Научная статья на тему 'Формирование, аккумулирование и износ социального капитала в сетях экономических взаимодействий'

Формирование, аккумулирование и износ социального капитала в сетях экономических взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОТНОШЕНИЯ ДОВЕРИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ECONOMICAL INTERACTION NETWORK / SOCIAL FUND / CONFIDENTIAL RELATIONS / SOCIAL FUND TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьёв А. А.

В статье рассматриваются процессы формирования, аккумулирования и износа социального капитала в сетях экономических взаимодействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION, ACCUMULATION AND DEPRICATION OF THE SOCIAL FUND IN THE ECONOMICAL INTERACTION NETWORK

In this article oraganization, accumulation and deprication of the social fund in the economical interaction network is observed.

Текст научной работы на тему «Формирование, аккумулирование и износ социального капитала в сетях экономических взаимодействий»

УДК 330

Муравьев А. А. ФОРМИРОВАНИЕ, АККУМУЛИРОВАНИЕ И ИЗНОС СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В СЕТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

В статье рассматриваются процессы формирования, аккумулирования и износа социального капитала в сетях экономических взаимодействий.

Ключевые слова: сетевые экономические взаимодействия, социальный капитал, отношения доверия, трансформация социального капитала.

Термин «социальный капитал» впервые введен П. Бурдье в 1983 году для обозначения связей индивида в социальных сетях, которые могут выступать ресурсом получения определенных выгод. Концепцию социального капитала разработал американский экономист-социолог Джеймс Коулман. По мнению Коулмана, социальный капитал приравнивается к сумме связей актора с другими акторами и является посредником для мобилизации чужих ресурсов. Так осуществляется перевод социального капитала в другие типы капитала - экономический, культурный и т. д.1 При этом социальный капитал представляет собой особую форму нефизического капитала: «Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных инди-видом. Социальный же капитал еще менее

осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов»2

Сравнительная характеристика различных видов капитала представлена в таблице 1.

Социальный капитал изначально возникает в социальных сетях3 и при этом выступает основой формирования сетевого капитала, переходным звеном от сетей социальных к сетям экономическим: «социальный капитал, выступая в своей инкорпорированной форме в виде института доверия, является определяющим фактором возникновения экономических сетей... Кроме того, развитие социальных сетей и сетевых взаимодействий в экономике процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные»4.

При этом следует отметить, что социальный капитал представляет собой не просто связи, а отношения доверия, связывающие актор с другими акторами сети. Как отмечает Уэлман, соци-

Таблица 1

Сравнительная характеристика различных видов капитала

Вид Материальный Человеческий Физиологический Социальный

капитал капитал капитал капитал

Содержание Материально- Знания, навыки, Физическая сила Связи, нормы

вещественные компетенции и здоровье и ценности

активы индивидов индивида социальных групп

Воплощение Воплощен в Воплощен в Воплощен в Воплощен в

материальных отдельных людях отдельных людях коллективах

ценностях (социуме)

Метод Создается и Создается и Создается и Создается

создания и накапливается накапливается накапливается и накапливается

накопления индивидами и индивидом внутри социальных внутри социальных

социальными групп групп

группами

Измерение При помощи При помощи При помощи При помощи

стоимостных показателей показателей показателей уровня

показателей образования, здоровья и доверия и иных

экономической продолжительности ментальных

активности жизни ценностей

Источник: Сасаки М. Доверие в современной России(компаративистский подход к «социальным добродетелям») / М. Сасаки, Ю. Латов, Г. Ромашкина, В. Давыденко // Вопросы экономики. - 2010. - № 2.

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

© Муравьев А. А., 2011

альный капитал индивида - нечто большее, чем просто совокупность его межличностных отношений (эго-сеть). Он выделяет особое условие, необходимое для существования социального капитала - чувство общности (sense of community): когда человек испытывает чувство общности по отношению к другому, он заинтересован в его развитии и успехе, и поэтому может мобилизовать свои усилия и ресурсы наиболее охотно и эффективно5.

Таким образом, можно утверждать, что формирование социального капитала - это в первую очередь формирование отношений доверия между акторами и репутации, как вспомогательного института, поддерживающего доверие6. При этом, солидаризируюя с Ляско7, отметим, что формирование отношений доверия в сетях экономических взаимодействий связано со значительными трансакционными издержками8. Совокупность трансакционных издержек, связанных с формированием отношений доверия, представляет собой оценку социального капитала затратным методом - Y)c. При этом следует отметить, что на практике расчет такой оценки весьма затруднителен, так как издержки, связанные с формированием отношений доверия часто выражены в неявной форме и слабо формализуемы.

