Бюджетная политика
УДК 336.143.231
ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИТОГИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex. ru Тверской государственный университет
В статье представлено обобщение практики функционирования Фонда национального благосостояния РФ (2008 — середина 2013). Показаны необходимость создания и принципы функционирования финансового механизма Фонда национального благосостояния РФ. Рассматриваются вопросы формирования и использования его средств (включая использование средств для обеспечения стабильности национальной экономики). Представлены статистические сведения о движении и доходности средств Фонда национального благосостояния РФ.
Ключевые слова: Фонд национального благосостояния, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, центральный банк, Внешэкономбанк.
Главным фактором, воздействующим на социально-экономическое развитие РФ, является цена на нефть, складывающаяся на мировых рынках (ее колебания приводят к существенным изменениям важнейших макроэкономических показателей в РФ). Это требует проведения особой экономической политики, а в сфере государственных финансов — реализации антициклического бюджета, который должен быть сбалансирован не в рамках отдельного года, а за несколько лет [2 — 4]. Наиболее остро такая необходимость обозначилась в результате роста цен на нефть с начала 2000-х гг. В целях сдер-
живания инфляции, нарастающей под воздействием притока иностранной валюты от продажи нефти по более высоким ценам, в условиях управляемого плавания российского рубля Банку России необходимо было найти неэмиссионные источники приобретения все возрастающего потока иностранной валюты, не допустив значительного укрепления рубля. Сдерживание процесса укрепления рубля было необходимо для поддержания ценовой конкурентоспособности российских товаров. Все это потребовало создания автоматического механизма, в котором, с одной стороны, происходило бы формирование государственных сбережений, а с другой — использование этих государственных сбережений для приобретения иностранной валюты. Реализация такого механизма была осуществлена на основе создания Стабилизационного фонда РФ (2004—2008).
Развитие в РФ антициклического регулирования экономики на основе механизма государственных сбережений привело к созданию в 2008 г. Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. Резервный фонд РФ, по сути, стал выполнять ту же роль, которую выполнял Стабилизационный фонд РФ, а Фонд национального благосостояния РФ (первоначально в бюджетном законодательстве он
получил название Фонда будущих поколений РФ) был призван решать долгосрочные и даже сверхдолгосрочные задачи. При создании Фонда будущих поколений РФ в бюджетном законодательстве даже не было прописано его целей и не было ясно, зачем он нужен, какие конкретно задачи он должен выполнять. По-видимому, средства этого фонда планировалось передать «умным потомкам», которые и должны будут найти им более правильное применение. В дальнейшем в бюджетном законодательстве этот фонд получил название Фонда национального благосостояния РФ (его цели: софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ) [1, ст. 96.10].
Первое зачисление средств в Фонд национального благосостояния было осуществлено 30.01.2008 в объеме 782,8 млрд руб. из Стабилизационного фонда РФ (табл. 1). Эта сумма представляла собой превышение объема Стабилизационного фонда РФ на величину 10 % от ВВП, которая и была зачислена в Резервный фонд РФ. В дальнейшем источником формирования Фонда национального благосостояния РФ должны были стать нефтегазовые доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в него при достижении объема Резервного фонда РФ 10 % ВВП (в дальнейшем 7 %). По мере роста номи-
нального ВВП предельная величина Резервного фонда РФ должна была также увеличиваться. Однако за все время функционирования Фонда национального благосостояния РФ зачисление в него нефтегазовых доходов было только в 2008 г. — в первом году его создания (5 зачислений на сумму 1 622 млрд руб.) (табл. 2). В дальнейшем из-за мирового финансового кризиса 2008—2009 гг., который затронул и Россию, такие зачисления были временно приостановлены (с внесением соответствующих поправок в бюджетное законодательство). С 2009 г. зачисление нефтегазовых доходов не производилось, оно было приостановлено до 01.01.2015 (также до этой даты было приостановлено выделение в составе доходов федерального бюджета нефтегазовых доходов).
