Научная статья на тему 'Содержательная вариативность межпоколенных проектов как условие успешности социального воспитания школьников'

Содержательная вариативность межпоколенных проектов как условие успешности социального воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
содержание / межпоколенные проекты / социальное воспитание / школьники / пожилые люди / content / intergenerational projects / social education / schoolchildren / old people.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокин Владимир Андреевич

В статье раскрывается содержание межпоколенных проектов в социальном воспитании школьников. Представлен опыт использования различных медпоколенных проектов как в России, так и за рубежом. Описываются варианты содержания межпоколенных проектов, связанных с социальной помощью и поддержкой; укреплением межсемейных отношений; ликвидацией социальной изолированности; охраной окружающей среды, образовательные, культурно-досуговых, патриотических, оздоровительных проектов. Особое внимание уделяется раскрытию субъектно-объектной позиции участников межпоколенных проектов (детей и пожилых людей) и ее роли в социальном воспитании школьников. Основные выводы статьи: содержательных направлений, тем межпоколенных проектов должно быть как можно больше. Практически невозможно объединить подростков и пожилых людей, привлекая каким-то одним, пусть очень привлекательным и важным, содержанием. Необходим хотя бы один энтузиаст среди пожилых людей или детей, увлекающийся каком-то особым делом, который обязательно найдет себе партнера, такого же увлеченного человека, который подключится к данному увлечению. Еще два вывода: чем больше креативные возможности инициаторов и исполнителей проектов, чем лучше они подбирают команду, в большей степени проявляют энтузиазм в моделировании проекта, чем активнее используют рекламу, тем больше у них шансов получить финансирование и достичь масштабных размеров распространения опыта своего проекта. Как правило, создание проекта начинается с осознания его создателями определенной идеи или овладения ими определенной методикой, ибо в этом случае легче сформировать команду единомышленников. И последний вывод – не надо стремиться к массовости. Главное – это характер включенности как пожилого человека, так и школьника в организуемое взаимодействие с учетом их субъектно-объектной позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content Variations of Intergenerational Projects as a Condition of Schoolchildren’s Successful Social Education

The abstract describes the content of intergenerational projects in social education of schoolchildren. It presents the experience of using of different intergenerational projects in Russia and abroad. Intergenerational projects of following types are described: social help and support; strengthening of interfamily’s relations; liquidation of social isolation; educational; defense of social environment, cultural and leisure projects, patriotic; health. Special attention is paid to the subject-object position of participants of intergenerational projects of children and old people and its role in social education of schoolchildren. Main conclusions of the abstract: the substantial directions, themes of intergenerational projects should be as much as possible. It is almost impossible to unite teenagers and elderly people with one even very attractive and important contents. One enthusiast among elderly people or children who is fond of some special hobby who will surely find to himself the partner, the same keen person who would be connected to this hobby is necessary at least. Two more conclusions: the more creative opportunities of initiators and performers of projects, the better they select a team, show energy and enthusiasm in modeling of the project, when they use advertizing more actively, then there are more chances for them to receive financing and to reach the large-scale amount of distribution of the project experience. As a rule, creation of the project begins with understanding by its founders of a certain idea or mastering them a certain technique because in this case it is easier to create a team of adherents. And the last conclusion is that it is not necessary to strive for mass character. The main thing is a character of inclusiveness both the elderly person, and school student in the organized interaction taking into account their subject and object position.

Текст научной работы на тему «Содержательная вариативность межпоколенных проектов как условие успешности социального воспитания школьников»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10155 УДК 37.031.42

В. А. Фокин

https://orcid.org/0000-0002-6935-5577

Содержательная вариативность межпоколенных проектов как условие успешности социального воспитания школьников

