DOI 10.14526/01_1111_109 УДК 373.24
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙОРГАНИЗАЦИИ
Л.П. Дормидонтова - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: [email protected]
Аннотация. Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Гуманизация образования предусматривает внимание к внутреннему состоянию ребенка, что с методологической точки зрения говорит о психологизации образования как формы здоровьесбережения. При образовании, основанном на гуманистических началах, происходит гармоничное развитие интеллектуальных, психологических, физических и духовно-нравственных качеств личности. Технологическим аспектом психологизации образования является учёт индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей дошкольников и введение в образовательную практику методов, направленных на эффективную коммуникацию. Используя игровые технологии, в частности подвижные игры, возможно в значительной степени улучшить физическое, психическое, интеллектуальное состояние детей дошкольного возраста. Материалы. В данной статье рассматриваетсявоспитательное значение и эффективность использования в детском саду музыкальных подвижных игр в целяхсохранения и профилактики физического, психического, эмоционального и интеллектуального здоровья детей дошкольного возраста. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ научно-методической литературы, фольклористических источников;педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования. Результаты. При систематическом вовлечении детей в развивающую музыкально-творческую деятельность в подвижных играхдостигается положительная динамика в физическом, психическом, интеллектуальном и коммуникативном развитии. Результаты педагогического эксперимента показали, что использование терапевтического эффекта этой игровой деятельности нацелено на профилактику, снятие психического напряжения, корректировки двигательных нарушений, обретение позитивного опыта и накопление положительных эмоций. Выявленные разнообразные формы музыкальной, двигательной и вербальной активности в подвижных играх пробуждают существующие и развивают потенциальные музыкальные и психомоторные предрасположенности, а также развивают способность замечать, подражать, концентрировать внимание, мыслить, запоминать, наблюдать, самостоятельно творить, идентифицировать и дифференцировать. Заключение. Применение оздоровительных технологий на музыкальных занятиях способствует сохранению физического и духовного здоровья детей, что является одной из главных задач современной дошкольной образовательной организации. Движения под музыку помогают детям установить контакт в групповом задании, содействуя улучшению коммуникативной
сферы, создают условия для выражения чувств и мыслей, выхода отрицательных эмоций, снятия физического напряжения.
Ключевые слова: координация, игра, здоровьесбережение, музыкально-игровое творчество, физиологический и психологический факторы.
UPBRINGING-HEALTH-IMPROVING ASPECTS OF OUTDOOR GAMES USE AT A
PRE-SCHOOL ORGANIZATION
Larisa P. Dormidontova
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. Modern humanistic approach to education, the priority of humane values, a person's life and health, a free development ofpersonality demand more attentive, responsible attitude of the teachers to every child, respect for his individual inner world. Education humanization provides attention to inner state of a child, which from the methodological point of view speaks about psychological orientation of education as the form of health protection. During education, based on humanistic basis, there is a harmonious development of intellectual, psychological, physical and spiritual-moral qualities of a personality. A technological aspect of psychological orientation of education is taking into consideration individual psychological and psychophysiological peculiarities of pre-school children and the methods introduction into educational practice, which are directed at an effective communication. Using playing technologies, in particular outdoor games, it is possible to improve physical, psychic, intellectual state of pre-school children. Materials. The article is about the upbringing value and effectiveness of musical outdoor games use at pre-schools in order to preserve and improve physical, psychic, emotional and intellectual health of pre-school children. Research methods: scientific-methodical literature, folklore sources comparative analysis; pedagogical experiment, pedagogical observation, mathematical treatment of the research results. Results. In case of children systematic involvement into a developmental musical-creative work in outdoor games a positive dynamics in physical, psychic, intellectual and communicative development is achieved. Pedagogical experiment results showed, that a therapeutic effect of this kind of playing activity use is directed at psychic tension prevention and elimination, motional disorders correction, a positive experience gaining and positive emotions accumulation. Different forms of musical, physical and verbal activities revelation in outdoor games stimulate the existing and develop potential musical and psychomotor abilities and also develop the ability to notice, imitate, pay attention, think, remember, observe, independently create, identify and differentiate. Conclusion. Health improving technologies use at musical lessons provides children's physical and spiritual health preservation and it is one of the most important objectives of modern pre-school educational establishment. Movements to the music help children to set a contact in a group task, improving communicative sphere, create the conditions for feelings and thoughts expression, negative emotions coming out, physical tension prevention.
