спортивно-оздоровительного туризма : материалы междунар. науч.-практ. конф. «Роль и задачи массового туристского движения в воспитании и оздоровлении населения», посв. 15-летию создания РОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения» (1-2 декабря 2012 г.) / сост. И. А. Дрогов, Ю. С. Константинов, Д. В. Смирнов. М. : МосгорСЮТур, 2012. С. 239-245; Смирнов Д. В., Белорыбкина Е. А., Огнева Е. Н. Оценка и контроль учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования: промежуточные итоги деятельности опытно-экспериментальной площадки // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 3(116). С. 90-109; Мардахаев Л. В., Смирнов Д. В., Сальцева С. В., Пак Л. Г. Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкуль-турно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: материалы опытно-экспериментальной работы : сб. материалов из опыта работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки : учеб. пособие / под науч. ред. Д. В. Смирнова ; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО ; КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей». М. : ФГНУ ИСМО РАО; Воронеж : КОУ ВО Школа-интернат № 1, 2013. 204 с.
2. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М., 2013. 71 с.
УДК 379.0.09; 379.83/.84; 379.82; 37.035; 37.036; 37.037; 908; 351.855.6
К. П. Порожский, Е. В. Бабкина
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЗИМНЕГО ЗАГОРОДНОГО ЛАГЕРЯ (НА ПРИМЕРЕ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «ВИТА» ПО ПОДГОТОВКЕ КАЛЕНДАРНОГО ПРАЗДНИКА
«РОЖДЕСТВО»)
Авторы в статье раскрывают, как в процессе совместной творческой деятельности детей и взрослых в загородном лагере, организованном семейным клубом «Вита» (г. Екатеринбург), формируются духовно-нравственные качества подрастающего человека. На примере подготовки календарного праздника «Рождество» как совместного творческого дела описывается, как дети и взрослые выражаются в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности. Представлены примеры, формирующие у ребенка осознание нравственных норм и потребности следовании культурным традициям
народа. Авторы показывают тенденции усиления давления цивилизации на личность ребенка, когда сознание детей смещается в «иную смысловую реальность», отличающуюся от реальности взрослых. Показано, что культура России - сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм образцов нравственного поведения. Авторы обосновывают, что постоянный поиск воспитателем истинных методов воздействия на детей, которые бы укрепляли их физически и духовно, является мужеством преодоления современных тенденций. Убедительно показано что нравственное поведение ребенок постигает через проживание перипетий художественного сюжета, сопереживание героям - носителям этих нравственных качеств, чувствуя при этом поддержку и одобрение со стороны значимых взрослых.
The authors in the article reveal how in the process of joint creative activity of children and adults in the country camp organized by the family club «Vita» (Ekaterinburg), the spiritual and moral qualities of the growing person are formed. On the example of preparation of the calendar holiday "Christmas» as a joint creative division, it describes how children and adults express themselves in the ability to creatively realize themselves in different types of activities. Examples are presented that form the child's awareness of moral standards and the need to follow the cultural traditions of the people. The authors show the tendency to increase the pressure of civilization on the personality of the child, when the children's consciousness shifts to a "different semantic reality", different from the reality of adults. It is shown that the Culture of Russia is a treasure trove of knowledge, spiritual values, historical experience and stable norms of patterns of moral behavior. The authors justify that the constant search by the educator, the true methods of influencing the children, which would strengthen them physically and spiritually, is the courage to overcome the current trends. It is convincingly shown that the child comprehends moral behavior through residing of an artistic plot, empathy for the heroes-bearers of these moral qualities, feeling at the same time support and approval from the significant adults.
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, нравственные нормы, основы нравственного поведения, культурные традиции, загородный лагерь, творческая деятельность, семейный клуб, совместный труд, совместное творчество, среда воспитания, общинное сознание.
Keywords: spiritually moral qualities, moral norms, principles of moral behavior, cultural traditions, country camp, creative activity, family club, joint work, joint creativity, environment of education, community consciousness.
Стержнем личности человека являются духовно-нравственные качества, его нравственная позиция, которая определяет душевное здоровье, духовное богатство. Духовно-нравственные ка-
чества человека выражаются в умении творчески реализовать себя в разных видах деятельности, в осознании нравственных норм и следовании культурным традициям народа.
В современной жизни, воспитывая своих детей, внуков, мы задаёмся следующими вопросами:
1. Что является определяющим, фундаментальным в формировании основ нравственного поведения?