В статье раскрывается содержание межпоколенных проектов в социальном воспитании школьников. Представлен опыт использования различных медпоколенных проектов как в России, так и за рубежом. Описываются варианты содержания межпоколенных проектов, связанных с социальной помощью и поддержкой; укреплением межсемейных отношений; ликвидацией социальной изолированности; охраной окружающей среды, образовательные, культурно-досуговых, патриотических, оздоровительных проектов. Особое внимание уделяется раскрытию субъектно-объектной позиции участников межпоколенных проектов (детей и пожилых людей) и ее роли в социальном воспитании школьников. Основные выводы статьи: содержательных направлений, тем межпоколенных проектов должно быть как можно больше. Практически невозможно объединить подростков и пожилых людей, привлекая каким-то одним, пусть очень привлекательным и важным, содержанием. Необходим хотя бы один энтузиаст среди пожилых людей или детей, увлекающийся каком-то особым делом, который обязательно найдет себе партнера, такого же увлеченного человека, который подключится к данному увлечению. Еще два вывода: чем больше креативные возможности инициаторов и исполнителей проектов, чем лучше они подбирают команду, в большей степени проявляют энтузиазм в моделировании проекта, чем активнее используют рекламу, тем больше у них шансов получить финансирование и достичь масштабных размеров распространения опыта своего проекта. Как правило, создание проекта начинается с осознания его создателями определенной идеи или овладения ими определенной методикой, ибо в этом случае легче сформировать команду единомышленников. И последний вывод - не надо стремиться к массовости. Главное - это характер включенности как пожилого человека, так и школьника в организуемое взаимодействие с учетом их субъектно-объектной позиции.

Ключевые слова: содержание, межпоколенные проекты, социальное воспитание, школьники, пожилые люди.

V. A. Fokin

Content Variations of Intergenerational Projects as a Condition of Schoolchildren's Successful Social Education

The abstract describes the content of intergenerational projects in social education of schoolchildren. It presents the experience of using of different intergenerational projects in Russia and abroad. Intergenerational projects of following types are described: social help and support; strengthening of inteifamily's relations; liquidation of social isolation; educational; defense of social environment, cultural and leisure projects, patriotic; health. Special attention is paid to the subject-object position of participants of intergenerational projects of children and old people and its role in social education of schoolchildren. Main conclusions of the abstract: the substantial directions, themes of intergenerational projects should be as much as possible. It is almost impossible to unite teenagers and elderly people with one even very attractive and important contents. One enthusiast among elderly people or children who is fond of some special hobby who will surely find to himself the partner, the same keen person who would be connected to this hobby is necessary at least. Two more conclusions: the more creative opportunities of initiators and performers of projects, the better they select a team, show energy and enthusiasm in modeling of the project, when they use advertizing more actively, then there are more chances for them to receive financing and to reach the large-scale amount of distribution of the project experience. As a rule, creation of the project begins with understanding by its founders of a certain idea or mastering them a certain technique because in this case it is easier to create a team of adherents. And the last conclusion is that it is not necessary to strive for mass character. The main thing is a character of inclusiveness both the elderly person, and school student in the organized interaction taking into account their subject and object position.

Keywords: content, intergenerational projects, social education, schoolchildren, old people.

В настоящее время актуальной задачей социального воспитания школьников является укрепление межпоколенных взаимодействий. Цель государства увеличить продолжительность жизни людей в среднем до 80 лет актуализировала такую педагогическую задачу, как развитие межпоколенных связей. Поэтому в практику воспита-

тельной работы школ и учреждений дополнительного образования внедряется определенная система межпоколенных проектов.

Изучение работ Н. Басова, С. Тетерского, Е. Холостовой показало, что можно выделить следующие типы межпоколенных проектов: социальная помощь и поддержка, укрепление меж-

© Фокин В. А., 2018

семейных отношений, ликвидация социальной изолированности, охрана окружающей среды, культурно-досуговые, профилактика правонарушений, улучшение отношений в социуме, образовательные, патриотические, оздоровительные проекты [10, 11, 13].

В ходе исследования мы изучили проекты, которые уже существуют по инициативе детей, пожилых людей, школ, общественных организаций в региональной социально-педагогической практике РФ. Мы искали межпоколенные проекты в опыте международных социально-

геронтологических программ, информация о которых расположена на сайтах социальных служб различных стран в интернете, в электронных журналах для пожилых людей, издаваемых в разных странах [19, 20, 21, 22, 23]. В ходе этой работы определилась вариативность содержания межпоколенных проектов, которую мы и представляем. Заметим, что большинство проектов выполняют комплекс воспитательных задач, при одной ведущей цели, которую мы назвали смыс-лообразующей или Сверхзадачей.

