УДК 378.147 + 796.071.5
ФОРМИРОВАНИЕ АКСИДЕНТАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В.В.Сысоев, О.В. Верхорубова
В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований аксидентальной компетентности. Определены педагогические условия формирования аксидентальной компетентности студентов в условиях вуза.
Ключевые слова: способности к преодолению опасности, аксидентальная компетентность, физическое воспитание
Проблема обеспечения безопасности человека была актуальна всегда. Трудами многих исследователей внесен значительный вклад в решение проблем безопасности, созданы существенные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей.
Специалисты разных научных направлений отмечают, что система образования призвана обеспечить воспитание личности, не только хорошо знакомой с современными проблемами безопасности, но и умеющей их разумно решать, сочетая личные и общественные интересы. От успешности решения данной проблемы в период обучения в вузе во многом зависит качество профессиональной подготовки студента.
Особый интерес для педагогической науки и образовательной практики, с позиций нашего исследования, представляет концепция «аксидентальных способностей - как способностей к преодолению опасности в любом виде деятельности» [1]. Идеи С.А. Елисеева развивать аксидентальные способности посредством спортивной тренировки являются весьма ценными в плане решения проблемы формирования аксидентальной компетентности студентов.
Анализ научных источников в области теории компетентностного образования показал, что под «компетентностью» большинство исследователей понимают интегрированную характеристику качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях профессиональной сферы.
Большинство ученых рассматривают «компетентность» как способность (готовность) личности к той или иной деятельности, как процесс и результат педагогической деятельности. Понятия «компетентность» и «готовность» достаточно близкие, но они не тождественны, как не тождественны внутренний потенциал и его реальное воплощение (Ж.Б. Кармазина). Если готовность - это некая характеристика потенциального состояния (В.А. Крутецкий), то компетентность может выявиться только в конкретной деятельности, «воплотившись из внутреннего во внешнее» (И.А. Зимняя).
«Готовность» - понятие более широкое, чем понятие «способность». Способности, как имеющие отношение к успешности деятельности, включаются в характеристику готовности субъекта к выполнению деятельности. Но в нее входят не только способности, а еще ряд психологических особенностей, которые можно рассматривать в качестве общих психологических условий успешного выполнения деятельности. К ним относятся: интерес; положительная мотивация; психическое и физическое состояние в момент выполнения деятельности; отдельные черты личности, такие, как установки, характер, ценности и др.; необходимые знания, навыки и умения (М.К. Акимова, К.М. Гуревич).
Аксидентальные компетенции, на наш взгляд, можно отнести к ключевым компетенциям (компетентностям), которые по мнению И.А. Зимней, «проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека, обеспечивая полноценность его социального и профессионального бытия» [2].
Аналогичную точку зрения мы встретили в статье Е.Р. Абдулиной [3], которой был проведен анализ места компетентности в области безопасности в общей структуре компетентности. Автор считает, что компетентность в области обеспечения безопасности деятельности можно отнести к каждой из ключевых компетентностей. Она проявляется в виде соблюдения определенных правил, обеспечивающих безопасное поведение и деятельность человека в обществе, в профессиональной (учебной деятельности), при взаимодействии с другими людьми. Компетентность в области безопасности, по мнению Е.Р. Абдулиной, характеризуется тем, что она:
- сложно организована;
- переносима из одной предметной области в другую;
- является характеристикой практической деятельности;
- отражает уровень достижений;
- может быть иерархизирована по уровням.
Исследование содержательного наполнения понятия «аксидентальная компетентность» в литературе привело нас к заключению о наибольшем соответствии ему понятий:
- «аксидентальные способности» - способности к преодолению опасности в любом виде деятельности» (С.А. Елисеев);
- «экстремальная профессиональная компетентность» [4], т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов (А.К. Маркова);
- «компетентность в области безопасности» (Е.Р. Абдулина);
-«компетенции личностного самосовершенствования» (А.В. Хуторской);
- «готовность к деятельности в ситуации опасности» (В.И. Лебедев, В.А. Сидоркин, М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко).
Таким образом, анализ литературы позволяет нам рассматривать аксидентальную компетентность студентов как интегративное образование, предполагающее синтез:
- знаний в области безопасности и способов ее обеспечения;
- способности предвидеть потенциальную опасность;
- умений в ситуациях опасности принимать оптимальные решения и действовать;
- владение навыками и приемами обеспечения личной безопасности.
Под аксидентальной компетенцией мы понимаем способности личности к обеспечению безопасности деятельности.
Аксидентальные компетенции являются интегративным качеством, позволяющим специалисту мобилизовать свой комплексный личностный ресурс (знания, умения, опыт, физические кондиции, здоровье и т.д.) и успешно реализовать его для обеспечения безопасной деятельности в профессиональной сфере и жизни. Аксидентальная компетентность - результат подготовки студентов, выраженный в уровне аксидентальных компетенций, интегральная характеристика безопасной личности выпускника-специалиста.
Важной особенностью проблемы формирования аксидентальной компетентности у студентов является ее междисциплинарность, то есть для ее разработки необходима интеграция знаний в области психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности, теории и методики физического воспитания и спорта, физиологии, социологии и др.
Мы полагаем, что именно в процессе физического воспитания удобнее всего создать педагогические условия для формирования аксидентальных способностей личности путем моделирования опасных и экстремальных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством специально подобранных физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.