Keywords: coordination, game, health protection, musical-playing creative work, physiological and psychological factors.
Актуальность. Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей, потому что состояние здоровья
детей вызывает большую тревогу. Проведенные в последние годы медицинские осмотры показывают, что хроническая патология детей дошкольного
возраста находится на крайне высоком уровне, лишь 5-7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми. Такая тенденция роста количества детей с проблемами здоровья - результат социального неблагополучия в семьях, возрастающей динамики современной жизни, бесконтрольности
информационного потока. Эта ситуация осложняет процесс обучения и воспитания, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении, что является серьезной педагогической проблемой[10, с. 32]. Социальная значимость проблемы здорового образа жизни актуализирует ряд аспектов, таких как уровень общей культуры, социальной активности, осознанный индивидуальный подход к физкультурно-оздоровительной деятельности [9,с.136].
Оздоровлением с помощью музыки, исследованием её влияния на здоровье и поведение занимались учёные на протяжении многих тысячелетий. О лечебно-оздоровительном эффекте звуков музыки, пения писали еще древние философы. Научные труды и результаты экспериментов современных учёных свидетельствуют о лечебно-
оздоровительных свойствах музыки, напрямую связанных с частотой звуковых колебаний и их влиянием на физиологические и психические процессы в организме человека [10, с. 41].В современных условиях значительно увеличился объем деятельности в ситуациях, которые требуют проявления быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной,
динамической точности
движений.Координация - есть
преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, а управление движениями заключается в контролировании движений посредством органов чувств,двигательных систем
организма и двигательных центров мозга, посылающих импульсы к мышцам.
Каждый ребенок имеет право на образование, приобщение к мировой культуре, на доступ и пользование информации, ему должна быть предоставлена возможность реализовывать свой творческий потенциал. Наполнить жизнь смыслом и радостью, осознать свою связь с обществом, быть ему творчески полезным ребенку помогает творческая терапия, активизирующим фактором которой является музыка. Движение можно считать одним из ведущихвидов музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключенными в нем возможностями разностороннего развития ребенка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще. Музыкальное движение приносит ребенку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления творчества. Это объясняется двигательной природой детского воображения и максимальной
доступностью музыкального движения для дошкольников всех возрастных групп [1, с.8]. В связи с этим существенно возрастает значимостьмузыкальных подвижных игр, в ходе которых ребенок приобретает не только опыт переживания удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает творческие способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия,но такжеразвивает навык быстрого выполнения предлагаемых движений, желание двигаться в соответствии с характером и содержанием музыкального сопровождения.Это актуализирует проблему использования подвижных игр как средства здоровьесбережения через вибрационный, физиологический и психологический факторы. Психологическое здоровье позволяет личности стать
самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры [7, с.93].Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие музыкальность дошкольника, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Целью данной работы является теоретическое обоснование
воспитательной и оздоровительной значимости использования в дошкольной организации музыкальных подвижных игр.
Задачи: 1. Выявить воспитательно-оздоровительные возможности подвижных игр в музыкально-творческой
деятельности дошкольников.
2. Проверить целесообразность использования этих игр на музыкальных занятиях в дошкольной организации в ходе педагогического эксперимента.
Методы и организация исследования.Подвижные игры являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения. Двигательные паузы жизненно
необходимы для дошкольников после продолжительной умственной работы, так как она связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Игры под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают условия для отдыха ранее возбужденных отделов. В подвижных играх задействованы все группы мышц: шейного отдела, плечевого пояса, спины и ног, а также брюшного пресса. Подвижные игры направлены на то, чтобы ребенок не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночника и всех мышц тела. В них решаются как воспитательно-образовательные задачи (развитие музыкального, звуковысотного, тембрового и динамического слуха, умение организовывать свои движения в пространстве), так и воспитательно-оздоровительные (закрепляются
двигательные умения и
навыки,совершенствуются диафрагмальное и певческое дыхание, общая моторика и мимика) [1, с. 11].Условно подвижные игры можно разделить на коммуникативные, выполняющие психотерапевтические
задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга, и пластико-ритмо-речевой театр. Перечисленные разновидности
разнопланово пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность - все то, что необходимо для развития творчества. Музыкальные подвижные игры отличаются яркими игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Исполняя подвижные игры с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух [2, с. 19]. В музыкальных подвижных играх хорошо развивается пластика движений, музыкальный слух и чувство ритма, развивается внимание, сложная телесная координация. Импровизированные
диалоги способствуют развитию чувства юмора, речи, находчивости и свободе общения, дети учатся проигрывать без потери личностного потенциала и самоуважения. Подвижные игры всегда сопровождаются психоэмоциональным напряжением, которое лежит в основе любой способности, а также в основе интуитивного мышления, следовательно, любая игра обеспечивает творческое и интеллектуальное созревание ребенка.