2. Как можно осторожно, ненавязчиво (естественным путём) сформировать такое поведение?
Чаще решение этой задачи мы передаём воспитателям детских садов, учителям школ, преподавателям различных форм внешкольного образования. Современная педагогика развивает те качества человека в ребенке, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, то, что освободит его от возможных конфликтов и неверных путей.
А. Рогозянский (психолог, автор книг, посвященных проблемам семьи и церковного воспитания), прослеживая процесс индивидуализации человека со времен Аристотеля, Канта, Песталоцци и Толстого, констатирует, что «лейтмотивом всего современного развития можно считать возрастающий индивидуализм, автономию человека по отношению к Богу, миру и другим людям» [1].
Автор формулирует основные педагогические положения Нового времени, приводя к пониманию того, каким образом педагогика пришла к своему современному состоянию:
1. Индивидуальность ценна как таковая, невзирая на то, какова она в своих нравственных и общественных проявлениях. В моде не образцовые, законопослушные граждане, но «сильные, яркие личности», которые уверены в себе и умеют добиваться того, чего захотят.
2. Личности предоставлена свобода. От Руссо с новеллой «Эмиль» (1762 г.) до сегодняшнего дня, где свобода ребенка имеет законодательный статус и обеспечивается системой общественных институтов (дети могут подать в суд на родителей).
3. Все должно служить благу человека. Это идейный постулат современного «потребительства». Способности развиваются только затем, чтобы научить детей брать от жизни максимальную выгоду.
А также он выделил актуальные проблемы педагогики, которые коснулись наших детей и внуков (а значит, и нас с вами):
1. Образование стало всеобщим и обязательным. Это уже не фактор культуры, а сила, власть и влияние. Получая «объем знаний», человек аккумулирует его в себе как собственный капитал, используя далее в качестве рычага для самостоятельных, не зависящих от прочих действий в окружающем мире.
2. Семья уходит из воспитательных отношений. Родители работают вне дома, а дети отдаются на попечение общества (ясли, садики, школы), и из домашнего обихода исчезает совместный труд, объединяющий семью.
3. Жизнь сосредоточивается в городах. Среда воспитания становится индустриальной. Жизнь в городах «равномерно комфортная» и не зависит от природных законов и изменений. Человек не осознает себя частью общей картины мира. Мир - объект для исследования и извлечения из него практических выгод.
4. Усиливается давление цивилизации на ребенка. Сознание детей смещено в иную смысловую реальность, сильно отличающуюся от реальности взрослых. Парадокс состоит в том, что не сами дети, а именно мы, взрослые, генерируем эту реальность, ставя на солидную профессиональную основу поп- и шоу-культуру, индустрию развлечений для молодежи. Да и взрослая культура не далеко ушла: повальное увлечение социоутопическими конструкциями (фэнтази и фантастика), проза «дна жизни», сюрреализм, «эстетика безобразного», «красота порока»... Индивидуальная культура и нравственность «не способны удержаться даже в рамках формальной благопристойности, переходя в индивидуалистическую вседозволенность и приходя к своему антиподу - бескультурью и безнравственности» [2].
За множеством методик потеряно живое участие в жизни детей. За разнообразием возможностей потерялись теплота и сердечность, ощущение гармонии мира, которая усваивается с ранних лет. Вместо любви и единства предлагается целая масса методик «эффективного межличностного взаимодействия».
Вместе с тем проявляется характерная для нашего народа способность к поиску и реализации путей решения любых опасных для общества проблем и в первую очередь через культуру. Культура России - сокровищница знаний, духовных ценностей, историче-
ского опыта и устойчивых норм образцов нравственного поведения. В таком случае культурный человек - это:
• Труженик - тот, который своим трудом создаёт материальные и духовные ценности на благо всего народа, всей страны.
• Патриот - любящий Родину, уважающий обычаи, нравственные ценности предшествующих поколений, приверженец традиций отцов.
• Воин - защитник отечества, нравственный идеал с массой добродетелей, защитник родной земли, своего народа, не щадящий своей жизни.
• Коллективист - сотрудничество, взаимопомощь, ощущение своей силы за счёт мощи народа, что позволяло гордиться «своими» и чувствовать собственное достоинство от принадлежности коллективу [3].
