зации научно-технической и производственно-технологической деятельности для максимального задействования организационно-информационных резервов развития, способствующих повышению управляемости путем формирования трансграничных узлов финансовых, товарных и информационно-когнитивных потоков с опорой на зональную концентрацию инноваций для создания и распространения новых технологий и управленческих компетенций как основы повышения конкурентоспособности российской промышленности.
Литература:
1. Баитов А.В. Информационно-аналитические основы поддержания системной эффективности управления предприятиями атомного энергопромышленного комплекса России // Экономический анализ: теория и практика, 2013, №44. С. 58-64.
2. Барикаев Е.Н. Модернизация ЕЭС России: переход к интеллектуальной программно-аппаратной платформе синхронизированного управления распределенными энергетическими объектами // Вестник Московского университета МВД, 2013, №3. С.171-174.
3. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.
4. Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2012,
№28. С.2-10.
5. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.
6. Лукин В.К. Проблемы сетевого управления финансовой деятельностью в трансграничном финансовом пространстве // Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 29. С. 25-29.
7. Мищенко А.В. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика, 2005, №4. С. 72-78.
8. Модели и алгоритмы решения задачи структурно-параметрического синтеза информационных процессов в системах управления объектов критической инфраструктуры. - Краснодар: Куба-ньинтерконсалт, 2010. - 191 с.
9. Проблемы повышения надежности управления объектами критической инфраструктуры на основе методов композиционного и нейросетевого моделирования.- М.: НИЭБ, 2011.- 241 с.
10. Энергосбережение: проблемы достижения энергоэффективности Монография. // М.: НИЭБ, 2009. - 329 с.
11. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
УДК 338.332
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРУКТУР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ
МОДЕРНИЗАЦИИ
Фатхуллин Б.Э., к.э.н., директор Казанского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»,
Казань, Россия, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования конкурентных структур в промышленности России при осуществлении инновационной модернизации.
Ключевые слова: управление; модернизация; сценарии; промышленность; инновации.
PROBLEMS OF FORMATION OF COMPETITIVE STRUCTURES IN RUSSIAN INDUSTRY IN THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE MODERNIZATION
Fatkhullin B., Ph.D., Director of the Kazan branch of FGBOU VPO «The Russian State University for the Humanities», Kazan, Russia,
e-mail: [email protected]
This article discusses the formation of competitive structures in the Russian industry in the implementation of innovative modernization. Keywords: management; modernization; scripts; industry; innovation.
По мере развития рыночных отношений и расширения сферы хозяйственного взаимодействия бизнес-единиц, осуществляющих инновационную деятельность, существенно возросла роль функционирования организационно-управляющих и информационно-управляющих составляющих управленческих процессов, процедур и сервисов в организационных структурах инновационно-технологических циклов [10].
В условиях необходимости решения задачи модернизации и перехода на инновационный путь развития требуется ускорение инновационно-технологических циклов, что может быть решено на основе перехода к новому, более высокому, уровню организационно-экономического взаимодействия российских и зарубежных научных, производственных, сбытовых и сервисных структур в рамках технологических платформ, инновационных кластеров и других форм организационного структурирования участников инновационной деятельности [2].
Здесь необходимарестуктуризация комплекса облачно-цифрового структурирования бизнес-моделей инновационной деятельности и управленческих процессов, процедур и сервисов как основы организационно-информационной структуризации на базе облачно-цифровых технологий и сервисов последнего поколения путем перехода от стабильных к ситуационным управленческим процессам, процедурам и сервисам [11].
Своевременность формирования интегрированной системы
организационных структур управления путем осуществления трансформации организационно-информационного пространства на основе облачных вычислений как основы облачно-цифровой реструктуризации управленческих механизмов заключается не в высокой скорости управленческих процессов, процедур и сервисов или процедурах реализации организационно-структурных функций, а в адекватности построения интегрированной инфраструктуры интеллектуального управления полным циклом создания научно-технической продукции динамике глобальных и локальных экономических флуктуаций [3].
Важной задачей является развитие элементов инфраструктуры, программ, моделей, алгоритмов и технологий управления динамичным массивом инновационных факторов конкурентоспособности на основе синергетической облачно-цифровой трансформации управления, создающих организационно-информационные основы обеспечения целостности функционирования национальной инновационной системы [12]. Объединенная межкорпоративная среда распределенных управленческих процессов, процедур и сервисов научных организаций, производственных предприятий, сервисных и сбытовых структур должна трансформироваться в единую для всех российских промышленных корпораций национальную систему поддержания активности инновационной деятельности на основе интеграции имеющихся управленческих возмож-
166 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №1 2014 j
ностей, поэтому развитие ее элементов должно быть комплексным, системным и координироваться органами государственного управления [9].