Результаты и их
обсуждение.Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей приводит к тому, что дети значительно быстрее и на
более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями; постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении
двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.); испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения новых и разнообразных движений [10, с. 33].Эффективность творческого развития ребенка в процессе подвижных игр обеспечивается адекватностью
переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки. Овладевая игровыми умениями, дошкольники сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач [2, 18].Музыкальные подвижные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях: усложнении задач и способов познавательной музыкальной деятельности; обогащении содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений; появлении направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности; более активном использовании таких моделей взаимодействия педагога и ребенка, как взрослый-ведомый, взрослый-консультант, взрослый-наблюдатель.
Участие старшего дошкольника в музыкальной -подвижной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление,
фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей. Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народнопоэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма [5,6]. На основе анализа научно-методической литературы, фольклористических источников была разработана и введена в практику система занятий, включающих музыкальные подвижные игры, с успехом оправдавшие себя в ходе эксперимента[3,4].
1. Подвижные игры для детей старшей группы:
«Жук»/ цель: развивать
эмоциональную отзывчивость и творческую активность, проявляя оригинальность и самостоятельность. «Мы ногами топ-топ»/ цель: побуждать придумывать танцевально-игровые
движения под марш, колыбельную, пляску. «Начинаем перепляс»/цель:
формировать способность передавать в движении характер музыки, развивать двигательную свободу, координацию, коммуникативность. «Мартышки»/цель: развивать умение обыгрывать содержание песни, импровизировать игровые движения персонажей песенки. «Дом, который построил Джек» / цель: развивать чувство ритма, речевое интонирование, умение ощущать свое тело и управлять им, бережно относиться к партнеру во время игры.«Яблонька» / цель: развивать музыкальность (чувство ритма, интонационную выразительность,
музыкальную память), умение
инсценировать песни на основе фольклора. «Фигуры»/ цель: развивать речевое интонирование, умение «играть» своим телом, передавая в движениях игровые музыкальные образы воды, цветов, космических объектов.
2. Подвижные игры для детей подготовительной к школе группы:
«Дни недели» /цель: развитие речевой моторики и слухового внимания, умения самостоятельно искать способ передачи в движении музыкально-игровых образов. «Лебедушка»/цель: развивать умение обыгрывать содержание песни. «Прогулка в зимнем лесу»/цель: развивать способность передавать музыкально-игровые образы животных и птиц через мимику и движения.«Обезьянки и тигр» / цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и творческое мышление детей. «Козынька»/ цель: развивать навык восприятия народной музыки, умение отражать ее содержание в пластике движений, формировать осознанное отношение к исполнению игровой роли.«Козочка и пастух»/цель: побуждать ксамостоятельному поиску способа передачи в движении игровых образов «козочки» и
«пастуха».«Солнечные зайчики» / цель: развивать танцевально-игровое
творчество, формировать навыки художественного исполнения образа «солнечного зайчика», стимулировать к проявлению фантазии и воображения. «Птичий хоровод»/ цель: закреплять умение детей передавать в танцевально-игровых движениях образы птиц, самостоятельно и творчески
инсценировать содержание песни.