Из-за изменения курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам объем средств Фонда национального благосостояния РФ подвержен изменению. Это связано с тем, что большая часть его средств номинирована в иностранной валюте. Максимальный объем средств Фонда национального благосостояния РФ по отношению к ВВП был достигнут в феврале—марте 2009 г. (период наибольшего номинального обесценения рубля) и составлял 7,7 %, одновременно в этот период максимальный объем был достигнут и в абсолютном выражении — 2 995,5 млрд руб.
Таблица 1
ключевые события в области формирования и использования средств Фонда национального благосостояния рФ
событие дата Примечание
Первое зачисление средств 30.01.2008 За счет расформированного Стабилизационного фонда РФ (перечисление на счета, открытые в долларах США, евро и фунтах стерлингов в Банке России, средств, которые в эквиваленте соответствовали 782,8 млрд руб.)
Первое зачисление нефтегазовых доходов 18.08.2008 Зачисления были только в 2008 г. (5 зачислений на 1 622,0 млрд руб.)
Первое зачисление доходов от размещения средств 20.01.2009 Зачисления были только в 2009 г. (включая доходы, полученные за 2008 г.) в сумме 92,5 млрд руб.
Первое размещение средств в российской экономике в целях ее стабилизации (перечисление средств Внешэкономбанку) 29.01.2009 В соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (с изм. и доп.)
Первая продажа иностранной валюты в целях размещения средств в национальной валюте 31.07.2009
Первое расходование средств 29.04.2010 Расходование производилось только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан (начиная с накоплений за 2009 г.)
Источник: информационные сообщения о результатах размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ. Рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http://www. minfin. ru.
финансы и кредит
3
Таблица 2
Формирование и расходование средств Фонда национального благосостояния РФ
(2008 — середина 2013), млрд руб.
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013* Итого
Зачисление средств
Объем средств Стабилизационного фонда РФ 782,8 — — — — — 782,8
Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета 1 622,0 — — — — — 1 622,0
Доходы от размещения средств — 92,5 — — — — 92,5
(по году зачисления)
Итого... 2 404,8 92,5 — — — — 2 497,3
Расходование средств
Объем софинансирования добровольных — — 2,5 3,4 3,9 5,7 15,5
пенсионных накоплений граждан
Итого... — — 2,5 3,4 3,9 5,7 15,5
Сальдо: +2 404,8 +92,5 —2,5 —3,4 —3,9 —5,7 +2 481,8
— накопленное сальдо зачислений +2 404,8 +2 497,3 +2494,8 +2 491,4 +2 487,5 +2 481,8 —
и расходований
— изменение средств за счет переоценки +179,7 +271,7 +200,7 +303,0 +203,1 +346,4 —
иностранной валюты (накопленный итог
на 1 января следующего года)
— остаток средств на 1 января следую- 2 584,5 2 769,0 2 695,5 2 794,4 2 690,6 2 828,2** —
щего года
Источник: рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http:// www. minfin. ru. * За январь—июнь. ** На 1 июля.
Как предполагалось, другим источником формирования Фонда национального благосостояния РФ должны были стать инвестиционные доходы от размещения его средств. Фактически в него они были зачислены только в 2009 г. в сумме 92,5 млрд руб. (6 зачислений) по итогам инвестирования средств за 2008 и 2009 гг. С 2010 г. инвестиционные доходы подлежали непосредственному перечислению в федеральный бюджет, минуя счета Фонда национального благосостояния РФ. Такой установленный порядок был связан с необходимостью снижения дефицита федерального бюджета. Предполагалось, что он является временным, а в дальнейшем инвестиционные доходы опять должны зачисляться в фонд. Всего за 5,5 лет функционирования Фонда национального благосостояния РФ (2008 — середина 2013 г.) величина инвестиционного дохода составила 188,2 млрд руб. (что крайне мало, соответствует только среднегодовой номинальной доходности в 1,4 %), в то время как за все годы существования фонда уровень инфляции превышал его значение. В итоге среднегодовая реальная доходность составила «минус» 6,0. Таким образом, в целом средства Фонда национального благосостояния РФ имели тенденцию к обесцениванию (6,0 % в год) (табл. 3).
