Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМЫ И ТЕРРОРИЗМУ / EDUCATION / STUDENT YOUTH / COUNTERING EXTREMISM AND TERRORISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магин Владимир Алексеевич

В статье рассмотрен опыт Северо-Кавказского федерального университета по организации воспитания студенческой молодёжи в современных социокультурных условиях. Автор приводит примеры организации воспитания как в учебной деятельности (на основе разработанных и реализуемых элективных курсов), так и в воспитательной работы. Основной упор сделан на воспитание молодёжи в поликультурной среде многонационального региона., на противодействие экстремизма и терроризма в молодёжной среде; воспитание патриотизма молодёжи.The article considers the experience of the North Caucasus Federal University in organizing the education of students in modern socio-cultural conditions. The author gives examples of the organization of education both in educational activities (based on developed and implemented elective courses) and in educational work. The main focus is on educating young people in the multicultural environment of a multi-ethnic region, on countering extremism and terrorism in the youth environment, and on educating youth patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

Результаты в 7 «Б» классе: 24% респондентов продемонстрировали максимальный уровень сформированности изучаемого показателя; 40% респондентов продемонстрировали достаточный уровень сформированности изучаемого показателя; 36% респондентов продемонстрировали минимальный уровень сформированности изучаемого показателя.

Соответственно, все респонденты продемонстрировали повышение уровня сформированности потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, особенно в опытной группе.

Так, при обобщении полученных результатов нами установлено, что в экспериментальной группе повысился уровень сформированности безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.

Аналитическая работа с результатами исследования позволила сделать вывод о том, что обучаемые демонстрируют повышение уровня сформированности безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, что в большей степени демонстрируется в опытной группе, о чем свидетельствуют результаты математической статистической обработки.

Выводы:

1. На основе анализа источников литературы определена структурно-содержательная основа формирования безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. Так, насколько человек готов действовать в условиях опасности природного характера, зависит уровень последствий и для самого человека, и для окружающей среды.

2. Выявлены эффективные методы формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера: опорные конспекты, бинарные уроки, методы применения компьютерных технологий, моделирование опасностей в условиях природы, практические методы, решение ситуационных задач, метод проектов.

3. Опытно-экспериментальным путем доказана эффективность выявленных методов формирования безопасного поведения у обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера. Установлено, что внедрение активных методов обучения будут способствовать повышению уровня теоретического и практического безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера, а так же повышению уровня развития потребности в области безопасного поведения обучающихся в условиях опасных ситуаций природного характера.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: учебное пособие /Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.

2. Горовая, В.И. Методы активного обучения и их применение / В.И. Горовая. - Ставрополь: Альфа Принт, 2009. - 100 с.

3. Комаров, В.Н. Формы и методы преподавания курса ОБЖ / В.Н. Комаров // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 9. - С. 26-32.

4. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности будущего учителя безопасности жизнедеятельности к педагогическому сопровождению образовательной деятельности школьников / Е.Е. Лутовина // Ценностный потенциал образования в формировании личности: методология и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции (19-20 октября 2018 г.). - Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 175-181

5. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. № 3(28). С. 149-152.

6. Лутовина Е.Е. Методологические аспекты формирования безопасного поведения обучающихся в общеобразовательных организациях / Е.Е. Лутовина, Н.А. Пирская // сборник статей к Международному научно-практическому форуму «Территория спорта, здоровья и безопасности жизнедеятельности» (21-23 марта 2019 г.). - Оренбург, Экспресс-печать, 2019. - С. 103-106

7. Суздалева, А.М. Аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях природного характера / А.М. Суздалева [и др.]. - Оренбург: Экспресс-печать, 2015. - 121 с.

8. Суздалева, А.М. Безопасный отдых и туризм: проблемы, пути решения / А.М. Суздалева // Ценностный потенциал образования в формировании личности: методология и прикладные основания: сб. ст. Международной науч.-практ. конф. - Оренбург: Экспресс-печать, 2018. - С. 292-298.

9. Суздалева, А.М. Опасные ситуации природного характера: учебное пособие / А.М. Суздалева. -Оренбург: ИП Кострицины С.А., 2018. - 198 с.

10. Чикенева, И.В. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / И.В. Чикенева, А.М. Суздалева. - Оренбург: ОГПУ, 2012. - 164 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Магин Владимир Алексеевич

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт Северо-Кавказского федерального университета по организации воспитания студенческой молодёжи в современных социокультурных условиях. Автор приводит примеры организации воспитания как в учебной деятельности (на основе разработанных и реализуемых элективных курсов), так и в воспитательной работы. Основной упор сделан на воспитание молодёжи в поликультурной среде многонационального региона., на противодействие экстремизма и терроризма в молодёжной среде; воспитание патриотизма молодёжи.

