тельных систем: в 2011 году - 1% на 100 человек участников соревнований в беге на 1000 и 500 метров юноши и девушки соответственно, в 2012 - 2%, в 2013 - 4%, в 2014 -4%, в 2015 и 2016 гг. - 2%. Снижение случаев развития срыва адаптации регуляторных систем организма на соревнованиях в последние годы обусловлен дополнительным педагогическим и врачебным контролем участников соревнований, который позволил определить функциональные резервы и психоэмоциональную готовность студентов к соревновательной деятельности.
ВЫВОД
Таким образом, проведенные исследования показывают, что снижение функциональных возможностей и физической подготовленности студентов первокурсников создает определенные риски возникновения дезадаптационных реакций на занятиях физической культурой, а также при сдаче контрольных нормативов и участии в массовых спортивных мероприятиях. Увеличение количества студентов с недостаточной физической подготовленностью ставит перед педагогическим коллективом кафедры физической культуры задачи индивидуального структурирования объема и интенсивности физической нагрузки на занятиях, а также проведение дополнительного врачебного контроля функционального состояния участников соревнований по видам спорта. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в последнее время наряду с ростом заболеваемости студентов первокурсников, не в должной мере присутствует преемственность физического воспитания между среднеобразовательной школой и высшими учебными заведениям. Использование современных оздоровительных двигательных технологий и тщательный врачебный контроль, позволит избежать срыва адаптационных возможностей у студентов занимающихся физической культурой в рамках вузовской программа, так и у участников студенческих соревнований по видам спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 265 с.
2. Гайнуллин, Р.А. Интегративная оценка психофизиологического потенциала студентов с дифференциацией их по группам здоровья / Р.А. Гайнуллин, Н.В. Меньшикова, А.П. Исаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 44-51.
3. Линькова, Н.А. Определение уровня физической нагрузки для студентов с нарушением кровообращения в сосудах головного мозга / Н.А. Линькова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 137-142.
4. Пармузина, Ю.В. Роль занятий фитнесом в воспитании студенческой молодежи / Ю.В. Пармузина, И.А. Кирпикова // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 3 (17). - С. 36-40.
5. Рассогласование ритмов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при максимальных физических нагрузках / В.Р. Горст, Н.А. Горст, М.В. Полукова, А.Б. Багамаева, Л.В. Шебеко, М.И. Лобанова // Астраханский медицинский журнал. - 2011. - № 2. - С. 242-244.
6. Светличкина, А.А. Феномен укороченного интервала PQ как фактор риска при занятиях физической культурой и спортом / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 171-175.
7. Светличкина, А.А. Регуляторно-адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы у занимающихся силовым троеборьем / А.А. Светличкина, А.В. Доронцев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2017. - № 1 (19). - С. 123-128.
8. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.
REFERENCES
1. Bayevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (1997), Score of adaptation opportunities of an organism and risk of development of diseases, Medicine, Moscow.
2. Gaynullin, R.A., Menshikova, N.V. and Isaev, A.P. (2014), "Integrative assessment of psychophysiological potential of students with their differentiation on groups of health", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 44-51.
3. Linkova, N.A. (2016), "Determination of level of physical activity for students with violation of blood circulation in brain vessels", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 137-142.
4. Parmuzina, Yu.V. and Kirpikova, I.A. (2016), "Role of fitness classes in education of student's youth", Physical training and a sports training, No. 3 (17), pp. 36-40.
5. Gorst, V.R., Gorst, N.A., Polukova, M.V., Bagamaeva, A.B., Shebeko, L.V., Lobanova, M.I. (2011), "Mismatch of rhythms of cardiovascular and respiratory systems at the maximum physical activities", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 242-244.
6. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Phenomenon of the shortened PQ interval as risk factor at occupations of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 171-175.
7. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A. V. (2017), "Regulatory and adaptive changes of cardiovascular system at engaged in power triathlon", Physical training and sports training, No. 1 (19), pp. 123-128.
8. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A. A., Chichkova, M.A., Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2017
УДК 796.011.3
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАМПУСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Юрий Эдуардович Гудков, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Александр Викторович Петров, старший преподаватель, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток
Аннотация
В статье дается педагогическое обоснование организационных действий в процессе проектирования и реализации привлекательной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, на примере кампуса Дальневосточного федерального университета. Показана содержательная модель физкультурно-спортивной среды вуза основанная на взаимосвязи таких компонентов как «субъекты», «содержательно-технологический», «информационно-коммуникативный» и «пространственно-предметный» компоненты. Дается описание этапов организационной реализации данной модели.
Ключевые слова: физкультурно-спортивная среда, учащиеся ВУЗа, компоненты среды, организационные действия.
ATTRACTIVE PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY ENVIRONMENT MODEL
IMPLEMENTATION RELATED TO FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, department chair, Yury Eduardovich Gudkov, the candidate of pedagogical sciences, department chairman, Aleksandr Viktorovich Petrov, the senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok
Annotation
The article aims at substantiation of the organizational actions in the process of design and implementation of the attractive model of the physical education environment of the Far Eastern Federal University Campus taken as an example. The model of physical education and sports university environment
is described in the article. The model is based on the subjects, content-technological, informatively-communicative and spatially-objective components. The article also presents the description of the model implementation steps.
