УДК 378.147:796.071.5
АКСИДЕНТАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ:
СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
В.В. Сысоев, О.Н. Шкитырь, О.Н. Опалева, М.А. Попова, Н.А. Лобанова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что проблемы обеспечения безопасности и формирования способностей человека всегда были в центре внимания. Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении образовательного процесса, способствующего формированию аксидентальных способностей у студентов. Авторами на основе обобщения эмпирического опыта раскрываются структурные компоненты аксидентальных способностей личности и обосновываются возможности физической культуры и спорта в формировании этих компонентов.
Ключевые слова: аксидентальные способности личности, аксидентальные компетенции, физическая культура и спорт.
ACCIDENTALLY ABILITIES OF STUDENTS: ESSENCE, STRUCTURE,
FORMATION PROCESS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
V. Sysoev, Oh. Shkityr, Oh. Opaleva, M. Popova, N. Lobanova
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the problems of ensuring security and the formation of human abilities have always been the focus of attention. The goal of the article lies in the theoretical substantiation and methodological support of educational process, contributing to the formation accidentally abilities of the students. The authors, on the basis of generalization of empirical experience, reveal the structural components of the individual's acidental abilities and substantiate the possibilities of physical culture and sports in the formation of these components.
Keywords: personality abilities, competence, physical culture and sport.
«Аксидентальные способности» [3] мы определяем, как способности к преодолению опасности в любом виде деятельности. Постановка нами проблемы формирования аксидентальных способностей не случайна и связана с постоянным ростом потенциальных опасностей для жизни, здоровья и деятельности людей. Так, статистические данные о несчастных случаях и травматизме населения сильно разнятся даже в официальных источниках; их общая тенденция неутешительна. Следует констатировать и катастрофическое снижение уровня здоровья населения, в частности студентов. Причину этого ученые видят в недостатке физической активности, чрезмерном увлечении компьютером, ранней страсти к табаку и алкоголю. Вместе с тем, установлено [4], что физическая подготовленность тесно связано со здоровьем человека, которое выступает важным ресурсом и показателем успешности и безопасности деятельности. Здоровый, физически
тренированный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, более устойчив к инфекциям, обладает высоким уровнем развития жизненных сил, а это автоматически исключает
определенный процент несчастных случаев с его участием. Достижение успеха в решении этого вопроса мы видим в использовании физической культуры, которая имеет в своей основе целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих воздействовать на жизненно важные стороны человека, эффективно формировать и поддерживать необходимые психические качества и способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Нами был проведен анализ ФГОС ВПО, ФГОС ВО и ФГОС 3+ [6], главным образом, с позиций представленных в них формулировок компетенций, относящихся к области обеспечения безопасности в структуре основных образовательных программ. Мы выяснили, что рассматриваемая компетенция сформулирована в документах по разному и встречается в составе и общекультурных и профессиональных групп компетенций. Отнесение компетенции в области безопасности к разным группам, на наш взгляд, не случайно, т.к. выпускник вуза должен владеть не только общей культурой безопасности, но и профессиональной культурой безопасности, применительно к виду и области своей деятельности.
Под аксидентальными компетенциями мы понимаем способности личности к обеспечению безопасности. Поясним нашу позицию относительно указанной трактовки.
Аксидентальные компетенции являются интегративным качеством, позволяющим человеку мобилизовать свой комплексный личностный ресурс (знания, умения, физические кондиции, здоровье и т.д.) и успешно реализовать его для обеспечения безопасности деятельности в профессиональной сфере и жизни. Аксидентальная компетентность - это конечный результат подготовки, выраженный в уровне аксидентальных способностей студентов, интегральная характеристика безопасной личности выпускника.
При рассмотрении сущности и содержания понятия «способности» мы придерживаемся системно-функциональной точки зрения. Она отражена прежде всего в работах В.Д. Шадрикова [5], рассматривающего способности с позиции функциональной системы, и Э.А. Голубевой [2], рассматривающей способности как одну из важнейших подструктур индивидуальности и личности. Аксидентальные способности, по нашему убеждению, это сложнейшее многокомпонентное образование, которое представляет собой комплекс психофизиологических качеств и свойств личности, состояния готовности личности к успешной деятельности в ситуациях опасности, определенной личностной компетенции в области обеспечения безопасности.
Тщательный анализ литературы и практического опыта позволил нам выделить структурные компоненты аксидентальных способностей личности, которые возможно успешно формировать у студентов в процессе занятий физической культурой в вузе: мотивационно-ценностный, познавательный, психо-моторный, эмоционально-волевой.