Современная экономика развивается в условиях глобальных перемен, которые требуют повышения эффективности российских промышленных корпораций и их зарубежных «дочек», совершенствования их оргструктуры. Это определяет необходимость разработки и внедрения облачно-цифровых бизнес-моделей инновационной деятельности в новой системе оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов в рамках цифровизованных организационно-структурных форматов инновационно-технологических циклов, свойственных постиндустриальной экономике. Модернизация оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов путем перенесения операционных управленческих процессов в виртуально-цифровую среду деятельности в рамках дата-центров (облачных вычислений) важна для инновационно-ориентированной постиндустриальной трансформации экономики России.
Проведенный анализ российских управленческих процессов, процедур и сервисов показал, что в настоящее время различные аспекты деятельности российских промышленных корпораций и их дочерних структур за рубежом реализуются практически без внедрения облачно-цифрового структурирования бизнес-моделей инновационной деятельности. В то же время с развитием конкуренции центр соответствующей модели конкурентоспособности перемещается в сферу модернизации системы оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов в рамках организационно-структурных «оболочек» инновационно-технологических циклов. Вектор деятельности российских промышленных корпораций и их зарубежных партнеров должен быть направлен на решение задач повышения конкурентоспособности на основе универсализации управленческих процессов, процедур и сервисов и бизнес-процедур управления качественно более высокого уровня облачно-цифровой трансформации управленческих процессов, процедур и сервисов в корпоративных, отраслевых и территориальных стратегиях экономического и научно-технического развития.
Перечисленные выше аспекты требуют перехода к универсальным электронным матрицам управленческих процессов, процедур и сервисов как одного из важнейших факторов роста конкурентоспособности для делового взаимодействия предприятий и совместной работы в целях улучшения продуктивности, кооперации и инноваций [8].
Такая работа должна быть реализована, начиная от процессов разработки оптимизационного организационно-структурного конфигурирования управленческих процессов, процедур и сервисов до уровня программного развития организационно-структурной базы взаимодействия участников научно-технической и производственно-технологической кооперации в рамках технологических платформ и федеральных целевых программ с системообразующим ядром новых синхронизированных управленческих процессов, процедур и сервисов, ускоряющих инновационно-технологические циклы и реализации технологий ускорения управленческих и функциональных транзакций управленческих процессов, процедур и сервисов в инновационной сфере в рамках цифровизованных организационно-структурных форматов инновационно-технологических циклов, создающих условия для внедрения и мультикорпора-тивной трансляции модели инновационно-технологической инте-роперабельности на основе создания и применения 1Т-бизнес-сер-висов в облачно-ориентированной стратегии развития бизнеса [7].
Отличительным свойством создания и использования сервисов облачных вычислений для оптимизации взаимодействия научных, производственных, сбытовых и сервисных структур в России и за рубежом является необходимость осуществления больших объемов расчетов для ускорения научно-технического развития [6].
Таким образом, инновации в сфере организации и управления в условиях глобализации являются важным конкурентным ресурсом. Как правило, основной проблемой в осуществлении и реализации эффективных конкурентных действий является неэффективность устаревших бизнес-моделей инновационной деятельности, не опирающихся на сервисы облачных вычислений и ^ё-компью-тинг, необходимых органам оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов для действий с наибольшим эффектом.
На базе результатов, достигнутых на основе реализации новых принципов организации структурных «оболочек» инновационно-технологических циклов в «упаковке» облачных вычислений, необходим переход от традиционного к инновационно детерминиро-
ванному управлению при адаптации российских промышленных корпораций и их зарубежных структур к макро- и мезоэкономичес-ким флуктуациям в мировой и национальной экономиках с целью достижения максимальной эффективности ключевых видов деятельности [5].
В современных глобализированных условиях развития экономики происходит кардинальная смена роли механизмов ускорения модернизационных преобразований в промышленности России - к оптимальной возможности адаптации к произошедшим изменениям в мировой экономике. Эти преобразования должны обеспечить расширение доли российских промышленных корпораций на внутренних и внешних рынках и возможность внедрения облачно-цифрового структурирования бизнес-моделей инновационной деятельности, то есть смену традиционного управления - на инновационно детерминированный тип управления на основе ситуационных принципов [4].
