Научная статья на тему 'Фонд профессора Mосковской духовной академии А. П. Лебедева (№ 769) в ОР РГБ'

Фонд профессора Mосковской духовной академии А. П. Лебедева (№ 769) в ОР РГБ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. Лебедев / церковная историография / история духовного образования в России / Московская духовная академия / отдел рукописей РГБ / A. P. Lebedev / church historiography / history of religious education in Russia / the Moscow Theological Academy / Department of Manuscripts of the RSL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков Алексей Владимирович

Предпринята попытка рассмотреть личный архив профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева. Изучение архива историка даёт возможность для прояснения его церковно-исторических взглядов. Кратко изложена история и общая структура фонда А. П. Лебедева. Внимание направлено на содержание и состав материалов и документов, находящихся в личном архиве церковного историка. Указываются основные группы материалов, представленных в архиве: биографические материалы, письма к А. П. Лебедеву, творческие рукописи, лекции и статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUNDATION PROFESSOR OF THE MOSCOW THEOLOGICAL ACADEMY A. P. LEBEDEV (№ 769) IN THE DEPARTMENT OF MANUSCRIPTS OF THE RSL

The article is devoted Archival Fund Professor MDA A. P. Lebedev, which attempt to examine the personal archive of the historian. Study of archive A. P. Lebedev makes it possible to clarify the churchhistorical views of the author. Brief history and general structure of the Fund, A. P. Lebedev. Focus is on the content and composition of the materials and documents in the personal archive of the church historian. Identifies the main groups of materials represented in the archive: biographical information, letters to A. P. Lebedev, creative manuscripts, lectures and articles.

Текст научной работы на тему «Фонд профессора Mосковской духовной академии А. П. Лебедева (№ 769) в ОР РГБ»

ИСТОРИЧЕСКИМ АРХИВ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 3 (7). С. 124-128.

УДК 993

А. В. Дьяков

ФОНД ПРОФЕССОРА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ А. П. ЛЕБЕДЕВА

(№ 769) В ОР РГБ

Предпринята попытка рассмотреть личный архив профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева. Изучение архива историка даёт возможность для прояснения его церковно-исторических взглядов. Кратко изложена история и общая структура фонда А. П. Лебедева. Внимание направлено на содержание и состав материалов и документов, находящихся в личном архиве церковного историка. Указываются основные группы материалов, представленных в архиве: биографические материалы, письма к А. П. Лебедеву, творческие рукописи, лекции и статьи.

Ключевые слова: А. П. Лебедев; церковная историография; история духовного образования в России; Московская духовная академия; отдел рукописей РГБ.

A. V. Dyakov

FOUNDATION PROFESSOR OF THE MOSCOW THEOLOGICAL ACADEMY A. P. LEBEDEV (№ 769) IN THE DEPARTMENT OF MANUSCRIPTS OF THE RSL

The article is devoted Archival Fund Professor MDA A. P. Lebedev, which attempt to examine the personal archive of the historian. Study of archive A. P. Lebedev makes it possible to clarify the church-historical views of the author. Brief history and general structure of the Fund, A. P. Lebedev. Focus is on the content and composition of the materials and documents in the personal archive of the church historian. Identifies the main groups of materials represented in the archive: biographical information, letters to A. P. Lebedev, creative manuscripts, lectures and articles.

Keywords: A. P. Lebedev; church historiography; history of religious education in Russia; the Moscow Theological Academy; Department of Manuscripts of the RSL.

Рассматривая творчество и деятельность русских церковных историков, нельзя обойти стороной такой важный аспект, как изучение их личных архивов. Уже есть отдельные публикации, посвященные архивам некоторых представителей церковно-исторической науки

[1]. Но отечественной церковной историографии недостаточно исследований об архивах её представителей. Из-за определенных социально-политических потрясений в нашей стране материалы личных архивов церковных историков практически не изучались. В связи с этим будет небезынтересно рассмотреть архивный фонд профессора Московской духов-

ной академии (МДА) и Московского университета Алексея Петровича Лебедева. В 1870 г. он закончил МДА и был оставлен в ней преподавателем по кафедре церковной истории. После 25 лет работы в академии Алексей Петрович перешел на службу в Московский университет, где также занимал кафедру церковной истории до времени своей кончины в 1908 г. Архив находится в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Сразу отметим, что в фонде МДА (№ 229) в Центральном историческом архиве Москвы находится некоторая часть материалов, относящаяся к А. П. Лебедеву (Оп. 4. Д. 5106).