Ключевые слова: воспитание; студенческая молодёжь; противодействие экстремизмы и терроризму.

Annotation. The article considers the experience of the North Caucasus Federal University in organizing the education of students in modern socio-cultural conditions. The author gives examples of the organization of education both in educational activities (based on developed and implemented elective courses) and in educational work. The main focus is on educating young people in the multicultural environment of a multi-ethnic region, on countering extremism and terrorism in the youth environment, and on educating youth patriotism.

Keyword: education; student youth; countering extremism and terrorism.

Введение. Воспитание студенческой молодёжи всегда было одной из прилоритетнбых задач современного социума. Молодёжь - это наиболее социально активная часть населения и от того, какие ценности будут транслироваться этой социальной группой будет во многом зависеть процесс формирования морально-нравственных ориентаций.

Особенно большая задача возлагается в этом процессе на сами учебные учреждения, в которых обучается молодёжь - колледжи, вузы. При этом образовательные учреждения, расположенные в поликультурных регионах, на которых проживают представители разных национальностей и конфессионных культур. должны выполнять и ещё особую миссию - воспитание молодёжи на основе традиций толерантности и прицепах конструктивного взаимодействия с представителями других национальностей [1; 2; 3; 4; 9; 10 и др].

В этом плане Северо-Кавказский федеральный университет, который был образован в г. Ставрополе в 2012 году на базе крупнейших вузов Ставропольского края, является уникальным учебным учреждением. Так как он сразу стал центром обучения молодёжи со всего северо- Кавказского федерального округа, а так же Ближнего и Дальнего Зарубежья.

В Программе развития СКФУ (утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2012 г. №854-р, новая редакция - от 18.07.2015г. №1409-р) записано, что университет должен стать «ведущей площадкой для межкультурного диалога в полиэтническом социуме региона и ближнего зарубежья; значимым фактором снижения этнокультурного напряжения, оптимизации межэтнического и межконфессионального общения, укрепления роли русского языка и русской культуры, формирования у выпускников общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и правовой культуры» [12].

Изложение основного материала статьи. В настоящий момент в Северо-Кавказском федеральном университете обучаются свыше 23 тысяч молодых людей, которые представляют 86 национальностей и народностей из 54 регионов России и 54 зарубежных государств. Около 70% студентов - это постоянные жители Ставропольского края.

Многонациональная поликультурная среда студентов обуславливает неослабевающее внимание руководства университета, всего профессорско-преподавательского состава к вопросам формирования общероссийской гражданской и цивилизационной идентичности; профилактики любой противоправной деятельности; воспитанию в студентах приверженности традиционным для российского общества морально-этическим ценностям; компетенций межэтнического и межконфессионального общения; правовой культуры и других социально значимых личностных качеств.

В 2019 году Северо-Кавказский федеральный университет продолжил реализовывать Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации в различных формах на всех направлениях деятельности: в учебном и воспитательном процессах, в научной деятельности, а также в форматах участия в общественно-значимой деятельности и края, и округа, и страны (табл. 1).

Таблица 1

Основные виды и формы воспитательных мероприятий молодёжи, реализуемые в Северо-Кавказском федеральном университете

№ Виды и формы мероприятий

1. - организация ежегодного молодежного фестиваля культур народов Северного Кавказа «СКФО: Дом дружбы», в рамках которого проходит межрегиональный форум «Традиционные духовно-нравственные и культурные ценности народов Северного Кавказа как цивилизационная основа для укрепления единства российской гражданской нации»

2. - ежегодное участие в проведении Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора

3. - ежегодное участие студентов, преподавателей и сотрудников университета в программе Северо-Кавказского молодёжного форума «Машук»

4. - проведение Парада Российского студенчества в г. Ставрополе

5. - проведение Всероссийского форума «Россия студенческая»

6. - проведение воспитательных мероприятий в рамках национальной российской премии «Студент года»

7. - проведение семинаров, «круглых столов», конференций, лекций с участием представителей органов исполнительной и представительной властей России, СКФО, Ставропольского края, руководителей национально-культурных объединений в Ставропольском крае

8. - проведение курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих

9. - проведение государственного тестирования иностранных граждан по русскому языку

10. - участие в различных мероприятиях, проводимых в РФ и реализация экспозиционно-выставочной деятельности по направлению межэтнического общения, популяризации народной, в том числе русской, культуры, по формированию общероссийской гражданской идентичности и мн. др.

