№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
т
С. В. Рачек, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономики транспорта, Ю. Н. Касымова, аспирант, кафедра экономики транспорта, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ВЫПУСКНИКА И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕЕ ОЦЕНКИ
На современном этапе развития экономики, в условиях ее модернизации, все большее внимание уделяется образованию, подготовке высококвалифицированных кадров. Чем это вызвано? Конечно тем, что связь эффективности экономики страны с конкурентоспособностью каждого специалиста, предприятия, отрасли неоспорима. Высокий уровень образования — это один из инструментов на пути достижения конкурентоспособности страны в целом. Именно в период обучения в вузе происходит становление личности студента, формирование его профессиональных знаний, навыков, умения общаться и устанавливать контакты с другими людьми, решать поставленные задачи и находить решения к возникающим проблемам.
В условиях перехода к новым рыночным отношениям конкурентоспособность можно отнести к стратегическим ценностям, которые человек использует для упорядочивания всей системы жизнедеятельности. Отличительной чертой конкурентоспособного специалиста является его обладание конкурентными преимуществами, которые он может и должен использовать в достижении поставленных целей, которые помогают реализоваться в динамически изменяющихся условиях и формируют уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром1.
Наличие конкурентных преимуществ у выпускника не является достаточным при-
Высокий уровень образования -это один из инструментов на пути достижения конкурентоспособности страны в целом.
знаком конкурентоспособности и залогом успеха в современных рыночных условиях. Наибольшей ценностью обладает его умение найти достойное рабочее место и быть востребованным на рынке труда в данный момент времени и в перспективе2.
Для комплексной объективной оценки конкурентоспособности выпускника необходима совокупность методов и средств. Современный этап развития экономики характеризует сложность сравнения имеющихся российских стандартов образования с реальными потребностями на рынке труда. Необходима разработка единых для всех критериев и показателей конкурентоспособности выпускников, методики анализа качества подготовки специалистов, качества материально-технической базы вузов, учебников, образовательных программ и т. д. При отсутствии таких механизмов, а также методик прогнозирования потребности экономики в специалистах, происходит запаздывание системы подготовки квалифицированных кадров, что мы сейчас можем наблюдать в российской экономике.
Вследствие этого, авторами предлагается определить модель конкурентоспособности выпускника, ее составных частей внешней и внутренней среды функционирования. Данная модель, по нашему мнению, представляет собой совокупность взаимосвязанных составляющих
®
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
и компонентов, определяющих основные качественные параметры выпускника. Объектом в данной модели является выпускник, который в процессе обучения в вузе нарастил свои конкурентные преимущества, вклю чающие не только профессиональные знания но и личностные харак теристики, а также прак тические навыки, полу ченные в результате про хождения практик. :
Внешняя среда представлена рынком труда в виде предприятий и организаций, которые формируют заказ на конкурентных работников с заданными качественными параметрами. Взаимосвязь внешней среды с внутренней должна осуществляться посредством реализации учебных программ, стандартов, методов обучения, соответствующих реальным запросам и потребностям рынка труда.
Современный этап развития экономики характеризует сложность сравнения имеющихся российских стандартов образования с реальными потребностями на рынке труда.
Рыночная система резко подняла требования к профессиональной подготовке специалистов, что обусловило нарастание обязательств высшей школы по обеспечению высокого качества образовательных услуг. Поэтому подготовку будущих дипломированных специалистов необходимо реализовывать сквозь призму требований, предъявляемых рынком. Реагировать на изменения конъюнктуры рынка, политических, экономических, социальных факторов влияния необходимо не только учебным заведениям, но и самим молодым специалистам на индивидуальном уровне. При выполнении данных условий на выходе мы будем иметь конкурентоспособного выпускника, подготовленного в соответствии с требованиями как международного сообщества, так и российского рынка труда (рис. 1).