© Дьяков А. В., 2015

124

Фонд профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева (№ 769) в ОР РГБ

Судьба его архива до сих пор остаётся не вполне ясной. Алексей Петрович скончался в 1908 г. После его смерти ученики пытались разобрать и изучить архив, но до серьезных работ дело не дошло. В 1928 г. архив Московской духовной академии был разделен между РГБ и ЦИАМ, часть материалов архива А. П. Лебедева тоже оказалось разделенной. После некоторого пребывания в составе фонда МДА (№ 172) ОР РГБ архивные материалы А. П. Лебедева были выделены в самостоятельный фонд. Н. Ю. Сухова, современный исследователь духовного образования в России, пишет, что в 1948 г. архив Академии в РГБ был уже разделен и «из него выделены в самостоятельные фонды архивы профессоров А. Д. Беляева, Ф. А. и Д. Ф. Голубинских, А. В. Горского, П. И. и П. С. Казанских, В. Д. Кудрявцева, А. П. Лебедева»

[2]. Но в именном списке фонда значится совсем другая дата, а именно: в 1979 г. фонд был обработан и в 1980 г. выделен в самостоятельный фонд из фонда № 172 (Московская духовная академия). Также отметим, что не все материалы из фонда МДА, относящиеся к А. П. Лебедеву, вошли в его фонд, часть материалов до сих пор находится в фонде Академии.

Фонд профессора Алексея Петровича Лебедева в отделе рукописей РГБ числится под номером 769 и состоит из 81 дела. Общее количество листов фонда - 3734. Хронологические рамки представленных документов фонда - 1870-1908 гг., т. е. материалы охватывают период научной и преподавательской деятельности А. П. Лебедева. Фонд состоит из картонов, в картонах содержатся дела. Картон № 1 - 26 дел, картон № 2 - 11 дел, картон № 3 - 20, картон № 4 -24. В целом распределение дел в картонах более или менее равномерное. Нумерация единиц хранения ведется отдельно в каждом картоне. Нельзя сказать, что распределение дел в картонах тематическое. В одном картоне могут быть как дела биографического характера, так и творческие рукописи автора, разные вырезки и заметки из сторонних публикаций. Тематически фонд № 769 можно разделить на несколько частей: биографические материалы и письма, лекции и исследования по церковной истории и историографии, церковной археологии, студен-

ческие сочинения автора, разные несистематизированные статьи.

Биографические материалы

Материалы, имеющие биографический характер, позволяют прояснить и отследить жизненный путь Алексея Петровича. Прежде всего это рукописные варианты его автобиографии «К моей учено-литературной автобиографии» (Картон 1. Ед. хр. 1; Картон 4. Ед. хр. 15), которая впоследствии была опубликована в «Богословском вестнике» (1907. № 6). Но в журнале была опубликована только первая глава этой автобиографии, в которой содержатся отсылки ко второй части. Первая глава охватывает период от окончания автором Московской духовной академии в 1870 г. до перехода в Московский университет в 1895 г. В ней автор рассказывает, почему он оказался на кафедре церковной истории, проводит разбор мнений, направленных против его докторской диссертации о Вселенских соборах IV и V вв., объясняет, почему перешел на службу в Московский университет.

Вторая часть так и не была опубликована, и вплоть до недавнего времени у нас не было уверенности о сохранности второй главы. Но в одном из рукописных черновиков первой главы (Картон 4. Ед. хр. 15) была обнаружена вторая глава автобиографии. Её общий объём - 48 тетрадных листов. В ней автор описывает события, произошедшие с ним после перехода на университетскую кафедру в январе 1896 г. и до 1905 г. Основная тема - полемика с противниками своих книг. Теперь А. П. Лебедев полемизирует с родственниками и сторонниками покойного профессора А. М. Иванцова-Платонова. Как писал Алексей Петрович: «На меня ополчилась чуть не вся многочисленная родня А. М. Иванцова, желая втоптать в грязь мою профессиональную и учёную деятельность и к ним присоединилось два-три добровольца»

[3]. Эта полемика имеет долгую историю. Она началась между А. П. Лебедевым и А. М. Иванцовым-Платоновым из-за книги «Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской» (М., 1879), но ничем особенно продуктивным для науки не закончилась. Сам же историк писал, что только защищал

125

А. В. Дьяков

свои книги, которые старались очернить недоброжелатели. Автор об этом пишет: «Нет, я не могу терпеть несправедливых отношений к моим книгам. Ведь это святыни для меня» [4].