При всем многообразии содержательного наполнения особо выделяются межпоколенные проекты, направленные на оказание социальной помощи и поддержки пожилым людям. В этих проектах школьники выступают в роли субъектов организуемой деятельности. Идеи доброты, помощи, милосердия, сострадания являются Сверхзадачей таких проектов. Кратко проанализируем некоторые из них.

Широко известен межпоколенный проект «Тимуровцы», комплексный по своей сути. Книга А. Гайдара «Тимур и его команда», изданная в 1940 г., явилась отправной точкой для начала тимуровского движения. Его цель (особенно в военные и послевоенные годы в СССР) - помощь семьям фронтовиков, посещение детьми раненых в госпиталях и уход за ними, забота об эвакуированных. В этом проекте тимуровцы выступали не столько объектом социального воспитания, сколько его субъектом, поскольку направляли свою деятельность на оказание помощи людям, нуждающимся в ней.

В настоящее время цель подобного проекта -духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей, улучшение социального положения ветеранов, формирование у школьников заботливого отношения к старшему поколению, желания оказывать ему необходимую помощь и поддержку. В реализации тимуровского движения, особенно в сельской местности, школьники оказы-

вают посильную помощь ветеранам, например, по обслуживанию их жилья (убраться, что-то отремонтировать, покрасить забор, наколоть дров, скосить траву, посадить дерево, цветы и т. д.). Маленькое, но конкретное дело является ведущим в этих проектах. Помощь тимуровцев можно конкретизировать в общении с ветеранами, когда дети, например, просто записывали их воспоминания. Самое главное - это внимание, которое оказывается пожилому человеку. Ветерану и просто пожилому человеку важно знать, что он не забыт, его ратный труд, работа на трудовом фронте на благо Отечества не остались без внимания, и есть молодые люди, которые помогут в нужную минуту.

Подобные проекты существуют и в других странах. В ходе нашего исследования мы изучили работы ведущего американского геронтолога Т. Хокенстада [18], который инициировал реализацию социально-геронтологических проектов в штате Огайо (США). В частности, проекты, организуемые при социальном обслуживании хос-писных больных, то есть больных, кто безнадежно болен, у кого нет родственников и необходимо скрасить их последние дни, месяцы жизни, сделать это время максимально счастливым и комфортным. Приведем пример Проекта «Хоспин-ская программа» (штат Огайо, США) [18]. Цель проекта - помочь обитателем местного хосписа достойно провести свои последние дни жизни. Участники проекта - учащиеся школ. Эти школьники помогают в офисе хосписа, занимаются сбором пожертвований, оказывают практическую помощь в обслуживании больных, просто общаются с ними. Обычным является, когда больные рассказывают о своей жизни, а их рассказ записывается на видео, чтобы передать родственникам, которые по разным причинам не могут быть рядом в последние дни тяжелобольного человека.

Проекты по укреплению межсемейных отношений

Проект «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (г. Гомель. Беларусь). Цель проекта - повышение престижа семьи в сознании школьников, осознание ими значимости семейных ценностей. В рамках мероприятий проекта дети учатся у пожилых людей, как верно, без ссор и споров выходить из трудных жизненных ситуаций, как суметь сохранить тепло и уют домашнего очага, несмотря на различные неблагоприятные и конфликтные обстоятельства. По методу «Живая книга» свой жизненный опыт ребятам передают

супружеские пары со значительным семейным стажем.

Проект «Любовью дорожить умейте!»

(г. Киров). Цель проекта - возрождение традиций чествования супружеских пар, проживших 50, 55, 60 и более лет совместной жизни, передача опыта семейной жизни молодым; сохранение и поддержка семейных ценностей и связей между несколькими поколениями внутри семьи. В ходе мероприятий проекта происходит чествование семейных пар, отмечающих свои свадебные юбилеи. Ребята помогают провести праздник и поздравляют юбиляров.

Проект «Бабушкина забота» (г. Москва). Цель проекта - восстановить связь поколений через изучение и построение родословного древа. Этот проект объединил женщин пенсионного возраста, которые беспокоятся о будущем своих внуков. Знание своего родословного древа является бесценным подарком для внуков, а само построение древа служит важным средством воспитания последующих поколений. Восстанавливая свою родословную, пожилой человек удовлетворяет потребности в самопознании и уважении, признании со стороны потомков. Чтобы заняться историей рода, школьники обращаются к генеалогии, изучающей происхождение и родственные связи родов и отдельных лиц на протяжении многих поколений. Такой проект очень актуален для нашей страны, потому что произошла оторванность от родственных корней, что приводит к разрыву поколений. Пожилые и молодые объединяются вместе для сотрудничества.

