2009 2010 2011 2012 2013
Рис. 3 Средний членский взнос, руб
является размер членского взноса и требования к страхованию гражданской ответственности.
Литература:
1. Паливода А.Ю. Саморегулируемые организации в сфере архитектурно-строительного проектирования [Текст] /А.Ю, Паливода // Транспортное дело - 2013 №3(106) - С 16-19.
О саморегулируемых организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 1 дек. 2007 г. № 315-Ф3 [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня
видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «Кон-сультантПлюс».
3. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 191-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19 июл. 2011 г. № 246-ФЗ): [принят Гос.Думой 22 дек. 2004 г.: одобрен Советом Федерации 24 дек. 2004 г.]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
4. Викторов М.Ю. «САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ КАКФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ», диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2010 г..
5. Пупырев Е.И.. Доклад: "Роль и место саморегулирования в развитии проектной отрасли".Научно-практическая конференция в области проектирования и строительства инженерной инфраструктуры "ИНФРАДИЗАЙН-2011" - М., 2011
7. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст]: учебное пособие / Под.ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.: ил.
8. http://www.mrsp.ru/. Официальный сайт СРО НП «Межрегиональный союз проектировщиков»: [Электронный ресурс].
9. http://www.nop.ru/. Официальный сайт Национальное объединение проектировщиков: [Электронный ресурс].
УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИЙСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы создания интегрированной системы оперативного и стратегического управления предприятиями для повышения конкурентоспособности российской промышленности.
Ключевые слова: управление, модернизация, предприятие, инновации, информационная система.
PROBLEMS REENGINEERING ORGANIZATIONAL MECHANISMS OF PRODUCTION AND TECHNOLOGICAL CENTERS OF THE RUSSIAN INDUSTRY
Chanaliev V., Ph.D., the applicant of FGBOUInstitution «Russian State Humanity University», e-mail: [email protected]
This article discusses the creation of an integrated system of operational and strategic management of enterprises to improve the competitiveness of Russian industry.
Keywords: management, modernization, enterprise, innovation, the information system.
Инновационная парадигма управления развитием предприятий поративных управленческих механизмов путем стратегического кони организаций в российской экономике базируется на принципи- фигурирования организационно-экономических мер, реализуемых ально новой роли инновационных факторов на любом уровне по государственными ведомствами в отношении научно-технической вертикали и горизонтали российских государственных ведомств и производственно-технологической деятельности предприятий и и корпораций в соответствии с возникающими потребностями организаций для их соответствия модернизационными приорите-осуществления новой индустриализации [11]. Модернизация на там, определенным Президентом и Правительством Российской новой технологической базе предполагает превращение российской Федерации [1].
промышленности в единый научно-технический и производственно- Время требует новых научно обоснованных управленческих
технологический стратегический комплекс все части которого взаи- действий, координированного изменения корпоративных стратегий
модействуют в едином многомерном виртуальном управленческом повышения конкурентоспособности российской промышленно-
пространстве сетецентрического характера [8]. сти в условиях необходимости оптимизации порядка и способов
В условиях преодоления последствий глобального финансово- функционирования организаций и систем, а также формирования
экономического кризиса и вступления России в ВТО, определяющих и развития эффективных методов, механизмов, инструментов и тех-
необходимость технологического перевооружения промышленности нологий научно-технической и производственно-технологической
нашей страны, возможность формирования управленческого меха- деятельности в промышленности нашей страны [2]. Эти меры реа-
низма, структурирующего организационно-экономические форматы лизуются на основе формирования и реализации организационно-
научно-технической и производственно-технологической деятель- экономических мероприятий в сфере развития науки и техники для
ности предприятий и организаций в направлении их соответствия изменения в пользу России территориально-отраслевой структуры
государственным модернизационным приоритетам превратились в мировой промышленности, бизнес-циклов и соответствующих
значимый фактор развития экономики нашей страны. производственно-товарных цепочек в рамках международного
В связи с этим требуется трансформация государственных и кор- разделения труда [12].
Роль формирования кооперационных связей российских предприятий с иностранными, обладающими инновационными активами для трансферта инноваций в Россию на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к информационной экономике, к дальнейшей рыночной трансформации, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций социально-экономического развития [3].
Главными принципами этих мероприятий можно считать обеспечение реальной объединенности предприятий, применение открытой архитектуры и модульности построения современных систем и комплексов управления предметной деятельностью, а также осуществление вертикальной и горизонтальной интеграции и взаимодействия всех участников кооперации [9].
Именно поэтому обеспечение всесторонней интеграции, повышение уровня взаимодействия, а также достижение синергетиче-ского эффекта за счет реализации «сетецентрических» концепций управления и интеграции систем управления, коммуникаций, аналитики и баз данных становится все более актуальным и приоритетным направлением реформирования промышленности большинства стран мира.
Реализация новой концепции реформирования систем управления в промышленности позволит осуществлять эффективное информационно-организационное обеспечение управленческих решений всего возможного спектра до крупномасштабных управленческих действий высокой интенсивности. Вместе с тем суть новой концепции реформирования систем управления в промышленности - это не только интеграция систем управления и коммуникаций, но и возможность повысить уровень взаимодействия всех участников кооперации и др.
