управление средствами суверенных фондов россии в первом полугодии 2010 г.
А. Н. СУХАРЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права Е-mail: [email protected] Тверской государственный университет
В статье приведен статистический материал и осуществлен анализ движения средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния России за первое полугодие 2010 г., показан смысл проведенных операций по движению их средств.
Ключевые слова: суверенные фонды, резервный фонд, фонд национального благосостояния, федеральный бюджет, дефицит.
Суверенные фонды России представляют собой фонды денежных средств, аккумулированные в специальных фондах, находящихся в распоряжении федерального правительства. В настоящее время суверенными фондами России принято считать Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния России, которые были созданы в 2008 г. в процессе разделения средств Стабилизационного фона РФ. Резервный фонд РФ предназначен для обеспечения выполнения государством своих расходных обязательств в случае снижения цены на нефть на мировых финансовых рынках, приводящего к снижению поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Фонд национального благосостояния России призван выполнять функцию сбалансированности Пенсионного фонда РФ и представляет собой как бы его «резерв».
Формирование средств суверенных фондов России осуществлялось с момента создания Стабилизационного фонда РФ (с 2004 г.). А с 2009 г. средства Резервного фонда РФ стали использоваться в целях сбалансированности федерального бюджета— покрытия его дефицита. В 2009 г. на эти цели было потрачено более 3,1 трлн руб. В первом полугодии 2010 г. расходование средств фонда было умеренным (519,5 млрд руб.) и осуществлялось только в
марте (169,5 млрд руб.) и апреле (350 млрд руб.). Зачислений нефтегазовых доходов в состав фондов не производилось. При этом Минфин России на своем официальном сайте перестал публиковать информацию о полученных и использованных величинах нефтегазовых доходов федерального бюджета (как это делалось в 2008—2009 гг.), что не позволяет оценивать перспективы расходования средств Резервного фонда РФ. Вместе с тем, утвержденные параметры федерального бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг., а также созданный с 2008 г. в бюджетном законодательстве механизм формирования и использования средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния России позволяют сделать вывод о возможном прекращении изъятий средств из Резервного фонда РФ и переходе к политике формирования суверенных фондов России (при условии сохранения уровня цен на нефть не ниже среднего уровня первого полугодия 2010 г.). В этом случае объемы зачислений в суверенные фонды должны были бы составить:
— в 2010 г. — 1,25 трлн руб.;
— в 2011 г. — 1,53 трлн руб.;
— в 2012 г. — 1,52 трлн руб.;
— совокупно — 4,3 трлн руб.
Учитывая параметры, утвержденные федеральным законодательством, величина Резервного фонда РФ достигла бы предельной утвержденной величины в 2012 г. и со второй половины 2012 г. началось бы зачисление нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния России (в который последний раз данные средства зачислялись в 2009 г.). Однако достоверность данных расчетов основана на прогнозных данных об уровне цены
на нефть на мировых рынках.
В первом полугодии из суверенных фондов России было израсходовано 522,5 млрд руб., из которых подавляющая часть (519,5 млрд руб.) пошла на покрытие дефицита федерального бюджета и только 2,5 млрд руб. были перечислены в федеральный бюджет в целях софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Эти 2,5 млрд руб. государство по сути не израсходовало, а через федеральный бюджет направило в Пенсионный фонд РФ — в накопительную часть пенсий. Следует отметить, что средства на лицевых счетах граждан в Пенсионном фонде РФ, предназначенные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, по законодательству принадлежат государству, а не самим гражданам. По своей сущности они являются одним из видов государственных финансовых сбережений наряду с государственными финансовыми сбережениями, аккумулированными в Резервном фонде РФ и Фонде национального благосостояния России.
Движение средств суверенных фондов России в первом полугодии 2010 г. было не столь значительным, как в 2008—2009 гг. Всего было осуществлено 58 операций по списанию и зачислению средств фондов в рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов на счетах, открытых Федеральным казначейством в Банке России (всего 8 счетов). Из них 24 — по зачислению и 34 — по списанию средств. Операций по списанию и зачислению средств Резервного фонда РФ было осуществлено 48, а средств Фонда национального благосостояния России — 10 (табл. 1, 2).
Движение средств Резервного фонда РФ было обусловлено их расходованием в целях покрытия дефицита федерального бюджета. Происходило списание средств на счетах в Банке России в иностранной валюте. После продажи иностранной валюты производилось зачисление средств на рублевый
Таблица 1
количество операций по зачислению и списанию средств резервного фонда рФ на счетах Федерального казначейства в национальной и иностранной валютах в Банке россии в первом полугодии 2010 г.
наименование Зачисление списание Число операций
Счет в россий- 9 9 18
ских рублях
Счет в долла- 0 10 10
рах США
Счет в евро 1 9 10
Счет в фунтах 10 - 10
стерлингов
Всего... 20 28 48
Таблица 2
количество операций по зачислению и списанию средств Фонда национального благосостояния россии на счетах Федерального казначейства в национальной и иностранной
валютах в Банке россии в первом полугодии 2010 г.
