*УДК 378.147 + 796.071.5
ФОРМИРОВАНИЕ АКСИДЕНТАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В.Сысоев
Проблема обеспечения безопасности деятельности является одним из основных направлений современных исследований. В рамках данного аспекта обосновывается актуальность использования средств физической культуры для формирования у студентов компетентности к обеспечению безопасности деятельности, главным образом, с позиции аксидентальных способностей.
Ключевые слова: безопасность, компетентность, аксиденталъные способности, способности к обеспечению безопасной деятельности, физкультурное образование.
Проблема безопасности деятельности человека во все времена была актуальной. В ее основе лежат противоречия между потребностью человека в безопасности, стремлением сохранить свою жизнь, здоровье и реальной опасностью его жизнедеятельности. Они обостряются в связи со стремительным ростом количества и масштаба техногенных катастроф, стихийных бедствий, ухудшением здоровья людей и снижением численности населения России. Все это обусловлено не столько естественными природными процессами, сколько деятельностью самого человека, созданными им же условиями жизнедеятельности, что возвращает человека от обращения к внешним средствам защиты от опасностей к самому себе как их источнику. С этих позиций, рассматривая человека в качестве источника опасностей, можно говорить о его стремлении к безопасности, достигнутом уровне развития личностной компетентности, позволяющем осуществлять свое назначение.
Актуальность проблем обеспечения безопасности деятельности и здоровья человека диктует необходимость принимать управленческие решения и вести научный поиск с учетом фактора безопасности.
Так, В.В. Путин, в «Стратегии развития России до 2020 года» указывает: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов... Государственные ресурсы, направляемые в науку, должны использоваться максимально эффективно и сосредотачиваться на фундаментальных и прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека...Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддерживать свое здоровье за счет профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом» [1].
Современные концепции безопасности берут начало в трудах Аристотеля, Гиппократа, Галена, Парацельса, Л.М. Ломоносова, В.Л. Кирпичева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, В.И. Вернадского, Н.А. Бердяева, М.А. Котика, Н.М. Амосова и др.
Проблемам теории и философии безопасности посвящены исследования А.В. Брушлинского, А.И. Васильева, С.В. Гущина, И.Н. Глебова, Г.В. Грачева, Ю.И. Дерюгина, И.И. Кузнецова, С.П. Никанорова, А.В. Непомнящего, B.C. Пирумова, В.М. Розина, B.C. Серебрянникова, С.В. Степашина,
A.Н. Сухова, И.Н. Смирнова, Е.А. Ходаковского, А.В. Шершнева.
Формирование культуры безопасности на различных уровнях образования рассмотрена в работах
B.В. Анисимова, Е.В. Бондаревской, В.В. Даниловой, О.Г. Грохольской, В.И. Зубкова, Н.А. Лызь, Л.А. Михайлова, О.В. Писарь, О.Н. Русак, М.В. Сорокиной, В.В. Токарева, Е.И. Тупикина и др.
К настоящему времени разработаны теоретические основы преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» в работах С.В. Белова, С.Д. Дерябо, Е.И. Захарова, В.И. Зубкова, А.В. Ильицкой,
А.Ф. Козьякова, Т.А. Николаевой, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова и др.
Однако реально подготовить человека к безопасной деятельности в случае возникновения опасных ситуаций, связанных с угрозой для жизни и здоровья, сформировать стрессоустойчивость, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать быстрые и правильные решения и не терять самообладания в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, владеть собственными эмоциями задача очень сложная, но выполнимая. Ее решение лежит в области различных педагогических технологий, содержание которых в достаточной степени разработано современной наукой.
В 1982 году С.А. Елисеев, разрабатывая проблему психологического обеспечения безопасности деятельности, предложил понятие и термин «аксидентальные способности» [3]. Для терминообразования использовался латинский глагол accidere, что значит «случаться, приключаться». Аксидент, по определению
C.А. Елисеева - «это опасное событие, которое вероятностным образом связано со здоровьем и жизнью человека. Аксидентальные способности - это свойства функциональных систем, реализующих познавательные и психомоторные процессы, которые имеют индивидуальную меру выраженности,
качественного своеобразия» [2, С.70]. В последующие годы и по настоящее время аксидентальные способности рассматривается как способности к обеспечению безопасности деятельности [3].