Как отмечалось ранее, социальный капитал представляет собой форму нефизического капитала. Поэтому, в отличие от физического капитала, использование сформированного социального капитала приводит не к износу, а к аккумулированию, к упрочнению отношений доверия между индивидами. Современные сетевые образования, являясь неотъемлемым атрибутом современного общественного устройства, отличаются необычайной способностью непрерывно аккумулировать, воспроизводить социальный капитал.

Таким образом сформированный социальный капитал претерпевает следующую трансформацию:

YJO+ ASC, (1)

где YJc. - совокупность трансакционных издержек, связанных с формированием социального капитала; ASC - приращение социального капитала в сетях экономических взаимодействий.

При этом приращение социального капитала может иметь как количественное (деньги, экономия времени), так и качественное выражение (укрепление отношений доверия).

Величину приращения социального капитала актора х можно представить как функцию от следующих параметров:

ASCх(g, z, VI, zx Р, г, 1, С1, С2), (2)

где g - общее количество акторов в сети; х - общее количество связей между акторами; VI - интенсивность связей; х - общее количество связей актора х в сети; Р - престиж актора; г - рента за центральность, получаемая актором; 1 - продолжительность связей; С1 - затраты на поддержание связей; С2 -затраты на образование новых связей.

1. Общее количество акторов в сети. Вовлечение новых акторов в сеть приводит к количественному увеличению общего объема сети, упрочнению позиций актора в сети, а также к возможности получения ренты за центральность в том случае, если вовлекаемый актор связан с сетью только через вовлекающий его актор.

2. Общее количество связей между акторами определяет эффективность структуры сети. Чем больше связей между акторами, тем устойчивее сеть, короче путь от актора к актору.

3. Общее количество связей актора в сети -завязывание новых связей в рамках сети качественно увеличивает объем сети, повышает престиж актора в сети.

4. Престиж актора. Это понятие описывается при помощи использования двух показателей -показателей базового и расширенного престижа. Показатель базового престижа определяется через количество входящих в актор ребер.

РПп )=^п(пг)

^(Пг)---------- , (3)

g - 1

где ра(п1) - базовый престиж актора, ¿1п(п1) -

число входящих в актор ребер.

Показатель расширенного престижа включает в себя как прямые, так и непрямые связи данного актора.

I

р ' (п ) =___g -1_____

Е ^¿(п^ц) , (4)

=1 1

где РЕ(ц) - расширенный престиж актора, I - число акторов в зоне влияния актора 1.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

191

5. Рента за центральность. Актор получает ренту за центральность в том случае, если выступает посредником во взаимодействии акторов, не связанных между собой напрямую. Если рента за центральность, которую актор платит другим актором высока, то идет процесс завязывания новых связей.

6. Интенсивность и продолжительность взаимодействий: социальный капитал, в отличие от физического, по мере использования не тратится, а накапливается. Это происходит за счет упрочнения тех или иных связей. Поэтому чем интенсивнее и продолжительнее связь, тем она прочнее, чем интенсивнее и продолжительнее существование актора в сети, тем большим социальным капиталом он обладает.

7. Затраты на поддержание связей влияют на структуру сети. Если затраты на поддержание связи превышают пользу от нее, то актор будет отказываться от этой невыгодной ему связи и стремиться к завязыванию новый/новых. Если поддержание связи для актора затратно, а сама связь не слишком интенсивна, то возможна ситуация, когда ему выгоднее взаимодействовать с этим актором не на прямую, а опосредованно, отдавая при этом посреднику ренту за центральность.

8. Затраты на завязывание новых связей. Как отмечает Я. И. Кузьминов9, чем выше затраты, обеспечивающие взаимодействия, тем более стабильной является структура связей. Так, при нулевых затратах происходит обновление около 50 % связей (худшей половины) и ведется активный поиск новых, лучших вариантов. Если затраты существуют, но они относительно низки, идет процесс обновления только явно неудовлетворительных связей. Если же затраты высоки, то отказ от «плохих» связей ведет не к формированию новых, а к повышению интенсивности «хороших».

В ситуации, когда затраты на вхождения в сеть и создание эффективной структуры взаимодействий с ее акторами достаточно велики, возможна замена одной сети на другую (при наличии у актора достаточных полномочий).

Если величина ASC превышает издержки формирования Yfc, то актор получает прибыль от своего социального капитала (можно говорить о снижении трансакционных издержек за счет наличия отношений доверия). Если ASC < £tc. то мы имеем чистые институциональные потери, равные (Y,tc.- ASC ).