Общинное сознание всегда было основой жизни русского человека. У нас всегда люди любили вместе работать, вместе радоваться, вместе горевать. Это обусловлено исторически и природными условиями жизни. И. А. Ильин в статье «О России» так определяет основные особенности духовной культуры русского человека: «Духовная культура совсем не исчерпывается культурою рассудочной; напротив, от плоского и самоуверенного рассудка истинная культура разлагается и гибнет. Но есть еще культура сердца, совести и чувства, есть культура созерцания, видения; есть культура служения, самоотречения и жертвенности; есть культура веры и молитвы; есть культура храбрости и подвижничества. Этой-то культурой строилась и держалась Россия».
«Мукою четырнадцати поколений научились мы - духовно отстаиваться в беде и в смуте; в распадении не теряться; в страда-
нии трезветь и молиться; в несчастии собирать силы; умудряться неудачею и творчески расти после поражения; жить в крайней скудости, незримо богатея духом; не иссякать в истощении; не опустошаться в запустении; но возрождаться из пепла и на костях; все вновь начинать "ни с чего"; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое. и быстро доводить возрожденную жизнь до расцвета. » [4]
Всё это мы наблюдаем в современной жизни нашего общества, видим, в частности, как «ростки нового» (на самом деле это наши традиции), как по волшебству, прорастают в нас, в наших детях и внуках. Всё больше мы встречаем многодетных семей, которые объединяют свои усилия для формирования культа крепкой семьи и воспитания здоровых детей. В частности, в Екатеринбурге уже 28 лет работает клуб здоровья «Вита». Первоначально его основной была деятельность по пропаганде здорового образа жизни на базе системы естественного оздоровления Г. С. Шаталовой. Но постепенно члены клуба пришли к выводу, что по-настоящему актуальной является задача воспитания здоровых, нравственно и фи-
зически развитых и духовно богатых детей. За эти годы мы провели более 100 школ здоровья, 150 экспедиций в различные уголки нашей Родины, а также возродили в среде клуба и даже вне клуба традиции календарных народных праздников. На этих праздниках реализовалась возможность взаимодействия детей и взрослых в совместном творческом труде.
«Любое воспитание есть самовоспитание», считает австрийский педагог, доктор философии, социальный реформатор конца XIX в. Р. Штайнер [5].
В лекции «Педагогическая практика с точки зрения духовного научного познания человека» он выделяет три главные добродетели детства: благодарность, любовь и долг. Для этого он предлагает в уклад общности привнести как нечто само собой разумеющееся чувство Благодарности - давая детям возможность видеть, как взрослые бывают благодарны за то, что им что-то дарят или что-то для них делают, и как они это выражают. «Именно тогда это будет настоящая, искренняя Любовь ко всему, которая наполняет всего человека, которая является корнем любви к Богу» [6].
Вторым корнем, питающим способность любить, является авторитет взрослого, на почве которого строятся отношения между
взрослым (учителем, родителем) и ребенком. Учитель, способный заинтересовать, способный сложное донести легко, с юмором, способный «оживить» процесс, привнести в него «дыхание», пробуждает интерес и любовь к природе и природным реалиям, а также любовь к труду.
В древности процесс воспитания считался одновременно и процессом оздоровления человека. Можно почувствовать высоту того статуса, который в социальной жизни должны иметь учителя. Для дошкольника важно подражать осмысленным жестам взрослого. Для школьника любые поступки, которые совершают люди, - это полный значения язык. Именно поступки взрослых, а не то, что они говорят, являются самым важным для детей школьного возраста. После 14 лет, по мнению Штайнера, появляется способность видеть поступки, видеть исторические взаимосвязи, причинность в живом и неживом мире и значение всего. Это формирует любовь к труду.
А все это вкупе закладывает основу нравственного поведения. Именно педагоги должны осознавать, что любое воспитание связано с самовоспитанием. Постоянный поиск воспитателем, в силу профессии, истинных методов воздействия на детей, которые бы укрепляли их физически и духовно, является мужеством преодоления современных тенденций.
«...Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам - это и есть нормальное состояние ребенка» [7].
Воспитание в ходе совместной трудовой деятельности всегда было основой воспитания вообще, раньше оно легко реализовыва-лось самим укладом деревенской жизни. В современном обществе осуществить такое воспитание сложно. Поэтому одним из вариантов воспитания совместным творческим трудом можно считать проведение праздника в дни каникул.
