Научная статья на тему 'Возникновение и развитие церковной иерархии в трудах А. П. Лебедева'

Возникновение и развитие церковной иерархии в трудах А. П. Лебедева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
787
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. П. ЛЕБЕДЕВ / ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ / ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ / ХРИСТИАНСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / A. P. LEBEDEV / CHURCH HISTORIOGRAPHY / CHURCH HISTORY / CHURCH HIERARCHY / CHRISTIAN CLERGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков А. В.

Посвящено концепции формирования и исторического развития церковной иерархии профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева. Внимание в статье направлено на анализ исторических взглядов профессора А. П. Лебедева. Рассматривается процесс исторического генезиса и развития церковных должностей с I по VIII в. в понимании А. П. Лебедева. Актуализируется наследие дореволюционной церковной историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emergence and Development of Church Hierarchy in A. P. Lebedev''s Works

Article is devoted to the concept of professor MDA A. P. Lebedev on forming and historical development of church hierarchy. The attention in article is directed to the analysis of historical views of professor A. P. Lebedev. Process of historical genesis and development of church positions from I to the 8th centuries in A. P. Lebedev's understanding is considered. The heritage of a pre-revolutionary church historiography is staticized.

Текст научной работы на тему «Возникновение и развитие церковной иерархии в трудах А. П. Лебедева»

ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕОБЩЕЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 1 (13). С. 180-183. УДК 281

А. В. Дьяков

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ В ТРУДАХ А. П. ЛЕБЕДЕВА

Посвящено концепции формирования и исторического развития церковной иерархии профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева. Внимание в статье направлено на анализ исторических взглядов профессора А. П. Лебедева. Рассматривается процесс исторического генезиса и развития церковных должностей с I по VIII в. в понимании А. П. Лебедева. Актуализируется наследие дореволюционной церковной историографии.

Ключевые слова: А. П. Лебедев; церковная историография; церковная история; церковная иерархия; христианское духовенство.

A. V. Dyakov

EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF CHURCH HIERARCHY IN A. P. LEBEDEV'S WORKS

Article is devoted to the concept of professor MDA A. P. Lebedev on forming and historical development of church hierarchy. The attention in article is directed to the analysis of historical views of professor A. P. Lebedev. Process of historical genesis and development of church positions from I to the 8th centuries in A. P. Lebedev's understanding is considered. The heritage of a pre-revolutionary church historiography is staticized.

Keywords: A. P. Lebedev; church historiography; church history; church hierarchy; Christian clergy.

В последние десятилетия в России активизировался интерес к изучению научного наследия русских церковных историков. Но ещё не все персоналии церковных историков получили должное освещение в науке. Остановимся на личности профессора Московской духовной академии Алексея Петровича Лебедева (1845-1908). Он внёс немалый вклад в изучение истории христианства и, по отзывам современников, «был у нас, собственно, первым по времени и по достоинству историком Православно-восточной церкви, давшим отчётливую картину исторических судеб христианства» [1, с. 54].

© Дьяков А. В., 2017

Одним из направлений исследований А. П. Лебедева было изучение истории церковной иерархии. Для христианства вопрос церковной иерархии является чуть ли не ключевым и до сих пор представляет немалый интерес для учёных. Но этой проблеме посвящено не очень много исследований. Ещё в начале XX в. А. П. Лебедев поднял этот вопрос в ряде публикаций в журнале «Богословский вестник» и монографий, одна из которых -«Духовенство древней Вселенской церкви от времён апостольских до X века» (1905 г.).

Исходя из трудов А. П. Лебедева, возможно реконструировать его концепцию

развития церковной иерархии. Её можно разбить на несколько частей.

1. В истории формирования клира у А. П. Лебедева выделяются два хронологических периода: 1) с I по начало IV в.; 2) c IV по X в. Для первого периода было характерно складывание основных церковных чинов и их функций, формирование церковного управления. Здесь же А. П. Лебедев отмечает, что Древняя церковь во II-III вв. сократила количество церковных должностей, а не расширила, как это было принято рассматривать в основном пласте церковно-исторической литературы того времени. В подтверждение этому автор перечисляет довольно обширный состав церковных чинов того времени. Историческое развитие христианства привело к тому, что некоторые должности со временем исчезли, некоторые потеряли своё назначение, а сохранилась только часть этих должностей. И тем более церковные чины не возникают сразу в готовом виде.

Второй период определяется стабильным существованием системы церковных должностей. Как констатирует А. П. Лебедев, «иерархия стоит перед нами как органическое целое, утвердившееся, обосновавшееся, канонически определившееся. Ни одного жгучего вопроса касательно системы иерархической теперь не поднимается» [2, с. 78]. Если развитию чинов в период I - начала IV в. он посвящает обширные исследования, то этому периоду находим лишь небольшие заметки, да и то чисто справочного характера.

