более наукоёмким: быстрее всего растут затраты на товары длительного пользования. Динамика расходов населения на оплату различного вида услуг подтверждает тенденцию роста «наукоём-кости» потребления, что положительно воздействует на экономику [6, с. 79].
Развивая идеи зарубежных и отечественных ученых об особенностях экономического поведения семьи, невозможно не учитывать определенные нюансы культуры семейных отношений. К важному психолого-экономическому ресурсу семьи следует отнести уровень гордости ее членов по отношению к своей родословной, талантам предков, заслугам членов семьи перед государством и обществом. Все это повышает мотивационные исполнительские и творческие потенциалы семьи, ее вклад в общественное производство, усиливает заботу о качестве своей работы. Именно семья выполняет важнейшую общественную функцию - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей и установок. «Здесь закладываются те феномены развития социального человека, которые затем реализуются (или не реализуются) в высших достижения мировой культуры, в достижениях наций и человечества, мировой экономики и международных отношений» [1, с. 53].
Итак, можно констатировать необходимость развития концептов экономической теории семьи в дискурсе роли человеческого капитала в инновационных процессах.
Библиографический список
1. ВасильчукЮ.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи // Общественные науки и современность. - 2008. - N° 3. - С. 53-63.
2. Грёйсон Д. Американский менеджмент на пороге XXI века / Д. Грейсон, К.О' Делл. - М.: Экономика, 1991. - 528 с.
3. Друкер П.Ф. Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.
4. Карлсон А. Общество - семья - личность: социальный кризис Америки. - М., 2003.
5. Лопухин В.Ю. Развитие системы человеческих ресурсов как определяющий фактор построения в России инновационного общества // Инновации в социальной сфере. - 2010. - № 1. -С. 11-18.
6. Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества (На примере США) // Мировая экономики и международные отношения. -2006. - №>8. - С. 71-80.
УДК 338.24
Муравьев Алексей Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ АКТОРА В СЕТИ
В статье рассматривается возможность использования в рамках сетевого похода инструментария теории графов, обосновывается возможность оценки реализации рентоориентированного поведения актора в сети.
Ключевые слова: сетевой подход, теория графов, центральность и престиж актора, рента за центральность актора.
Существуют различные трактовки термина «сеть». Наиболее употребимым является понимание сети как инструмента информационного обмена1, совокупности объектов единой функциональной направленности или организационной принадлежности, организационно-распределительного механизма, целеориентированного хозяйственного объединения, пространства неформальных контактов.
С нашей точки зрения, основным принципом, позволяющим выделить сетевую организацию
экономических взаимодействий, является принцип доверия. Используя этот принцип, под сетью мы будем понимать форму экономических взаимодействий, возникающих в результате отношений доверия2, форму реализации однонаправленных экономических интересов, форму достижения индивидуальной выгоды каждым актором.
Таким образом, мы идентифицируем сетевую организацию экономических взаимодействий (отношенческий подход).
330
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
© Муравьев А.А., 2011
Рис. 1. Пример неориентированного и ориентированного графов
В рамках отношенческого сетевого подхода в литературе особое внимание уделяется вопросам структуры взаимодействия. Как отмечает А. Олейник, «помещение в центр анализа структуры взаимодействий позволяет использовать наработки такого направления в математике, как теория графов»3. Сеть экономических взаимодействий можно представить в виде графа, что мы и сделаем ниже. А пока отметим, что использование в рамках сетевого похода инструментария теории графов позволяет оценивать эффективность сетевой структуры и анализировать положение актора в этой структуре.
Теория графов: центральность и престиж актора. Под графом понимают совокупность непустого множества точек, которые называются вершинами, и множества пар вершин, которые называются ребрами. Если на каждом ребре графа задается направление, то граф называется ориентированным, если направление не задается -неориентированным, или просто графом.
На рис. 1 изображены неориентированный граф с 5 вершинами и 6 ребрами и ориентированный граф с аналогичным числом вершин и ребер.
Степенью вершины называют количество рёбер, для которых она является концевой. Чем меньше степень вершины, тем меньше связей у актора. Вершина степени 1 называется висячей.
Важным показателем для анализа сетевой структуры является такая характеристика, как плотность графа. Она характеризуется коэффициентом плотности Д.
2L
А =
-1)’
(1)
где L - число ребер графа, g - число вершин. Этот параметр характеризует количество связей между вершинами сетевой структуры.
Важной характеристикой положения актора в сети служит мера его центральности4:
У (и,.)
CD(n¡) =
g-1
(2)
где C'D(ni) - показатель центральности актора п., d(n) - степень его вершины, g - число вершин в графе. Этот показатель характеризует включенность актора в различные связи, а следовательно, и его положение в сети.
Для ориентированного графа используется понятие «престиж актора»5. Это понятие описывается при помощи использования двух показателей - показателей базового и расширенного престижа:
dn (n)
Poin ) = -
g-1
(3)
где Рв(п,) - базовый престиж актора, d п(п ) - число входящих в актор ребер. Таким образом, показатель базового престижа определяется через количество входящих ребер.
РЕ(П) =
g-1
¡•=1 Л
(4)
где РЕ(п1) - расширенный престиж актора, I. -число акторов в зоне влияния актора ,. Показатель расширенного престижа включает в себя как прямые, так и непрямые связи данного актора. Проиллюстрируем практическую применимость вышеприведенных рассуждений.
В таблице приведены показатели центральности и престижа для анализа направленных торговых отношений между странами.