Как отмечалось ранее, социальный капитал является формой нефизического капитала, поэтому не подвержен физическому износу. Однако износ социального капитала все таки происходит

- устаревают (становятся менее интенсивными, менее доверительными) или обрываются те или иные связи, меняется социальный статус и социальный капитал акторов в сети, меняется положение актора в сети (актор может утратить центральное положение и как следствие - ренту за центральность, в случае возникновения между акторами сети новых связей). Все вышеперечисленное позволяет нам говорить об износе социального капитала Csc.

Таким образом процесс трансформации социального капитала в сетях экономических взаимодействий в общем виде можно представить следующей формулой:

SC = Xtc+ ASC - Csc . (5)

Итак, проведенный анализ процессов формирования, аккумулирования и износа социального капитала позволяет сделать вывод о том, что проблема износа социального капитала относится к проблемам оценки состояния экономических явлений и процессов и требует дальнейшего исследования.

Примечания

1 Цит. по: Симулин А. Н. Сетевой характер экономических взаимодействий : автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. Н. Симулин. - Кострома, 2005. - 22 с.

2 Коулман Д. С. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. - 2001.

- № 3. - С. 128.

3 Как отмечает Коулман, любая социальная сеть, является источником социального капитала, если сопутствующие ей нормы и потоки информации могут быть использованы ее членами для получения личных или групповых благ.

4 Цит. по: Симулин А. Н. Сетевой характер экономических взаимодействий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. Н. Симулин. - Кострома, 2005.-22с.

5 Networks in the Global Village: Life in Contemporary Communities / еd. B. Wellman. - Boulder, 1999. - P. 14.

6 Об институте доверия как совокупности неформальных институтов, поддерживающих и гарантирующих взаимное доверие см. Муравьев А. Институт доверия в системе экономических институтов // Экономические институты в современной России : материалы Ш научной конференции (посвященной памяти профессора М. И. Скаржинского), г. Кострома, 4 мая

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

2011 года / сост. науч. ред. В. В. Чекмарев. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011.

7 Ляско А. К. Проблема доверия в социальноэкономической теории. - М. : Институт экономики РАН, 2004. - 189 с.

8 Высокими трансакционными издержками, связанными с формированием отношений доверия объяс-

няются, например, высокие зарплаты специалистов, обладающих собственной клиентской базой.

9 Кузьминов Я. И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я. И. Кузьминов, К. А. Бендукидзе, М. М. Юдкевич. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 443 с.

УДК 330.111.64

Николаева Е. Е. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНАЯ ТРАКТОВКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье представлена абстрактно-логическая схема исследования распределительных отношений в расширительной трактовке (симбиоз как с производством, так и с обменом) в аспекте политической экономии и институционализма, актуальность которой связана с необходимостью решения множества проблем в российской экономике, вызванных деформациями распределительных отношений.

Ключевые слова: распределительные отношения, общественно нормальный уровень пропорций, образование фондов, корректирующая роль рынка, деформации.

В современной экономической литературе распределение как фаза общественного воспроизводства рассматривается в узкой трактовке как процесса определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте [6]. При таком содержании распределения не учтены следующие аспекты:

1. Не отражено распределение условий производства, на которое обращал внимание К. -Маркс [2].

2. Нет понимания того, что распределение в реальной жизни должно рассматриваться как процесс образования первичных доходов (промежуточный процесс) и как перераспределение, т. е. завершение процесса распределения, формирование вторичных и третичных доходов. Этот аспект активно исследовался советскими экономистами. В неоклассической литературе говорится о факторном (функциональном) и персональном (вертикальном) распределении доходов с учетом перераспределительной деятельности го-суцарства [1, 3].

3) Нет учета действия рыночного механизма.

Все это требует расширенной трактовки распределения. Мы представляем абстрактно-логическую схему распределительных отношений (РО) в расширительной трактовке в виде трех блоков рассуждений.

© Николаева Е. Е., 2011

Блок 1. Теория распределения в «чистом виде».

1. Содержательно-структурный момент системы распределительных отношений предполагает расширенную трактовку распределения, учитывающую производство и обмен.

а) Рассмотрение РО как симбиоза производства и распределения, предполагает, что, распределение условий производства; во-вторых, фондообразование, которое имеет нормативное содержание. Целесообразно рассматривать внутрипроизводственные процессы и адекватные им «финансовые» фонды в качестве механизма распределения в рамках производства. Через категорию механизма распределения мы выходим на уровень экономического закона формирования объективно складывающихся экономических пропорций на микро-, мезо- и макроуровне экономики под влиянием уровня развития техники и технологии, структуры и качества совокупной рабочей силы, вида и характера производимой продукции, реализуемых предприятием целей, зависящих в решающей степени от формы собственности. Следует говорить об «эталонном» значении экономического закона, соблюдение требований которого есть предпосылка нормального хода воспроизводства.

Такой подход позволяет преодолеть ущербность экономикс, в котором в центре внимания

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.