По расчетам автора, размещение средств фонда в российской экономике с доходностью, равной ставке рефинансирования, позволило бы получить доход в размере 1 052 млрд руб., что почти в 2 раза больше фактически полученного дохода (с учетом переоценки активов). Чтобы выйти на нулевую среднегодовую реальную доходность для средств Фонда национального благосостояния РФ, им необходима девальвация российского рубля на 8,2 руб. до соотношения 40 руб. 90 коп. за 1 долл. США (по состоянию на 01.07.2013).
Совокупно за 5,5 лет наибольший прирост средств Фонда национального благосостояния РФ (2/3) был получен не за счет доходов от их размещения, а за счет переоценки активов фонда вследствие изменения курса иностранных валют. Таким образом, доходность средств с учетом переоценки средств была почти в 3 раза больше, чем собственно полученный инвестиционный доход. Если учитывать фактор переоценки средств фонда вследствие изменения курса национальных валют, в которых номинированы его активы, то среднегодовая номинальная доходность средств составит 4,2 %, а среднегодовая реальная доходность — «минус» 3,4 %.
Таблица 3
Финансовые результаты от размещения средств Фонда национального благосостояния РФ (2008 — середина 2013)
Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013* Итого
Доходы от размещения средств (по году отнесения), млрд руб. 55,3 34,9 26,8 41,1 14,9 15,2 188,2
Финансовый результат от переоценки активов, 179,7 92,0 —77,0 102,3 —99,9 143,3 346,4
номинированных в иностранной валюте, млрд руб.
Итого... 235,0 126,9 —44,2 143,4 —85,0 158,5 534,6
Номинальная доходность от размещения средств 3,3 1,3 1,0 1,5 0,5 0,6 1,4
(без переоценки активов), %
Номинальная доходность от размещения средств 13,9 4,7 —1,6 5,2 —3,1 5,7 4,2
(с учетом переоценки активов), %
Реальная доходность от размещения средств —8,8 —6,9 —7,2 —4,3 —5,7 —2,8 —6,0
(без переоценки активов), %
Реальная доходность от размещения средств 0,6 —3,7 —9,6 —0,8 —9,1 2,2 —3,4
(с учетом переоценки активов), %
Источник: рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http:// www. minfin. ru. * За январь—июнь.
На масштабы переоценки средств фонда наиболее существенное воздействие оказывает изменение курса российского рубля, что в перспективе (при оставлении значительной доли его средств, номинированных в иностранной валюте) может привести к кардинальному изменению общего уровня доходности фонда за весть период его функционирования. Так, снижение цен на нефть приведет к необходимости ослабления национальной валюты, что вызовет автоматическую переоценку средств фонда. Например, ослабление российского рубля и рост курса доллара США на 5 руб. приведет к приросту величины средств фонда на 360 млрд руб. (при увеличении курса на 10 руб.
прирост составит 720 млрд руб., на 15 руб. — более 1 трлн руб.) (табл. 4). Такая ситуация обеспечит рост среднегодовой номинальной доходности за весь период существования фонда до 6,3, 8,5 и 10,7 % соответственно, а среднегодовой реальной доходности средств — до «минус» 1,3, 0,8 и 2,9 % соответственно (см. табл. 4).
Использование средств фонда включает в себя два типа операций: размещение и расходование.
Размещение — это направление средств во вложение в какие-либо активы, что не приводит к уменьшению общей величины средств фонда.