Праздники - это значимая часть культуры народов. В праздниках отражены выдающиеся события в истории любой общности - семьи, народа, целой культуры, а также сменяющиеся события земледельческого календаря. В праздниках через одухотворенные образы передается и сохраняется память поколений: культурная, религиозная, семейная. «В ходе праздника все участники становятся причастными к особым событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем» [8].
Круговорот праздников - отличный способ сделать жизнь ребенка ритмичной и яркой. У каждого праздника свой характер, каждый из них приносит свои дары, и каждый становится незабываемой вехой на пути семьи или коллектива, помогая глубже понимать природу и друг друга.
Проведение праздников ритма года с использованием живых образов сказок, являющихся наследием традиционной культуры страны, способно, и это доказано практикой многих лет жизни клуба, провести детей к правильному пониманию основных нравственных категорий, помогая им стать социально, духовно и физически здоровыми. В любой сказке есть главный персонаж, который выделяется среди остальных своими душевными качествами и способностями. Эти свойства души представлены в образах людей и животных, реальных или мифических.
Примеры нравственного поведения ребенок постигает через проживание перипетий художественного сюжета, сопереживание героям - носителям этих нравственных качеств, чувствуя при этом поддержку и одобрение со стороны значимых взрослых.
Методика организации и проведения праздников формировалась 25 лет. Обычно праздник происходит в течение нескольких дней, когда дети и взрослые живут в сказочном мире, построенном совместным творческим трудом. Максимальное время дети и взрослые проводят на улице и в творческих мастерских. И это не просто игра, это сказочное поучительное действие, когда дети участвуют в сказке наяву, играют в занимательные игры, преодолевают препятствия, разгадывают загадки.
На примере праздничного мероприятия «Рождество» мы попытаемся раскрыть основные методические моменты совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях загородного лагеря.
Учебные и методические задачи
• Образовательная задача для детей - узнать через сказку:
- об основных процессах, происходящих в природе в зимний период,
- о способах согревания в зимнем лесу,
- о повадках животных и способах ориентировки в зимнем лесу,
- о том, чем может накормить человека зимний лес.
• Художественная задача - активизировать творческий потенциал всех присутствующих участием в разнообразных видах деятельности в рамках праздника.
• Воспитательная задача для детей:
- сформировать отношение к природе, как к живому существу, со своими собственными особенностями, потребностями и законами, которые мы должны знать и уважать;
- узнать о навыках взаимопомощи в лесу в условиях зимы.
• Воспитательная задача для родителей:
- научиться рассматривать сказку как очень серьезный обучающий материал, который позволяет доступными для ребенка художественными средствами изложить сложные закономерности нашего мира;
- инициировать организацию праздничного пространства в теме мероприятия (лес, зал, Рождественский вертеп, декорации);
- активно включаться в любую деятельность по проведению праздника.
• Методическая задача для педагогов - четко спланировать проведение праздника, продумать его многоуровневость как содержательно, так и организационно, чтобы создать пространство для возможности участия всех возрастных категорий людей.
Условия проведения праздника
• Участниками праздника могут являться дети любого возраста и их родители, а также педагоги и дети - организаторы праздника.
• Место проведения праздника - загородный дом, в окрестностях которого есть красивые места в лесу с небольшими скалами, водоёмами.
• Необходимые условия для места: дом должен быть достаточно большим, чтобы вместить много людей, теплым, чтобы там можно было согреться, просушить в случае необходимости вещи, всех накормить и напоить чаем. Окрестности (место проведения сказки) должны быть безопасны, находиться недалеко от дома, чтобы маленькие дети и дети-инвалиды могли туда дойти. С другой стороны, место должно быть живописным и разнообразным по ландшафту и иметь природные возможности для создания достаточно трудных испытаний для физически подготовленных детей.
• Сроки проведения праздника - рождественские каникулы (с 4 по 8 января).
• Погода может быть любой (кроме очень сильного мороза или урагана).
• Время проведения праздника - весь указанный период с перерывами для отдыха (личное время), т. е. действие происходит в различных формах не менее 8 часов в день, причем чередуются индивидуальные занятия, время на работу без участия наставников.
• Сценарий должен быть рассчитан на разные возрастные категории одновременно, чтобы все могли найти в нем для себя что-нибудь полезное и интересное.
Этапы проведения праздника
1. Подготовительный
Он может занимать от двух недель до полутора месяцев. Цель - настроиться на праздник, найти и подготовить методические материалы для всех событий праздника на основе выбранной идеи. Разработать канву сценария. В нашем сценарии это сказка «Маша и Медведь в некотором царстве».