2. Историю возникновения духовных должностей А. П. Лебедев начинает с харизматических должностей и выделяет три следующих: апостолы, пророки и дидаскалы. На основе Нового Завета, «AiSaxn» и "Cánones ecclesiastici" автор развивает концепцию харизматических служений. Эти должности не причисляются А. П. Лебедевым к иерархическим, но также и не относятся к простым мирянам, а составляют характерную черту всей Древней христианской церкви.

Автор выделил и особенности этих служений: учительство, проповедничество, бескорыстие, странствующий характер жизни [3, с. 20, 23, 31]. При этом А. П. Лебедев отличает апостолов как учеников Иисуса Христа от прочих проповедников христианства.

Зачастую в отечественной религиозной литературе происходит смешивание этих должностей.

Минусом этого отдела исследований является то, что автор не дал чёткого объяснения об исчезновении свободных служений.

3. Историю постоянных церковных чинов А. П. Лебедев начинает с рассмотрения истории епископата. Епископ - ключевая фигура в христианстве. Согласно церковной традиции епископы являются продолжателями учеников Христа - апостолов. Вся церковная власть и управление сосредоточены именно в их руках.

А. П. Лебедев отмечает, что епископ «являлся административным лицом в общине» [4, с. 172]. На нём лежали, помимо богослужебных функций, и обязанности хозяйственного характера. Но после того как с исторической арены уходят харизматические должности, у епископата появляются две новые функции: учительство и миссионерство [3, с. 146]. Именно эти функции возвысили епископов и выделили из среды остальных церковных должностей. Те, кто обладал даром слова и учительства, всегда почитались и имели определённые преимущества перед остальными.

История епископата А. П. Лебедевым рассматривается неизолированно, а во взаимосвязи с определёнными процессами, которые начали происходить в ранней церкви и продолжились в 1У-УШ вв., а именно: возвышение клира над мирянами и возвышение одних епископов над другими.

Последнее привело к формированию института митрополитов. В развитии митрополитов А. П. Лебедев видит три фактора: административное деление Римской империи, соборы [Там же, с. 158-159], личность архиереев.

Окончательно процесс возвышения епископов над епископами заканчивается в формировании института Поместных соборов. Интересно то, что автор развитие соборного управления связывает с развитием митрополичьего управления, т. е. он прочно связывает эти институты: «Соборы явились, потому что в церкви явился митрополичий институт, и наоборот» [Там же, с. 174]. А. П. Лебедев установил взаимосвязь между этими явлениями. Как правило, авторы выделяли их параллельно и не видели чёткой связи.

А. В. Дьяков

Выделив две тенденции в вопросе формирования церковного управления: возвышение клира над мирянами и возвышение епископов над епископами, - А. П. Лебедев доводит их до логического завершения. Он ставит их в тесную связь, один процесс положил начало другому: как только началось выделение клира, тут же начался процесс возвышения власти епископата. Окончательно это довершилось в развитии соборов, но процесс ещё не остановился, а будет иметь продолжение в последующие века. Многие авторы отмечали процессы отделения клира от мирян и формирования власти епископов, но не ставили в связку эти процессы, только А. П. Лебедев сделал это. И через это он выстроил строгую линию развития церковного управления: клир - епископ - митрополит -собор.

Возвышение епископства в период с IV в. по VIII в. А. П. Лебедев связывает с возникновением институтов патриаршества и Вселенских соборов. Появление этих институтов является продолжением процесса, когда появились митрополиты и Поместные соборы, теперь это распространяется на более крупные церковные области.

Вселенский собор для А. П. Лебедева становится высшим выражением епископского управления. Формирование института Вселенского собора связывается с институтом патриаршества. Здесь у автора прослеживается та же связь, что и митрополит -Поместный собор. Эти явления церковной жизни также связаны друг с другом у автора: «Развитие идёт параллельно в тесной зависимости одного института от другого. Вселенские соборы организовали институт патриарший - это несомненно, но, с другой стороны, возникновение патриаршей системы дало жизнь и определило форму Вселенских соборов» [3, с. 220]. В это время происходит новое возвышение епископов среди епископов и появляется новая связь патриарх -Вселенский собор.