Содержание следующей группы проектов связано с ликвидацией социальной изолированности. Эти проекты также довольно часто проводятся в различных регионах России.

Проекты «Письмо другу», «Старость в радость». Цель проектов - дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны. Участники: пожилые люди, живущие в домах престарелых, у которых нет близких родственников или друзей, которые бы им писали письма. Этим людям в последние годы не приходили письма или другие послания от друзей.

Школьники-волонтеры пишут, например, письма бабушке или дедушке из дома престарелых. Единственное условие - писать раз в месяц, не бросать, не забывать. Можно чаще, нельзя реже. В первое письмо школьники, как правило, вкладывают свою фотографию. Эти фотографии

обычно стоят у бабушек на тумбочках. Дети пишут о чем угодно. О себе, учебе, об отдыхе, рыбалке, о том, как провели лето, какую книгу прочитали, о животных и др. Таким пожилым людям не нужны какие-то волшебные слова, а важно простое человеческое обращения: «Здравствуйте! Как Вы себя чувствуете? Я был(-а) бы очень рад(-а) получить весточку от Вас, но буду писать, даже если Вы не ответите...». Следует подготовить школьников к тому, что некоторые бабушки и дедушки не склонны отвечать. Они очень рады письмам, читают их много раз, помнят чуть ли не наизусть, но отвечать им трудно. В любом случае эффект проектов очень высок и для детей, и для пожилых одиноких людей.

Образовательные проекты

Изучение работ А. Волохова, С. Григорьева, М. Рожкова, Г. Селевко [1, 2, 5, 7] показало, что в настоящее время эти проекты принадлежат к самым распространенным и масштабным в России и реализуются в рамках деятельности так называемых Университетов третьего возраста. Эти университеты существуют во многих городах РФ. В Кургане, Курске, Челябинске, Ярославле успешно действуют Народные университеты для пожилых людей. В Воронеже, Саратове, Новосибирске, в городах Дальнего Востока созданы факультеты для пожилых людей в высших учебных заведениях, в Орле работает Центр геронтообра-зования. Создана Всероссийская ассоциация университетов третьего возраста. Отличительной особенностью такого обучения пожилых людей является то, что занятия они посещают вместе с внуками.

Проект «Диалог поколений» реализуется при Народном университете для пожилых людей (г. Челябинск). Новизна и актуальность проекта связаны с использованием понятий «поколение» и «диалог» в образовательной работе. Их значение в проекте сводится к следующему: для молодежи - межпоколенный обмен, осведомленность о жизненном пути, проблемах и трудностях пожилых, оказание им помощи в освоении знаний, в том числе современных информационных технологий, реализация совместных инициатив; для старших поколений - внутри- и межпоколенное взаимодействие, спасение от одиночества, передача молодежи исторического и социального опыта, осознание своей активной роли в социально-экономическом и демократическом развитии страны; для общества - устанавливаются межпоколенные отношения, снижается социальная напряженность, формируется толерантность,

19

устанавливаются партнерские отношения для достижения взаимопонимания и согласия.

В рамках проекта реализуются различные совместные научно-практические, информационно-образовательные, культурно-досуговые мероприятия для пожилых и молодежи с использованием современных интерактивных методик и инновационных технологий. В работе с представителями старшего поколения широко применяется биографический подход. Каждый пожилой человек - участник или свидетель исторических событий, потому что историю делают люди, все вместе и каждый в отдельности. Поэтому так важны их воспоминания: детали, оценки, даже самые незначительные факты, из которых складывается большая и, главное, правдивая картина. Важны эти воспоминания, прежде всего, для самого человека - для самоутверждения, для должной самооценки. Еще более они важны для детей и внуков, кому жизнь родителей и дедов кажется историей, познать которую во всей достоверности, извлечь из нее полезные уроки может именно жизнь близкого человека. Так налаживается диалог поколений, а воспоминания ветеранов работают на социальное воспитание детей.