Многоаспектная системная работа преподавателей, сотрудников, студенческого актива университета в сфере гармонизации межэтнических отношений в молодёжной среде осуществляется и в рамках учебного расписания в образовательном процессе на основе результатов многолетних научных исследований по данной проблематике, методических разработок и воспитательных технологий, и во внеучебной работе на уровне академических групп, кафедр, 12 институтов СКФУ, общеуниверситетского масштаба и

обеспечивается, прежде всего, деятельностью Учебно-методического управления, Управления воспитательной работы, Управления комплексной безопасности, института кураторов, руководства и сотрудников 12 институтов, ректората.

В университете реализуется образовательный проект «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе». Основным механизмом реализации этого образовательного проекта является разработка и включение в учебный процесс курсов, тематика которых определена в соответствии с одним из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, определенных Президентом Российской Федерации, - «Безопасность и противодействие терроризму» (Указ Президента РФ от 07.07.2011 N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации").

Начиная с 2016-2017 учебного года и по настоящее время (2019-2020 учебный год) в учебные планы различных направлений были включены и реализуются 11 специальных курсов. Использование в полной мере потенциала дисциплин, разработанных в рамках образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» способствует эффективной реализации комплекса мер по профилактике проявлений национального, религиозного и политического экстремизма в студенческой среде Северо-Кавказского федерального университета.

Большая часть курсов данного образовательного модуля реализуется в учебном процессе как дисциплины по выбору и представлены в вариативной части образовательных программ, но 19 дисциплин обозначены в числе приоритетных при выборе дисциплин для студентов всех направлений подготовки в университете (табл. 2):

Таблица 2

Дисциплины по выбору, реализуемые в учебном процессе Северо-Кавказского федерального университета, направленные на воспитание студенческой молодёжи

№ Перечень основных дисциплин по выбору воспитательной направленности

1 «Этнология Юга России»;

2 «Северный Кавказ в истории России»;

3 «История государственных символов России»;

4 «Культура межнационального общения»;

5 «Национальный этикет»;

6 «Основы социокультурной адаптации и интеграции»;

7 «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе»;

8 «Геополитические аспекты региональной безопасности»;

9 «Конфликтология»;

10 «Региональные конфликты и проблемы безопасности на Северном Кавказе»;

11 «Региональная безопасность на Северном Кавказе»;

12 «Культура мира в контексте региональной безопасности»;

13 «Правовая культура»;

14 «Государственно-конфессиональные отношения в РФ в контексте национальной безопасности»;

15 «Основы православной культуры»;

16 «Ислам на Кавказе»;

17 «Интеллектуальная история терроризма и безопасности Северного Кавказа»;

18 «Политический экстремизм в современном мире»;

19 «Гражданско-патриотическое воспитание».

Важной частью работы на этом направлении является разработка и издание учебно-методических пособий по дисциплинам, направленным на формирование у студентов российской гражданской идентичности, патриотизма, этнокультурных компетенций, правовой культуры и основ противодействия терроризму, а также на профилактику проявлений национального, религиозного и политического экстремизма в студенческой среде.

На основе инновационных разработок преподавателей кафедр университета предложено 8 программ дополнительного образования, предназначенных для повышения квалификации работников образовательных учреждений региона, представителей общественных и этнокультурных объединений.

Многолетняя научно-исследовательская деятельность ведущих ученых университета в области межэтнических отношений, этносоциальных и этноконфессиональных проблем, в сфере правоприменительной практики, региональной историографии, конфликтологии, этнологии и других гуманитарных и социальных наук обогащает образовательный процесс университета научными изданиями и монографиями.

Для координации работы по воспитанию у студентов гражданской зрелости, патриотизма, морально-этических ценностей, приверженности традиционным для многонационального российского общества по обучению навыкам бесконфликтного общения и противостояния социально опасному поведению, в том числе готовности и способности противостоять вовлечению в экстремистскую деятельность, в структуре Управления воспитательной работы функционирует Отдел гражданско-правового и патриотического воспитания.

В отделе работают 3 центра:

- Центр межэтнического взаимодействия,

- Центр патриотического воспитания,

- Центр правового воспитания.

В 2019 году отделом организовано и проведено более 80 воспитательных мероприятий различного уровня.