Мотивационно-ценностный компонент - это стимулятор активности личности,
побудительный источник к деятельности, в которой, как известно, формируются и развиваются соответствующие способности. Он включает: потребности, интересы, желания, стремления, убеждения, установки и т.п.
Одним из важнейших показателей способности к успешным действиям в ситуации опасности является наличие у студента потребности в безопасности, осознания необходимости развивать и совершенствовать свои компетенции безопасности. Потребность в безопасности побуждает мотивы безопасного поведения, которые заключаются в стремлении
избегать опасностей, возникающих в процессе жизнедеятельности. Мотивы безопасности выступают как направляющая и контролирующая сила поведения. Мотивы безопасного поведения, в свою очередь, реализуются в цели. Целью безопасного поведения является сохранение жизни и здоровья. Здоровье и учеба студентов -взаимосвязаны. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.
Содержание мотивационно-ценностного компонента сводится к приоритетности ценностей безопасности и здоровья, осознания потребности в безопасности, высокой мотивации к выполнению правил и сохранению собственной безопасности в процессе деятельности, установки на здоровый образ жизни, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для обеспечения безопасности и здоровья.
Познавательный компонент. Для преодоления опасностей человеку необходимо располагать знаниями в сфере безопасности жизнедеятельности и возможностями их применения на практике. Кроме того, безопасное поведение в условиях опасности определяют не столько знания, сколько сформированность основных психических процессов, связанных с ощущением, восприятием и переработкой информации, обусловливающих адекватное своевременное реагирование на опасность и способность к осуществлению действий по спасению, а также опыт безопасной деятельности. Именно поэтому в структуре аксидентальных способностей личности важное место занимает познавательный компонент, который включает в себя психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
С помощью процессов ощущения и восприятия человек получает информацию об опасности, ее виде, характере развития; определяет степень опасности данной ситуации и ее возможные последствия.
В основе познавательных способностей и высших психических функций человека лежат способности памяти; они являются условием его научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков безопасной деятельности. На занятиях по физической культуре задействованы все виды памяти: при объяснении (рассказе) физического упражнения - слуховая и словесно-логическая; при показе упражнений - ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при
выполнении упражнений - двигательная, тактильная, вестибулярная. То есть, двигательные действия запоминаются студентами зрительно, тактильно, двигательно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. Так, например, пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у студента неуверенность, страх или отказ от выполнения физического упражнения. Положительные эмоциональные воспоминания наоборот, побуждают студента к действию, делают его увереннее. Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы применяемые преподавателем физические упражнения, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах обучения.
Воображение является основой образного мышления. Оно позволяет человеку ориентироваться и находить оптимальные решения в ситуациях опасности и риска, когда практические действия просто невозможны. Так, например, благодаря антиципации (способности вероятностного прогнозирования) человек может противодействовать опасностям деятельности, предвосхищать будущие события, предвидеть угрозу, «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним в будущем.
Способности внимания являются необходимым условием выполнения любой деятельности: внешней (практической) и внутренней (психической). Отвлечение внимания с неизбежностью приводит к разрушению деятельности, повышает травматизм и аварийность.
Психомоторный компонент составляет ту грань аксидентальных способностей личности, которая легче других поддается наблюдению и оценке в процессе физического воспитания и, по нашему убеждению, может служить основой для суждения об уровне развития их носителя.
Исходя из представлений И.А. Бернштейна [1], видно, что моторика человека, как многомерная сущность во всей области диалектических противоречий - проблема необъятная. Ученый понимает под моторикой всю область двигательных отправлений. Психомоторика обеспечивает двигательные навыки и умения, способность в работе «соединять голову с руками». Знания, опыт,
рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторных способностях, а не о моторных. Психомоторика предусматривает умение человека подбирать индивидуальную технику движений во время физической работы, учитывая при этом рост, вес, длину конечностей, быстроту реакции и другие особенности.
Используемые в области физической культуры термины «физические способности» и «физические качества» очень удобны для классификации многообразных тренировочных средств и, по существу, являются критериями качественной оценки психомоторных функций человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Задачи по обеспечению высокого уровня развития силовых и скоростных способностей, особенно способности к сложным экстренным двигательным реакциям, входит в число основных задач, решаемых в процессе физкультурного образования студентов в вузе. Это обусловлено тем, что перечень видов профессиональной деятельности, требующих срочных двигательных реакций и высокой скорости движений, не только не сокращается, а увеличивается в связи с повышением степени быстродействия современной техники и экстремальными условиями управления ею.