Выводы. Диагностика, проведённая после эксперимента, подтверждает эффективность применения подвижных игр в работе с детьми. Отмечается, что занятия способствуют улучшению психологической атмосферы в детском коллективе. Прослеживается
положительная динамика уровня развития музыкально-творческих способностей и певческих навыков у каждого из детей: увеличился диапазон голоса, чистота интонирования, чувство ритма; немного медленнее происходит освоение навыков певческого дыхания и звукообразования. Игры воспитывают самоконтроль и являются лучшей формой организации эмоционального поведения. Подчиняя импульсивные желания правилам игры,
ребенок совершает волевое усилие, тренируя тем самым волю. Музыка, движение и речь, регулируют моторику, ловкость, пластику и грацию движений, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нем, мышечное чувство и сложную телесную координацию ребенка.
Литература
1. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы I М.Ю. Гоголева, A.A. Селиванов. - Ярославль : Aкадемия развития, 2006. - 84 с.
2. Боровик, Т. Пути педагогического творчества I Т. Боровик II Музыкальный руководитель. - 2004. - № 2. - С. 18-22.
3. Дормидонтова, Л.П.Подвижные игры на музыкальных занятиях! Л.П. Дормидонтова. -Ульяновск : УИПК OTO, 2007. -55 с.
4. Дормидонтова, Л.П.Конспекты занятий по развитию творческих способностей старших дошкольников в координационно-подвижных играх I Л.П. Дормидонтова II Развитие творческих способностей дошкольников:методическое пособие. -Ульяновск :УлГТУ, 2008. - С.65-87.
5. Дормидонтова, Л.П. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях и в повседневной жизни современного ДOУ I Л.П. Дормидонтова II Инновационные педагогические технологии: теория и практика реализации в образовательных учреждениях. -Ульяновск : ФГБOУ ВШ УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. - С. 176-181.
6. Dormidontova, L. Regionalny folk music in kindergarten and school. The model program, methods: a teaching aid. / L. Dormidontova. - Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 208 p.
7. Лебедева, OB. Формирование психологического здоровья студента в контексте компетентностного подхода I O. В. Лебедева II Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2(35). - С.89-96.
8. Логинов, В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников I В.В. Логинов II Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1(38). - С. 180-188.
9. Oплетин, A.A. Педагогическая технология формирования компетенции саморазвития личности средствами физической культуры I A.A. Oплетин II Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. -№ 3(36). - С.133-140.
10. Янушевска-Варых, М.М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. I М.М. Янушевска-Варых. - М. : Издательский дом PAO, 2005. - 370 с.
References
1. Gogoleva M. Y., Selivanov A.A. Logoritmika v detskom sadu. Starshaya i podgotovitel'naya gruppy [Logorhythmics in a kindergarten. Senior and preparatory groups], Yaroslavl : Academy of development, 2006, 84 p.
2. Borovik T. Muzykal'nyi rukovoditel', 2004, No. 2, pp. 18-22.
3. Dormidontova L. P. Podvizhnye igry na muzykal'nykh zanyatiyakh [Outdoor games at musical lessons], Ulyanovsk : Ulyanovsk Institute of Qualification Improvement of Pedagogical Workers of Education, 2007., 55p.
4. Dormidontova L. P. Razvitie tvorcheskikh sposobnostei doshkol'nikov [Creative abilities development among pre-school children], Ulyanovsk : Ulyanovsk State Technical University, 2008, pp. 6587.
5. Dormidontova L. P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: teoriya i prak—tika realizatsii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [[Innovative pedagogical technologies: theory and practice of realization at educational establishments], Ulyanovsk : Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov, 2015, pp. 176-181.
Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.
6. Dormidontova L. P. Regional folk music at a kindergarten and school. The model program, methods: a teaching aid / L. P. Dormidontova. -Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 208 p.
7. Lebedeva O. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 89-96. http ://j ournal -science .org/ru/article/166. htmlD OI:
10.14526/01_1111_13
8. Loginov V. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, No. 1(38), pp. 180-188.http://journal-science.org/ru/article/338.htmlDOI: 10.14526/01_1111_93
9. Opletin A. A. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 3(36), pp. 133-140.http://journal-science.org/ru/article/230.htmlD0I: 10.14526/01_1111_39
10. Yanushevska-Varykh M. M. Razvivayushchie vozmozhnosti muzyki v obuchenii detei raznogo intellektual'nogo urovnya [Developmental abilities of music in teaching children of different intellectual level], Moscow : Publishing house of the Russian Academy of Education, 2005, 370 p.
Дормидонтова Лариса Петровна — доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: [email protected]