Keywords: sports environment, university students, environment components, organization process.
Современный студент - это наиболее динамичный участник социальных процессов, находящийся в периоде формирования физиологической зрелости, вынужденный постоянно адаптироваться к изменчивым факторам «среды своего обитания», подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. К этому следует добавить, наблюдения ряда авторов, которые отмечают, что за время обучения в вузе здоровье ухудшается. Так ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. На успеваемость могут сказываться так же и недостатки физического развития [6]. Ослабленное, чаще всего еще до поступления в Вуз, состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия, невысокий в целом уровень валеологической культуры обуславливает то, что более половины студентов не здоровы, многие из них находятся в предболезненных состояниях [4]. Возникает своеобразное противоречие, заключающееся в том, что снижение уровня двигательной активности, являясь результатом снижения уровня здоровья, одновременно является его причиной [3]. Вместе с тем, отмечает автор, уже давно не вызывает сомнений то, что повышение уровня двигательной активности студентов невозможно без формирования у них неподдельного интереса к занятиям физической культурой и осознанного желания заниматься, наиболее привлекательными видами массового спорта [1]. Добавим к этому, что полноценная реализация организованной и внутренне мотивированной физкультурной деятельности не мыслима без плотного и монолитного учебно-воспитательного пространства. Однако, организационный потенциал современного вуза не в полной мере использует культурологические и социально-педагогические ресурсы образовательной среды как перманентной целостности, в которой групповая мотивация к организованной физической активности становится более интенсивной и управляемой. Данное противоречие легло в основу содержания статьи посвящённой экспериментальному этапу научно-практического исследования, целью которого является обоснование организационных действий в процессе проектирования и реализации привлекательной физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения, на примере кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).
Прежде всего, отметим, что в структуре физкультурно-спортивной среды, по И.В. Манжелей [5], выделяются такие компоненты как «субъекты» (преподаватели, студенты, аспиранты и др.); «содержательно-технологический компонент» (формы организации физкультурно-спортивной работы); «информационно-коммуникативный компонент» (социальные взаимодействия) и «пространственно-предметный компонент» среды (физическое окружение). На основе этих категорий нами была разработана и реализована содержательная модель Физкультурно-спортивной среды кампуса ДВФУ на острове Русский (рисунок 1).
Весь период подготовки и работы по созданию привлекательной физкультурно-спортивной среды ВУЗа условно разделили на несколько этапов [2].
1 этап - подготовительный - начался с осмысления педагогическим составом и дирекцией Школы искусства культуры и спорта, входящей в состав ДВФУ, в целом концепции физкультурно-спортивной среды. Для этого обсуждались доклады различные предложения и принимались решения по содержательным и организационным аспектам физкультурно-спортивной среды. На подготовительном этапе были сформулированы и приняты к выполнению педагогическим коллективом следующие задачи:
1. Разработать концепцию и программу экспериментальной модели физкультур-но-спортивной среды.
2. Обеспечить всех возможных участников разработки и реализации проекта необходимой информацией о нём.
3. Сформировать состав участников эксперимента (разработчиков и исполнителей проекта).
Рисунок 1 - Модель физкультурно-спортивной среды Вуза
На втором этапе (адаптационно-практическом) основной целью являлась практическая реализация основных идей проекта и экспериментальная проверка их значимости. На этом этапе были поставлены следующие задачи:
1. Реализовать в экспериментальном режиме модель физкультурно-спортивной среды на кампусе ДВФУ;
2. Разработать и реализовать в экспериментальном режиме механизм мониторинга эффективности решения образовательных, управленческих и организационных задач;
3. Систематизировать и реализовать в экспериментальном режиме специфические методы воздействия на мотивационные аспекты личности студента по формированию физкультурно-спортивного образа жизни. Для этого с участниками эксперимента проводились соответствующие беседы и психолого-педагогические тренинги с привлечением специалистов.
Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 25 человек студентов второго курса. Урочная и внеурочная деятельность студентов контрольной группы осуществлялась на основе традиционного распорядка физкультурно-оздоровительной работы. С участниками экспериментальной группы был произведен процесс «погружения» их в создаваемую физкультурно-спортивную среду вуза. Ниже отметим наиболее существенные стратегии создания и содержательного наполнения физкультурно-спортивной среды ДВФУ.
1. Внедрение в образовательный процесс по физической культуре индивидуальной траектории, которая позволяет освоить учащемуся вуза разнообразные спортивные виды деятельности.
2. Обеспечение качественного информационного сопровождения с использованием возможностей Интернет-ресурсов университетских СМИ соревновательной и спортивной составляющей; детальное освещение соревнований, как серьезного и заслуживающего всеобщего внимания события; создание героического ореола вокруг членов университетских команд, защищающих честь ВУЗа.
3. Обязательное сопровождение спортивной составляющей РЯ-программой, направленной на повышение интереса в молодежной среде кампуса к процессам, происходящим в студенческом спорте вуза.
