УАК 159.9
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
© Н. А. Половинкина © О. Ф. Пудова © Т. В. Титова
Половинкина Надежда Анатольевна руководитель СП ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 7»
e-mail: polovinkinana@yandex.ru
Пудова Ольга Федоровна старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 7»
e-mail: pudova_1967@mail.ru Титова
Татьяна Владимировна педагог-психолог СП ГБОУ СОШ № 8 г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 7»
e-mail: titovatv30@yandex.ru
В статье прелставлено исслелование, целью которого через социальный проект «Твори лобро» по луховно-нравственному воспитанию летей лошкольного возраста в условиях социального партнерства с олинокими пожилыми люльми, способствовать формированию у летей луховно-нравственных ценностей, культуры общения со старшим поколением, воспитанию у летей уважительного отношения к пожилым люлям.
Ключевые слова: преемственность, духовно-нравственное воспитание, уважение, забота, милосердие, сострадание, пожилые люди.
В современном мире немаловажную роль в укреплении связей между поколениями, воспитании духовно-нравственных ценностей и в проявлении гражданских инициатив является взаимодействие между молодежью и пожилыми людьми [4, с. 26]. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений.
Актуальность проекта заключается в том, что в наше время существует недостаток в общении подрастающего поколения с пожилыми людьми. Возникает необходимостью в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, в уважительном отношении к пожилым людям, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)
«Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет», — гласит народная мудрость. К сожалению, «старики», которым «везде у нас почет», стали большой редкостью.
Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста [2, с. 45]. Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди зачастую оказываются брошенным поколением, лишенным сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных и близких людей.
В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, но большое количество представителей современного общества оставляет их на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали «обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем. Наследуя эти блага, молодые люди не должны забывать, что рано или поздно, они тоже состарятся.
Конфликт поколений в России проявляется в следующих фактах: обесценивание старости в глазах молодого поколения; вытеснение пожилых людей на периферию социальной жизни; увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом [6, с. 56].
В то же время, необходимо помнить о значительном потенциале людей пожилого возраста - интеллектуальном, эмоциональном, о колоссальном опыте, хранимом в памяти пожилых людей. Несмотря на множество физических и психологических ограничений пожилых, большинство из них обладают большим человеческим потенциалом, подчас не осознаваемым ими и невостребованным для окружающих [5, с. 75].
На основании выше перечисленного, коллектив детского сада № 4 г.о. Отрадный решил провести исследование, цель которого формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через преемственность поколений. Для того чтобы провести это исследование, нами был разработан и реализован социальный проект «Твори добро».
Новизна проекта связана с организацией совместных мероприятий, в которые принимают участие дети, педагоги и одинокие пожилые люди.
Данный проект основан на длительном творческом сотрудничестве СП ГБОУ СОШ № 8 детского сада № 4 г.о. Отрадный и Государственного бюджетного учреждение Самарской области «Отрадненский пансионат для ветеранов войны и труда (дом-интернат для престарелых и инвалидов)», направлено оно на связь поколений. Данный проект предусматривает взаимодействие между поколениями воспитанников и пожилыми людьми. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, социально-личностного развития детей, формирования гражданской позиции, уважения к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений.
Таким образом, целью проекта является создание условий для диалога между представителями разных поколений, а именно представителей старшего поколения и воспитанниками структурного подразделения ГБОУ СОШ № 8 детского сада № 4, формирование у воспитанников уважения к представителям старшего поколения.
Методика исследования
Задачами настоящего исследования являлись:
1) организация детей на дела, направленные на помощь и заботу о старшем поколении;
2) помощь пожилым людям повысить социальную активность;
3) организация общения и взаимодействие детей с пожилыми людьми средствами организации совместных мероприятий;
4) содействие формированию социально-значимых проявлений чувств воспитанников — таких как уважение, забота, милосердие, сострадание, сочувствие желание оказывать пожилым людям помощь;
5) привлечение внимания общественности к старшему поколению через публикацию статей на сайте учреждения и городских газетах «Вестник Отрадного», «Рабочая трибуна».