наименование Зачисление списание Число операций
Счет в россий- 1 2 3
ских рублях
Счет в долла- 1 2 3
рах США
Счет в евро 1 1 2
Счет в фунтах 1 1 2
стерлингов
Всего... 4 6 10
счет фонда. В тот же день зачисленные средства в рублях списывались с этого счета на счет по учету средств федерального бюджета. Таким образом, каждая операция расходования средств Резервного фонда РФ на покрытие дефицита федерального бюджета сопровождалась 4 операциями списания средств (со счетов в долларах США, евро и фунтах стерлингов, а также в дальнейшем с рублевого счета) и 1 операцией по зачислению средств (на рублевый счет). Всего в первом полугодии было произведено расходование средств Резервного фонда РФ на покрытие дефицита федерального бюджета 9 раз, чему должно соответствовать 45 операций по движению данного фонда. Остальные три операции имели целью корректировку валютной структуры средств фонда, которая отклонилась от установленного допустимого значения (где 45 % средств должны быть номинированы в долларах США, 45 % — в евро и 10 % — в фунтах стерлингов) вследствие изменения курсов иностранных валют.
Всего за первое полугодие 2010 г. из Резервного фонда РФ было израсходовано 519,5 млрд руб., что потребовало продажи 8 млрд долл., 5,9 млрд евро и 1 млрд фунтов стерлингов. С учетом необходимости корректировок валютной структуры фонда за тот же период было списано со счетов по учету его средств 8, 8 млрддолл., 5,9 млрд евро и 1,6 млрд фунтов стерлингов и приобретено и зачислено 1,3 млрд евро в связи со снижением курса европейской валюты по отношению к доллару США и фунту стерлингов (табл. 3).
Движение средств Фонда национального благосостояния России было еще менее интенсивным в связи с временным прекращением его вследствие реализации антикризисной экономической политики, потребовавшей использования нефтегазовых доходов на цели текущего федерального бюджета. Все 10 операций по движению средств данного фонда были обусловлены либо необходимостью корректировки его валютной структуры, либо
Таблица 3
Зачисление и списание средств Резервного фонда РФ на счетах Федерального казначейства в национальной и иностранной валютах в Банке России в первом полугодии 2010 г., млрд
Валюта Зачисление Списание Остаток
Российские рубли 519,5 519,5 0
Доллары США - 8,8 18,1
Евро 1,3 5,9 12,4
Фунты стерлингов - 1,6 3
реализацией требований Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В соответствии с этим законом граждане РФ либо их работодатели могут дополнительно отчислять на формирование накопительной части трудовой пенсии дополнительные средства, а государство берет на себя обязанность добавлять к этим средствам дополнительно 1 тыс. руб. за каждую 1 тыс. руб., дополнительно произведенную гражданином или его работодателем (но не более 12 тыс. руб. в год). Государство для такого софинансирова-ния пенсионных накоплений использует средства Фонда национального благосостояния России. Минфин России 23.04.2010 списал со счетов Фонда национального благосостояния России 2,5 млрд руб. в целях реализации государственной программы софинансирования пенсионных накоплений и перечислил их в федеральный бюджет. В свою очередь данные средства были зачислены на счет Пенсионного фонда РФ. Таким образом, произошло переложение средств из одного «кармана» государства в другой без изменения общей величины государственных финансовых сбережений (резервов).
Кроме того, 29.04.2010 Минфин России перечислил 750 млн долл. со счета в Банке России и разместил их на депозиты во Внешэкономбанке. Такая операция по своей сущности не представляет собой расходование средств фонда, а является процессом размещения средств (точнее, изменения размещения средств) (табл. 4).
Совокупный объем суверенных фондов России за 2010 г. снизился на 874,5 млрд руб., или 27 млрд долл. Такое снижение было обусловлено общим расходованием средств Резервного фонда РФ. Кроме того, на снижение величины фондов в рублях повлиял процесс укрепления рубля по отношению к доллару США, евро и фунту стерлингов.
По состоянию на 01.07.2010 совокупный объем Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния России составил около 3,9 трлн руб.
Таблица 4
Зачисление и списание средств Фонда национального
благосостояния России на счетах Федерального казначейства в национальной и иностранной валютах в Банке России в первом полугодии 2010 г., млрд
Валюта Зачисление Списание Остаток
Российские рубли 2,5 2,5 0
Доллары США 0,1 0,8 31,9
Евро 0 0 24,7
Фунты стерлингов 0 0 4,5
(9 % от ВВП России), или около 125 млрд долл. В том числе:
— Резервного фонда РФ — более 1,2 трлн руб., или 39,3 млрд долл.;
— Фонда национального благосостояния России — около 2,7 трлн руб., или 85,5 млрд долл. (табл. 5).
Реально объем данных фондов должен быть несколько больше из-за неначисленных, но причитающихся к начислению процентов от размещения средств фондов.
Основной объем средств Резервного фонда РФ был размещен на счетах Федерального казначейства в Банке России в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов и составлял: 18,07 млрд долл., 12,42 млрд евро и 3,04 млрд фунтов стерлингов. Незначительная часть средств фонда использована в целях формирования резервной позиции РФ в МВФ. Резервная позиция страны в МВФ представляет собой сумму резервной и кредитной долей страны в нем. Резервная доля страны — это взнос в иностранной валюте, который страна — член МВФ приобретает в пределах 25 % ее квоты, а кредитная доля страны — это средства в иностранной валюте, которые приобретаются страной — членом МВФ.
