УДК 159.953
Н.А. Сынкова, Н.Г. Блинова, Н.З. Кайгородова Роль психофизиологических показателей в формировании приспособительных реакций к разным видам учебной деятельности у студентов педагогического колледжа
N.A. Synkova, N.G. Blinova, N.Z. Kaygorodova The Role of Psycho-physiological Indicators in Forming Adaptive Reactions to Different Kinds of Activity among Students of Pedagogical College
Рассматривается влияние преобладающего вида учебной деятельности на формирование приспособительных реакций у студентов на начальном этапе обучения в педагогическом колледже. Показана значимость комплекса психофизиологических показателей, определяющих успешность обучения студентов педагогического колледжа в условиях преобладания физических или умственных нагрузок.
Ключевые слова: виды учебной деятельности, адаптация к обучению, индивидуальное развитие.
The study examines the influence of a prevailing kind of educational activity on forming adaptive reactions of students at the training initial stage in pedagogical college. The importance of a complex of the psycho-physiological indicators defining success of training students of pedagogical college in the conditions of prevalence of physical or intellectual loadings is shown.
Key words: kinds of educational activity, adaptation to training, individual development.
Изучение особенностей психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций подростков к информационным и физическим нагрузкам представляет одну из важных проблем в физиологии и психофизиологии [1-3]. Особый интерес вызывает изучение особенностей психофизиологического развития в переходный период от подросткового к юношескому при постоянном действии фактора внешней среды - процесса обучения.
В работах ряда авторов показано, что различные режимы, виды и профиль учебной деятельности оказывают воздействие на индивидуальные особенности морфофункционального, психофизиологического и психологического развития детей и подростков [2; 3], но, к сожалению, недостаточно изучен вопрос о влиянии преобладающих видов учебной деятельности, в частности умственной и физической, в профессиональном колледже на онтогенетическое развитие и адаптацию студентов.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы послужили предпосылкой настоящего исследования, целью которого является изучение особенностей психофизиологического развития и формирования приспособительных реакций к разным видам учебной деятельности у студентов педагогического колледжа.
Материалы и методы
Проводилось изучение психофизиологических показателей у 484 студентов 15-17-летнего возраста, обучающихся на физкультурном (ФКО) и школьном (ШКО) отделениях Киселёвского педагогического колледжа в разных режимах: с разным уровнем двигательной и умственной учебных нагрузок. Режим обучения студентов ФКО составлял 15 ч в неделю организованной двигательной нагрузки (занятия физической культурой и спортивные тренировки) и 32 ч в неделю - умственной нагрузки (учебные занятия, самостоятельная работа), на ШКО - 4 и 56 ч соответственно. Исследование осуществлялось в два этапа: 1-й этап - начало учебного года на 1-м курсе колледжа (октябрь-ноябрь); 2-й этап - начало учебного года 2-го курса колледжа (октябрь-ноябрь).
У всех участников эксперимента проводилось исследование свойств темперамента (тест Айзенка), мотивационной сферы с помощью анкетирования; оценивались показатели: памяти (кратковременной и долговременной), внимания (объем и концентрация), умственной работоспособности (корректурная проба), физической работоспособности (проба Руфье), функционального состояния сердечно-сосудистой системы - ССС (адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому), типа вегетативной регуляции (индекс
Кердо), уровня тревожности («Шкала тревожности» Кондаша); анализировались острая заболеваемость и успешность обучения. Для анализа полученных результатов применялись статистические методы обработки данных с помощью пакета прикладных программ <^а^йка-6.1».
Результаты и их обсуждение Результаты исследования показали, что первокурсники ШКО отличаются высокими показателями памяти и объема внимания, высоким уровнем нейротизма и выраженными экстравертированными свойствами темперамента у девушек, преобладанием стайерской
направленности в функциональной конституции и стойкими мотивациями на учебную деятельность. Студенты ФКО характеризуются высоким уровнем концентрации внимания у девушек, спринтерской направленностью в функциональной конституции, что обусловлено занятиями игровыми видами спорта, у половины девушек и юношей сформированы мотивации на будущую профессию, связанную со спортом (табл. 1). Выявленные различия определяются индивидуально-типологическими особенностями подростков, обусловившими выбор направления обучения в колледже.