2. Праздник Рождества Христова
В проведении праздника как такового можно выделить пять организационно-дидактических этапов, каждый из которых имеет свою особую духовную атмосферу и эмоциональную окраску в зависимости от характера праздника.
2.1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Чтобы вовлечь родителей в атмосферу праздника, им предлагается на выбор по участию в нескольких видах деятельности: украшение помещения, подготовка праздничного стола, изготовление небольших поделок, подарков или сюрпризов.
2.2. Совместные игры. Это могут быть как игры в общем кругу при ведущей роли педагога, так и отдельные небольшие «аттракционы», за каждый из которых отвечает взрослый.
2.3. Праздничная трапеза. Трапеза - праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Особое внимание уделяется оформлению стола и столовой в традициях праздника и с учётом особенностей сюжета сказки.
2.4. Спектакль-сказка. Это основной элемент праздника, который включен с целью показать детям и родителям разные возможности предметной игры и сказкотерапии, приобщить к национальным традициям нашей Родины.
2.5. Завершение праздника. Завершается праздник словами благодарности, уборкой со стола, подарками и добрыми пожеланиями. В Рождественском сценарии - святочной поминальной трапезой и всенощной службой в храме.
3. Выход из праздника. В нашем сценарии - это традиционные Рождественские колядки.
Неповторимая эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: педагогов, родителей и детей. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства, на чем основана русская духовность. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в сторонке. Приобретенный опыт и совместное переживание детей и взрослых становятся базой для поддержания традиций в семье.
Праздник для ребенка - это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важнейший пример для подражания в целях формирования основы нравственного поведения. Атмосфера введения детей в интимное соприкосновение с природой, соединение с национальным менталитетом оставляют глубокий след этих переживаний в душе, что является необходимым условием духовного здоровья человека.
Ход праздника Рождества 4-7 января 2017 года
Праздник проводился на базе отдыха в Свердловской области. Подготовка к празднованию началась в ноябре поиском основной идеи сказки, которая была бы актуальной в современном мире. Эту идею подсказали нам сами дети. Вспомнился разговор бабушки с внучкой. Во время чтения старинной русской сказки «Маша и медведь» несколько раз девочка сказала: «Это неправильная сказка».
Бабушка попросила рассказать «правильную сказку», и внучка пересказала содержание нашумевшего мультфильма «Маша и Медведь». Мы увидели, что этот мультфильм формирует у ребёнка ложный образ нравственного поведения, искажающий суть традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Здесь представлен образ идеальной «весёлой» девочки, которая ничего не боится, может издеваться над Медведем, который всё терпит. И главное, родители ей не нужны, она о них даже никогда не вспоминает. А в народной сказке девочка, ослушавшись бабушку и дедушку, заблудилась и, попав к медведю, понимает, что медведь далеко не добрый, а затем находит хитрый способ вернуться к родным.
На противопоставлении этих персонажей разных сказок с общим названием мы и построили нашу новую сказку.
Вхождение в праздник. Ровно в 12 часов на площади собрались участники (96 гостей из разных городов, среди них 47 детей разного возраста). Под весёлые наигрыши они завели хоровод. В круг вышел сказочник и стал рассказывать сказку. Но его прервали Дед и Баба, которые, войдя в круг, начали разговор о народных обычаях, о старых сказках и современном обществе. Они вспомнили и о старой сказке «Маша и медведь», когда Маша, ослушавшись дедушку и бабушку, всё же вернулась домой. Затем они заговорили и о нынешних сказках, где всё наоборот: либо дети сбегают от родных, либо родители бросают детей, либо полиция забирает детей.
Интрига. Неожиданно приехала печка с Емелей, а на печке сидели Маша, Даша и Медведь. Управлявший печкой Емеля сообщил, что подобрал в лесу эту компанию и привёз на праздник, а затем предложил всем участникам праздника помочь вновь прибывшим. Маша и Медведь рассказали о цели своего приезда (найти своих родственников из старой сказки). В играх и танцах все хорошо разогрелись на морозе, разбились на команды, а потом отправились в рождественскую мастерскую, где гостям рассказали о традициях рождественских праздников в клубе и показали видеоролик о рождественских сказках прошлых лет.
