4. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. - М.: Физкультура и спорт. -1984. - 128 с.
5. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 286 с.
6. Родионов А.В. Психология физической культуры. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
7. Семичева Н.В., Никишина В.Б. Методика диагностики процесса и качества принятия решений // Вестник Университета. Государственный университет управления. - М., ГУУ - 2009. - С. 6972.
8. Тихомиров O.K. Принятие решений как психологическая проблема. - М.: 1976. - С. 77-81.
УДК 378
Сажнева Елена Викторовна Яновская Татьяна Эдуардовна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации [email protected], [email protected]
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье приводится материал из опыта работы Астраханского филиала РАНХиГС в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, являющейся важной составляющей социокультурной среды вуза.
Ключевые слова: социокультурная среда вуза, социокультурная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность.
В научных исследованиях возрастает интерес к обоснованию роли и значения социокультурной среды, способной гармонизировать процессы социализации, социальной адаптации и самореализации личности молодого человека в рамках образовательного пространства. Актуальность таких исследований объясняется сменой образовательных парадигм, в рамках которых проявляется тенденция к многовариантности образовательных концепций и технологий, происходит пересмотр ориентиров и приоритетов, изменение отношений между знаниями, с одной стороны, и триадой компетентности - с другой. А также требованием федеральных государственных образовательных стандартов к вузу по формированию социокультурной среды, созданию условий, необходимых для всестороннего развития личности студента. «Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [1].
Цель проведенного исследования - совершенствование работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности для дальнейшего формирования социокультурной среды вуза.
Под социокультурной средой вуза понимаем интегративный фактор личностного становления студента, влияние которого опосредуется через включение студента в различные ее сферы. Среда представляет собой пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизнен-
ных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности [2, с. 154].
Сфера социокультурной деятельности, понимаемой как деятельности во внеучебное время, в вузе представлена:
1) студенческим самоуправлением, координирующим деятельность студентов, направленную как на организацию формальной (официальной) общественно-полезной деятельности, так и на произвольное (неформальное) объединение молодежи по интересам.
2) самодеятельным творчеством;
3) художественно-зрелищными мероприятиями;
4) физкультурно-оздоровительной деятельностью;
5) дополнительным образованием;
6) волонтерской работой;
7) просветительством.
Физкультурно-оздоровительная деятельность является важнейшей среди перечисленных, т.к. ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека. «Физкультурно-оздоровительная деятельность, как проявление двигательной активности человека, является социальным процессом, выражающимся в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствующих укреплению здоровья, овладению физической культурой, формированию ценностей, повышающих эффективность трудовой и иной социальной деятельности человека» [3].
Основную массу студентов составляют молодые люди в возрасте 18-25 лет, для организма которых характерны специфические анатомо-физиологичес-кие особенности. Завершается созревание коры больших полушарий и специализация структур мозга, нейрофизиологических механизмов, опре-
192
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Сажнева Е.В., Яновская Т.Э., 2014
Физкультурно-оздоровительная деятельность - важнейшая составляющая социокультурной среды вуза
деляющих индивидуальную стратегию познавательной деятельности. В период обучения любой вид деятельности оказывает значительное влияние на развитие и формирование индивидуальных особенностей психофизиологических функций.
Для достижения цели методом анкетного опроса было проведено исследование свободного времени студентов, его бюджета и способов проведения. Всего было опрошено 190 человек - студентов 1-4 курсов очной формы обучения, среди которых 74% - женского пола, 26% - мужского.
Анализ полученных результатов показал, что большая часть студентов (69%) имеет в будний день 2-5 часов свободного времени, а в выходной день количество свободного времени увеличивается и составляет 3-10 часов.
На первое место при ответе на вопрос «Как Вы обычно проводите свободное время?» 64% респондентов поставили - «общение с друзьями». В этом возрасте друзья - одна из самых значимых ценностей, а общение приобретает особую значимость. Объясняется это решением трех основных задач: приобретением профессии, определенного социального статуса, созданием семьи.
Продолжим рассматривать ответы на этот вопрос. Чаще всего в свободное время студенты слушают музыку (61%), ведут домашнее хозяйство (54%), проводят время в социальных сетях (49%), иногда - посещают кинотеатры (70%), читают художественную литературу (64%), активно отдыхают (62%), просматривают телепередачи (61%), пассивно отдыхают (ничего не делают) (57%), занимаются спортом (54%). Причем, больше половины студентов отдают предпочтение популярной и танцевальной музыке. Среди литературных жанров на первом месте - «любовные романы», объяснимое тем, что большинство опрошенных девушки. Также студенты выбирают для чтения фантастику, комедии, мелодрамы, детективы и приключенческую литературу. Телевизионный канал «ТНТ» смотрит больше половины респондентов, в основном, передачи, являющиеся образцами массовой культуры: сериалы, реалити-шоу, ток-шоу, развлекательные программы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность студентов в свободное время стандартизируется, имеет преимущественно развлекательную направленность, и чаще пассивные, а не активные формы проведения.