Проект «Межпоколенная школа» (США, штат Огайо). Школьники и пожилые люди, желающие получить среднее образование, учатся вместе, осваивая различные предметы, являющиеся обязательными для всех американских учащихся. Однако это обучение отличается от тех, что получают в обычных школах, формой организации занятий: межпоколенные дискуссии, посвященные решению жизненных проблем, межпоколенные экскурсии и путешествия, различная межпоколенная групповая работа. Особый акцент делается на привлечении к совместному обучению детей, живущих в семьях бабушек и дедушек, что также укрепляет взаимоотношения в семье. Совместная учебная деятельность пожилых и молодых благотворно влияет на их взаимоотношения.

Проекты по охране окружающей среды

Эти межпоколенные проекты разнообразны по своему содержательному наполнению и направлены на охрану, улучшение окружающей среды, благоустройство и озеленение дворов, территорий школ и социальных учреждений. И пожилые люди, и дети, в своем большинстве, любят природу, стремятся благоустроить свой ближайший социум (двор в доме, в соцучреждении), однако им нужен какой-то внешний стимул, чтобы заняться этим благоустройством. При мотивации подобных про-

ектов следует учесть слова известного раввина Пинхаца из Коренца, который однажды сказал: «Бывает так, что один человек не осмеливается петь громко, но как только к нему подходит еще один человек и начинает петь громко, то первый начинает петь громко тоже».

Проект «Кто кого перерастет». Члены клуба пенсионеров г. Новомосковска, Тульской области стали инициаторами этого проекта совместно с воспитанниками соседнего детского дома. Пожилые люди пришли в детский дом, чтобы совместными усилиями с детьми облагородить его парковую зону. Для этого они принесли различные семена цветов, саженцы растений. Особое внимание в подборе цветов они уделили семечковым, подсолнухам. Подсолнух - замечательный цветок. Его может вырастить любой ребенок. Достаточно кинуть зернышко в землю, после чего остается лишь наблюдать - как быстро из маленькой семечки вырастает огромный цветок, как он следит за солнышком, как появляются семечки. Каждый подросток посадил семечко в землю и поставил табличку со своим именем. Под руководством стариков были посажены и другие цветы, а также объявлен конкур «Кто кого перерастет». Чей подсолнух вырастет выше всех, тот и выиграл. Когда ребенок, подросток имеет возможность ухаживать и следить за ростом семечка, он наглядно изучает, каким образом работает природа. Он приобретает знания о цикле жизни растения, о том, как на нем может отразиться халатное отношение людей. Любого человека непременно заинтересует такой опыт, и он получит от него большое удовольствие. Еще напомним, что любой человек с детства знает, что в жизни надо посадить дерево, построить дом, родить сына. Начать с посадки дерева никогда не поздно.

Проект «Наш любимый, чистый город». Такие проекты в различных содержательных модификациях организуются во многих населенных пунктах России. Обычно инициируется какая-то общегородская акция (субботник) по уборке и высадке цветов на улицах города, посвященная знаменательной дате. В нее включаются учащиеся школ, члены детских клубов, клубов пенсионеров, ветеранов труда, обществ садоводов-любителей. Участники акции разбивались на группы по 5-6 человек, в каждой назначается свой шеф (пожилой человек) и отдельная территория, которая убирается и засаживается цветами. В ходе работы дети и старики общаются друг

с другом, обмениваются советами по посадке саженцев, говорят о жизни в целом.

Во многих малых городах, селах России популярен проект «Речка моего детства», когда подростки и пожилые люди совместно очищают от коряг, бутылок, другого мусора текущую по территории населенного пункта небольшую речку. Делали это с большим энтузиазмом, выдумкой, весело. Лучшим способом застраховать окружающую природную среду от вредоносного влияния человека является объяснение детям того, что ее нужно не только охранять, но и самому что-то делать, чтобы она стала краше, бережно относиться к ней.