Особенностями работы с одинокими пожилыми людьми было:
а) формирование адекватной самооценки, так как пожилые люди оказавшиеся в доме инвалидов характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой. Работа по налаживанию общения с другими людьми. У пожилых людей оказавшись в доме-интернате для престарелых и инвалидов существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие события находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом. Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение;
6) повышение социальной активности пенсионеров, так как с переездом в дом-интернат для престарелых и инвалидов у некоторых пожилых людей появляется ощущение ненужности обществу, развивается чувство бесперспективности дальнейшей жизни;
в) организация занятий в сфере досуга и отдыха.
Особенностями работы с детьми являлись:
а) подготовка детей к совместному мероприятию с одинокими пожилыми людьми;
б) проведение мероприятий в детском саду для пожилых людей. Совместно проведенное время обеспечит более тесное взаимопонимание, взаимоуважение старшего поколения с детьми, обеспечит психологический комфорт;
в) знакомство детей с прошлым нашей Родины. Формирование у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям (оказание помощи, изготовление подарков и поздравление с днем рождения).
г) приглашение на совместные мероприятия детей и одиноких пожилых людей [5, с. 7].
В ходе реализации социального проекта планировалось получить следующие результаты [7]:
1. Практическая помощь пожилым одиноким людям (дом-интернат для престарелых и инвалидов).
2. Радость и удовольствие от общения и совместных мероприятий участниками проекта.
3. Социальная активность воспитанников, готовность помочь нуждающимся.
4. Обстановка семейного праздника, досуга, в котором принимают участие оба поколения.
5. Духовно-эмоциональная связь между поколениями.
6. Проявление уважения к людям старшего возраста.
Для доказательства эффективности социального проекта была разработана анкета, которую заполняли пожилые люди и дети старшего дошкольного возраста дважды (до реализации проекта и по его окончанию). Интервал между анкетированием составил 6 месяцев. Выборка составила: дети старшего дошкольного возраста — 31 человек; ветераны войны и труда — 17 человек.
Гипотеза исследования: при взаимодействии детей и одиноких пожилых людей, у детей формируются духовно-нравственные ценности: культура общения со старшим поколением, уважительное отношение к пожилым людям
Обработка результатов анкетирования производилась с помощью критерия углового преобразования Фишера ц*.
Результаты исследования
Результаты анкетирования до реализации проекта детей старшего дошкольного возраста приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количество ответов при анкетировании детей старшего дошкольного возраста до реализации проекта «Твори добро»
п/п Вопросы Да Нет
1. Ты знаешь, когда отмечают праздник всех бабушек и дедушек? 7 (22,6%) 24 (77,4%)
2. Ты знаешь сказки, где присутствуют бабушки и дедушки? 25 (80,6%) 6 (19,4%)
3. Ходишь ли ты в гости к своим бабушке и дедушке? 20 (64,5%) 11 (35,5%)
4. Нужно ли приглашать их в гости? 19(61,3%) 12 (38,7%)
5. Любят ли старые люди, когда к ним приходят в гости? 21 (67,7%) 10 (32,3%)
6. Ты хочешь, чтобы дедушка и бабушка жили с вами вместе? 20 (64,5%) 11 (35,5%)
7. Нужно ли помогать старым людям? 21 (67,7%) 10 (32,3%)
8. Готов ли ты помогать старым людям? 19(61,3%) 12 (38,7%)
9. Интересны ли тебе рассказы старых людей об их прошлой жизни? 15 (48,4%) 16 (51,6%)
10. Интересно ли тебе узнать, какое детство было у них? 16(51,6%) 15 (48,4%)
11. Весело ли живется одиноким старым людям? 10 (32,3%) 21 (67,7%)
Из таблицы 1 видно, что большинство детей старшего дошкольного возраста не хотят, чтобы бабушки и дедушки жили с ними. Они считают, что старым людям не нужно помогать, и они не готовы помогать им. В то же время анкетирование пожилых людей до реализации проекта дало результаты, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Количество ответов анкетирования одиноких пожилых людей до реализации проекта «Твори добро»
п/п Вопросы Да Нет
1. Есть ли у Вас внуки или знакомые маленькие дети? 7 (41,2%) 10 (58,8%)
2. Приглашают ли они Вас в гости? 2 (11,8%) 15 (88,2%)
3. Хватает ли Вам общения? 5 (29,45%) 12 (70,6%)
4. Считаете ли Вы, что пожилые люди могут быть полезными для подрастающего поколения? 13 (76,5%) 4 (23,5%)
5. Вы готовы рассказать о своем детстве маленьким гостям? 5 (29,4%) 12 (70,6%)
6. Интересно ли им будет послушать о вашем детстве? 10 (58,8%) 7 (41,2%)
7. Нуждаетесь ли Вы в заботе и внимании? 15 (88,2%) 2 (11,8%)
8. Вы считаете себя активным человеком? 6 (35,3%) 11 (64,7%)
9. Вы готовы принимать посильное участие в концертах в детском саду, в беседах с психологом, в спортивных мероприятиях, в создании творческих работ своими руками? 7 (41,2%) 10 (58,8%)
10. Помогут ли Вам перечисленные мероприятия повысить настроение? 5(29,4%) 12 (70,6%)
Из таблицы 2 следует, что одиноким пожилым людям не хватает общения, они нуждаются в заботе и внимании, они малоактивны.