В ходе опроса также было выяснено, что у 40% студентов объем занятий физическими упражнениями в течение недели составляет 2-4 часа. При этом на вопрос «Что Вам мешает регулярно заниматься физической культурой и спортом?» половина респондентов ответила «нехватка времени», явно противореча собственным ответам, данным ранее.
Известно, что культура использования свободного времени закладывается в семье. Но в юношес-
ком возрасте родительский пример не воспринимается абсолютно, так как есть другие авторитеты - ближайшее окружение. «Значимость» родителей и сверстников в этот возрастной период принципиально неодинакова. Тем не менее, 48% студентов утверждает, что семья «способствует активному занятию спортом и физической культурой», а 38% опрошенных - семья «не оказывает влияния на отношение к спорту и физической культуре».
Опрос подтвердил наличие свободного временного ресурса у студентов, который может быть использован вузом для совершенствования работы в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности. В дальнейшем в Астраханском филиале РАНХиГС эта работа велась по нескольким направлениям.
Первое направление - широкая пропаганда здорового образа жизни, которая включает не только информационно-разъяснительную работу. В филиале введена ежедневная «физкульт пауза», которая дает возможность снять статическую нагрузку с позвоночника, перераспределить мышечное напряжение, убрать застойные явления и тем самым повысить работоспособность на вторую половину дня. Дабы «физкульт пауза» не превращалась в рутину, и не носила лишь формальный характер, в вузе проводится ежегодный конкурс на «Самую-самую гимнастику». Обновляется музыкальное сопровождение. Студенты разных курсов проводят совместные разминки и танцевальные флеш-мобы. Для активного отдыха студентов во время перемен и после занятий предназначены стол для настольного тенниса, волейбольная площадка, баскетбольное кольцо и соответствующий спортивный инвентарь. Во внеучебное время для всех желающих работает тренажерный зал, проводятся занятия фит-несом. Для студентов с отклонениями в состоянии здоровья проходят занятия по специальной методике. Гимнастика, разработанная на основе статических нагрузок, поз классической йоги, растяжек и дыхательных техник после каждого выполненного упражнения, пользуется особой популярностью у представительниц женского пола.
Второе направление - студенческий спортивный клуб «Олимп», работу которого координирует студенческое самоуправление. Основные задачи клуба: вовлечение студентов в активную спортивно-массовую работу, организация и проведение различных внутривузовских соревнований по видам спорта, спортивных праздников, участие в межвузовских соревнованиях.
Третье направление - организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в филиале. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовских к межвузовским. Так, в вузе проводится ежегодное первенство фа-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
193
культетов, в начале года силами спортклуба готовится комплекс мероприятий под названием «РАНХиГС - территория здоровья», в течение недели проводятся соревнования по видам спорта между командами факультетов. В заключительный день проводится праздник, с подведением итогов и вручением кубка Академии самой спортивной специальности. В течение всего учебного года проводится внутривузовская спартакиада между студенческими группами по различным видам спорта, по итогам которой в конце года определяется победитель - самая спортивная группа, набравшая наибольшее количество очков. Каждую весну разыгрывается «Кубок Академии РАНХиГС» по волейболу между командами факультетов и преподавателями. По результатам внутривузовских соревнований выявляются сильнейшие спортсмены, готовые к выступлениям на межвузовских соревнованиях.
По данным последнего опроса именно спортивные соревнования любого уровня (37%) и пропаганда здорового образа жизни (32%), по мнению студентов, активизировали спортивную жизнь в вузе.
Известно, что на активность и длительность занятий физическими упражнениями и спортом в юношеском возрасте существенное влияние оказывают удовольствие, получаемое от физических нагрузок, влияние и взгляды друзей, доступность спортивных сооружений, успехи любимых спортсменов. Среди причин, по которым студенты Аф РАНХиГС стали уделять больше внимания физкультурно-оздоровительной деятельности, называются: возможность поддерживать себя в хорошей
физической форме (43%), возможность разнообразить досуг (39%), возможность улучшить тонус и самочувствие после занятий (33%), воспитание воли и целеустремленности (26%).
Физкультурно-оздоровительной деятельности присущи, прежде всего, групповые и массовые формы, а также неформальное общение, для которого характерны свободная избирательность и эмоциональная насыщенность, поэтому студенты указали еще одну причину изменения своего отношения к физкультурно-оздоровительной деятельности -«возможность сблизиться с коллективом» (31%).
Таким образом, системная работа в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности способствует развитию необходимых физических и морально-волевых качеств, которые являются составляющими всестороннего развития личности студента в социокультурной среде вуза.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения: 24.07.2014).
2. Бурдуковская Е.А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования // Теория и практика общественного развития. -2011. - №8 - С. 154-156.
3. Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: дис. ... канд. соц. наук. - Пенза, 2007. - 183 с.
194
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20