В основе инновационно детерминированного управления лежит, ранее рассматривавшийся как второстепенный актив социально-экономического развития, возможность сквозного организационного трансграничного управления инновационно-технологическими циклами при создании научно-технической продукции для системно-структурного повышения качества управления. Суть постиндустриальных управленческих транзакций обусловлена способностью к системному формированию облачного комплексиро-вания бизнес-моделей инновационной деятельности, необходимых для формирования конкурентных структур в экономике при осуществлении инновационной модернизации [1].
С этой точки зрения выявление нового источника конкурентных преимуществ - развития организационно-структурной базы межкорпоративного научно-технического и производственно-технологического взаимодействия в рамках федеральных технологических платформ и региональных программ социально-экономического развития с системообразующим ядром новых синхронизированных управленческих процессов, процедур и сервисов, ускоряющих инновационно-технологические циклы в «прорывных» направлениях НТП - повлекло необходимость критического осмысления адекватности существующих методов оптимизации управленческих процессов, процедур и сервисов требованиям настоящего этапа и в перспективе.
Литература:
1. Апканеев А.В., Логинов Е.Л. Стратегические направления совершенствования системы управления предприятиями атомной отрасли // Вестник экономической интеграции, 2010, №7. С.47-52.
2. Баитов А.В. Обеспечение энергоэкономической устойчивости атомного энергопромышленного комплекса России в системе глобальных факторов конкурентоспособности // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013, №29. С.2-7.
3. Деркач А.К. Проблемы формирования постиндустриального научно-производственного базиса российской экономики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 107-108.
4. Логинов Е.Л. Проблемы разработки и практической реализации автоматизированной информационной системы мониторинга электронных транзакций в глобальных телекоммуникационных сетях // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2006. №1. С.32-34.
5. Логинов Е.Л. Развитие «интеллектуальных сетей» в электроэнергетике отраслей, регионов, городов России // Управление мегаполисом, 2011, №5. С.92-100.
6. Логинов Е.Л., Логинов А.Е. Сетецентрические подходы к повышению качества и надежности управления сложными системами критической энергетической инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2013, №7. С.12-19.
7. Лукин В.К. Проблемы глобализационной трансформации форм долгового финансирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7-1. С. 196-199.
8. Мищенко А.В. Методы анализа электронных транзакций в глобальных информационных сетях // Инженерная физика, 2005, №4. С. 72-78.
9. Модели и алгоритмы решения задачи структурно-параметрического синтеза информационных процессов в системах управления объектов критической инфраструктуры. - Краснодар: Куба-ньинтерконсалт, 2010. - 191 с.
10. Руднев А.В. Проблемы разработки и внедрения информа-
ТЯАШРОЯТ ВШШБ88 Ш ЯШ81А | №1 2014 | 167
ционных систем при управлении газотранспортным объектом // Инженерная физика, 2006, №3. С. 71-73.
11. Шевченко И.В. Финансовое регулирование российской экономики как макрокогерентной системы в условиях нелинейной экономической динамики // Финансы и кредит. 2013. № 22. С. 17-22.
12. Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Райков А.Н., Ефремов Д.Н. Системные подходы к формированию мультидисциплинарной образовательной системы поддержки компетенций функциональных и управленческих кадров в органах госуправления и наукоемких отраслях на основе ОНП-сети. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 37 с.
ВИБРОНАДЕЖНОСТЬ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Худяков С.А., к.т.н., доцент ГМУ им. адм. Ф.Ф Ушакова
Вибронадежность судовой техники оценивается по критериям, которые гарантируют ее эксплуатацию без повреждений и отказов под действием вибрационных нагрузок от главных малооборотных дизелей.
Ключевые слова: вибрации, критерии вибронадежности, виброускорение, виброперемещение.
THE VIBRATIONAL RELIABILITY OF SHIPING MACHINERY
Khudyakov S., Ph.D., docent, Ushakov State Maritime University
The vibrational reliability of shiping machinery value by criterions, which guarantee service without failures and damages by vibrational influence of main low speed diesel engines.
Keywords: vibration, criterions of vibrational reliability, vibrational movement, vibrational acceleration.
Решение задач вибронадежности упругих систем в машинных отделениях (МО) судов с главными малооборотными дизелями (МОД) должно приводить к соблюдению норм вибрации Правил Морского регистра судоходства (МРС). Это должно гарантировать длительную эксплуатацию данных упругих систем (механизмов, устройств и корпусных конструкций) без повреждений и отказов [1]. При этом вибронадежность упругих систем также может рассматриваться с точки зрения характера вибрации, т. е. анализа случайных выбросов колебательных процессов или пиковых значений периодических процессов вибрации. В нашем случае это может быть связано и с накоплениями повреждений усталостного характера, например, от циклических нагрузок, вызываемых вибрацией [2, 16]. Здесь же следует рассматривать резонансные эффекты в упругих системах типа ДД и различных подсистемах в МО, которые возникают на разных режимах работы гребных установок во время длительной эксплуатации судов.