Культурно-досуговые проекты

Проект «Бабушкины университеты», который реализуется во многих городах РФ, направлен на созидательное общение старших и младших, освоение детьми семейных устоев и ценностей, а также на их подготовку к будущей семейной жизни. Участники проекта - бабушки-пенсионерки, среди которых есть кулинары, швеи, люди творческих профессий. Бабушки приезжают в детские дома, реабилитационные центры, где живут дети, у которых нет семьи. Они учат детей простым и нужным вещам: готовить, шить, убирать. В программе «Бабушкины университеты» есть, например, такие сложные и нужные уроки, как этикет, украшение интерьера, искусство подарка, такие «заморские» науки, как печворк (лоскутная техника) или кар-винг (фигурное вырезание из овощей и фруктов). Бабушки-кулинары работают по программе «Учимся готовить просто». Рукодельницы создали группу по программе «Уют своими руками» и учат подростков вышивать, работать с крючком, делать вязаные заколки для волос, плести напольные коврики, шить салфетки и прихватки.

Одним из подобных зарубежных проектов является американский проект «Пожилой пенсионер-доброволец» (США). У истоков этого проекта стоит известная американская геронтолог [18]. Проект соответствует интересам и умениям американцев в возрасте 60 лет и старше, заинтересованных в проблемах общины. Пожилые наставники предлагают детям помощь при освоении чтения, математики, учувствуют в рейдах по осмотру и патрулированию района, способствуют разбивке садов и т. д. Взаимная деятельность пожилых и молодых людей объединяет поколения.

Другой зарубежный проект «Взаимодействие пожилых, страдающих болезнью Альгейме-

ра», и детей на основе метода М. Монтессори».

Цель проекта - помочь пожилым людям-альцгеймерам сфокусироваться на чем-то (в данном случае на общении с детьми), вовлечь их в деятельность, определить свою самоценность, уйти от плохих раздумий. Пожилые и дети разбиваются на пары. Пожилые показывают выполнение простейших заданий, которые дети потом повторяют: найти монетку в кучке зерна, подобрать ключ к замку, сложить головоломку и т. д. Результаты проекта показали, что после этих упражнений пожилые люди-альцгеймеры становятся живыми, заинтересованными, жизнерадостными. Дети также получают много от такого общения.

Отдельно хотелось бы остановиться на содержании патриотических межпоколенных проектов, которые чрезвычайно распространены и масштабны в современной России. Это объясняется особым отношением взрослой части россиян, государства в целом к увековечиванию памяти участия нашей страны во второй Мировой войне, формированием особого, гуманного, уважительного отношения к тем, кто своим ратными и трудовыми делами ковал победу в Великой Отечественной войне, кто погиб, защищая Родину. Эти проекты формируют весь комплекс патриотических чувств и качеств личности школьника. Самым известным проектом является проект «Бессмертный полк», о котором уже много сказано.

Широка вариативность содержания проектов «Улица нашей памяти». Многие школьники не знают историю своей улицы - почему она так названа, в честь кого и т. д. Поэтому можно делать акцент на этом содержании. Цель подобных проектов - сохранение исторической памяти о прошлом, пробуждение у школьников патриотических чувств, воспитание уважения к мужеству и героизму защитников Отечества.

Проекты предполагают сбор информации о названиях улиц населенного пункта, связанных с историей Великой Отечественной войны, поиск сведений об участниках войны, чьи имена носят улицы населенного пункта, проведение социологического исследования среди горожан и учащихся школ города по данной проблеме. Например, в городе-герое Туле, где каждая улица, как поется в Гимне Тулы, «есть улица Курковая, улица Штыковая и Пороховая, и Патронная, Дульная, Ствольная, Арсенальная, улица любая Оборонная». Школьники с помощью пожилых людей изучают историю улиц, названных в честь ее ге-

21

роических защитников: Болдина, Руднева и др. В сочинениях, которые пишут подростки, участвующие в этом проекте, они детально, с большим знанием дела, описывают историю своих улиц.

Проект «Дети войны» (г. Иркутск). Цель проекта - реализация молодежных инициатив, направленных на привлечение внимания общественности к людям, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны. Сейчас это пожилые люди. Поисково-исследовательская работа подростков по сбору материалов о детях войны, встречи с пожилыми людьми, общение и беседы с ними позволили создать музей «Дети войны».