По результатам опроса социальных партнеров, которым являлось ООО Сан Таун, был выявлен подход партнеров к социальному проекту, заключающийся в привлечение внимания к социально-незащищенным слоям населения. Партнеры были готовы участвовать в социальном проекте. По их мнению, социально-ориентированные организации — это организации, которые обращают внимание на социальный статус клиента. Они считают, что нужно помогать одиноким пожилым людям. Помощь одиноким пожилым людям заключается в проявлении внимания, особенно в праздники. Партнеры считают, что разнообразить жизнь одиноких пожилых людей, находящихся в доме-интернате для престарелых и инвалидов, можно, приходя к ним в гости.
Исходя из результатов анкетирования, были спланированы мероприятия, которые проводили педагоги, специалисты: концерты с участием детей «День инвалида», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы»; занятие по формированию адекватной самооценки, уверенности в себе, своих силах; мастер-класс по адаптивной физической культуре для инвалидов с участием детей; мастер-класс «Изготовление кукол-оберегов» с участием детей [7, с. 100].
Особенно были интересны следующие мероприятия.
• Концерт, посвященный Дню инвалидов и наступающему Новому году. Дети поздравили пожилых людей пансионата с наступающим Новым годом, показали им зимнюю новогоднюю сказку, подарили каждому пожилому человеку поделку, сделанную своими руками.
• Занятие педагога-психолога, цель которого формирование уверенности в себе, своих силах. Обстановка была дружеская, атмосфера спокойная. В ходе
занятия пожилые люди беседовали, отвечали на вопросы, выполняли различные задания, расслаблялись под спокойную, умиротворяющую музыку [4, с. 12].
• Концерт, который был посвящен Дню защитника Отечества. На этот концерт несколько представителей пансионата, а именно мужчины приезжали в детский сад.. На празднике были различные соревнования на силу и ловкость, в которых участвовали дети и ветераны. В заключение праздника дети подарили гостям самолеты, изготовленные своими руками.
• Занятие по адаптивной физической культуре, которое проводила инструктор по физической культуре. На этом занятии были проведены различные упражнения со спортивном инвентарем. Дети помогали пожилым людям выполнять упражнения [3, с. 25].
• Занятие, которое проводила педагог по ИЗО деятельности. Дети вместе с пожилыми людьми изготавливали весенний натюрморт «Одуванчики».
• Концерт, который был посвящен 8 марта. Дети с музыкальным руководителем показали различные танцевальные номера, спели песни.
• Концерт, посвященный Дню Победы. Дети подготовили концертную программу, подарки. Ветераны вспоминали свою молодость, смотрели фильм про жителей пансионата.
Мероприятия были освещены в СМИ, на официальном сайте детского сада 4, был снят репортаж, который транслировался на телеканале «РенТУОтрадный».
После реализации проекта было проведена повторное анкетирование участников проекта.
По результатам анкетирования после реализации проекта детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты (таблица 3).