Таблица 1
Психофизиологические показатели студентов физкультурного и школьного отделений на начальном этапе профессионального обучения
Показатели Пол Курс Отделение Достоверность
Физкультурно е ю (п=71) д (п=112) Школьное ю (п=29) д (п=272)
Кратковременная образная память (баллы) ю 1 7,56±0,5* 8,62±0,3^ р<0,05
2 7,89±0,4* 7,68±0,5^
ю 1 5,87±0,5* 7,35±0,2^ р<0,01
2 6,34±0,4* 6,98±0,1^ р<0,05
Долговременная смысловая память (баллы) ю 1 6,89±0,3* 7,56±0,2* р<0,05
2 7,23±0,4* 7,38±0,5
д 1 5,58±0^* 6,54±0,3* р<0,05
2 6,25±0^* 6,88±0,2 р<0,05
Объем внимания (баллы) ю 1 5,65±0,3 7,06±0,2 р<0,01
2 6,23±0,8 7,58±0,5 р<0,01
д 1 5,89±0,2 7,23±1,5 р<0,01
2 5,85±0,5 6,98±0,9
Концентрация внимания (баллы) ю 1 14,04±0,9^ 13,13±0,5^
2 15,72±0,6^ 8,63±2,7^ р<0,01
д 1 18,05±1,4^ 15,38±0,8^ р<0,01
2 13,38±1,5^ 19,63±1,9^ р<0,01
Вегетативный индекс (индекс Кердо, балл) ю 1 6,42±1^ 4,56±1^
2 -1,78±1^ 0,33±1,9^
д 1 4,31±1^ 5,26±0^
2 0,27±1^ 3,4±0,8^ р<0,03
Примечание: ю - юноши, д - девушки; * - р<0,05 - достоверные половые различия на одном курсе; V - р<0,05 - достоверные различия между 1-м и 2-м курсами.
Показано, что уровень двигательной активности, режим обучения и ведущий вид учебной деятельности влияют на особенности психофизиологического развития обучающихся [1; 3; 4].
Обучение на ШКО с преобладанием умственных нагрузок на начальном этапе профессионального обучения способствовало развитию у студентов концентрации и объема внимания, особенно у девушек, снижению уровня кратковременной образной памяти
и увеличению объема внимания у юношей, ухудшению гармоничности физического развития и формированию мотиваций на учебную деятельность. Обучение на ФКО с преобладанием физических нагрузок способствовало развитию у студентов спринтерских свойств функционального реагирования и гармоничности физического развития, усилению ваготониче-ских влияний в вегетативной регуляции, улучшению кратковременной памяти и концентрации внимания,
особенно у юношей, улучшению долговременной памяти и снижению концентрации внимания у девушек, формированию мотиваций на профессиональную деятельность. Установленные изменения показателей от 1-го ко 2-му курсу обусловлены возрастным развитием и влиянием преобладающего вида учебной деятельности, а половые различия определяются значительными умственными нагрузками для юношей ШКО и значительными физическими нагрузками для девушек ФКО.
О характере приспособительных реакций судили по показателям социально-психологической, физиологической адаптации и успешности обучения.
У студентов ШКО уровень тревожности от 1-го ко 2-му курсу не меняется, а количество юношей с высоким ее уровнем уменьшается, повышаются успеваемость и острая заболеваемость, у девушек улучшается коэффициент точности умственной работоспособности, а у юношей этот показатель ухудшается, при этом снижается физическая работоспособность (табл. 2).
