2. Фортыгина, С.Н. Информационно-образовательные технологии как средство реализации требований ФГОС НОО / С.Н. Фортыгина // Современные концепции развитии науки : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 2. - Уфа : АЭТЕРНА, 2016. - С. 148-149.
3. Фортыгина, С.Н. Проектирование содержания образования на основе ИКТ как компонент профессиональной деятельности учителя начальных классов / С.Н. Фортыгина // Информатизация образования: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. -Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2014. - C. 267-271.
REFERENCES
1. Leonova, E.A. (2011), "Electronic model of the content of education as a tool for implementing the requirements of the Standard", Journal of Public education, No. 2, pp. 174-181.
2. Fortygina, S.N. (2016), "Information and educational technologies as a means of implementing the requirements of the GEF NEO", Modern concepts of the development of science, AERTERNA, Ufa, pp. 148-149.
3. Fortygina, S.N. (2014), "Designing the content of education on the basis of ICT as a component of the professional activity of primary school teachers", Informatization of education: problems and perspectives, Tsitsero, Chelyabinsk, pp.267-271.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.10.2017
УДК 796.011.3
УРОВЕНЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ СТУДЕНТОВ -ЭКОНОМИСТОВ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ
Ирина Николаевна Антонова, старший преподаватель, Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Викторовна Носова, старший преподаватель, Надежда Георгиевна Ефремова, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
Исследование посвящено улучшению системы контроля и планирования практических занятий по физической культуре, на основе данных регуляции сердечно-сосудистой системы, ее реакции на физическую нагрузку, изучению исходных данных ЧСС, АД и интегральной оценки функционального состояния (Esteck system complex). Диагностика проведена в начале учебного года со студентами-экономистами 1-3 курсов в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова. Исследование позволило выявить низкий уровень работоспособности сердечной мышцы при физической нагрузке, данный факт показывает необходимость смещения зон физических нагрузок в диапазон средней и низкой интенсивности, с регулярным контролем ЧСС, самочувствия.
Ключевые слова: физическая культура, студенты, оценка реакции сердца на физическую нагрузку, модели занятий, индекс Руфье.
LEVEL OF EFFICIENCY OF HEART MUSCLE OF STUDENTS - ECONOMISTS
UNDER PHYSICAL LOAD Irina Nikolaevna Antonova, the senior teacher, Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alla Viktorovna Nosova, the senior teacher, Nadezhda Georgievna Efremova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economic, Moscow
Annotation
The study is devoted to enhancing the control and planning of the practical lessons on physical education, on the basis of regulation of the cardiovascular system, its response to the physical activity, the
study of baseline data of heart rate, blood pressure and integrated assessment of the functional state (Esteck complex system). Diagnostics conducted at the beginning of the academic year with the students-economists of the 1st-3d courses in the Plekhanov Russian University of Economic. The study identified the low level of efficiency of the heart muscle during physical exertion; this fact shows the need in shifting the areas of physical activity in the range of medium and low intensity, with regular monitoring of heart rate, wellness.
Keywords: physical culture, students, evaluation of response of heart to physical activity, lesson models, Ruffier-Dickson test.
В настоящее время, по мнению ученых и педагогов, система физического воспитания студентов является недостаточно эффективной. Она не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес к физкультурно-спортивной деятельности. За период обучения в вузе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, доля студентов специальной медицинской группы. По данным исследователей, 46% студентов имеют хронические заболевания, 52% нарушения зрения, 32% отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта 28%. У 80-85% студентов вузов отмечаются нарушение здоровья разной степени. При этом основная причина сердечнососудистых заболеваний в студенческом возрасте, как констатирует О.Г. Румба [1], это снижение двигательной активности, сопровождающееся уменьшением размеров сердца, снижением ударного и минутного объёмов крови, учащением пульса, уменьшением массы циркулирующей крови.
В связи, с чем необходимы:
- пути формирования сознательного отношения студентов к личному физическому совершенствованию и улучшению физической подготовленности;
- пути обеспечения разнообразия физических упражнений и условий их выполнения;
- применение соревновательного метода в ходе всех занятий и тренировок;
- ограничение излишней строевой требовательности к студентам;
- предоставление возможности самостоятельного выбора средств физического совершенствования, режима, выполнения физических упражнений и пауз отдыха;
- использование музыкального сопровождения.
Следовательно, организация модели оздоровления, внедрения физкультурно-оздоровительных технологий, методик развития аэробных способностей, повышения физической работоспособности для студентов в условиях вуза является актуальной и социально востребованной. При планировании и организации таких моделей необходимо владеть информацией о состоянии сердечно-сосудистой системы в первую очередь, ее работоспособности, реактивной способности при физической нагрузке.
В нашем исследовании изучены показатели ЧСС, АД, «двойное произведение» (регуляция ССС), ЖЕЛ, сердечный выброс, оценка функционального состояния по аппаратной методике Esteck system complex.