Таблица 3
Количество ответов анкетирования детей старшего дошкольного возраста после реализации проекта «Твори добро»
п/п Вопросы Да Нет
1. Ты знаешь, когда отмечают праздник всех бабушек и дедушек? 20 (64,5%) 11 (35,5%)
2. Ты знаешь сказки, где присутствуют бабушки и дедушки? 29 (93,5%) 2 (6,5%)
3. Ходишь ли ты в гости к своим бабушке и дедушке? 25 (80,6%) 6 (19,4%)
4. Нужно ли приглашать их в гости? 30 (96,8%) 1 (3,2%)
5. Любят ли старые люди, когда к ним приходят в гости? 30 (96,8%) 1 (3,2%)
6. Ты хочешь, чтобы дедушка и бабушка жили с вами вместе? 25 (85,4%) 6 (14,6%)
7. Нужно ли помогать старым людям? 30 (96,8%) 1 (3,2%)
8. Готов ли ты помогать старым людям? 30 (96,8%) 1 (3,2%)
9. Интересны ли тебе рассказы старых людей об их прошлой жизни? 25 (85,4%) 6 (14,6%)
10. Интересно ли тебе узнать, какое детство было у них? 27 (87,1%) 4 (12,9%)
11. Весело ли живется одиноким старым людям? 5 (16,1%) 26 (83,9%)
Из таблицы 3 видно, что после реализации проекта «Твори добро» большинство детей стали считать, что нужно помогать одиноким пожилым людям, и они это делают. Однако ответы детей до реализации проекта, и после на вопросы: «Ходишь ли ты в гости к своим бабушке и дедушке?» «Ты хочешь, чтобы дедушка и бабушка жили с вами вместе?» — не изменились.
Результаты анкетирования одиноких пожилых людей после реализации проекта приведены в таблице 4.
Таблица 4
Количество ответов при анкетировании одиноких пожилых людей после реализации проекта «Твори добро»
п/п Вопросы Да Нет
1. Есть ли у Вас внуки или знакомые маленькие дети? 8 (47,1%) 9 (52,9%)
2. Приглашают ли они Вас в гости? 3 (17,6%) 14 (82,4%)
3. Хватает ли Вам общения? 10 (58,8%) 7 (41,2%)
4. Считаете ли Вы, что пожилые люди могут быть полезными для подрастающего поколения? 16 (94,1%) 1 (5,9%)
5. Вы готовы рассказать о своем детстве маленьким гостям? 16 (94,1%) 1 (5,9%)
6. Интересно ли им будет послушать о вашем детстве? 16 (94,1%) 1 (5,9%)
7. Нуждаетесь ли Вы в заботе и внимании? 16 (94,1%) 1 (5,9%)
8. Вы считаете себя активным человеком? 14 (82,4%) 3 (17,6%)
9. Вы готовы принимать посильное участие в концертах в детском саду, в беседах с психологом, в спортивных мероприятиях, в создании творческих работ своими руками? 16 (94,1%) 1 (5,9%)
10. Помогут ли Вам перечисленные мероприятия повысить настроение? 16 (94,1%) 1 (5,9%)
Таким образом, по результатам опроса одиноких пожилых людей после реализации проекта «Твори добро», можно сделать выводы, что большинству опрошенных стало хватать общения, они почувствовали себя активными людьми, стали с удовольствием участвовать в мероприятиях с детьми.
Для доказательства эмпирической гипотезы был вычислен угловой многофункциональный критерий Фишера по каждому вопросу (табл. 5).
Результаты математической обработки данных подтвердили выдвинутую нами гипотезу: взаимодействие детей старшего дошкольного возраста с одинокими пожилыми людьми способствовало формированию у детей духовно-нравственных ценностей, культуры общения со старшим поколением, воспитанию у детей уважительного отношения к пожилым людям.
