игры вошли в жизнь каждого и стали органичным продолжением его досуга.
Флорбол в силу присущих ему особенностей позволяет совершенствовать физические, психические и специальные качества, без которых профессиональная деятельность студентов в будущем невозможна. Учащегося прежде всего привлекает возможность проявить свои физические возможности в разнообразной игровой деятельности, достичь успеха за счет инициативы, решительности, смелости и других личностных качеств, все это возможно при систематичном использовании флорбола в учебных занятиях. Игровую деятельность в данном случае следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия.
Флорбол можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки. Поэтому для повышения эффективности профессионального обучения необходимо ускоренное развитие профессионально важных качеств и, прежде всего, физических. Используя на занятиях флорбол, можно получить весьма действенное средство развития некоторых профессионально важных физических качеств.
Е. М. Чепаков, О. Н. Федорова, Т. П. Елисеева Физическое воспитание студентов высших учебных заведений
В настоящее время обучение в вузе предполагает переработку большого объема учебной и научной информации, что сопровождается высокой нервно-эмоциональной напряжённостью студентов. Интенсивность учебного процесса постоянно увеличивается, это связано прежде всего с увеличением потока образовательной информации и необходимости её усвоения студентами в сжатые сроки (Е.М. Чепаков, 2009). Поэтому важнейшая задача профессорскопреподавательского состава кафедр физического воспитания вузов - создание у студентов правильной мотивации к занятиям физической культурой и формирование потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с целью обеспечения необходимого для нормального функционирования организма объема двигательной активности, а также осознанное отношение к здоровью как высшей ценности.
Необходимо отметить, что в нынешних условиях только здоровый, всесторонне подготовленный, владеющий многообразными двигательными навыками и физическими способностями человек быстрее и успешнее сможет освоить новую профессию, совершенствоваться и достичь успеха в ней, справляться с неблагоприятны-
413
ми воздействиями окружающей среды, добиться материального благополучия. В связи с этим актуальной является проблема индивидуального выбора студентами того или иного вида физической активности в период обучения в вузе, а также, возможно, и после его окончания (Сомкин А.А., Чепаков Е.М., 2009). При этом затраты времени на занятия физическими упражнениями должны быть оптимальными, чтобы не мешать либо не наносить ущерб основному социально необходимому виду деятельности - образовательнопрофессиональному.
Обучаясь в высшем учебном заведении, студентам необходимо научиться правильно распределять соотношение своей двигательной активности и умственной деятельности. Сохранение высокой умственной деятельности у студентов на протяжении всего периода обучения зависит от объема физических нагрузок и оптимальной двигательной активности в режиме учебного дня, недели и в течение каждого семестра.
Ещё в конце XIX в. И.М. Сеченовым было доказано, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в процессе пассивного отдыха, а в процессе выполнения движений другими, не утомлёнными частями тела. Такая направленная мышечная деятельность получила название «феномен Сеченова», или «феномен активного отдыха» (Бишаева А.А., 2010; Румба О.Г., 2011; Буш-ма Т.В., 2011). В настоящее время феномен активного отдыха широко используется для поддержания высокой умственной и физической работоспособности человека, в том числе студентов вузов, где наиболее востребованными формами его реализации, помимо практических занятий физической культурой, являются физкультурные паузы и физкультминутки. Исследователи Баронен-ко В.А., Раппопорт Л.А. (2010) отмечают, что феномен активного отдыха обеспечивается соблюдением определённых правил:
• рациональным подбором физических упражнений, дающих тонизирующую нагрузку и способствующих ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах;
• созданием соответствующей психологической обстановки, обуславливающей переключение внимания студентов;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
• своевременным контролем за физической нагрузкой по показателям объема и интенсивности.
Учёные А.М. Максименко (1999), О.Г. Румба (2011) отмечают, что для сохранения высокой умственной работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе необходимо учитывать следующие положения.
414
1. Занятия физической культурой должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75 % упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости. Исследователи отмечают, что интенсивность нагрузки у студентов основного и спортивного учебного отделения по частоте сердечных сокращений (ЧСС) может доходить до 160-170 уд./мин. Для студентов специального учебного отделения показатель ЧСС допустим до 150 уд./мин.
