Научная статья на тему 'Создание информационно-образовательной среды как условие и средство реализации ФГОС'

Создание информационно-образовательной среды как условие и средство реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание информационно-образовательной среды как условие и средство реализации ФГОС»

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Н. А. Верченева, преподаватель ГПОУ «Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания»

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют современную информационно-образовательную среду в качестве важнейшего условия реализации программ подготовки рабочих и специалистов.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

• систему дистанционного обучения;

• комплекс электронных образовательных ресурсов (ЭОР);

• совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры или иное ИКТ-оборудование, локальную сеть.

На базе техникума создана единая информационная сеть, которая объединила учебные кабинеты и лаборатории, административную часть и библиотеку, что позволяет создавать, систематизировать и применять в обучении и контроле электронные образовательные ресурсы разного направления, обмениваться профессионально значимой информацией (рис. 1).

Кабинет 02(Плотн и кова Г.В.) Папка с < файлами

Кабинет 2 (Верченева Н.А.) Папка с < файлами

Кабинет 03(Федулкина Н.А.) Папка с < файлами

Кабинет 3 (Туркина И.И, Терехова О.М., Белянина Е... Папка с < файлами

Кабинет 04(Новикова Н.В., Девальд И,А.) Папка с < файлами

Кабинет 4(Дячук Е.И.) Папка с < файлами

Кабинет 05(Терентьева О.В., Петрова Т.В.) Папка с < файлами

Кабинет 6 (Ступичева С.В) Папка с < файлами

Кабинет 7 (Жук Л.В.) Папка с < файлами

Кабинет 8(Репникова Е.В.) Папка с < файлами

Рис. 1 Фрагмент ЭОР техникума

Каждый преподаватель организовал свою электронную среду, в которую входят: теоретический блок (электронные учебники, лекционный материал, учебные презентации и т. д.), контроль (тесты, варианты заданий для контрольных работ) и практикум по дисциплине.

В условиях информатизации и компьютеризации учебного процесса необходима оснащенность образовательного учреждения современными компьютерами, но практически невозможно обновлять компьютерный парк в соответствии с быстро меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и постоянно обеспечивать учебный процесс последними новинками компьютерной тех-

ники. Такая же ситуация и с программным обеспечением, предполагающим немалые затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.

Одним из решений этих проблем является внедрение в учебный процесс «облачных вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления») стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К ним относятся бесплатные хостинги почтовых служб для обучающихся и преподавателей.

«Облако» обозначает сложную инфраструктуру с большим количеством технических деталей, спрятанных в «облаках». При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т. п.

Корпорацией Google для образовательных целей разработан Google Apps Education Edition — бесплатный пакет для образовательных учреждений, включающий все возможности профессионального пакета. Google Apps Education Edition — это веб-приложения на основе облачных вычислений, предоставляющие обучающимся и преподавателям образовательных учреждений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы.

Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и обучающимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться».

Рассмотрим наиболее полезные сервисы Google Apps Education Edition и возможности их применения в образовательном процессе.

Использование электронной почты Gmail, чата и форума — это возможность обмениваться информацией и документами, необходимыми в образовательном процессе: при проверке до-

машней работы, консультировании по проектам и рефератам и др.

Сервис Google Docs используется при выполнении совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени, публикации результатов работы в Интернете, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: формирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.

Google Docs (Таблицы) полезен для организации сетевого сбора информации от множества участников образовательного процесса. Преподаватель получает возможность отслеживать этапы совершенствования каждого задания по мере того, как студент его выполняет.

Использование Google Docs (Форма) возможно для проведения анкетирования или создания тестовых заданий, также способствует организации сбора сетевой информации (рис. 2).

Следующим очень полезным сервисом является Google Drive. Это сервис облачного хранения ваших данных с объемом в 5 гигабайт, который появился 24 апреля 2012 года. Если скачать клиент для Windows или Mac, после установки на вашем компьютере появится папка — Google Диск. При сохранении в ней любого файла или документа эти данные автоматически синхронизируются с облачным сервисом Google Disk и будут доступны из любой точки мира, достаточно только зайти в почту Google и выбрать закладку Google Drive (рис. 3).

Рис. 2. Пример анкеты

Рис. 3. Фрагмент использования Google Disk

Можно сформировать с помощью сервиса Google Disk электронный учебный комплекс и пользоваться им совместно со студентами (рис. 4).

Главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы студента и преподавателя. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учеб-

Рис. 4. Фрагмент электронного учебного комплекса дисциплины «информатика и ИКТ»

ного процесса, создавая возможность для персонального обучения, интерактивных заданий и коллективного преподавания.

Внедрение в образовательный процесс информационно-образовательной среды:

• повышает интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам;

• способствует усвоению учебного материала;

• дает возможность обучающимся получить дополнительные знания по учебным дисциплинам;

• повышает качество обучения;

• сокращает время на подготовку к учебным занятиям;

• позволяет индивидуализировать образовательный процесс.

ПРОЕКТ «ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БЕЛОВСКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ»

А. С. Скоробогатов, преподаватель ГПОУ «Беловский педагогический колледж»

В процессе развития информационно-коммуникационных технологий возрастают требования к квалификации программиста, уровню его профессиональной компетентности. Успешное формирование компетенций возможно только при условии применения в образовательном процессе методов и технологий, основанных на проектной деятельности обучающихся.

В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков обучающихся, умений caмocтоятельно закреплять свои знания в процессе обучения по специальности и ориентироваться в условиях частой смены технологий. Проектные задания не только углубляют знания, совершенствуют умения и практические навыки, но и способствуют формированию как профессиональных, так и общих компетенций в использовании различного программного обеспечения.

В практике преподавания автором успешно применяется метод проектов в работе со студентами для создания интерактивных мультимедийных программных продуктов. Одним из таких проектов является «Виртуальная экскурсия по Беловскому педагогическому колледжу», создаваемая студентами специальности «прикладная информатика».

Виртуальная экскурсия представляет собой программный продукт, позволяющий просматривать различные удаленные объекты: музеи, учебные заведения, заводы, предприятия и географические достопримечательности.

Актуальность разработки и просмотра виртуальных экскурсий обуславливается интерактивностью и доступностью данных проектов. Виртуальные экскурсии направлены на изучение мест, зачастую недоступных для различных

категорий населения. Перед поступлением в учебное заведение абитуриенты просматривают сайты различных учебных заведений с целью изучения направлений подготовки. Но списки специальностей и направления подготовки не дают полного представления об учебном заведении, ведь необходимо знать о материальном обеспечении — состоянии аудиторий, профессиональном оборудовании, наличии интерактивных средств обучения. В этом случае помогают разобраться дни открытых дверей. Тем не менее не каждый абитуриент способен прийти на такое мероприятие из-за болезни, занятости и проч. Виртуальные экскурсии позволяют любому человеку в удобное время посмотреть помещения, оснащенность аудиторий и просто познакомиться с планировкой учебного заведения.

Экскурсия проводится во время учебного процесса и начинается со вступительной беседы со студентами, во время которой преподаватель определяет цели и задачи экскурсии, раздает маршрутные листы. Особое внимание обращается на способы навигации по сайту от одной экспозиции к другой. Данный способ позволяет использовать различные информационные средства и технологии.

Огромную роль в активизации деятельности обучающихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод: обучающиеся ищут и используют информацию, необходимую для выполнения поставленных задач. Студен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.