После обеда участники активно занимались рукоделием. Что только не предложили изготовить собственными руками инструкторы клуба: петушки из ткани, козочки из соломы, звёздочки из джута, ёлочки из мохнатой проволоки, деревянные игрушки, кото-
рые раскрашивали маленькие дети. Наибольший интерес у детей и взрослых был к деревянным петушкам.
Во время ужина пришёл встревоженный Медведь, который сообщил, что непослушные Маша и Даша пропали в лесу. Все дружно отправились в традиционный ночной поход в лес на поиски девочек, но в ходе поисков пришли к избушке-палатке, где оказался старичок-сказочник. Он рассказал всем гостям интересную сказку у камина, при свечах.
На следующий день, во время завтрака выяснилось, что пропал и Медведь, а значит, теперь нужно идти на поиски всех пропавших. В 10 часов команды выстроились на площади, инструкторы проверили готовность участников к походу. Затем все разошлись на 4 стороны на поиски. Во время похода каждая команда побывала в четырёх сказках. В каждой сказке дети узнали многое: как согреться в лесу в мороз, как ориентироваться и помогать друг другу в трудных ситуациях. Дети и взрослые преодолевали разные препятствия, разгадывали загадки, изучали следы зверей на снегу, играли в игры, пили таёжный чай, ели мороженые ягоды рябины с мёдом. Побывали в настоящей палатке с печкой, залезли в снежное северное жилище - иглу. И хотя на дворе было минус 22 градуса, практически никто до конца похода не ушёл домой и не замёрз. Все были активны, веселы и любознательны. Заметим, что в походе было много детей в возрасте 3-6 лет, а самому младшему участнику похода едва исполнился годик!
Всех, кто возвращался из похода, у входа в дом ждала печка, которая за ответ на загадку, песню или стишок угощала горячим пирожком. А в доме стояли самовары, гостеприимные хозяйки разливали чай, угощали горячими блинами, что после морозного похода приятно грело не только тело, но и душу.
После обеда продолжились уроки рукоделия, а в 5 часов все встретились на рождественской ёлке. Дети пришли на праздник в нарядных костюмах, многие приготовили выступления.
Неожиданный разворот. Праздник начался с традиционных хороводов. Все ждали Деда Мороза, но неожиданно пришёл разъярённый Медведь, который ревел и говорил, что навсегда потерял Машу и Дашу и он готов взять любых детей для забавы в свой дом. К нашему удивлению (по сценарию предполагалось, что дети испугаются грозного Медведя), многие дети пожелали пойти жить к Медведю, но тут вмешались папы, мамы, бабушки и дедушки. Они
спросили: «А как же мы? Как нам жить без вас, а вам без нас?» В это время появилась Панда, которая сообщила, что девочки убежали в Китай, но она привела детей с собой. Девочки попросили Медведя отпустить их домой к папе с мамой, и Медведь с Пандой унесли их к родителям.
Так закончилась новая сказка о Маше и медведе, где дети вернулись в свою семью и поняли, что лес и звери в нём всё-таки могут быть опасными. Недаром во время ночного похода дети спрашивали: « А как Маша и Даша спасаются в лесу от мороза и настоящих зверей и собак?» Поэтому, побывав в сказке, дети узнали, как можно жить в лесу умелому человеку, как уберечься от мороза и ориентироваться, как распознать следы зверей, как помогать друг другу.
Вторая часть Рождественских праздников окунула взрослых и детей в атмосферу совместного творческого труда по подготовке и проведению праздника.
Мужчины со старшими мальчиками строили прорубь, готовили площадку и дрова для костра, готовили декорации и оформляли зал для рождественского вертепа. Женщины и дети лепили из теста традиционные рождественские козульки (козочки) и фунтики. В мастерской завершались другие рождественские подарки.
В клубе на первых рождественских праздниках родилась традиция писать рождественские открытки-пожелания, в этом году, перед тем как писать эти письма- пожелания, мы все слушали рассказ Ивана Ильина «Рождественское письмо». В этом рассказе говорилось о том, как он, находясь далеко от Родины в изгнании, почувствовал себя одиноким и случайно нашел и прочитал письмо своей мамы, написанное за двадцать семь лет до этого вечера. В письме мамы говорилось о том, что человек, способный по-настоящему любить не может быть одиноким. Нам кажется, что в этом году наши традиционные открытки-пожелания все писали под особым впечатлением от этого замечательного рассказа.
После обеда были созданы команды для выступления на рождественском спектакле и утреннем колядовании и все отправились на репетиции.
