аттестации обучающихся», «Разработка электронных методических пособий», «Составление электронного учебно-методического комплекса».

Занятия семинара-практикума способствовали повышению педагогического и профессионального мастерства работников техникума, обмену опытом работы по созданию электронного учебно-методического обеспечения обра-

зовательного процесса, внедрению в образовательный процесс техникума системы Moodle.

В современном информационном мире цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий в образовательный процесс. Преподаватели техникума отмечают, что использование ИКТ-технологий позволяет создать комплекс разнообразного дидактического материала: контрольные, самостоятельные, проверочные работы, тесты, интерактивные тесты и модули, различная подборка задач, электронные пособия и т. д. Использование различной техники — компьютеров, мультимедийных проекторов, интерактивных досок — облегчает подбор заданий для обучающихся, снимает проблему нехватки учебных пособий, рабочих тетрадей, дидактических пособий, экономит время. С помощью компьютера проводится быстрое оценивание, а также поиск пробелов в знаниях и их последующая коррекция.

Опрос показал, что 92 % преподавателей техникума регулярно используют компьютер для подготовки к занятию, 85 %% респондентов используют компьютер на теоретических и практических занятиях, 100 %% преподавателей используют Интернет в своей профессиональной деятельности.

Использование на занятиях интерактивных средств, в частности интерактивных образовательных досок, коммуникационных каналов; современные процедуры поиска, сбора, анализа, обработки, создания, хранения и представления информации, дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса как элементов ЕИОС способствует развитию познавательного интереса обучающихся, активизирует учебно-исследовательскую деятельность обучающихся на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время.

Сегодня почти каждое аудиторное занятие проходит с применением презентаций к темам урока, выполнением тестовых заданий на компьютере, поиском информации в Интернете, просмотром видеофрагментов, видеолекций и т. д. Организуя практические занятия, преподаватели используют видеоматериалы с производства. А также под руководством преподавателя профессионального цикла О. В. Гумбрис идет подготовка к онлайн-проведению практических работ по междисциплинарному курсу специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции». Обучающи-

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» № 1 (60) 2019

41

еся могут реально увидеть производственный процесс, решить современные производственные проблемы.

На наш взгляд, преимущества единой информационно-образовательной среды очевидны, так как это, прежде всего, единство информационного пространства, безопасность и контролируемость информации, возможность выстраивать индивидуальное обучение, контроль над процессом поступления, обучения, приемом экзаменов, быстрое распространение передовых практик.

1. Богданова М. Формирование информационно-образовательной среды ДОУ в рамках внедрения ФГОС. — Режим доступа: http://www.maam.ru/ detskijsad/foптlirovanie-infoптlaciono-obrazovatelnoi-sredy-dou-v-ramkah-vnedrenija-fgos-do.html.

2. Вараксина О. В. Эффективные практики реализации элементов ЕИОС образовательной организации в условиях реализации ФГОС // Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции «Эффективные практики реализации элементов Единой информационной образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС». — М.: Издательство Перо, 2016. — С. 84-86.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ САЙТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

К. А. Дядюн, начальник информационно-вычислительного центра Новокузнецкого строительного техникума

Создание вебсайта — важная, необходимая и очень ответственная работа. Сайт обеспечивает информационную открытость и доступность образовательной организации. Согласно статье 29 закона «Об образовании Российской Федерации» образовательные организации «формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Основные цели при создании официального сайта техникума видятся общими для всех учреждений профессионального образования — это представление учреждения в глобальной сети Интернет, формирование имиджа учреждения, обеспечение информационной среды для абитуриентов, студентов и работников организации, а также обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации.

Чтобы создать ресурс, который будет востребован, удобен и информативен, необходимо четко определиться с целевой аудиторией

и интересами, которым должен удовлетворять веб-сайт. Нами были выделены пять групп:

• студенты;

• преподаватели и сотрудники;

• потенциальные потребители образовательных услуг;

• средства массовой информации (СМИ);

• административные структуры города, области, РФ.

Интересы целевой аудитории, которым должен удовлетворять сайт:

• студенты: новости, общая информация о техникуме, конкурсы, воспитательная работа, спортивная жизнь, галерея, форум;

• сотрудники: новости, общая информация о техникуме, конкурсы, нормативные документы, адреса подразделений;

• потенциальные потребители образовательных услуг: общая информация о техникуме, список специальностей и направлений, правила приема, подготовительные курсы, телефоны и адреса;

• СМИ, административные структуры: новости, общая информация об организации, список специальностей и направлений подготовки, условия приема, фото-, видеоинформация о мероприятиях, проводимых в образовательной организации.

Важным этапом при создании сайта является выбор названия в глобальной сети Интернет. Оно должно быть по возможности коротким, запоминающимся и понятным рядовому пользователю. Не стоит выбирать подобные доменные имена: zapolyarnytehnikumsvyazy.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.