Расходование — это направление средств на те цели, для достижения которых фонд создан. За
Таблица 4
Оценка изменения величины и доходности средств Фонда национального благосостояния РФ при изменении курса российского рубля
Изменение курса Курс российского Изменение Среднегодовая доходность фонда
доллара США* рубля (руб. /долл.) ** величины фонда (с учетом переоценки активов) (2008 — середина 2013), °%
Млрд руб. % Номинальная Реальная
Уменьшение на 10 руб. 22,71 —720 —25,5 0,2 —7,3
Уменьшение на 5 руб. 27,71 —360 —12,7 2,0 —5,5
Уменьшение на 1 руб. 31,71 —72 —2,5 3,7 —3,8
Прирост на 1 руб. 33,71 +72 +2,5 4,6 —3,0
Прирост на 5 руб. 37,71 +360 +12,7 6,3 —1,3
Прирост на 10 руб. 42,71 +720 +25,5 8,5 0,8
Прирост на 15 руб. 47,71 +1 080 +38,2 10,7 2,9
Прирост на 20 руб. 52,71 +1 440 +50,9 12,9 5,0
Источник: авторская разработка.
* Предполагается сохранение неизменным курса доллара США к евро и фунту стерлингов.
** В качестве «точки отсчета» берется курс рубля к доллару США на 01.07.2013 (1 долл. = 32,71 руб.).
все время функционирования Фонда национального благосостояния РФ из него было произведено расходование 15,5 млрд руб. на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
В соответствии с программой софинанси-рования добровольных пенсионных накоплений гражданин может получить на каждую 1 тыс. руб. добровольных отчислений на формирование своих пенсионных накоплений от государства еще 1 тыс. руб. (за счет Фонда национального благосостояния РФ). В том случае, если гражданин добровольно не выбрал частную управляющую компанию для своих пенсионных накоплений или негосударственный пенсионный фонд, то эти средства автоматически передаются под управление Внешэкономбанку. При таком расходовании средств Фонда национального благосостояния производится продажа Министерством финансов РФ через Банк России иностранной валюты и размещение полученных средств во Внешэкономбанке. Учитывая инвестиционную стратегию Внешэкономбанка, а также других негосударственных управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, можно считать, что за счет этого происходит трансформация средств из внешних во внутренние активы. На покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ до настоящего времени пока расходование средств из Фонда национального благосостояния не производилось.
Первоначально не предполагалось размещение средств Фонда национального благосостояния РФ в российской экономике, и они вкладывались в наиболее надежные и ликвидные ценные бумаги ряда зарубежных стран (Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Швеции) 1, включая ценные бумаги международных финансовых организаций, и номинировались в трех валютах: в долларах США (45 %), в евро (45 %) и в фунтах стерлингов (10 %). Начавшийся в 2008 г. финансовый кризис потребовал активного использования средств фонда, и в соответствии с Федеральным законом от 13.10.2008 № 173 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» они стали использоваться (размещаться, а не расходоваться) в целях стабилизации национальной экономики (в качестве
1 О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния: постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2008 № 18.
агента стабилизации был выбран Внешэкономбанк, являющийся по своему статусу банком развития и имеющий организационно-правовую форму некоммерческой организации — государственной корпорации). Средства фонда передавались Внешэкономбанку под фиксированную ставку процента (в среднем около 7 % годовых в российских рублях). Внешэкономбанк за счет средств фонда предоставлял субординационные кредиты российским банкам, столкнувшимся с сокращением капитала (собственных средств) из-за падения стоимости финансовых активов, а также использовал средства на приобретение ценных бумаг российских эмитентов. Средства, направленные Внешэкономбанку на поддержание курса ценных бумаг российских эмитентов, были с процентами возвращены и в какой-то степени выполнили свою функцию. Однако сам механизм предоставления финансовой помощи банкам подвергся обоснованной критике из-за предоставления ее не всем банкам.