Ввиду быстрого развития информационных технологий и их большого потенциала в плане повышения возможностей компаний существует настоятельная необходимость в модернизации существующей информационной инфраструктуры [4]. Это позволит резко повысить эффективность функционирования системы организационного обеспечения, в том числе при выработке и реализации совместных кооперационных управленческих решений [5].
Современные информационные системы строятся на основе открытых архитектур, обеспечивающих простоту взаимодействия систем с унифицированными интерфейсами и их эволюционную модернизацию с целью улучшения показателей работы и расширения функциональных возможностей.
В ходе реализации организационных действий важное место занимают информационные системы оперативного и стратегического управления предприятиями на всех уровнях. Большая их часть работает в режиме реального времени с целью своевременной и надежной доставки требуемых ресурсов в строго необходимом объеме, без перегрузки и лишнего риска. В системы оперативного и стратегического управления входят интегрирующие звенья информационных систем организационного обеспечения различного назначения, имеющихся в промышленности.
Новая парадигма реформирования систем управления в промышленности реализуется как общая стратегия управления предприятиями, в соответствии с которой обеспечивается информационное взаимодействие по всем направлениям организационного обеспечения и управления в поддержку объединенных оперативных действий в зонах ответственности [6].
Архитектура такого построения включает: программное обеспечение, которое предоставляет общие услуги всем применяемым приложениям; набор стандартов, позволяющих осуществлять системное взаимодействие; корпоративную структуру. При этом особый упор должен быть сделан на беспрепятственный доступ к данным и многократное использование общих программных компонентов. Ранее дорогие специализированные и неэффективные коммуникационные мосты между системами должны были разрабатываться самостоятельно. Если одна система изменялась, все интерфейсы надо было модифицировать. Теперь должен быть сделан упор на открытую архитектуру.
Информационная совместимость различных систем и приложений сможет обеспечить общий доступ к данным и совместную с ними работу, а также одновременное использование возможностей нескольких различных автоматизированных информационных систем различных госведомств и корпораций.
В целом элементы системы должны будут работать в обеспечивающей полную их совместимость среде на базе web-технологий. Общие и специализированные прикладные программы предпо-
лагается разрабатывать путем быстрого создания прототипов с использованием стратегии спиральной разработки, которая представляет собой процесс их постепенного интерактивного совершенствования при тесной координации усилий разработчиков и потребителей изделий.
Результатом создания и развертывания информационной системы в полном объеме станет возможность передачи управления предприятиями в общую цепь управления отрасли и тем самым создания единой системы управления.
Создание и развертывание информационных систем отрасли (на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях) и их интеграция в корне изменят процессы организационного обеспечения. Всеобщая обозримость ресурсов, доклады о наличии ресурсов и оборудования из предприятий с целью составления прогноза в их восполнении, автоматизация и связь обеспечат гибкую, быструю и эффективную поддержку организационных действий предприятий, а также оперативное руководство ресурсами и средствами отрасли.
Необходима унификация требований по организации разработки, хранения, передачи и интеграции знаний для конвергентного объединения научно-технических и производственно-технологических потенциалов предприятий и организаций всех форм собственности, стимулирующего воздействия на темпы инновационного развития.
Оценка обеспечения конкурентоспособных финансовых условий отечественным производителям по сравнению с иностранными корпорациями в промышленности должна осуществляться как в оперативном, так и в долгосрочном режиме. Оперативная оценка должна складываться на основе мониторинга основных процессов на уровне предприятий и организаций.
Координацию этой деятельности должно осуществлять Правительство Российской Федерации, при взаимодействии с иными государственными ведомствами, научными и экспертными организациями.
В качестве самостоятельного направления выделяется разработка и реализация целевых программ реинжиниринга сверхсложных, территориально рассредоточенных и межотраслевых производств как ключевых производственно-технологических центров российской промышленности (включая международное сотрудничество).
Особое значение в рамках данного направления имеет создание масштабируемой динамической электронной среды как универсального управленческого пространства для любых возможных участников научно-технической и производственно-технологической деятельности [7].
Таким образом, повышение роли информационных систем для повышения конкурентоспособности российской промышленности обеспечивает реализацию положительных экстерналий при формировании организационно-экономических механизмов.
Литература:
1. Баитов А.В. Сетецентрическое управление энергоинфраструктурными узлами с ключевым положением АЭС в глобальной энергетике // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №30. С.2-10.
2. Барикаев Е.Н. Мультиагентные императивы обеспечения безопасности энергоснабжения при управлении российским энерготранспортным кластером // Вестник Московского университета МВД, 2013, №6. С.244-247.
3. Деркач А.К. Совершенствование механизмов привлечения, концентрации и целевого вложения инвестиций в инновационные программы // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 109-110.
4. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №28. С.2-10.
5. Логинов Е.Л. Информационная платформа, объединяющая телематические, вычислительные и информационные сервисы в ЕЭС России // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. 2013. № 6. С. 19-23.
6. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Интеллектуальная электроэнергетика: новый формат интегрированного управления в ЕЭС России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012, №29. С.28-32.
7. Лукин В.К. Проблемы глобализационной трансформации форм долгового финансирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 196-199.
8. Мищенко А.В. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика, 2005, №4. С. 72-78.
9. Модели и алгоритмы решения задачи структурно-параметрического синтеза информационных процессов в системах управления объектов критической инфраструктуры. - Краснодар: Кубаньинтерконсалт, 2010. - 191 с.
10. Проблемы мониторинга функционирования распределенных информационных систем: монография. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 294 с.
11. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
12. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.
УДК 338.332
ОПТИМИЗАЦИЯ КООПЕРАЦИОННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИЙСКИХ
КОМПАНИЙ
Фатхуллин Б.Э., к.э.н., директор Казанского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы оптимизации кооперационных научно-технических и производственно-технологических связей российских компаний.
Ключевые слова: управление; модернизация; сценарии; промышленность; инновации
OPTIMIZATION OF COOPERATIVE SCIENTIFIC, TECHNICAL AND INDUSTRIAL AND TECHNOLOGICAL RELATIONS BETWEEN RUSSIAN COMPANIES
Fatkhullin B., Ph.D., Director of the Kazan branch of FGBOU VPO «The Russian State University for the Humanities», e-mail: Bulat161@mail.
ru
This article discusses the optimization of cooperative scientific, technical and industrial and technological relations between Russian companies.
Возможности коренных качественных перемен в оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов для ускорения инновационно-технологических циклов в значительной степени зависят от выработки и реализации новой управленческой парадигмы на основе использования новых решений в сфере информационных технологий последнего поколения для повышения эффективности взаимодействия научных, производственных, сбытовых и сервисных структур в России и за рубежом, что необходимо для ускорения темпов модернизации российского промышленного комплекса и, в особенности, деятельности и развития производителей как основных - инновационно активных - промышленных предприятий.
Возрастание нелинейности характера экономического развития может во-многом компенсироваться на основе модели инновационно-технологической интероперабельности [2]. При этом при интеграции в мировую экономику, существенное значение приобретает формирование международно-адаптированных облачного комплексирования бизнес-моделей инновационной деятельности и выработка интероперабельных форматов управленческих процессов, процедур и сервисов в инновационной сфере, необходимых для масштабирования своего 1Т-сервиса управленческих процессов за счет использования - предоставляемых из единого [межкорпоративного] центра облачных вычислений - услуг и ресурсов, а также обеспечения дополнительной свободы и гибкости в разработке и апробации новых видов услуг [4].
Потенциальные преимущества эффективных стратегий ин-тероперабельности и конвергентной интеграции управленческих процессов, процедур и сервисов в сфере генерации и оборота инноваций как ключевого фактора эффективности деятельности российских производителей в российской и мировой экономике, способствуют расширению доли российских промышленных корпораций на российских и зарубежных рынках, поддерживают экономическую и социальную стабильность, имеют значительные перспективы для российских промышленных корпораций и их зарубежных структур [6].
Постановка и решение оптимизационных задач в сфере межкорпоративного научно-технического и производственно-технологического взаимодействия в рамках технологических платформ и федеральных целевых программ на информационно-
технологической базе облачных вычислений с соответствующей трансформацией оргструктур управления обеспечивает возможность практической реализации инновационного подхода к решению модернизационных задач [8]. Это особенно важно на новом этапе ускорения научно-технического развития - с усилением степени интеграции в мировую экономику и соответствующим возрастанием потребностей в обеспечении организационно-экономической синхронизации межкорпоративных управленческих процессов, процедур и сервисов на основе международно-конкурентной модели инновационно-технологической интероперабельности [10].
При облачно-цифровой трансформации механизмов, инструментов и технологий управления инновационно-технологическими циклами в условиях глобализационной трансформации российской экономики, определяющим фактором становится использование интероперабельных форматов управленческих процессов, процедур и сервисов в инновационной сфере как основы для осуществления интеллектуального управления организационно-экономическим взаимодействием промышленных предприятий, научно-технических и сбытовых структур с целью обеспечения инновационного развития российской экономики.
Наряду с субъектами, участвующими в формировании высококонкурентного научно-технологического потенциала, обеспечивающего расширение доли российских промышленных корпораций на внутренних и внешних рынках, следует учитывать и условия среды, в которой происходит переход к новой системе оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов в рамках организационно-структурных «оболочек» инновационно-технологических циклов, свойственной постиндустриальной экономике. Экономическая, правовая, организационная, институциональная, социальная среды оказывают существенное влияние на условия к перехода новым функциональным классам корпоративных информационных систем через изменение 1Т-инфраструктуры, оргструктуры и облачно-цифрового структурирования бизнес-моделей инновационной деятельности при переходе от индустриальной к информационной и, далее, к когнитивной экономике. В соответствии со средой происходит освоение новых специфических форматов управленческих процессов, процедур и сервисов в сфере генерации и оборота инноваций, необходимых для создания высококонку-