К вечеру всё было готово к празднику. Столовая празднично украшена. В зале, где должен состояться рождественский спектакль горят свечи, украшен рождественский вертеп (пещера), стоят музыкальные инструменты.
Рождественский спектакль, который приготовили с детьми педагоги и родители, также оказался не совсем традиционным и запоминающимся. Как и раньше горели свечи в руках взрослых и детей, когда читали Евангелие, затем в чашу с пшеницей были поставлены свечи, как это делали наши прадеды. Дети рассказали в спектакле о рождении Христа-младенца, пели рождественские песни, звонили в маленькие колокольчики.
Затем все пошли праздновать рождение Христа на улицу к костру и проруби. У костра также пели рождественские коляд-ки-христославки, водили хороводы, а часть наиболее морозоустойчивых искупалась в проруби при свете свечей. Вернувшись домой, все с радостью обнаруживали у себя в комнатах рождественские подарки.
В 11 часов все собрались на рождественский вечер в столовой, где подавали сбитень и сочиво, которым по древнему обычаю поминали предков.
На ночную рождественскую службу в храм Георгия Победоносца, что в селе Слобода, отправились 15 человек. Трудно передать особую атмосферу в древнем храме в канун величественного праздника.
А утром всех разбудили детские голоса и песни колядовщи-ков, которые по традиции зашли в каждую комнату и порадовались празднику вместе с хозяевами. Затем всё, что «наколядовали» принесли в столовую, и все эти вкусности были весьма кстати к праздничному завтраку. После завтрака на улице состоялись шуточные бои за крепости из снега, построенные накануне Рождества.
Завершился праздник катанием в санях на лошади и на печке, всему этому уличному веселью не помешал 25-градусный мороз.
Проживая с детьми время подготовки к Рождеству и всех сказочных событий этого праздника, мы реально смогли ощущать в себе растущую полноту света, который разгорается у нас внутри в альтернативу уменьшающемуся дневному свету за окном в рождественскую ночь. Изготовление праздничных поделок и подарков для родных и близких, испытания в походах по ночному и дневному лесу, чтение рождественских рассказов, пение рождественских песен и колядок ... Все это совместное действие является фундаментом в формировании основ нравственного поведения. Состояние внутренней тишины после такого мероприятия убеждает нас, что все сделано верно, что жизнь идет своим чередом, в порядке и гармонии, что жизнь прекрасна.
Примечания
1. Рогозянский А. Б. «Педагогика в зеркале современности» http://nravbogoslovie.orthodoxy.ru/bib.files/ped-sovr.htm
2. Там же; Дыкман Л. Гармоничный ребенок. Как этого достичь?.. Взрослые и дети: воспитание в гармонии - Изд. 4-е, доп. и расшир. -Санкт-Петербург: Деметра. 2012. - 288 с.
3. Бондаренко Л. И., Перов В. Ю. Основы светской этики. 4-5 кл., -М., 2010. - 63с.; Штайнер Р. Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека: Воспитание детей и подростков. Восемь лекций, прочит. в Дорнахе с 15 по 22 апр. 1923 г., с тремя ответами на вопр. и вступ. словом к эвритмистам : [Пер. с нем.] - М., Парсифаль, 1997.
4. Ильин И. А. О России. Три речи. http://modernlib.ru/books/ Шп_^ап_ aleksandrovich/o_rossii_tri_rechi/read_1
5. Штайнер Р. Указ. соч.
6. Штайнер Р. Указ. соч.; Бондаренко Л. И., Перов В. Ю. Указ. соч.
7. Штайнер Р. Указ. соч.; Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов». - М., «evidentis», 2014. - 112 с., ил.
8. Березка: Методическое руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и групп Межрегиональной общественной организации «Содружество педагогов вальдорфских детских садов».
УДК 374.1; 371.84; 379.83/.84; 331.548
Л. Г. Чикалина, Е. Н. Дзятковская
ЭКОЛОГО-ТУРИСТСКИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И БУДУЩИХ ИНСТРУКТОРОВ
В статье представлена характеристика обучающих программ, реализующих дополнительное экологическое и здоровьесберегающее образование детей, а также подготовку будущих инструкторов экотуризма в условиях круглогодичного туристского визит-центра на побережье озера Байкал.
The article contains a description of the training programs, implementing additional environmental and health-education of children, as well as the training of future trainers of ecotourism in a year tourist visitor center on the coast of Lake Baikal.