Таблица 2
Показатели психофизиологической, физиологической и социально-психологической адаптации студентов колледжа на начальном этапе профессионального обучения
Показатели Пол Курс Отделение Достоверность различий
Физкультурное ю (п=71) д (п=112) Школьное ю (п=29) д (п=272)
Общая тревожность (баллы) ю 1 38,9+1,2** 31,58+1,8** р<0,01
2 37,9+1,2* 31,67+1,5** р<0,01
д 1 54,57+2,3*^ 54,11+1,0*^
2 45,46+5,6^ 47,28+2,7*^
Коэффициент продуктивности по корректурной пробе (баллы) ю 1 96,2+2^ 78,0+4,7* р<0,05
2 80,9+3^ 75,2+8,3
д 1 101,3 +3,9^ 85,7+1,7* р<0,05
2 80,9+5^ 82,8+2,9
Успеваемость (средний балл) ю 1 3,63+0,1 4,06+0,2 р<0,05
2 3,43+0,1 4,38+0,2 р<0,05
д 1 3,78+0,1 3,78±0,03V
2 3,77+0,07 3,98±0,03V р<0,05
Функциональное состояние сердечнососудистой системы (по Р.М. Баевскому, усл. ед.) ю 1 1,21+0^ 1,28+0,05
2 1,26±0,02V 1,3+0,04
д 1 1,19+0^ 1,25+0,0^ р<0,05
2 1,26±0,02V 1,22+0,0^
Физическая работоспособность (проба Руфье, балл) ю 1 7,79+0^ 6,77+0,5^
2 7,22+0^ 8,29+0,3^ р<0,05
д 1 7,11+0^ 9,95+0^ р<0,05
2 8,52+0^ 9,04+0^
Острая заболеваемость (дн./1 чел. за уч. год) ю 1 27,4±5^ 24,7±1,8*V
2 14,2±2,4^ 32,0±3,5*V р<0,05
д 1 26,5±4^ 22,43±2,3V
2 19,0±2,6^ 28,46±3,2^ р<0,05
Примечание: ю - юноши, д - девушки; * - р<0,05, ** - р<0,01 - достоверные половые различия на одном курсе; V - р<0,05 - достоверные различия между 1-м и 2-м курсами.
У студентов ФКО уровень межличностной и общей тревожности увеличивается, что связано с соревновательной спецификой спортивной деятельности, уменьшается коэффициент продуктивности, у девушек коэффициент точности ухудшается, адаптационный потенциал и физическая работоспособ-
ность понижаются, при этом снижается и острая заболеваемость.
Социально-психологическая и физиологическая адаптация у преобладающего большинства студентов обоих отделений ко 2-му курсу протекает благополучно, но большой объем физических нагрузок на ФКО при-
водит к снижению функциональных возможностей ЦНС в процессе долговременной адаптации, особенно у девушек, а большой объем умственных нагрузок на ШКО вызывает напряжение механизмов регуляции только у юношей.
Для выявления ведущей роли психофизиологических параметров в успешности обучения студентов ШКО и ФКО был применен метод парных корреляций, который показал, что высокая успеваемость в условиях больших умственных нагрузок определяется следующим: мотивациями на учебную деятельность (1=0,53), уровнем умственной нагрузки (г=0,30), долговременной памятью (г= 0,18), адаптивными возможностями ССС (г= -0,17), острой заболеваемостью (г= -0,17). В условиях больших физических нагрузок успева-
емость зависит от мотиваций на учебную деятельность (1=0,69), уровня умственных нагрузок (г=0,68), долговременной памяти (1=0,34), экстравертированных свойств темперамента (г = 0,25), общей тревожности (г= -0,15), вегетативного баланса (г= -0,12).
Заключение Представленные материалы свидетельствуют о том, что на особенности психофизиологического и морфофункционального развития студентов разных отделений педагогического колледжа влияет преобладающий вид учебной деятельности.
Установленный комплекс важных психофизиологических показателей можно использовать в качестве прогностических критериев успешности обучения студентов в системе среднего профессионального образования.
Библиографический список
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка : учебное пособие. - М., 2007.
2. Казин Э.М., Лурье С.Б., Селятницкая В.Г. и др. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты : монография. - Кемерово, 2008.
3. Барбараш Н.А., Кувшинов Д.Ю., Тульчинский М.Я. и др. Конституциональные аспекты психоэмоциональных
стрессов юношеского возраста // Физиология человека. -2000. - Т. 26, №4.
4. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Васина Е.В., Кошко Н.Н. Содержание психофизиологической диагностики подростков при выборе профиля обучения // Функциональное состояние и здоровье человека : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов н/Д, 2008.