При этом в начале учебного года проводилась диагностическая проба Руфье, характеризующая уровень работоспособности сердечной мышцы при физической нагрузке. В пробе изучаются значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок. Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) обеспечивает адаптацию системы кровообращения к потребностям организма и условиям внешней среды. Для получения сведения о реактивных свойствах сердечно-сосудистой системы и, в первую очередь, свойств сердца по увеличению частоты сокращения. Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15, так меньше 3 - отличная работоспособность; 3-7 - хорошая; 7-10 - удовлетворительная; 1015 - низкая работоспособность (средняя сердечная недостаточность).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», в период с 2016 по 2017 год. Анализ работоспособности сердечной мышцы осуществлялся в начале учебного года, у студентов 1-3 курсов, при этом изучены данные методики Руфье в 2016 и 2017 году, проанализированы функциональные показатели юношей и девушек основной и специальной медицинской групп. На основе полученных результатов спланирована общая концепция практических занятий по физической культуре, а также модели варьирования нагрузки в зависимости от уровня работоспособности сердечной мышцы, ее регуляции, оценки функционального состояния.
Модель занятий, например, в тренажерном зале при «хорошей», «удовлетворительной», «низкой» работоспособности сердца при физической нагрузке отличалась продолжительностью кардио нагрузки, ее разновидностью (бег, ходьба на беговой дорожке, прыжки на скакалке, бег или ходьба на полусфере, работа на эллиптическом или вело тренажере, выпрыгивания, упражнение кроссфита «берпи» и др.). Также варьировался вес отягощения, количество повторений упражнения и серий упражнений, кроме этого, составлялись индивидуально-типологические комплексы для указанных групп по уровню работоспособности, и для студентов основной и специальной медицинской группы. Методы тренировки, такие как повторный, строго регламентированного упражнения, круговой, интервальный, метод сопряженного воздействия, реализовывались на основе выявленных уровней, с увеличением втягивающего и подготовительного периодов подготовки в годичном цикле занятий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное мониторинговое исследование позволило выявить низкий уровень работоспособности сердечной мышцы студентов-экономистов при физической нагрузке (таблица 1), так средние значения результатов составляют 10,1-13,09 усл.ед., данный факт показывает необходимость смещения зон физических нагрузок в диапазон средней и низкой интенсивности, с регулярным контролем ЧСС, самочувствия, уровня работоспособности.
Таблица 1 - Уровень работоспособности сердечной мышцы при физической нагрузке (Руфье) 1-3 курс_
1 курс (х±о) 2 курс (х ±о) 3 курс (х ±о)
2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. 2017 г.
Среднее значение индекса (усл. ед.) 12,6±5,2 10,6±4,84 13,09±5,6 10,1±3,88 11,9±4,8 11,0±4,45
Уровень работоспособности Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень
Средние значения ЧСС в покое находятся в диапазоне 80-100 уд/мин, что превышает нормы ЧСС в покое и свидетельствует о неэкономичной работе сердечной мышцы. Достоверных различий результатов среди разных студентов 2016 и 2017 года не выявлено (таблица 1), среднее значение индекса Руфье соответствует низкому уровню реакции на физическую нагрузку, при этом наблюдается незначительное улучшение индекса в 2017году, однако это улучшение в пределах среднего квадратического отклонения. Результаты Руфье студентов 1-3 курсов принципиальных отличий не имеют.
Анализ работоспособности сердечной мышцы при физической нагрузке показал (таблица 2), что независимо от курса обучения «отличный» уровень составляет минимальные значения или вообще отсутствует (3 курс, юноши).
«Хороший» уровень находится в пределах 6,8-24%, результаты юношей и девушек значительно отличаются на 1 и 3 курсах. «Удовлетворительный» уровень от 15 до 28%, что свидетельствует о том, что значительная часть обучающихся относятся к «низкому» уровню, который составляет 46-68,7% (средняя сердечная недостаточность).
Полученные результаты, показывают, что на начальном этапе урочных занятий по физической культуре необходимо четко дифференцировать физические нагрузки, приме-
нять оздоровительные виды гимнастики, плавания и бильярда, для доступного и поступательного, последующего увеличения физических нагрузок в виде единоборств, фитнес программ, функционального тренинга, атлетической гимнастики.
Таблица 2 - Исходные уровни индекса Руфье в начале года 1-3 курсов
Уровни 1 курс, % 2 курс, % 3 курс, %
Юн. (х±о) Дев. (х±о) Юн. (х±о) Дев. (х±о) Юн. (х±о) Дев. (х±о)
10,26±4,8 11,57±5,1 10,9±3,9 9,9±3,9 11,03±4,1 12,04±4,6
Отлично 2 7 3,1 3,0 0 4,5
Хорошо 24 13 12,6 17,4 16,6 6,8
Удовлетворительно 28 15 15,6 31,8 26,2 20,5
Низкая 46 65 68,7 48,8 57,2 68,2
Анализ эмпирических данных по факультетам (таблица 3) выявил высокую вариативность полученных результатов, внутри 1 курса. Также обращает на себя внимание тот факт, что на факультете маркетинга отсутствует «отличный» уровень, у представителей других факультетов эти значения также низки. Вариативность «хорошего» уровня находится в диапазоне 0-33%, что свидетельствует, о том, что указанные группы не следует сравнивать в дальнейших исследованиях, также рекомендуется учитывать только индивидуально-типологическую динамику. У представителей всех факультетов выявлено преобладание «низкого» уровня 27,3-82%
Таблица 3 - Индекс Руфье студентов 1 курса разных факультетов
Уровни Маркетинг Международная школа бизнеса Товароведение
Юн. (х±о) Дев. (х±о) Юн. (х±о) Дев. (х±о) Юн. (х±о) Дев. (х±о)
13,1±3,6 10,4±3,2 10,7±6,4 13,5±4,0 10,7±6,4 10,8±4,9
Отлично 0 0 8 0 0 8
Хорошо 27,7 17,6 33 0 8 15
Удовлетворительно 45,4 29,4 0 18,7 46 15
Низкая 27,3 52,9 58 82,0 46 62
Далее изучим особенности функционального состояния по ЧСС, АД, регуляции сердечно-сосудистой системы, интегральную оценку (таблица 4).