Есть в архиве и биографическая справка (Картон 1. Ед. хр. 2), но она в большей степени посвящена не жизненным вехам Алексея Петровича, а его любимой церковной истории и богословской науке, точнее её осознанию. Так, он пишет: «Наша богословская наука совсем забыла, что для неё образцом должен быть один Христос» [5]. Он упрекает её за потворство духовной власти в угоду научной истине: «Не богословской науке должно прислушиваться к тому, о чём толкуют в Синоде, а этот последний должен слушать то, что возгласит наука. Синедрион не хотел слушать основания христианского богословия, и ничего хорошего для Синедриона отсюда не воспоследовало. Так будет всегда» [6]. К сожалению, не всё удалось разобрать в данном документе, многие листы плохо читаются, почерк оставляет желать лучшего.

Кроме материалов, которые напрямую связаны с биографией А. П. Лебедева, в его архиве есть материалы, позволяющие прояснить какие-то отдельные моменты его жизни. Это разные списки учеников и выпускников Перервинского духовного училища и МДА (Картон 3. Ед. хр. 16, 17). Такие материалы позволяют увидеть, что будущий церковный историк занимал в них первые места и не случайно был оставлен в Академии для преподавания. Сюда же можно отнести газетную вырезку о вручении научной премии имени графа Уварова, которую получил в том числе и А. П. Лебедев (Картон 3. Ед. хр. 20), и приглашение вступить в члены научного общества имени митрополита московского Филарета (Картон 4. Ед. хр. 11).

Отметим, что в фонде есть формулярный список профессора А. П. Лебедева (Ф. 172. Картон 151. Ед. хр. 37), который отражает его основные биографические данные и этапы научной деятельности, а также его фотография (Ф. 172. Картон 477. Ед. хр. 33). По каким причинам эти материалы не попали в фонд № 769, не понятно.

Письма к А. П. Лебедеву

В фонде № 769 находим письма разных лиц к Алексею Петровичу. Представлено

только 4 письма от И. Андреева (Картон 3. Ед. хр. 13), Н. Извекова (Картон 3. Ед. хр. 14), И. Троицкого (Картон 3. Ед. хр. 15) и Н. И. Попова (Картон 4. Ед. хр. 22). Адресанты являются выпускниками МДА, продолжившими свою деятельность в богословской науке. Письма носят научный характер, адресанты отвечают на замечания профессора А. П. Лебедева по поводу своих работ или обсуждают публикации, просят содействия в издании своих книг. Письма датируются 1870-1894 гг., когда А. П. Лебедев был преподавателем в МДА.

Студенческие сочинения А. П. Лебедева

В личном архиве А. П. Лебедева есть рукописи раннего периода творчества историка - его студенческие сочинения. Они немногочисленны, датируются 1860-ми гг. Во времена, когда А. П. Лебедев учился в Академии, темы семестровых сочинений студентам по большей части назначались и редко совпадали с их научными интересами. Поэтому тематика представленных сочинений разная: послания апостола Павла (Картон 4. Ед. хр. 2), праведный Иов (Картон 4. Ед. хр. 1), знамения чудес (Картон 4. Ед. хр. 5), самостоятельность философии (Картон 4. Ед. хр. 3), письма Паскаля (Картон 4. Ед. хр. 4).

Церковная история

Наиболее обширную группу личного архива профессора А. П. Лебедева составляют рукописи и материалы по церковной истории. Здесь есть лекции по истории древней христианской Церкви (Картон 2. Ед. хр. 3, 6), которые профессор А. П. Лебедев читал с 1870 по 1895 гг. в Московской духовной академии. Они представлены в двух вариантах. Обзор лекций показывает, что лекции читались не со II в. по Р.Х., как предполагал план, а включали в себя и фрагменты Новозаветной истории. В лекциях идет изложение основных событий церковной истории: распространение христианства и гонения на него, Церковь и государство, богословские школы и ереси, происхождение церковной иерархии.

Кроме лекционных курсов есть отдельные лекции и исследования по той же тематике. Вероятно, они тоже могли быть частью курса по истории Церкви. Это лекции по распространению христианства (Картон 1. Ед. хр. 21; Картон 2. Ед. хр. 4,7; Картон 4.

126

Фонд профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева (№ 769) в ОР РГБ

Ед. хр. 8), богословским школам и ересям (Картон 1. Ед. хр. 25; Картон 1. Ед. хр. 17; Картон 4. Ед. хр. 6), книжному делу в древнехристианское время (Картон 1. Ед. хр. 20).