2. Учёные отмечают, что во второй половине каждого семестра примерно 70-75 % применяемых средств необходимо использовать для развития силы, общей и силовой выносливости. Интенсивность в этот период целесообразно несколько снизить (ЧСС для студентов основного и спортивного учебного отделения до 150 уд./мин, для студентов специального учебного отделения до 130 уд./мин). Такое распределение нагрузки будет оказывать стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.
3. Важно учитывать уровень подготовленности студентов и подбирать соответствующие упражнения, чтобы не было снижения умственной деятельности от чрезмерных физических нагрузок. Проведение учебных занятий два раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками значительной интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Это также относится к самостоятельным занятиям студентов со слабой физической подготовленностью.
4. Интенсивность занятий в период экзаменационной сессии целесообразно снизить до 60-70 % от обычного уровня. Учебные и самостоятельные занятия желательно проводить на свежем воздухе не более двух раз в неделю с целью поддержания хорошего физического состояния и снятия умственного напряжения. В этот период полезно использовать аэробные упражнения циклического характера (ходьба, бег, лыжные или велосипедные прогулки, плавание и др.).
Интенсивность нагрузок при занятиях физической культурой колеблется в широких пределах (от 45-95% МПК). Следует отметить, что предельно допустимые нагрузки, равные 80-95 % МПК, используются только в кратковременных упражнениях. Такие ограничения обусловлены возможностью повреждающего их действия (боль в области сердца, головная боль, одышка, тошнота). Поэтому физические напряжения, равные 90-95 % МПК, могут выполнять только студенты основной медицинской группы и соответственно с высоким уровнем физического состояния.
Учебная нагрузка студента не должна превышать 36 часов в неделю. Однако, по мнению Т.Е. Ковшура (2012), она превышает это время. Автор отмечает, что суммарная учебная нагрузка резко увеличивается в зачётный и предэкзаменационный период, когда
415
помимо подготовки к текущим занятиям студентам приходится готовиться к сдаче очередного зачёта или экзамена. В период экзаменационной сессии 46-49 % студентов занимаются подготовкой к экзаменам по 8-10 часов в день, а около 30 % ещё большее время. Экзамены являются трудным и важным этапом обучения, вызывающим у студента значительное нервное и эмоциональное напряжение.
Исследователи В.М. Выдрин (1991), М.Я. Виленский (2007), Д.Н. Давиденко (2009), Т.Е. Ковшура (2012) установили существенную зависимость между регулярными физическими нагрузками и успеваемостью студентов. Сущность её заключается в том, что систематические занятия физической культурой вырабатывают способность активного переключения центральной нервной системы с одного вида деятельности на другой, что обеспечивает повышение умственной работоспособности. У студентов, регулярно занимающихся физической культурой, повышается способность адаптации организма к факторам окружающей среды. Они меньше болеют, более устойчивы к неблагоприятным внешним воздействиям, психологическим стрессам, лучше переносят умственную и физическую усталость.
Уменьшение количества сигналов, поступающих от мышц в центральную нервную систему, негативно сказывается на её деятельности и приводит к снижению умственной работоспособности. Профессор Д. Живкович с соавт. (2009) опасность дефицита двигательной активности видит в том, что повседневные морфофункциональные изменения в организме практически не заметны, однако отрицательное кумулятивное воздействие гиподинамии и гипокинезии приводит к негативным изменениям в организме, которые проявляются: в снижении функциональной активности органов и систем; в нарушении процессов нервной и гуморальной регуляции; в проявлении трофических и дегенеративных изменений опорнодвигательного аппарата, его нервно-мышечного и костного компонентов; в нарушении обменных процессов; в увеличении жировой ткани.
Важным аспектом качества занятий является врачебный контроль и самоконтроль студентов, определение показателей тренированности, оптимальные физические нагрузки, сбалансированное питание, усталость и утомление, своевременный отдых. Только правильное планирование и взаимосвязь качественно проводимых занятий по физической культуре в университете и самостоятельных занятий под руководством квалифицированного преподавателя кафедры физического воспитания и спорта позволят оптимизировать учебно-тренировочный процесс и формировать физическую культуру личности студентов университета.
416