Проект «Связь поколений». Цель проекта -создание условий для интерактивного общения участников проекта (ветеранов и школьников) в ходе создания творческих работ. В ходе проекта школьники систематически встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны для сбора информации, на основе которой они создают творческие работы, выполненные в технике кол-лажирования, отражающие реальные события из фронтовой жизни этих людей. Коллажи оформляются в виде выставки и представляются широкому кругу зрителей. Особенностью такой экспозиции является органичное соединение объемных (30 шт.) и фотоколлажей (20 шт.). Закрытие выставки сопровождается праздником, в ходе которого авторы коллажей дарят свои работы приглашенным ветеранам. Все фотоколлажи печатаются через типографию в нескольких экземплярах. Один экземпляр передается в городской музей для создания тематической композиции.

Оздоровительные проекты

Проект «Олимпиада для пенсионеров» (Саратовская область, село Полевое). Цель проекта -оздоровление пожилых людей. 12 июня, в День России, на сельском стадионе собирается 10 команд спортсменов пенсионного возраста, которые состязаются в четырех видах спорта: эстафета, дартс, шахматы и волейбол. Каждая из команд борется за победу. Спортивного азарта участников хватает на все этапы олимпиады. Состязания бывают зрелищными, увлекательными, по-настоящему захватывающими. Болеть за пенсионеров собрались их дети, внуки, просто школьники. Спортсмены на деле доказывают подрастающему поколению, что пенсионный возраст не мешает им жить полноценной жизнью, заниматься физкультурой и спортом, добиваться спортивных успехов.

Проект «В здоровом теле - здоровый дух» (г. Тамбов). Цель проекта: снизить количество

курящих школьников, помочь им отказаться от вредной привычки. Пожилые люди: врачи, педагоги, спортсмены вместе со школьниками глубоко изучают проблему того, как просить курить. Одной из причин начала курения подростком является пример, который они берут с родителей, других взрослых. Среди подростков проводится профилактическая работа, включающая следующие мероприятия: беседы с дедушками, бабушками о вреде курения, а также о влиянии курящих родителей на ЗОЖ детей; показываются видеоролики, которые формируют негативное представление о курении; проводятся «Дни Здоровья»; ведутся кружки («За здоровый образ жизни», «Беды не допусти!», «Полезные привычки» и др.).

Завершая данную статью, в качестве основного вывода отметим следующее: содержательных направлений, тем межпоколенных проектов должно быть как можно больше. Практически невозможно объединить подростков и пожилых людей каким-то одним, пусть очень привлекательным и важным, содержанием. Если есть хотя бы один энтузиаст среди пожилых людей или подростков, увлекающийся каком-то особым делом (шитье, плетение, граффити, музыкальное направление, фото, спорт, иное хобби), он обязательно найдет (должен найти!) себе партнера, сообщника, такого же увлеченного человека, который подключится к данному увлечению.

Еще два вывода: чем больше креативные возможности инициаторов и исполнителей проектов, чем лучше они подбирают команду, охотнее проявляют энергию и энтузиазм в моделировании проекта, чем активнее используют рекламу, тем больше у них шансов получить финансирование и достичь масштабных размеров распространения опыта своего проекта. Как правило, создание проекта начинается с осознания его создателями определенной идеи или овладения ими определенной методикой, ибо в этом случае легче сформировать команду единомышленников, которая была бы его «мотором» и вдохновителем. И последний вывод - ни в коем случае не надо стремиться к массовости. Главное - это характер включенности как пожилого человека, так и школьника в организуемое взаимодействие с учетом их субъектно-объектной позиции.

Библиографический список

1. Волохов, А. В. Система самоуправления в детских общественных объединениях [Текст] / А. В. Волохов, В. Н. Кочергин, И. И. Фришман. - М., 2007.

2. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью [Текст] / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. - М., 2008.

3. Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года [Текст]. - М. : Доброе Дело, 2007.

4. Моров, А. В. Зарубежный опыт деятельности волонтеров неправительственных организаций по профилактики девиантного поведения детей [Текст] /

A. В. Моров. - М. : ИСПСР РАО, 2005.

5. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : Владос, 2004.

6. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М. И. Рожков. - М. : Вла-дос, 2004.

7. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. - М. : Народное образование, 2002.

8. Сомова, М. С. «Бабушкины университеты»: открытые уроки добра и милосердия [Текст] / М. С. Сомова // Социальное обслуживание. - 2007. -№ 1. - С. 84-88.