Выносливость (работоспособность) также играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важнейший компонент физического здоровья.
Ловкость - высшая степень координации движений; она нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения. Не случайно Н.А. Бернштейн подчеркивал, что «ловкость - царица управления движениями» [1, с.151].
Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении двигательных действий, позволяет выполнять движения без излишних напряжений и исключить появление травм мышц и связок.
Таким образом, психомоторный компонент -это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в
проявлении разных психомоторных
(двигательных) качеств.
Эмоционально-волевой компонент.
Противодействие опасностям в деятельности невозможно без осознанного регулирования своих эмоций, действий и поступков, без борьбы и преодоления внутренних и внешних трудностей, без значительных усилий воли. Владение собой, своими действиями, эмоциями и чувствами, поступками, обладание умением «собраться и взять себя в руки» в условиях опасности характеризует эмоционально-волевой компонент аксидентальных способностей личности.
Говоря об эмоционально-волевом компоненте, мы имеем ввиду совокупность таких качеств, как: сила воли, выдержка и самообладание, целеустремленность,
настойчивость и упорство, инициативность, решительность и смелость, эмоционально-адекватное поведение в различных ситуациях.
Рассмотрим проявление эмоционально-волевого компонента в процессе учебно-физкультурной деятельности. Выполнение физического упражнения всегда предполагает сознательной установки на достижение конкретного результата, соответствующего тем или иным задачам физического воспитания. Реализация этой установки всегда связана с активной мыслительной работой, предвидением результата и оценкой условий его достижения, разработкой проекта действия и выбором
способа его выполнения, управлением движениями, волевыми усилиями, эмоциями и другими психическими и психомоторными процессами (И.М. Сеченов). Перед выполнением, а также в процессе выполнения физических упражнений у человека возникает определенное психическое состояние, так называемое волевое усилие - «особое состояние нервно-психического напряжения,
мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека» [4, с.181].
В процессе занятий физической культурой постоянно проявляемое волевое усилие трансформируется в волевые качества личности: силу воли, выдержку и самообладание, целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность. Безусловно, все эти качества будут полезны и в жизни, для обеспечения безопасности.
Таким образом, эмоционально-волевой компонент выполняет регулирующую функцию в ситуациях опасности и риска, отражает готовность личности к безопасности деятельности, обеспечивает практическое применение своих сил и способностей, «тренирует» аксидентальные способности, поднимает их на более высокий качественный уровень.
Обобщая вышеизложенное, структуру аксидентальных способностей личности можно представить в виде следующего рисунка:
Мотивационно-ценностный компонент
Психомоторный компонент
Познавательный компонент
Эмоционально-волевой компонент
Рисунок 1. - Структура акс
Разумеется, деление аксидентальных способностей личности на компоненты - весьма условно, поскольку психика человека представляет собой целостность и провести четкую границу между отдельными психическими процессами невозможно. Вместе с тем, каждый психический процесс (функция)
гльных способностей личности
имеет свои особенности, которые позволяют вычленить его в процессе познания [5].
Реализация каждого компонента
аксидентальных способностей предполагает одновременную реализацию всех других. При этом степень выраженности психических процессов (функций) будет различной.
Например, если мы говорим о реализации эмоционально-волевых процессов, то степень проявления других компонентов и энергетический баланс выраженности будет распределяться по разному.
Из сказанного следует, что процесс формирования выделенных нами компонентов аксидентальных способностей должен иметь комплексный, системный характер, поскольку, нельзя формировать эмоционально-волевой компонент, не развивая познавательный и т.д.
Как видно из рисунка 1, психомоторный компонент является определяющим в предмете нашего исследования. Исходя из системности проявления способностей в деятельности, мы полагаем, что формирование психомоторного компонента с помощью физической тренировки будет способствовать развитию всех других компонентов аксидентальных способностей личности и в то же время отражать уровень их развития.
Физическая культура оказывает воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Любое качество личности может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности. Нельзя сделать человека сильным, быстрым, выносливым, смелым, одними разговорами и беседами об этом. Его обязательно надо ставить в условия, требующие проявления указанных качеств. Занятия физической культурой и спортом, по нашему убеждению, как раз и являются той «школой», где прирожденные защитные механизмы по преодолению (противодействию) опасности становятся реальными способностями, причем не только к спортивной, но и ко многим другим видам деятельности.