Таблица 5
Значения критерия углового преобразования Фишера (ц*) по результатам опроса детей и одиноких пожилых людей до и после реализации проекта «Твори добро»
п/п Вопросы ф*
Анкетирование детей старшего дошкольного возраста
1. Ты знаешь, когда отмечают праздник всех бабушек и дедушек? 3,44**
2. Ты знаешь сказки, где присутствуют бабушки и дедушки? 1,67*
3. Ходишь ли ты в гости к своим бабушке и дедушке? 1,43
4. Нужно ли приглашать их в гости? 3,87**
5. Любят ли старые люди, когда к ним приходят в гости? 3,34**
6. Ты хочешь, чтобы дедушка и бабушка жили с вами вместе? 1,43
7. Нужно ли помогать старым людям? 3,34**
8. Готов ли ты помогать старым людям? 3,87**
9. Интересны ли тебе рассказы старых людей об их прошлой жизни? 2,72**
10. Интересно ли тебе узнать, какое детство было у них? 3,42**
11. Весело ли живется одиноким старым людям? 1,64*
Анкетирование одиноких пожилых людей
1. Есть ли у Вас внуки или знакомые маленькие дети? 0,35
2. Приглашают ли они Вас в гости? 0,48
3. Хватает ли Вам общения? 1,76*
4. Считаете ли Вы, что пожилые люди могут быть полезными для подрастающего поколения? 1,64*
5. Вы готовы рассказать о своем детстве маленьким гостям? 4,39**
6. Интересно ли им будет послушать о вашем детстве? 2,63**
7. Нуждаетесь ли Вы в заботе и внимании? 0,62
8. Вы считаете себя активным человеком? 2,93**
9. Вы готовы принимать посильное участие в концертах в детском саду, в беседах с психологом, в спортивных мероприятиях, в создании творческих работ своими руками? 3,67**
10. Помогут ли Вам перечисленные мероприятия повысить настроение? 4,39**
Примечание: * при p < 0,05; ** р < 0,01
Дети старшего дошкольного возраста стали помогать пожилым людям, своим бабушкам и дедушкам; начали проявлять должное уважение к старшим.
Одинокие пожилые люди стали более активны, они начали с удовольствием участвовать в различных мероприятиях, которые организуются в пансионате, у них повысилась уверенность в себе, своих силах.
Выводы
На основе выше изложенного сделаны следующие выводы.
1. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей должен иметь системный, целостный характер.
2. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста является неотъемлемым звеном в целостном развитии личности.
3. В формировании духовно-нравственных ценностей личности ребенка должна соблюдаться преемственность поколений.
4. Эффективность реализации преемственности поколений в формировании духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников во многом определяется тесным сотрудничеством педагогов, родителей, пожилых людей, и их готовностью к ценностно-ориентировочной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. — Москва : Просвещение, 2004. — 256 с.
2. Артемова, Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 7. — С. 56—63.
3. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. — Москва : Просвещение, 1989. — 453 с.
4. Гарбуза, Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказками // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 5. — С. 25—28.
5. Киркос, П. Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. — Санкт-Петербург : Просвещение, 2005. — 356 с.
6. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. — Москва : Мозаика-Синтез, 2008. — 145 с.
7. Половинкина, Н. А. Ресоциализация одиноких пожилых людей через социальный проект «Твори добро» / Н. А. Половинкина, О. Ф. Пудова, Т. В. Титова // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров : сб. науч. ст. / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 94—100.
REFERENCES
1. Aleshina N. V. Patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov [Patriotic education of preschool children] Moscow: Prosveshhenie, 2004. 256 p. (in Russian).
2. Artemova E. I. Doshkol'naja pedagogika [Pre-school pedagogy]. 2012. No. 7. Pp. 56—63 (in Russian).
3. Vinogradova A. M. Vospitanie nravstvennyh chuvstv u starshih doshkol'nikov [The education of the moral feelings of the senior preschool children]. Moscow: Prosveshhenie, 1989. 453 p. (in Russian).
4. Garbuza L. G. Doshkol'naja pedagogika [Pre-school pedagogy]. 2012. No. 5. Pp. 25-28 (in Russian).
5. Kirkos, P. Ju. Patrioticheskoe vospitanie doshkol'nikov [Patriotic education of preschool children]. St. Petersburg: Prosveshhenie, 2005. 356 p. (in Russian).
6. Petrova V. I. Nravstvennoe vospitanie v detskom sadu [Moral education in kindergarten]. Moscow: Mozaika-Sintez, 2008. 145 p. (in Russian).
7. Polovinkina N.A. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnjorov: sb. nauchnyh statej / pod red. N.V. Naumovoj [Implementation of social projects through the interaction of pre-school organizations and external social partners: collection of scientific articles / under the editorship of N. In. Naumova]. Samara: Izd-vo «Insoma-press», 2015. Pp. 94-100 (in Russian).
The formation of spiritual and moral values among preschool age children through
the Succession of generations
N. Polovinkina, O. Pudova, T. Titova
The article presents a study through the social project «Do good» on spiritual and moral education of preschool children in conditions of social partnership with lonely elderly people, to develop the formation of children's moral values, culture of communication with the senior generation, teaching the children to respect the elderly.
Key words: succession of generations, spiritual and moral education, respect, care, mercy, compassion, the elderly people, the social partners.