4. Использование ярких, современных, технологичных, востребованных молодежной средой инструментов популяризации студенческого спорта: Интернет-сайты университетских команд; виртуальное общение участников соревнований и болельщиков; поддержка обсуждения событий в сфере студенческого спорта в блогах и на форумах; синхронизированные с календарем соревнований компьютерные игры и викторины, флэш-мобы, студенческие вечеринки, конкурсы; рекламно-сувенирная продукция и пр.
5. Проведение в университете с участием высококвалифицированных специалистов по специальному плану-календарю выездных семинаров-тренингов, мастер-классов спортивных лагерей, ознакомительных поездок в рамках межвузовских контактов, конференций тренеров и спортивных менеджеров.
6. Проведение мастер-классов, семинаров, научно-практических конференций с привлечением знаменитых персон из мира спорта для пропаганды и популяризации спортивно-массового движения в ДВФУ.
7. Создание спортивных команд и формирование студенческих лиг по различным видам спорта. Освоение новых молодежных проектов и физкультурно-спортивных направлений, таких как черлидинг, «академический паркур», скейтбординг, гребля в лодках класса «дракон» и т.п.
8. Организация и проведение анимационно-насыщенных физкультурно-спортивных мероприятий, таких как, спортивные праздники, конкурсы, спортивные КВНы, ежегодные театрализованные вручения спортивных наград и премий лучшим командам и самым активным участникам.
9. Организация и проведение с иностранными ВУЗами международных соревнований (универсиады, спартакиады), фестивалей (например, фестиваль боевых искусств), праздников, научно-практических конференций и т.д.
10. Размещение информации (видеоролики, фото, интервью) на мониторах в целях пропаганды физической культуры и спорта среди студентов ДВФУ.
В настоящее время наше исследования переходит на третий заключительный, этап исследования - уточняются результаты формирующего эксперимента. Вносятся коррективы в опытно-экспериментальную работу. Оформляются результаты исследования. С целью определения эффективности создаваемой среды после эксперимента проводится повторное анкетирование участников обеих групп на предмет степени выраженности таких факторов среды как интенсивность, эмоционально-психологический климат, удовлетворенность, содействие формированию мотивации к физкультурно-спортивной деятель-
ности и другие, о которых мы скажем в следующих публикациях.
Пока, что, в результате пилотажного наблюдения можно с уверенностью говорить, что физическое воспитание, основанное на физкультурно-спортивной (физкультурно-оздоровительной) среде образовательного учреждения как совокупности благоприятных условий и возможностей, открывает перспективы формирования и развития не только двигательных (физических) аспектов личности, но позитивно воздействует на формирование социально-ориентированной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунов, В.А. Мониторинг физического здоровья студентов непрофильных вузов : методические рекомендации / В.А. Горбунов, А.Я. Ерзикова, И.А. Рюмшина ; Евразийский лингвистический институт. - Иркутск : [б.и.], 2016. - 62 с.
2. Гудков, Ю.Э. Физическое воспитание учащихся с отклоняющимся поведением в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды: на примере общеобразовательного учреждения школа-интернат : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Гудков Юрий Эдуардович. - СПб., 2011. - 244 с.
3. Ерзикова, А.Я. Двигательная активность студентов гуманитарных вузов / А.Я. Ерзикова, И.А. Рюмшина // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф. Пос. Молодежный, 26-28 октября 2016 г. - Иркутск : Мегапринт, 2016. - С. 84-86.
4. Костин, В.А. Внутривузовские организационно-управленческие механизмы охраны здоровья студентов / В.А. Костин // Здравоохранение. - 2007. - № 2. - С. 39-44.
5. Манжелей, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Манжелей Ирина Владимировна. - Тюмень, 2005. - 441 с.
6. Формирование здоровьесберегающей среды в медицинском вузе / В.Б. Шуматов, Е.В. Крукович, В.Н. Рассказова, Т.Н. Кузьмина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 9. - С. 103-106.
REFERENCES
1. Gorbunov, V.A. Erzikova, A.Ya. and Ryumshina, I.A. (2016), Monitoring of physical health of students of non-core higher education institutions: methodical recommendations, Eurasian linguistic institute, Irkutsk.
2. Gudkov, Yu.E. (2011), Physical training of pupils with deviant behavior in the conditions of the creating sports and improving environment: on the example of educational institution boarding school, dissertation, St. Petersburg.
3. Erzikova, A.Ya. and Ryumshin, I.A. (2016), "Physical activity of students of liberal arts colleges", Problems and perspectives of formation of a healthy lifestyle in information society: Materials conference, Megaprint, Irkutsk, pp. 84-86.
4. Kostin, V.A. (2007), "Intra high school organizational and administrative mechanisms of health protection of students", Health care, No. 2, pp. 39-44.
5. Manzheley, I.V. (2005), Updating of pedagogical potential of the sports environment, dissertation, Tyumen.
6. Shumatov, V.B., Krukovich, E.V., Rasskazova, V.N. and Kuzmina, T.N. (2014), "Formation of the health saving environment in medical school", International Journal of applied and fundamental research, No. 9, pp. 103-106.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.05.2017