Анализ результатов ЧСС свидетельствует о том, что у юношей и девушек основной медицинской группы значения в норме, но близкие к границе нормы - 60-85 уд/мин, у представительниц специальной медицинской группы выше нормы - 90,7 уд/мин, у юношей (СМГ) - 85,2 уд/мин
Таблица 4 - Результаты функционального состояния студентов
Пол Гр. (зё±о) 2016г.
ЧСС, уд/мин АД, мм.рт. ст. Двойное произведение Индекс Руфье, усл.ед ЖЕЛ, мл ПСС, мл СВ, ум/мин Интегральная оценка (балл)
Юн. Осн. 81,3±19,1 124,8\75,4 84,0± 13,1 12,6±2,6 3604±402 1231,6±198,2 6,1±0,8 89,4±6,4
Спец. 85,2±15,3 125,8\ 84,0 90,2±11,0 13,09±3,4 3560±310 1181,6±142,8 6,7±0,5 86,0±6,7
Дев. Осн. 83,8±11,9 115,5\74,1 108.6±9,2 12,4±2,7 2215±200,8 1406± 162,1 5,0±0,6 90,5±6,8
Спец. 90,7±16,4 117,8\80,8 106,1±7,8 14,0±2,8 2100±251 1449±242,8 5,2±0,7 88,7± 10,0
Примечание: х - среднее арифметическое значение, о - среднее квадратическое отклонение; ПСС - периферические сосудистое сопротивление, СВ - сердечный выброс, двойной произведение - регуляция сердечнососудистой системы, (усл. ед.).
Интегральная оценка функционального состояния 88,7-90,5 баллов (таблица 4) на «отличном» уровне, однако реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку низкая. ЖЕЛ в пределах нормы, при этом в группе девушек на границе нормы 2100-2215 мл жизненной емкости легких. Следует обратить внимание на уровень регуляции сердечно-сосудистой системы (двойное произведение), так у девушек, и основной, и специальной группы выявлен низкий уровень регуляции 106,1-108,6 (балл), при этом среднее значение 81-90 баллов, ниже среднего 91-100 баллов. Значения двойного произ-
ведения у юношей на среднем уровне.
ВЫВОДЫ
Исследование в начале учебного года (сентябрь 2017) позволило выявить низкий уровень работоспособности сердечной мышцы студентов-экономистов при физической нагрузке, так средние значения индекса Руфье составляют 11,9-13,0 усл. ед., что свидетельствует о средней сердечной недостаточности при физической нагрузке; студенты не достигают даже «удовлетворительного» уровня реакции на физическую нагрузку, данный факт показывает необходимость смещения зон физических нагрузок в диапазон средней и низкой интенсивности, с регулярным контролем ЧСС, самочувствия, уровня работоспособности, с применением оздоровительных видов гимнастики в учебном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Румба, О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : дис. ... д-ра пед. наук / Румба Ольга Геннадьевна. -Санкт-Петербург, 2011. - 498 с.
REFERENCES
1. Rumba, O.G. (2011), System ofpedagogical regulation ofphysical activity of students of special medical groups, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2017
УДК 796.011
ПОЗНАНИЕ СУЩНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
Саид-Али Махмудович Аслаханов, доктор педагогических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический институт, Грозный,
Махмутгири Атуевич Эльмурзаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье сделана попытка познать сущность физической рекреации - систему взглядов, идей, объяснений, его смысл и целевую предназначенность в современном мире, т.е. определить те основные качества и закономерности, которые формируют общее представление о познаваемом явлении.
Ключевые слова: физическая рекреация, сущность физической рекреации, оптимизация физического здоровья индивида, социальная среда.
PERCEPTION OF THE ESSENCE OF PHYSICAL RECREATION
Said-Ali Mahmudovich Aslakhanov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,
Chechen State Pedagogical Institute, Grozny, Mahmutgiri Atuevich Elmurzaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg
Annotation
The article attempts to understand the essence of physical recreation - the system of views, ideas, explanations, its meaning and purposeful aim in the modern world, i.e. determine those basic qualities and patterns that form a general idea of the phenomenon to be known.
Keywords: physical recreation, essence of physical recreation, optimization of person's physical health, social environment.