9. Социальная работа с пожилыми в США [Текст] : сб. ст. / сост. : В. А. Фокин (отв. ред.), И. В. Фокин. - Тула : Изд-во ТГПУ, 2002.

10. Социальная геронтология: словарь-справочник [Текст] / авт.-сост. Н. Ф. Басов. - М., 2000.

11. Тетерский, С. В. Социальные служения: участие молодежи в общественно полезной деятельности [Текст] / С. В. Тетерский, О. В. Решетников. - Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2009.

12. Фокин, В. А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом [Текст] /

B. А. Фокин. - М. : Форум, 2017.

13. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова. - М., 2004.

14. Холостова, Е. И. Социальная геронтология [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова, В. В. Егоров, А. В. Рубцов. - М. : Дашков и К. 2004.

Reference List

1. Volohov, A. V. Sistema samoupravleniya v detskih obshchestvennyh ob"edineniyah = The system of self-government in children's public associations [Tekst] / A. V. Volohov, V N. Kochergin, I. I. Frishman. - M., 2007.

2. Grigor'ev, S. I. Social'naya rabota s molodezh'yu = Social work with youth [Tekst] / S. I. Grigor'ev, L. G. Guslyakova, S. A. Gusova. - M., 2008.

3. Madridskij mezhdunarodnyj plan dejstvij po prob-lemam stareniya 2002 goda = Madrid international action plan for problems of aging dated from 2002 [Tekst]. -M. : Dobroe Delo, 2007.

4. Morov, A. V. Zarubezhnyj opyt deyatel'nosti vo-lonterov nepravitel'stvennyh organizacij po profilaktike deviantnogo povedeniya detej = Foreign experience of activity of non-governmental organizations volunteers on prevention of children's deviant behavior [Tekst] / A. V. Morov. - M. : ISPSR RAO, 2005.

5. Rozhkov, M. I. Teoriya i metodika vospitaniya = Theory and technique of education [Tekst] : uchebnoe posobie / M. I. Rozhkov, L. V Bajborodova. - M. : Vla-dos, 2004.

6. Rozhkov, M. I. Razvitie samoupravleniya v detskih kollektivah = Development of self-government in children's collectives [Tekst] / M. I. Rozhkov. - M. : Vlados, 2004.

7. Selevko, G. K. Social'no-vospitatel'nye tekhnologii = Social and educational technologies [Tekst] / G. K. Selevko, A. G. Selevko. - M. : Narodnoe obrazovanie, 2002.

8. Somova, M. S. «Babushkiny universitety»: otkrytye uroki dobra i miloserdiya = «The grandmother's universi-ties»: open lessons of good and mercy [Tekst] / M. S. Somova // Social'noe obsluzhivanie. - 2007. -№ 1. - S. 84-88.

9. Social'naya rabota s pozhilymi v SSHA = Social work with the elderly in the USA [Tekst] : sb. st. / sost. V. A. Fokin (otv. red.), I. V Fokin. - Tula : Izd-vo TGPU, 2002.

10. Social'naya gerontologiya: slovar'-spravochnik = Social gerontology: dictionary reference [Tekst] / avisos! N. F. Basov. - M., 2000.

11. Teterskij, S. V Social'nye sluzheniya: uchastie molodezhi v obshchestvenno poleznoj deyatel'nosti = Social services: participation of youth in socially useful activity [Tekst] / S. V. Teterskij, O. V. Reshetnikov. -Nizhnij Novgorod : Pedagogicheskie tekhnologii, 2009.

12. Fokin, V. A. Social'naya rabota i podgotovka so-cial'nyh rabotnikov za rubezhom = Social work and training of social workers abroad [Tekst] / V A. Fokin. - M. : Forum, 2017.

13. Holostova, E. I. Social'naya rabota s pozhilymi lyud'mi = Social work with the elderly [Tekst] : uchebnoe posobie / E. I. Holostova. - M., 2004.

14. Holostova, E. I. Social'naya gerontologiya = Social gerontology [Tekst] : uchebnoe posobie / E. I. Holos-tova, V. V. Egorov, A. V. Rubcov. - M. : Dashkov i K. 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.