В своих проявлениях способности к обеспечению безопасности деятельности сложны и многообразны. В исследовании С.А. Елисеева они представлены в виде двух взаимосвязанных подструктур: «чувства опасности» и «безопасной психомоторики»[2]. Эти подструктуры в свою очередь подразделяются на элементы.
Подструктура «чувство опасности» включает в себя, по крайней мере, следующие элементы: способность критически оценивать соотношение между успешностью и безопасностью деятельности; способность не рисковать в обычной профессиональной деятельности, соблюдая, при этом, правила, инструкции и стандарты по обеспечению безопасности этой деятельности; способность пойти на риск в экстремальной ситуации, обеспечивая, при этом, успешность и безопасность деятельности; способность не привыкать к опасности с последующим игнорированием ее; способность к безопасной работе с творческим содержанием, где опасность может быть непредсказуема; способность к предвидению вариантов действий источников опасности; способность к обнаружению, различению и опознанию слабых сигналов, предвестников, символов опасности; способность к поддержанию на достаточном для обеспечениям безопасности уровня внимания, в первую очередь его распределения, переключения и концентрации; способность к учету опыта встреч и борьбы с опасностью; способность с детства хорошо чувствовать опасность в любом ее проявлении или устранять ее; способность к безопасному взаимодействию с другими людьми; способность к безопасной организации деятельности; способность не проецировать опасность на других людей.
Подструктура «безопасная психомоторика» содержит, по крайней мере, следующие элементы: уровень времени простой сенсомоторной реакции, обеспечивающий безопасность; безопасный уровень времени и точности сложной сенсомоторной реакции; безопасный уровень сенсомоторной координации; безопасный уровень координации движений; необходимый уровень идеомоторики, сводящей к минимуму или исключающий ошибочные действия; достаточный, для обеспечения безопасности, уровень эмоционально-моторной устойчивости; способность к преодолению состояний, отрицательно влияющих на психомоторику [2, С.72-73].
Можно с уверенностью говорить, что современное социальное и экономическое положение общества требует подготовки специалистов, компетенция которых бы включала бы компетенции в сфере обеспечения здоровья и безопасности. Это становится ясным, если принять во внимание, хотя бы следующие обстоятельства. Одним из решающих условий безопасности и высокой продуктивности труда был и остается высокий уровень общей работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии человека. Не требует доказательств тот факт, что крепкое здоровье, физическое развитие и подготовленность способствуют нормальному развитию таких психических качеств, как память, внимание, восприятие, наблюдательность, умственная работоспособность, обеспечивают человеку долговременное сохранение профессиональной трудоспособности, что в условиях современной рыночной экономики является своего рода гарантом конкурентоспособности. Все больше видов труда требуют вместо немногих сугубо стереотипных навыков - способности овладевать все новыми усовершенствованными формами движений. Уже в числе существующих профессиональных специальностей немало таких, компетентность и производственные достижения в которых существенно зависят от безопасной психомоторики. Во многих современных трудовых процессах требуются также повышенная лабильность нервной системы и устойчивость функций органов чувств (анализаторов), общая работоспособность и ряд других и непосредственно связанных с ними способностей. Таким образом, технический прогресс не снимает, а в определенном аспекте усугубляет необходимость физической подготовки к трудовой деятельности, хотя и в ином, чем прежде, отношении. Следовательно, молодого специалиста необходимо готовить к сложностям будущей профессиональной деятельности, повышать его психофизический и функциональный потенциал, формировать его профессиональную компетентность, учить принимать вероятные профессиональные решения. Чем больше будет у человека профессионального опыта принятия решений, с учетом проявления чувства опасности и безопасной психомоторики, тем вероятнее успешность и безопасность его деятельности.
Значительная роль в решении данных проблем принадлежит физкультурному образованию, которое располагает специфическими возможностями и средствами по решению задач формирования способностей к обеспечению безопасности деятельности. Так, согласно мысли С.А. Елисеева -«тренируясь в различных видах спорта, очевидно, можно добиться улучшения действенности как элементов безопасной психомоторики, так и чувства опасности, в частности, качеств внимания, скорости и точности реакции и т.д.» [2 ,с. 229].