Средства Фонда национального благосостояния России были размещены на счетах Федерального казначейства в Банке России в тех же валютах и составляли: 31,86 млрд долл., 24,67 млрд евро и 4,48 млрд фунтов стерлингов. В целях реализации Федерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы РФ», который был принят в рамках антикризисной экономической политики, часть средств Фонда национального благосостояния России была размещена на депозитах во Внешэкономбанке — банке со 100 % капиталом Российской Федерации и созданным в форме государственной корпорации. На депозитах Внешэкономбанка по состоянию на 01.07.2010 находилось средств Фонда национального благосостояния России: 434,02 млрд руб. и 2,75 млрд долл. В том числе:
Таблица 5
Объем резервного фонда рФ и Фонда национального благосостояния россии в первом полугодии 2010 г.
дата резервный фонд рФ Фона национального благосостояния россии Совокупно
Млрд руб. Млрд долл. Млрд руб. Млрд долл. Млрд руб. Млрд долл.
01.01.2010 1 830,51 60,52 2 769,02 91,56 4 767,49 152,08
01.02.2010 1 823,26 59,91 2 684,21 90,63 4 507,47 150,54
01.03.2010 1 763,89 58,90 2 757,89 89,63 4 521,78 148,53
01.04.2010 1 553,28 52,90 2 630,27 89,58 4 183,55 142,48
01.05.2010 1 188,7 40,59 2 601,62 88,83 3 790,32 129,42
01.06.2010 1 197,66 39,27 2616,54 88,83 3 814,2 128,1
01.07.2010 1 226,57 39,32 2 666,41 85,47 3 892,98 124,79
— 285,61 млрд руб. со сроком возврата не позднее 21.12.2010 по ставке 7 % годовых;
— 118,42 млрд руб. со сроком возврата не позднее 25.12.2020 по ставке 8,5 % годовых;
— 30 млрд руб. со сроком возврата не позднее 25.12.2017 по ставке 8,5 % годовых;
— 2,75 млрд долл. со сроком возврата не позднее 31.10.2011 и плавающей ставкой процента.
На 01.07.2010 средства суверенных фондов России были номинированы в пяти валютах и имели следующую структуру:
— 434,02 млрд руб.;
—52,68 млрд долл.;
—37,05 млрд евро;
—7,52 млрд фунтов стерлингов;
—0,99 млрд СДР1.
Итак, на 01.07.2010 11 % средств суверенных фондов России было номинировано в национальной валюте и 89 % — в иностранной. В рамках российской экономики было размещено 13,3 % средств суверенных фондов, а остальные 86,7 % — за рубежом. Причем через Банк России за границей было размещено 100 % средств Резервного фонда РФ и 80,6 % средств Фонда национального благосостояния России.
Совокупный доход от размещения средств Фонда национального благосостояния России на депозитах во Внешэкономбанке составил 17,16 млрд руб., или 0,57 млрд долл. А от размещения средств данного фонда на счетах в Банке России с 15.01.2010 по 30.07.2010 составил 18,45 млрд руб., или 0,59 млрд долл. За тот же период доход от размещения средств Резервного фонда РФ составил 12,29 млрд руб., или 0,39 млрд долл. Таким образом, за первое полугодие 2010 г. инвестиционный доход от размещения средств суверенных фондов РФ составил 47,9 млрд руб., или 1,55 млрд долл. Причем вследствие укрепления российского рубля за первое полуго-
1 СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту Международного валютного фонда (МВФ), именуемую как специальные права заимствований (Special Drawing Rights).
дие 2010 г. образовалась отрицательная курсовая разница от переоценки средств фондов в размере 116,44 млрд руб., что в итоге перекрыло полученный инвестиционный доход от размещения средств фондов. До 2010 г доход от размещения средств фондов подлежал зачислению в состав соответствующих фондов (Стабилизационный фонд РФ, Резервный фонд РФ, Фонд национального благосостояния России). В рамках двух лет (с 01.01.2010 по 01.02.2012) бюджетное законодательство требует зачисления данных доходов в состав федерального бюджета в целях обеспечения его сбалансированности. В дальнейшем предполагается отнесение доходов от размещения средств данных фондов в состав средств соответствующих фондов.
Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что финансовая политика России направлена на недопущение существенного и быстрого расходования государственных финансовых сбережений (резервов), аккумулированных в суверенных фондах. Данные фонды призваны повысить устойчивость финансов России, а также стабилизировать социально-экономическое развитие страны.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Сухарев А. Н. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: финансовая конструкция и итоги функционирования // Финансы и кредит. 2009. № 40.
3. Сухарев А. Н. Резервный фонд РФ: опыт 2008— 2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010. № 14.
4. Сухарев А. Н. Фонд национального благосостояния РФ: опыт 2008—2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010. № 10.
5. URL: http://www.minfin.ru.
6. URL: http://www.cbr.ru.