Страна является центральной, если она экспортирует товары в другие страны, и престижной, если она импортирует товары из других стран. Из таблицы ясно, что Ливия и Сирия ничего не экспортируют, хотя и импортируют товары из ряда стран. У них индекс центральности равен 0. США, напротив, экспортирует свои товары во все страны. Более развитые страны имеют более высокие показатели центральности.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 20111
I
Что касается показателей базового и расширенного престижа этих стран, то они свидетельствуют о мере вовлеченности страны в импорт коммерческих товаров из других стран.
Чтобы найти показатель расширенного престижа, нужно прежде всего определить I. - количество стран, которые могут достичь 1-ю страну. Многие страны импортируют товары почти из всех перечисленных стран и, таким образом, обладают высоким престижем.
Отметим, что наиболее престижные страны являются и наиболее центральными, а наименее престижные - наименее центральными. Исключение составляют Таиланд, который достаточно престижен, но не слишком централен, и Бразилия, которая центральна, но не очень престижна.
Рента за центральность актора. С помощью показателей центральности и престижа можно анализировать положение актора в сети. Эти показатели учитывают количество связей актора, его вовлеченность в сетевые отношения. Но при этом
Таблица1 Показатели центральности и престижа в сети торговых отношений между странами
Страна С'в(п і ) Рп(пі) Ре (П )
Алжир 0,174 0,565 0,661
Аргентина 0,565 0,435 0,599
Бразилия 0,913 0,478 0,619
Китай 0,913 0,652 0,710
Эквадор 0,087 0,391 0,599
Египет 0,391 0,522 0,599
Эфиопия 0,087 0,435 0,710
Финляндия 0,913 0,652 0,590
Г ондурас 0,043 0,391 0,581
Индонезия 0,609 0,609 0,599
Израиль 0,478 0,435 0,599
Япония 1,000 0,739 0,767
Ливия 0,000 0,391 0,564
Мадагаскар 0,043 0,261 0,532
Новая Зеландия 0,478 0,609 0,684
Пакистан 0,565 0,609 0,684
Испания 0,957 0,739 0,767
Швейцария 1,000 0,652 0,710
Сирия 0,000 0,522 0,619
Таиланд 0,609 0,652 0,710
Великобритания 0,957 0,695 0,767
США 1,000 0,826 0,799
Источник: Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юдкевич. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 443 с.
Рис. 2. Центральность актора (неориентированный граф)
Связь актора А с актором С
Рис. 4. Центральность актора. Связь актора С с актором А
Рис. 5. Монополия актора и неэффективная сетевая структура
не учитывается, что те или иные связи в сети обладают разной ценностью. Возникает также вопрос, какую выгоду получает актор от участия в сети и от своего положения в ней.
Обратимся к рисунку 2. На нем акторы А и С не связаны между собой напрямую. Их взаимодействие осуществляется через актор В. Актор В является по отношению к А и С центральным актором. Плата, которую он получает за связь акторов А и С, - рента за центральность6. Обозначим ее как гв
332
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
n1 П2 n3 К П5
JS 0 Г12 r13 Г14 Г15
(N Г21 0 Г23 Г24 Г25
Г31 Г32 0 Г33 Г34
Г41 Г42 Г43 0 Г45
Г51 Г52 Г53 Г54 0
Рис. 6. Рента за центральность -матричное представление
При этом рента за связь А с С и С с А может быть разной. Представим отношения между акторами А, В и С в виде ориентированного графа. На рис. 3 инициатором связи выступает актор А, гАВС - рента, которую получает актор В за связь актора А с актором С.
На рис. 4 инициатор связи - актор С, гСВА -рента, которую получает актор В за связь актора С с актором А.
На рис. 5 актор В связан с тремя акторами (А, С, D), не связанными между собой. Совокупная рента за центральность, которую в этом случае будет получать актор В, равна:
г = г +г +г +г + г +г +г
В АВС СВА АВБ БВА БВА СВБ БВС.
гВ можно рассматривать как потери акторов А, С и D, связанные с отсутствием достаточного количества связей и неэффективной сетевой структурой. В данном случае актор В занимает монопольное положение в сети.
Ренту, получаемую различными акторами за свое центральное положение в сети, можно представить в виде матрицы (рис. 6). г - совокупная рента за центральность, которую получает актор 2 от актора 1.
5
X ri j - рента за центральность, которую пла-
¡=1
тит актор 1 участникам сети. Этот показатель можно рассматривать как потери актора 1, вызванные недостаточным количеством связей в сети.
5
X ri - рента за центральность, которую полу-
i=1
чает актор 1 от всех участников сети. Разность этих двух показателей позволяет оценить выгоду или потери, связанные с положением актора в сети.
Примечания
1 См. например: Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economv21.htm
2 Об анализе отношений доверия в социально-экономических обменах см.: ЛяскоА.К. Проблема доверия в социально-экономической теории. - М.: Институт экономики РАН, 2004. - 189 с.
3 Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. - 2003. - N°8. - С. 132-149.
4 См. например: Целых Ю.А. Теоретико-графовые методы анализа нечетких социальных сетей // Программные продукты и системы. -2008. - №2
5 См.: Кузьминов Я.И. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для студентов вузов / Я.И. Кузьминов, К.А. Бендукидзе, М.М. Юд-кевич. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 443 с.
6 В дискурсе задач нашего исследования рента за центральность актора рассматривается в контексте идей неприродной ренты (управленческая, статусная, образовательная и т.д.).
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011
333