По состоянию на середину 2013 г. во Внешэкономбанке было размещено 24 % средств Фонда национального благосостояния (табл. 5), что составляло несколько больше 1 % ВВП. Эти средства используются на предоставление субординированных кредитов и займов российским банкам, для предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», для приобретения акций ОАО «Газпромбанк» и т. д. Остальные средства Фонда национального благосостояния РФ находились на счетах Банка России, который выполняет функции управляющей компании по размещению средств Правительства РФ в иностранные активы. Их размещение в настоящее время происходит в составе международных резервов Банка России, а доход от размещенных средств фонда перечисляется напрямую на счет федерального бюджета, открытый в Федеральном казначействе и находящийся в Банке России. Покупка и продажа иностранной валюты Министерством финансов РФ в целях управления средствами Фонда национального благосостояния РФ осуществляется нерыночно (но по рыночному курсу), т. е. без выхода на валютный рынок (иностранная валюта покупается у Банка России). Такой механизм является правильным, так как купля-продажа иностранной валюты в целях управления средствами фонда, во-первых, приводила бы к дестабилизации курса рубля и, во-вторых, снизила бы выгодность операций инвестирования средств в активы, номини-
Источник: рассчитано и составлено по данным о движении средств Фонда национального благосостояния РФ. URL: http:// www. minfin. ru.
Примечание. Данные представлены на 1 января соответствующего года.
* На 30.01.2008 — первый день, когда в Фонд национального благосостояния РФ было произведено зачисление средств.
Таблица 5
Объем средств Фонда национального благосостояния рФ и направления его размещения (2008 — середина 2013)
размещение средств 2008* 2009 2010 2011 2012 2013 2013 (на 1 июля)
В Банке России:
— на счете в долларах США, млрд долл. 10,4 34,0 32,6 28,3 27,7 27,7 27,6
— на счете в евро, млрд евро 12,7 24,1 24,7 24,6 24,2 24,2 24,1
— на счете в фунтах стерлингов, млрд фунтов 1,4 4,4 4,5 4,5 4,4 4,4 4,4
стерлингов
Во Внешэкономбанке:
— в российских рублях, млрд руб. — в долларах США, млрд долл. — 400,0 434,0 2,0 437,0 6,3 474,0 6,3 474,0 6,3 474,0 6,3
Доля размещенных средств во Внешэкономбанке, % — 15,5 17,8 23,3 24,2 24,7 24,0
Общий объем средств фонда: — в эквиваленте национальной валюты, млрд руб. 782,8 2 584,5 2 769,0 2 695,5 2 794,4 2 690,6 2 828,2
— в эквиваленте долларов США, млрд долл. 32,0 88,0 91,6 88,4 86,8 88,6 86,5
Общий объем фонда по отношению к ВВП, %о 1,9 6,3 7,1 5,8 5,0 4,3 4,3
рованные в иностранной валюте (из-за приобретения иностранной валюты по более высокому курсу и продажи по более низкому). Поэтому нерыночный механизм купли-продажи иностранной валюты было бы логично сохранить и в будущем.
В настоящее время необходимо ставить задачу о повышении эффективности функционирования Фонда национального благосостояния РФ как средства (инструмента) воздействия на ускорение социально-экономического развития страны, на решение важнейших задач в области финансового обеспечения модернизационного развития экономики. Средства фонда — это потенциальный источник «длинных» денег, которые могут быть использованы для инвестиций в инфраструктурные проекты, предоставления долгосрочных кредитов и займов бизнесу под конкретные проекты. Крупнейшие российские компании, занимая деньги за рубежом, сталкиваются с валютным риском. При падении цен на нефть и девальвации рубля внешний корпоративный долг в пересчете на рубли может увеличиться в разы. Наоборот, используя финансовые ресурсы Фонда национального благосостояния РФ, компании получают большую определенность и менее подвержены валютным рискам. Учитывая объем средств фонда (на 01.07.2013 — 2 828,2 млрд руб.), его можно рассматривать как дополнительный (существенный) источник финансовых ресурсов для российской экономики. В отличие от Резервного
фонда РФ средства Фонда национального благосостояния могут и должны быть размещены в России. Для Резервного фонда РФ существует необходимость размещения средств вне рамок российской экономики, так как в этом случае достигается наибольший эффект в обеспечении внешнего равновесия национальной экономики. Это связано с тем, что при падении цен на нефть не только государство будет иметь запасы финансовых ресурсов для покрытия дефицита бюджета, но и страна в целом будет иметь запасы иностранной валюты, которая может быть использована для внешних расчетов, включая расчеты за импортные поставки.