Достаточно влиятельным органом студенческого самоуправления в вопросах гармонизации межэтнического взаимодействия, формирования общероссийской гражданской идентичности стал Студенческий этнический совет СКФУ. Ныне он объединяет лидеров более 30 этнокультурных групп студентов, наиболее представлены в Совете русские, армяне, даргинцы, ингуши. Его члены на общественных началах участвуют в организации встреч с руководителями национально-культурных объединений и представителями правоохранительных органов и религиозных организаций; тренингов межэтнического общения в вузе, школах и учреждениях Ставропольского края; выставок в университете; литературно-музыкальных гостиных и молодёжных акций и фестивалей различного уровня; студенты выступают на форумах и научно-практических конференциях. Регулярно проводятся заседания Совета, на которых рассматриваются вопросы гармонизации межэтнических отношений в студенческой среде, формы укрепления общероссийских социокультурных ценностей, повышения учебной дисциплины и профилактики правонарушений среди студентов СКФУ [5-8].

Подтверждением эффективной деятельности Совета являются грамоты и благодарственные письма, регулярные публикации в краевых средствах массовой информации. Члены Этносовета СКФУ представлены в Ставропольском краевом молодёжном совете, являются членами Ставропольской городской молодежной палаты.

Центр межэтнического взаимодействия и Студенческий этнический совет СКФУ ежегодно проводят ставшие уже традиционными мероприятия: литературно-музыкальные гостиные в картинной галерее пейзажей П.М. Гречишкина; «Дни чая» в Парке Победы; День Конституции России; фестиваль культур народов Ставрополья и Северного Кавказа «Дом дружбы» и др.

На базе Северо-Кавказского федерального университета неоднократно проводился Молодежный фестиваль культур народов Ставрополья и Северного Кавказа «СКФО: Дом дружбы», организованный при поддержке Правительства Ставропольского края. В 2016 году в рамках Фестиваля был проведён Межрегиональный форум «Традиционные духовно-нравственные и культурные ценности народов Северного Кавказа как цивилизационная основа для укрепления единства российской гражданской нации».

Большой вклад в процессе воспитания студенческой молодёжи вносят воспитательные мероприятия, которые проводятся со студентами всех курсов и приводят к сплочению студенческих коллективов, способствуют формированию дружеских отношений между студентами различных национальностей. Особенно это активно получается реализовать в командных соревнованиях, когда в состав команд студенческих групп, факультетов включены студенты СКФО, Ближнего и Дальнего зарубежья [4].

Университет активно сотрудничает с Комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества, правоохранительными органами, национально-культурными объединениями, полномочными представителями республик СКФО в Ставропольском крае. Реализуется Соглашение с органами исполнительной власти Ставропольского края о совместных действиях с целью гармонизации межэтнических и этноконфессиональных отношений, формирования российской гражданской идентичности и предупреждения этнического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

В рамках поручения Губернатора Ставропольского края по итогам Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Ставропольском крае при Губернаторе Ставропольского края, в целях адаптации студентов первых курсов к условиям обучения и проживания на территории города Ставрополя, разъяснения им обычаев и традиций коренного населения, недопущения ими противоправных действий в Северо-Кавказском федеральном университете ежегодно в той или иной форме проводятся встречи со студентами первых курсов с участием представителей Комитета по делам национальностей и казачества Правительства Ставропольского края, ГУ МВД России по Ставропольскому краю, Управления МВД России по г. Ставрополю, администрации г. Ставрополя, национально-культурных центров республик Северного Кавказа в Ставропольском крае, руководителей общественных организаций.

Кроме того, в университете ежегодно проводятся встречи студентов 1-х курсов, граждан Российской Федерации, прибывших из-за пределов Северо-Кавказского федерального округа, с представителями Комитета по делам национальностей и казачества Правительства Ставропольского края, Администрации г. Ставрополя, Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и общественной организации "Союз народов Ставрополья "За мир на Кавказе" с целью ознакомления их с традициями, обычаями и устоями Северного Кавказа, особенностями поведения в общественных местах.

Выводы. Таким образом, деятельность профессорско-преподавательского коллектива и руководства университета в образовательной, научно-исследовательской и воспитательной сферах содействует формированию у студентов общероссийской идентичности, гражданской зрелости, патриотизма, культуры социальной ответственности, воспитанию в молодежи готовности и способности противодействовать этнополитическому, и религиозному экстремизму, национализму, угрозам терроризма.

Между тем, необходимо, что бы опыт организации воспитания студенческой молодёжи был использован и при проектировании магистерских и аспирантских программ, в рамках которых готовятся будущие преподаватели вузом и ссузов [3; 11; 13; 14 и др.]. Особенно актуальным является освящение инновационных мероприятий, которые были разработаны и апробированы в условиях поликультурного региона и содержат опыт воспитания студенческой молодёжи различных национальностей.