Одновременно с этим следует учитывать последствия различных процессов, воздействующих на упругие системы в МО: коррозию конструкций (снижение жесткости отдельных элементов), релаксацию напряжений в деталях крепежа, появление износов в парах трения, снижение трения во фланцевых соединениях машин и механизмов от попадания смазки и т. п. [3, 4]. На основную упругую систему ДД существенное влияние оказывает волнение, как с точки зрения изменения нагрузки на МОД, так и изменения присоединенных масс воды, что отражается на частотах свободных колебаний (ЧСК) и демпфирующих свойствах системы.
Таким образом, оценка вибронадежности механических систем должна производится по критериям, предложенным проф. Бо-лотиным В.В. и Чирковым В.П., для обеспечения безотказной работы упругих систем в МО судов, испытывающих определенный уровень вибрации [2]. Основными критериями вибрационной надежности являются:
1) максимальная величина виброускорения и" (в абсолютных величинах или относительных - в долях g - ускорения свободного падения). В любом случае это приводит к дополнительным циклическим инерционным нагруз-кам. Требование к этому критерию: и"(() < [и"], где [и"] - допускаемый уровень виброускорений по нормам Правил МРС [5];
2) вторая мера вибронадежности - виброперемещение ико-торое опре-деляет циклические напряжения в деталях упругой системы и также существенно влияет на циклическую прочность (накопление усталостных повреждений). Нормирование виброперемещений не предусмотрено для морской техники в действующих Правилах МРС, но это может быть получено, используя зависимости для гармонических колебаний
[и]=[и'] /ы =[ы"] / ы2, (1)
где [и] - допускаемое значение виброперемещения, [и"] - допускаемое значение виброскорости, ^^ - круговая частота.
Первый критерий - виброускорение и " упругой системы (или циклическая сила инерции, которую необход имо учитывать). Этот критерий хорошо согласуется с предложением автора в отношении введения критерия неуравновешенности МОД. Критерий неуравновешенности разработан на основе норм допускаемых виброускорений для МОД (в Правилах МРС) с обоснованием в работах [3, 6, 7]). Оценка виброактивности МОД с исполь-зованием критерия неуравновешенности производится отдельно по каждой гармонической составляющей неуравновешенных моментов с учетом воз-мо-жных резонансов в колебаниях системы ДД по определенной форме [4, 16].
Воздействие на рассматриваемую систему ДД нескольких соизмеримых гармонических составляющих возможно определить, получив суммарный возмущающий момент (максимальную его амплитуду и период). Например на остов МОД типа 9RTflex-96C действует несколько гармонических составляющих горизонтального скручивающего момента МХ [9]. Суммарный горизонтальный скручивающий момент МХ этого МОД (максимальное или пиковое значение, полученное с использованием программы Spеktr) составляет МХР = 1,4 МСР [9, 10]. Это пиковое значение МХР (выброс вибрационного процесса) должно учитываться при анализе вибронадежности упругой системы ДД и использоваться в расчетах связей верхнего крепления остова МОД типа 9RTflex-96C.
Так как процесс М() периодический (амплитуды, частоты и сдвиги по фазе - постоянные), то частота возникновения МХР равна частоте 1-го порядка, равной 1,7 Гц (при п = 102 мин-1).
Второй критерий - виброперемещение (или вибронапряжения) в деталях конструкций упругих систем следует рассматривать с точки зрения усталостной прочности, где эти напряжения будут являться циклическими у . При симметричном цикле нагружения (гармонический закон изменения напряжений во времени -
оа =озт(т + (р) деталей должно выдерживаться условие
°а < ПУ°-!, (2)
где п - коэффициент запаса по усталостной прочности; предел выносливости.
В случае асимметричного цикла - необходимо учитывать средние напряжения цикла (у , которые зависят от ряда факторов, например от предварительно напряженного состояния деталей крепления (болтов, шпилек, анкерных связей в ДВС и т. п.), и равны От = (<7„ + От*) / 2 (3)
а амплитуда цикла
а= (а„ - о^ / 2 (4)
где (у и (у . - максимальные и минимальные напряжения.
В этом случае предел выносливости определяется по диаграмме предельных напряжений (когда (УШ1Х и (утЫ = или предельных амплитуд цикла в координатах (у 1 и 0 когда (уа = [3].
168 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 |