В соответствии с Основными направлениями бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. планируется направить средства Фонда национального благосостояния в объеме до 450 млрд руб. на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Казань, на строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, на модернизацию Транссибирской магистрали.
При оценке эффективности вложений средств Фонда национального благосостояния РФ в инфраструктурные проекты следует исходить не только из учета возвратности средств в фонд, но принимать во внимание и бюджетную окупаемость (с учетом увеличения потока доходов в бюджетную систему страны).
финансы и кредит
7
Размещение средств Фонда национального благосостояния РФ в инфраструктурные проекты будет иметь следующие риски:
Первое — снижение ликвидности средств, что приведет к невозможности их использования в качестве «резерва» Резервного фонда РФ при его полном исчерпании. Предполагается, что расходование Фонда национального благосостояния РФ для обеспечения сбалансированности Пенсионного фонда РФ должно быть реализовано на плановой, прогнозной основе, что позволит учесть при размещении средств в инфраструктурные проекты время их «входа» и «выхода» из них. Вместе с тем, оказывается, что очень трудно вообще прогнозировать дефицит Пенсионного фонда РФ с учетом изменяющихся цен на углеводороды. Падение цен на нефть снизит поток доходов и в Пенсионный фонд РФ, что потребует расходования средств Фонда национального благосостояния РФ.
Второе — искусственное занижение первоначальной стоимости инфраструктурных проектов для привлечения средств фонда. В дальнейшем стоимость этих проектов может возрасти в разы, что сделает инвестиции нерентабельными и из-за чего не произойдет возврата средств в фонд. Однако с учетом софинансирования проекта за счет иных источников данный риск будет несколько ниже.
Третье — досрочное прекращение финансирования проектов из-за внезапного падения цен на нефть. Это приведет к «заморозке» капиталовложений на неопределенное время и к невозможности их трансформации обратно в финансовые ресурсы.
Также было бы целесообразно повысить значение Фонда национального благосостояния РФ как средства выплаты пенсий в будущем за счет зачисления в него иных (а не только нефтегазовых) доходов. Это смогло бы в некоторой степени снизить остроту финансового обеспечения пенсионных обязательств со стороны государства. Например, в фонд следовало бы зачислять средства, получаемые от приватизации федерального имущества, а также
было бы желательно предусмотреть зачисление в фонд разницы между кадастровой стоимостью земельных участков при переводе их из земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений (эта разница не что иное, как единоразовая рента, получаемая собственником земли). В условиях дефицита федерального бюджета увеличение величины средств Фонда национального благосостояния РФ представляется крайне проблематичным. Дефицит федерального бюджета и расширение бюджетных расходов (увеличивая потребление и уровень жизни населения в настоящее время) приводят к сокращению внутренних источников сбережений и торможению социально-экономического развития страны.
Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что создание Фонда национального благосостояния РФ было объективно необходимо, но его потенциал до настоящего времени полностью не использован. Существует большая вероятность упразднения данного фонда из-за дефицитности федерального бюджета и падения цен на нефть или из-за смены экономической политики государства. Однако возможен и иной сценарий, который заключается в развитии российской экономики на основе совершенствования финансово-экономического механизма Фонда национального благосостояния РФ, однако этот сценарий менее вероятен.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2013.
2. Сухарев А. Н. Финансовые механизмы формирования и использования суверенных фондов // Финансы и кредит. 2010. № 18. С. 28—33.
3. Сухарев А. Н. Суверенные фонды благосостояния: международный и российский опыт // Финансы и кредит. 2010. № 17. С. 31—37.
4. Сухарев А. Н. Фонд будущих поколений: теоретические представления // Экономические науки. 2009. № 5. С. 262—265.