Литература:

1. Абдулов М.Р., Шамхалова К.Н. Актуальные проблемы формирования физической культуры студентов в системе высшего образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 8-10

2. Абраменко Н.Ю., Фишбейн М.Х. Интенции вузовского воспитания, или о студенческом самоуправлении // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 5-7

3. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению "Педагогическое образование" в контексте методологии TUNING [Опыт СевероКавказского федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

4. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика физической культуры. 2005. Т. 191. С. 191.

5. Лукаш С.Н., Эпоева К.В., Гришко А.Л. Воспитательный потенциал культуры казачества: формирование российской национальной идентичности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 50-53

6. Магин В.А. Противодействие идеологии экстремизма средствами формирования российской гражданской и цивилизационной идентичности в полиэтничной студенческой среде / Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде : сборник статей / сост. В.В. Каберник. — Москва: МГИМО-Университет, 2018. — 191 с. - С. 12-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Магин В.А. Развитие и социализация личности студента Северо-Кавказского федерального университета / материалы VIII Международной конференции исследователей высшего образования «Университеты, меняющие себя и мир» (19-21 октября 2017 г.) - Москва: НИУ «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]: http://www.innocentre.tversu.ru/websites/28/ckeditor_assets/attachments/1395/programma_konferentsii_raivo_2017_ 12_10_17.pdf

8. Магин В.А. Теоретические подходы к организации воспитательной деятельности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 235-237.

9. Магомадова З.Х. Гуманистические идеи как основа развития толерантного сознания молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 53-54

10. Мустафаева А.Р., Гайдарова Л.И., Курбанова А. Педагогическое просвещение родителей в области нравственного формирования личности и профилактики экстремизма // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 66-68

11. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н., Дьяченко А.С. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № Т.1. С. 296-302.

12. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" на 2012-2021 годы http://www.ncfu.ru/export/uploads/docuniversity/razvitie/izm_progr_razvit_skfu_18.07.2015.pdf

13. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1 (37). С. 11-15.

14. Ученые СКФУ приняли участие во Всероссийской конференции по противодействию терроризму http://www.ncfu.ru/university/stop_terror/novosti/Informaciya/Uchenye-SKFU-prinyali-uchastie-vo-Vserossiiskoi-konferencii-po-protivodeistviu-terrorizmu/

Педагогика

УДК 371

аспирантка Максудова Шуайнат Амуслимовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы в сфере современного художественного образования и эстетического воспитания детей. Особое значение автор статьи придаёт определению статуса декоративно-прикладного искусства, которое трактуется им как художественные предметы, выполненные из разнообразных материалов и техник в различных стилистических и видовых направлениях, создаваемые на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Такая позиция декоративно-прикладного искусства позволяет автору позиционировать его как средство художественного образования и эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования. Одним из учреждений, реализующих программы художественного образования на традициях декоративно-прикладного искусства, являются учреждения дополнительного образования детей. Исследование проводилось автором на примере традиций декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Ключевые слова: художественное образование, эстетическое воспитание декоративно-прикладное искусство, традиции декоративно-прикладного искусства, учреждения дополнительного образования, процесс художественного образования и эстетического воспитания детей.

Annotation. The article deals with issues in the field of modern art education and aesthetic education of children. The author of the article attaches special importance to the definition of the status of decorative and applied art, which is interpreted by him as artistic objects made of various materials and techniques in various stylistic and specific directions, created throughout the centuries-old history of human civilization. This position of decorative and applied art allows the author to position it as a means of artistic education and aesthetic education of children in institutions of additional education. One of the institutions that implement art education programs based on the traditions of decorative and applied arts is the institutions of additional education for children. The study was conducted by the author on the example of the traditions of decorative and applied art of the peoples of Dagestan.

Keywords: arteducation, aesthetic education of decorative and applied art, traditions of decorative and applied art, institutions of additional education, the process of art education and aesthetic education of children.

Введение. Современное состояние художественного образования и эстетического воспитания в Дагестане определяется рядом факторов.

Как определяют исследователи [1-8], основные проблемы художественного образования и эстетическое воспитания в Дагестане можно условно разделить на две большие группы: организационные и методические.

Организационные причины связаны с преподаванием художественной культуры и искусства, в. частности, в учреждениях дополнительного образования (УДО). Нередко занятия искусством дети воспринимают как необязательные и несерьезные. Такой взгляд может отрицательно сказаться на эффективности обучения ребёнка в условиях дополнительного образования. в этой связи педагог дополнительного образования должен так организовать свою работу с учащимися, что бы, с одной стороны, не отбить интерес к обучению излишней требовательностью. В то же время педагог, с другой стороны. должен суметь создать необходимую мотивацию, достаточную для того, что бы учащиеся прикладывали определённые усилия в овладении художественным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.