Однако проведенный нами анализ литературных данных и педагогической практики показал, в рассматриваемой сфере такая проблематика не нашла своей реализации. В качестве «точек взаимодействия» физической культуры и науки о безопасности рассматриваются, как правило, техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом, прикладная физическая подготовка к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях и здоровый образ жизни. Спектр же этого взаимодействия гораздо шире. Пожалуй, нет ни одного подобного предмета, как физическая культура, в процессе которого бы столь многогранно раскрывались способности личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья, достижении высокого уровня работоспособности, координации движений, физической готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физкультурного образования, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для обеспечения личной безопасности.
Физкультурная, особенно соревновательная игровая деятельность - личностно значима, трудна. Она требует больших умственных и физических сил, отражает определенный уровень сознания (четкость мыслительных операций, память, знания, убеждения, чувства, ценностные ориентации и др.), функциональных возможностей, эффективность работоспособности в различных видах деятельности. В соперничестве, безусловно, полнее и ярче, чем в обыденности, проявляются и всякая человеческая личность, и каждая черта характера, способность.
Так, например, игровая деятельность является эффективным средством преодоления страхов, позволяющим условно имитировать опасные ситуации (источник опасности) образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры). В игре те или иные жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Переживание страха в игровой ситуации приводит к ослаблению его травмирующего эффекта. Игра невозможна без риска, а нежелание быть проигравшим, надежда на победу представляют собой репетицию возможных жизненных ситуаций, позволяющих адаптироваться к ним в настоящей жизни. Кроме того, игровая ситуация в режиме мышечной деятельности определяет особый тип взаимодействия двигательной и вегетативной функций, оптимизируя их и обеспечивая на этой основе высокую функциональную подготовленность студента. Таким образом, игровая двигательная деятельность является одним из средств формирования аксидентальных способностей личности.
Произведя анализ сущности аксидентальных способностей, получив представление об их структуре, мы пришли к следующим выводам.
«Способность» - одно из наиболее общих и сложных понятий, имеет очень широкое применение в самых различных областях практики.
Аксидентальные способности личности можно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование.
С понятием «аксидентальные способности» можно увязать все, что относится к безопасности.
Аксидентальные способности играют важную роль в обеспечении безопасности. Безопасность деятельности как система, естественно определяется многими факторами: психическими, физическими, техническими, экономическими, социальными, политическими и др.
Аксидентальные способности возможно развивать и тренировать.
Наше исследование и опыт практической работы позволяют утверждать, что именно в процессе физкультурного образования удобнее всего создавать педагогические условия формирования аксидентальных способностей личности путем моделирования опасных жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.
Психолого-педагогическое развитие предусматривает наличие определенных компонентов аксидентальных способностей личности, на которые необходимо воздействовать, а степень их проявления является показателем процесса развития.
Нами выделены четыре главных, ведущих компонента аксидентальных способностей личности, которые можно формировать у студентов в процессе физкультурного образования в вузе: мотивационно-ценностный, познавательный, физический (двигательный), эмоционально-волевой.
Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложной структурой. Вместе с тем все они взаимодействуют друг с другом и представляют нечто единое целое.
The problem of the security of activity is one of the main directions of the modern research. In the network of this aspect a relevance of the use of means physical training of students is based for the forming of competence to the security of activity and, substantially, from the position of acsidantal ability.
The key words: security, competence, acsidantal ability, abilities to the security of activity, physical education.
Список литературы
1. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление Президента Российской Федера:.
В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета.- М.: «Европа», 2008.С.13-14.
2. Елисеев С.А. Психология аксидентальных способностей в процессе профессиональной деятельности: Дисс. ...д.психол.н. Брянск, 1998.
3. Журин Н.В, Елисеев С.А. Психологические факторы самооценки противодействия травматизму в спортивной деятельности/ Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. №11 от 06.12.2010г. С.35-39.
Об авторе
Сысоев В. В. -кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.