№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
ВНЕШНЯЯ СРЕДА - рынок труда -
Социальный заказ: формирование конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда
Предприятия, организации, компании
Поведенческие характеристики (умение разрешать конфликты, общительность, работа в команде)
Культура (общения, поведения, речи)
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА
Образовательная среда (процесс обучения: / учебные программы, методики, технологии обучения, уровень ППС, материально техническая база вуза)
Конкурентные преимущества
Выпускник
Практические навыки, опыт
(практика, доп. обучение)
Профессиональные характеристики (высокий уровень знаний, обучаемость)
Требования международного сообщества (Болонский процесс)
Личные качества (коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие)
Конкурентоспособный выпускник
Рис. 1. Модель конкурентоспособности выпускника
Важным этапом в процессе анализа конкурентоспособности выпускников является выявление факторов, на нее влияющих. Следует отметить основные, учитывая, что степень влияния их различна:
— спрос и предложение на рынке труда;
— требования работодателей к выпускникам и потенциальным работникам;
— конкуренция среди вузов;
— политика государства и состояние экономики в стране;
— государственные программы поддержки выпускников : и молодых специалистов;
— вузовская поддержка выпускников и содействие их трудоустройству и т. д.
Огромная роль в формировании личной конкурентоспособности выпускника лежит на самом студенте вуза, она выражена в достижении мотивов успеха; в умении комфортно организовать жизненное пространство, самосовершенствоваться, использовать и наращивать свой потенциал, а также максимально адаптироваться
Наличие конкурентных преимуществ у выпускника не является достаточным признаком конкурентоспособности и залогом успеха в современных рыночных
условиях. Наибольшей ценностью обладает его умение найти достойное рабочее место и быть востребованным на рынке труда в данный момент времени и в перспективе.
и перестраиваться в меняющихся условиях. Управление карьерой — одна из важных задач приведенной системы.
При оценке конкурентоспособности выпускников необходимо выявлять требования рынка труда к качествам, которыми должны обладать выпускники вузов. Используя методы структурного и функционального анализа, представим систему показателей комплексной оценки конкурентоспособности выпускников. Данную систему можно представить в виде дерева показателей конкурентоспособности, в соответствии с методикой, выделенной Р. А. Фатхутдино-вым (рис. 2)3.
На высшем уровне иерархии расположен интегральный показатель конкурентоспособности выпускников (КВинт), определяющий совокупность всех характеристик выпускника. Дуги, соединяющие уровни — характеризуют отношения подчиненности между показателями. Ниже расположены общие показатели качества подготовки (К1, К2, ... К ), характеризующие
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
группу параметров качества, и низшии уровень составляют частные показатели (Ки, К12, К2п и т. д.), определяющие факторы, соответствующие тому или иному параметру качества. Объектом -оценки при этом является выпускник либо репрезентативная выборка выпускников.
Интегральный показатель конкурентоспособности выпускника можно представить в виде функции, выражающей следующую зависимость:
КВинт = F (К1; К2; К3; К4; К5) (1)
Применение данной системы показателей позволит комплексно оценить работодателям информацию о выпускнике, его конкурентные преимущества с целью принятия решения о возможности трудоустройства его на предприятие. Преимущество данного подхода заключается во всестороннем охвате личных и профессиональных качеств молодого специалиста, что позволит не только выявить недостатки в уровне подготовки выпускника, но и проанализировать, насколько высока степень влияния частного показателя конкурентоспособности на интегральный.
Для удобства оценки работодателем качеств выпускника авторами разработана система показателей оценки его конкурен-
Взаимосвязь внешней среды с внутренней должна осуществляться посредством реализации учебных программ, стандартов, методов обучения, соответствующих реальным запросам и потребностям рынка труда.
тоспособности. Показателем эффективности данного метода должна стать возможность своевременно реагировать на отсутствие определенного набора навыков, компетенций, личных качеств, для того чтобы оперативно принять меры по повышению уровня конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
Таким образом, разработанная модель кон-= курентоспособности выпускника позволит выявить конкурентные преимущества, включающие не только полученные теоретические знания, но и отследить сформированные в процессе обучения практнческие навыки, а также личностные характеристики. ^
1. Касымова Ю. Н. Конкурентоспособность: некоторые современные подходы экономической науки [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/ economika-truda/item/1386-2012-06-09-05-21-06 (дата обращения: 29.10.2012).
2. Богданова Е. Л. Конкурентоспособность работников на предприятии (методологический аспект) // Социологические исследования. 1992. № 11. С. 11-13.
3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2008.
Рис. 2. Дерево показателей конкурентоспособности выпускника