Много работ по истории церковной организации. Это рукопись докторской диссертации А. П. Лебедева «Вселенские соборы IV и V веков» (Картон 1. Ед. хр. 3), которая потом была издана отдельной книгой. А также ряд статей, которые были написаны по истории и деятельности соборов древней Церкви (Картон 1. Ед. хр. 16; Картон 4. Ед. хр. 14, 18, 19, 24), и рукописи по истории церковной иерархии (Картон 1. Ед. хр. 5; Картон 3. Ед. хр. 2; Картон 4. Ед. хр. 20), которые позже составили книгу «Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века» (М., 1905). Черновая рукопись «Слепые вожди» (Картон 1. Ед. хр. 24) является последней опубликованной работой автора. В ней представлены проблемы, тесно связанные с церковной иерархией и осознанием церковной жизни от времен Христа до начала ХХ в.

Кроме того, есть ещё два дела, которые посвящены полемике А. П. Лебедева с А. М. Иванцовым-Платоновым о Вселенских соборах (Картон 1. Ед. хр. 7, 11). Все материалы этой полемики были опубликованы в книге «Из истории Вселенских соборов IV и V веков» (М., 1882).

Также представлены материалы и по истории Византийско-восточной Церкви под владычеством турок (Картон 1. Ед. хр. 4, 6, 9, 14), статья о византийском императоре Никифоре Фоке (Картон 2. Ед. хр. 10) и рассказ о путешествии автора в Константинополь (Картон 1. Ед. хр. 10).

Часть рукописей связана с библейской историей (Картон 1. Ед. хр. 18; Картон 2. Ед. хр. 1, 2, 8; Картон 4. Ед. хр. 23 ). В них автор излагает основные события, указанные в Новом Завете. Но за годы преподавания в духовной академии и университете профессор А. П. Лебедев никогда не читал курсов по данному предмету, эти материалы можно рассматривать в связи с церковной историей. Подтверждается это тем, что в некоторых лекциях по истории древней христианской Церкви (Картон 2. Ед. хр. 6) есть материал, связанный с Ветхим Заветом и Новозаветной историей. Традиционно в духовных академиях история Церкви читалась со II в. по Р.Х.,

но, видимо, лекции по библейским темам служили для историка своеобразным введением в церковную историю.

Как преподаватель А. П. Лебедев занимался и написанием рецензий и отзывов на сочинения студентов и профессоров по своему предмету. Так, мы находим небольшую подборку его отзывов за годы преподавательской деятельности (Картон 3. Ед. хр. 612), судя по которым Алексей Петрович никогда не отзывался о сочинениях студентов плохо и в основном ставил отметку «хорошо» (Картон 3. Ед. хр. 12).

Оставшиеся рукописи представляют собой несистематизированные черновые наброски к статьям и лекциям по истории Церкви (Картон 1. Ед. хр. 13, 15; Картон 3. Ед. хр. 3, 4, 5; Картон 4. Ед. хр. 21).

Церковная историография

Вторую по значимости группу материалов архива Лебедева составляют работы по истории церковно-исторической науки. Здесь представлены лекции по церковной историографии, которые он читал студентам (Картон 2. Ед. хр. 11). Надо отметить, что лекции отличаются от его знаменитой работы «Церковная историография в её главных представителях с IV до XX веков» (СПб., 1898). Монография структурируется по трём направлениям: греческие церковные историки IV-VI вв., немецкие церковные историки XVI -начала ХХ вв., русская церковная историография. Лекции же он начинает с исторического разбора Евангелий и книги Деяний апостолов. Он пишет, что «канонические Евангелия таким образом суть исторические книги и таковыми должны быть по своей задаче» [7]. Он анализирует работу авторов Евангелий и книги Деяний как историков: работу с источниками и методы исторического исследования [8]. Часть лекций посвящена греческим церковным историкам, но освещение их трудов аналогично, как и в тексте изданной «Церковной историографии». Кроме лекций есть ещё рукопись о византийских церковных историках (Картон 4. Ед. хр. 9, 10), которые опубликованы в книге «Греческие церковные историки» (М., 1890).