В качестве примера приведем средства физической культуры, которые мы используем на учебных занятиях с целью формирования у студентов аксидентальных способностей личности:
1). Гимнастика объединяет огромное количество упражнений и развивает студента по всем направлениям: дисциплинирует, выстраивает осанку, формирует походку, учит старанию, смелости, ответственности за свои действия, навыки страховки, умению достигать результатов, поставленных ранее целей. Специфика гимнастики - ее прикладный характер, отличающийся направленностью на воспитание двигательных способностей, точности и сосредоточенности в выполнении двигательных действий в нестандартных условиях, повышение вестибулярной
устойчивости к укачиванию, изменению высоты; развитие двигательной памяти; приобретение навыков самостраховки, взаимовыручки. А это, в свою очередь, способствует безопасному поведению, расторопности в жизни, умению сосредотачиваться. В процессе занятий студенты становятся более пластичными, внимательными и собранными, девушки развивают изящество и грацию, а юноши - мужественность и силу, верят в свои возможности, становятся увереннее по жизни в целом.
2). Легкая атлетика - королева спорта, ее основу составляют естественные для человека формы движения: бег, ходьба, прыжки и метания. Легкоатлетические упражнения способствуют совершенствованию всех необходимых движений и качеств, воспитывают волю; приобретается умение рассчитать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности, что имеет важное прикладное значение. Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает разностороннее воздействие на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
3). Спортивные и подвижные игры создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных и кондиционных способностей. Игровые упражнения оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов, воспитывают нравственные и волевые качества, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игры.
Таким образом, обобщая материал статьи, отметим следующее.
Аксидентальные способности - это сложнейшее многокомпонентное образование, которое представляют собой комплекс психофизиологических качеств и свойств личности, состояния готовности личности к успешной деятельности в ситуациях опасности, определенной личностной компетенции в области обеспечения безопасности.
Разработанная нами структура и содержание компонентов аксидентальных способностей имеют под собой достаточно объективную теоретико-методологическую основу и представлена 4-мя основными компонентами: мотивационно-ценностным, познавательным, психо-моторным, эмоционально-волевым.
Выделенные нами компоненты
взаимодействуют друг с другом и представляют неразрывное единство.
Аксидентальные способности возможно тренировать и развивать. В настоящее время в
психолого-педагогической науке созданы предпосылки для разработки теоретических основ и практико-ориентированной концепции формирования аксидентальных компетенций посредством образовательного процесса. В этой связи значительными возможностями обладает физическая культура и спорт.
Целенаправленным применением упражнений,
подбором различных видов спорта можно акцентированно воздействовать на студента, успешно развивать у него аксидентальные способности, которые содействуют безопасности не только в спорте, но и необходимы для профилактики и преодоления опасных ситуаций в жизни.
Литература:
1. Берштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психол.труды. / Под ред.
B.П. Зинченко. - Воронеж: МОДЭК, 2004. - 688с.
2. Голубева Э.Г. Способности, Личность, Индивидуальность./ Э.Г. Голубева. - Дубна: «Феникс +», 2005. - 512 с.
3. Сысоев В.В., Верхорубова О.В., Елисеев
C.А. Формирование аксидентальной компетентности студентов в процессе физического воспитания // Вестник Брянского государственного университета. - 2013. - № 1. - С.145-148.
4. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: «Советский спорт», 2007. - 464 с.
5. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга, 2010. -320 с.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/
Сведения об авторах:
Сысоев Владимир Валерьевич (Брянск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]
Шкитырь Оксана Николаевна (Брянск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]
Опалева Ольга Николаевна (Брянск, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]
Попова Мария Александровна (Брянск, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]
Лобанова Надежда Анатольевна (Брянск, Россия), старший преподаватель кафедры физического воспитания и основ медицинских знаний, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
V. Sysoev (Bryansk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Physical Education and Fundamentals of Medical Knowledge, e-mail: [email protected]
O. Shkityr (Bryansk, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Physical Education and Fundamentals of Medical Knowledge, e-mail: [email protected]
O. Opaleva (Bryansk, Russia), senior lecturer of the Department of physical education and the basics of medical knowledge, e-mail: [email protected]
M. Popova (Bryansk, Russia), senior lecturer of the Department of physical education and the basics of medical knowledge, e-mail: [email protected]
N. Lobanova (Bryansk, Russia), senior lecturer of the Department of physical education and the basics of medical knowledge, e-mail: [email protected]