Научная статья на тему 'Физиологические особенности адаптации студентов 1 курса в зависимости от формы обучения'

Физиологические особенности адаптации студентов 1 курса в зависимости от формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
397
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смагулов Н. К., Нурлыбаева К. А., Кожевникова Н. Г., Лысакова Т. Н., Нугуманова Ш. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физиологические особенности адаптации студентов 1 курса в зависимости от формы обучения»

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Смагулов Н.К., Нурлыбаева К.А., Кожевникова Н.Г., Лысакова Т.Н., Нугуманова Ш.М., Тыкежанова Г.М.

Карагандинский государственный университет им.Е.А.Букетова, кафедра физиологии, г.Караганда, Казахстан

Профессиональное образование ведущих стран мира построено на использовании кредитных систем оценки образовательных программ. Аргументами введения системы «зачетных единиц», как правило, указываются два обстоятельства - развитие многоуровневой системы профессионального образования и интеграция высшей школы в общеевропейскую систему. По сути, это означает, что реальной причиной продвигающей высшую школу в этом направлении следует считать желание вузов стать полноправным участником мирового рынка образовательных услуг, осуществляющих их экспорт в другие страны. Второй важной причиной целесообразности внедрения кредитной системы указывается обеспечение студенческой мобильности и возможность для обучающихся перехода с одной образовательной программы на другую.

С 2002 Казахстан перешел на международную систему организации академического образования на основе использования кредитной технологии. Для студентов, начинающих обучение по кредитным технологиям, возникает ряд проблем адаптационно-приспособительного характера, такие как смена формы обучения, ее интенсивности и др. Возник ряд нерешенных вопросов медико-биологического, социального характера, от которых зависит не только успеваемость, но и уровень функционального напряжения, показатели работоспособности и заболеваемости.

Цель работы: изучить физиологические особенности адаптации студентов 1 курса в зависимости от формы обучения

Материалы и методы исследования: Исследование проводилось на студентах 1 курса обучающиеся по кредитной технологии (математический факультет КарГУ - основная группа) и по классической форме (физико-математический факультет СКГУ - контроль).

Физиологические и психометрические исследования включали: 1) измерение частоты пульса (ЧП); индекса Руфье; систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления; 2) измерение функционального состояния ЦНС - зрительно-(ЗМР) и слухо-моторной (СМР) реакций; корректурная проба Анфимова. Статистическая обработка данных проводилась с помощью стандартного и доработанного пакетов статистических программ.

Результаты и их обсуждение. Проведенные исследования показали, что умственная работоспособность по данным психофизиологических наблюдений у студентов меняется под влиянием учебной нагрузки в течение учебного дня, учебной недели, и находится в зависимости от специфики обучения на каждом факультете. Лучшие показатели умственной работоспособности по данным корректурной пробы отмечались у студентов контрольной группы. У студентов, обучающихся по кредитным технологиям, по результатам исследования, налицо были признаки утомления ЦНС, выражающееся в меньшей результативности во время выполнения корректурного теста, низкого значения индекса внимания, большим числом сделанных ошибок по время выполнения цифрового теста, хотя и не везде эти различия имели достоверные значения.

Со стороны динамики сердечно сосудистой системы, лучшие значения отмечались, у студентов обучающихся по традиционной технологии. Об этом свидетельствует более низкие, по сравнению с основной группой, значения систолического и диастолического артериального давления как у юношей, так и у девушек, и значения индекса Руфье. Со стороны частоты пульса выраженной динамики в зависимости от формы обучения не отмечалось. Сопоставляя средние значения индекса Руфье, следует отметить, что у студентов основной группы размах колебаемости данного индекса соответствовал категории удовлетворительной работоспособности, у контрольной - хорошей. В соответствии с количественной градацией по частоте пульса труд студентов изучаемых технологий соответствует уровню хорошей работоспособности.

При оценке и прогнозировании трудовой нагрузки по факторам производства используется целый ряд математических методов. Для выявления влияния возраста, особенностей учебного процесса и других факторов на показатели функционального состояния организма студентов, был использован принцип неуправляемого пассивного эксперимента [Смагулов, Кулкыбаев, 1993], что позволило с использованием корреляционного анализа оценить степень влияния изучаемых факторов на организм.

Проведенные исследования показали, что различные образовательные технологии по-разному влияют на функциональное состояние организма студентов, при этом имеются половые особенности. У студентов, обучающихся по кредитной технологии, уровень функционального напряжения организма в процессе обучения, в первую очередь, зависел от показателей физического развития (ИФС) и у юношей - от возраста и успеваемости, в то время как у девушек - от типологических свойств личности и уровня личностной тревожности. Т.е. у юношей преобладал физический компонент, у девушек - эмоциональный. У студентов, обучающихся по линейной технологии, уровень функционального напряжения организма в процессе обучения, в первую очередь зависит от ИФС, т.е. физического развития данного индивидуума, потом от его типологических свойств, после чего успеваемость. В кредитной технологии были более выражены половые различия.

В основной группе превалировали в большем количестве нелинейные корреляционные связи, в то время как у контроля, несмотря на отмечающееся превышение нелинейных связей над линейными, соотношение намного ниже, чем в основной группе. Это свидетельствует о том, что на организм студентов контрольной группы учебный процесс оказывает более выраженные прямые воздействия традиционных образовательных технологий, в то время как в кредитных технологиях это влияние в большей степени имеет тенденцию к комбинированному действию.

Таким образом, в целом по функциональным системам, более выражено реагируют на особенности образовательных технологий студенты, обучающиеся по кредитной технологии: у юношей более выражено проявлялась активность у сердечно-сосудистой системы, у девушек в равной степени у сердечно-сосудистой системы и ЦНС. У студентов, обучающихся по линейной технологии, у юношей более выражено проявлялась активность у сердечно-сосудистой системы, у девушек - нервно-эмоциональная активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.