Представлены и материалы, посвященные русской церковной историографии, -«Русская церковно-историческая наука» (Картон 1, Ед. хр. 22), «Три очерка по цер-

127

А. В. Дьяков

ковной историографии» (Картон 2. Ед. хр. 9). В этих работах А. П. Лебедев излагает, как развивалась церковно-историческая наука в России. Интерес представляет рукопись под названием «Общий взгляд на собор науки» (Картон 1. Ед. хр. 19). В ней автор показывает своё видение предмета древней церковной истории. Он пишет, что предмет древней церковной истории «обнимает собой события и судьбу христианской церкви от времен, непосредственно следовавших за периодом апостольской эпохи, когда совершилось разделение церкви на две ветви - на части восточную и западную, иначе от II по IX век» [9]. Историю Церкви А. П. Лебедев предлагает рассматривать с трёх сторон: 1) развитие христианства как сообщества; 2) сумма религиозных идей и воззрений; 3) практическое осуществление этих идей [10].

В этой же работе автор излагает, как Академические уставы 1814, 1869 и 1884 гг. повлияли на развитие церковно-исторической науки. По мнению автора, «церковная история в силу Устава 69 года заняла подобающее ей место» [11], а Устав 1884 г. сделал так, что «сама церковная история и сродные с нею науки стали общим достоянием всех слушателей в Академии» [12]. Вообще А. П. Лебедев церковную историю определяет как alma mater всех богословских наук [13]. Устав 1869 г. он подвергает критике за разделение учебного курса в академиях на три отделения: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. По мнению автора, только изучив все богословские науки, студент может определиться со своей специализацией [14]. К сожалению, эта работа до сих пор не опубликована.

Разные богословские материалы

В отдельную группу можно выделить разные несистематизированные материалы, в основном по церковной тематике в разное время его деятельности. Это статьи о христианстве и науке (Картон 1. Ед. хр. 26; Картон 4. Ед. хр. 14), проповедь в день памяти евангелиста Иоанна Богослова (Картон 1. Ед. хр. 23), заметка о неком иноке Серафиме (Картон 4. Ед. хр. 17), статьи о митрополите Московском Филарете (Дроздове) (Картон 4. Ед. хр. 13, 16), а также газетные вырезки (Картон 3. Ед. хр. 19) и фотографии неких священнических лиц (Картон 3. Ед. хр. 18).

Со второго полугодия 1885/86 учебного года по 1887 г. Алексей Петрович временно замещал кафедру церковной археологии и литургики в связи с кончиной профессора И. Д. Мансветова. Поэтому в архиве есть материалы, связанные с этой предметной областью, - конспект по церковной археологии (Картон 3. Ед. хр. 1), лекции по древнехристианскому искусству (Картон 2. Ед. хр. 5) и богослужению во времена апостольские (Картон 4. Ед. хр. 7) и статьи про профессора И. Д. Мансветова (Картон 1. Ед. хр. 8).

* * *

Таким образом, фонд Алексея Петровича Лебедева представляет собой большую ценность. Несмотря на все попытки его учеников А. А. Спасского, Н. Н. Глубоковского, И. Д. Андреева написать исследование о творчестве своего учителя, дело ограничилось только небольшими обзорными статьями, серьёзных работ не последовало. Архив церковного историка представляет для этого хорошую возможность. Много работ и черновиков было опубликовано, но есть и те, что не успели выйти в свет. Эти материалы являются важными для прояснения церковно-исторических взглядов автора. А биографические материалы позволяют отследить жизненный путь А. П. Лебедева вплоть до последних лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. См., напр.: Петр (Еремеев). Софийский архив Н. Н. Глубоковского // Церковь и время. -2003. - № 2. - С. 140-156 ; Герд Л. А. В. В. Болотов. По страницам архива учёного // История древней церкви в научных традициях ХХ в. : материалы научно-церковной конференции памяти В. В. Болотова. - СПб., 2000. - С. 6163.

2. Сухова Н. Ю. Из истории документального собрания Московской Духовной Академии // Отечественные архивы. - 2001. - № 4. - С. 26.

3. ОР РГБ. Ф. 769. Картон 4. Ед. хр. 15. Л. 30.

4. Там же. Л. 67.

5. Там же. Картон 1. Ед. хр. 2. Л. 3.

6. Там же.

7. Там же. Ф. 769. Картон 2. Ед. хр. 11. Л. 9.

8. Там же. Л. 8, 25.

9. Там же. Ф. 769. Картон 1. Ед. хр. 19. Л. 1.

10. Там же. Л. 2-3.

11. Там же. Л. 25.

12. Там же. Л. 27.

13. Там же. Л. 26.

14. Там же. Л. 27.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.