Отчётливо видна установка автора разделить патриаршие кафедры, о которых идёт речь, на две группы. Критерием деления выступает механизм образования той или иной патриаршей кафедры. Первую группу составляют кафедры, которые исторически сложились и de facto уже давно стали патри-

аршими. К ним относятся Рим, Александрия, Антиохия [3, с. 185]. Вторую группу составили кафедры, которые были созданы искусственно и первоначально только de jure были патриаршими. К ним автор отнёс Константинополь и Иерусалим [Там же, с. 194, 203]. Но с Константинополем вопрос спорный у автора. Нельзя сказать однозначно, что Константинопольскую кафедру искусственно создали Вселенские соборы. Церковь очень часто подстраивалась под административное изменение государства, отсюда и появление новых епископских кафедр.

4. Относительно должности пресвитера, который является второй ступенью церковной иерархии, у профессора А. П. Лебедева прослеживаются следующие взгляды. Первое - автор в своих исследованиях отмечает многозначность слова «пресвитер». Под это понятие попадал широкий круг лиц: старцы, исповедники, священнослужители [4, с. 180]. Но автор однозначно отличает служение пресвитеров как второй степени священства от служения остальных лиц. Второе - отмечаются две категории пресвитеров: первая заботилась о клире, другая - о церковном народе.

Но оговоримся, что вопрос о происхождении пресвитериата является сложным и неоднозначным для церковной истории. Основное затруднение - незначительное количество источников. И позиция А. П. Лебедева по этому вопросу может служить дополнением существующей картины и быть одним из мнений.

5. Церковная иерархия церкви в своём историческом развитии имеет три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Историю диаконского чина А. П. Лебедев также рассматривает достаточно подробно. Семь мужей, о которых повествует книга «Деяния Апостолов» (Деян. 6: 3) и в которых обычно видят избрание диаконов, не являются таковыми, по утверждению А. П. Лебедева. Он считает их лицами харизматического служения.

Возникновение института диаконства автор ставит во взаимосвязь с формированием епископата [3, с. 34]. Диаконы, как указывает автор, участвовали, наряду с епископами, в процессе контроля и распределения средств, а также рассматривались в качестве

кандидатов в епископы. Как следствие, диаконство достигло высокого положения в церкви. В этом, собственно, и новизна постановки вопроса о диаконах. Ведь привычно рассматривать третью ступень священства как прислуживающих иереям и епископам лиц, не акцентируя внимания на том, что они могли иметь какой-то вес в древнюю эпоху. Только в более позднее время положение диаконов изменится.

6. Нижние чины клира - церковнослужители, хоть и не имеют особенного значения для церковной жизни, но всё же не упускаются автором из виду. Церковно-истори-ческая литература не обнаруживает особого интереса к формированию низшего клира, она даёт лишь общие сведения. Но и А. П. Лебедев не даёт каких-либо новых идей относительно этого вопроса. Возникновение других нижних должностей излагается им на основании мнений западной церковной науки. В основном он даёт краткую характеристику и перечисляет низшие церковные степени: иподиакон, анагност (чтец), экзорцист, ако-луф, остиарий.

Немного подробнее А. П. Лебедев останавливается на должности чтеца в церкви. Отмечает близость этой должности и харизматических должностей ранней церкви. В основном это заключалось в аспекте чтения и толкования сакральных текстов [5, с. 378].

Таким образом, мы можем видеть концепцию церковной иерархии в понимании А. П. Лебедева. В своих трудах он показал историю церковной иерархии не в статичном

и готовом виде, как это часто встречалось у многих исследователей, а в динамике развития. Согласно исследованиям А. П. Лебедева, историческое развитие церковной иерархии происходило далеко не всегда однозначно и быстро, как может представляться. В окончательном варианте церковные должности сложились к IV в., при этом по ходу своего развития они во многом претерпевали различные изменения. Некоторые положения церковных чинов в древности были совершенно иными, чем в более поздние века и в наше время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глубоковский Н. Н. Памяти покойного профессора Алексея Петровича Лебедева (Под первым впечатлением тяжёлой утраты) // Лебедев А. П. К моей учёно-литературной автобиографии и материалы для характеристики беспринципной критики : сб. памяти А. П. Лебедева. - СПб. : Издательство Олега Абышко, 2005. - 320 с.

2. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Ви-зантийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г. до начала крестовых походов 1096 г. - СПб. : Издательство Олега Абышко, 2003. - 336 с.

3. Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времён апостольских до Х века. - 3-е изд., знач. исправ. - СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. - 448 с.

4. Лебедев А. П. По вопросу о происхождении первохристианской иерархии // Лебедев А. П. Братья Господни. Исследования по истории древней Церкви. - СПб. : Издательство Олега Абышко, 2004. - 352 с.

5. Лебедев А. П. Так называемые церковные каноны (Cánones ecclesiastici) и их значение в вопросе о церковных должностях в древности // Прибавления к Творениям св. Отцов. -1887. - Ч. 40, кн. 4. - С. 375-437.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.