Анализ имеющегося опыта показывает, что физическая культура представляет исключительно разностороннее явление, феномен, который всегда занимал важное место в жизни людей. Одним из решающих условий безопасности был и остается высокий уровень общей работоспособности, базирующийся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии человека (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, М.А. Котик, Л.П. Матвеев и др.). Физические упражнения во все времена применялись для подготовки подрастающих поколений к жизни, труду и защите от врагов (Н.И. Пономарев, М.С. Коган, Л. Кун, П.Ф. Лесгафт, М.О. Косвен, В.В. Столбов, А.В. Суворов, А.А. Чалов-Шиман и др.). Физкультурная (особенно соревновательная) деятельность, по существу - почти целиком процесс преодоления разнообразных проблем и препятствий различной степени трудности, а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Она требует проявления надежности действий, умений управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Так, например, по мнению Ю.Ф. Курамшина, физическая культура и спорт - это «своего рода лаборатория (или полигон), где моделируются, изучается и раскрывается возможность деятельности человека в экстремальных условиях» [5]. Однако отметим, что никакое моделирование не заменяет реальной ситуации опасности. Вместе с тем, обучить студентов, сформировать у них способность пойти на риск в экстремальной ситуации, обеспечивая при этом, успешность и безопасность деятельности можно. Кроме того, все ситуации в спортивной деятельности не предусмотришь, поэтому студент должен решить возникшую задачу «с места», без заранее заготовленных решений. Большая часть таких решений актуальна «здесь и сейчас», времени на их проверку нет, поскольку через несколько мгновений потребуются уже другие действия.
С целью изучения состояния вопроса сформированности аксидентальной компетентности студентов нами было проведено исследование на базе вузов г. Брянска (БГУ, БГИТА, БФ МПСУ, БФ РГСУ). Всего было задействовано 1068 студентов, образующих контрольную и экспериментальную группы. Отметим, что в данной статье, отражена лишь часть проведенной работы, а именно исследование аксидентальных способностей методом самооценки, который «является важным не только в научном, но и практическом отношении» [1, С.151].
Для выявления исходного уровня сформированности аксидентальных способностей у студентов 1-х курсов мы использовали «аксидент-тест» рекомендованный С.А. Елисеевым [1]. Опросник достаточно валиден, что подтверждается корреляцией 0.36 на однопроцентном уровне значимости с безопасной деятельностью.
Результаты опроса в процентном соотношении приведены в нижеизложенной таблице № 1.
Таблица 1
Результаты опроса студентов по определению общего уровня развития аксидентальных
способностей (n = 1068, в %)
Выборка Аксидентальные способности
Низкий Средний Высокий Очень высокий
Экспериментальная 22% 43% 24% 11%
Контрольная 20% 49% 21% 10%
Из таблицы видно, что нет значительных отличий в уровнях сформированности аксидентальных способностей в экспериментальной и контрольной группах в начале исследования. В экспериментальной и контрольной выборках преобладает средний уровень аксидентальных способностей - 43% и 49% соответственно. Высокий уровень аксидентальных способностей у 24% экспериментальной и 21% контрольной групп испытуемых. Примерно одинаковые по численности группы опрошенных демонстрируют низкий уровень -22% экспериментальной и 20 % контрольной групп студентов. Очень высокий уровень аксидентальных способностей имеют 11 % студентов экспериментальной выборки и 10 % контрольной выборки. Студентов с совсем не развитым уровнем аксидентальных способностей, по результатам самооценки - нет.
Таким образом, анализ полученных данных по результатам «аксидент-теста» дает основание для предположения о том, что уровень развития аксидентальных способностей у студентов недостаточен для обеспечения безопасности деятельности. В этой связи, особый интерес для педагогической науки и образовательной практики представляет процесс формирования аксидентальной компетентности студентов средствами физической тренировки.
Согласно нашим представлениям, аксидентальную компетентность можно успешно формировать, если создать следующие педагогические условия:
- актуализация и развитие аксидентальных способностей студента как жизненно необходимых качеств его личности;
- оптимизация физкультурного образования путем определения, подбора и включения в учебный процесс наиболее эффективных методов, подходов и приемов преподавания, приемлемых в условиях вуза и отражающих прикладной характер и целенаправленность специфических педагогических воздействий, связанных с проявлением у студентов компетенций в области обеспечения личной безопасности;
- организация внеаудиторной работы по физической подготовке со студентами в вузе, эффективно влияющей на формирование аксидентальных компетенций;
- ориентация учебно-тренировочных занятий на укрепление и активизацию резервных возможностей организма, закаливание, формирование умений и навыков самостоятельно развивать аксидентальные способности средствами физической тренировки;
- стимулирование, корректировка и контроль процесса формирования у студентов аксидентальной компетентности.
The results of theoretical and empirical research aksidentalnoy competence. Pedagogical conditions of formation aksidentalnoy competence of students in high school.
The key words: ability to overcome the dangers aksidentalnaya competence, physical education.
Список литературы:
1. Елисеев С.А. Психология аксидентальных способностей в процессе профессиональной
деятельности: Дисс. ...д.психол.н. Брянск, 1998.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия.- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Абдулина Е.Р. Системный подход к формированию компетентности в области безопасности жизнедеятельности // В сб. науч. трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», 2007. №5.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996.-308 с.
5. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- 3-е изд., стереотип.-М.: Советский спорт, 2007.-464 с.
Formation aksidentalnoy competence of students in physical education
V.V. Sysoev, O.V. Verhorubova