ла. Моделирование обуви значительно ушло вперед, сейчас можно приобрести безопасную обувь. Однако нужно особенно тщательно подбирать обувь, пригодную для соответствующих видов и, в частности, подходящую для соответствующего покрытия.
Предотвращение спортивных травм может показаться сложной проблемой, но ее можно свести к одному слову «ответственность». Ответственное отношение со стороны тренера, спортсменов, судей и медиков может сыграть свою важную роль в профилактике травматизма. Тренер несет ответственность за то, чтобы спортсмен по уровню физического состояния мог заниматься легкой атлетикой, не перенапрягался, использовал исправный инвентарь и следовал правилам.
Е.М. Чепаков, С.И. Борисенко
Оптимизация умственной и физической деятельности студентов высших учебных заведений
Снижение уровня здоровья студенческой молодёжи заставляет вузы пересматривать приоритеты, в результате чего на первый план выходит сохранение и укрепление здоровья студентов. Необходимо научиться направленно использовать разнообразные средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, с точки зрения как оптимизации двигательной деятельности, так и движения, для предупреждения возможных заболеваний сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата и др. Идти по пути не патогенетической концепции (лечение больного), а салютогенетической (не лечить, а предупредить заболевание), от лат. salus - благополучие, здоровье (Antonovski A., 1985) и от греческого genesis - (происхождение). Для решения оздоровительной составляющей студенческой молодёжи наиболее подходящим инструментом, несомненно, является физическая культура.
Сегодня объема физической нагрузки студентам, занимающимся только на занятиях физического воспитания в вузе, явно недостаточно (Ю.Л. Кислицин, Л.Ю. Кислицина, И.А. Пермяков, 2006; Б.Н. Евстигнеев, Ю.А. Петров, 2011 и др). По мнению учёных, недельный объём двигательной активности студентов должен быть от 10 до 15 часов.
Учебная нагрузка студента не должна превышать 36 часов в неделю. Однако, по мнению Т.Е. Ковшура (2012), она превышает это время. Автор отмечает, что суммарная учебная нагрузка резко увеличивается в зачётный и предэкзаменационный период, когда
222
помимо текущих занятий студентам приходится готовиться к сдаче очередного зачёта или экзамена. По мнению автора, в период экзаменационной сессии 46-49 % студентов занимаются подготовкой к экзаменам по 8-10 ч в день, а около 30 % - ещё больше. Экзамены являются трудным и важным этапом обучения, вызывающим у студента значительное нервное и эмоциональное напряжение.
Исследователи М.Н. Скуратович (2006), Л.Н. Яцковская (2007) изучавшие особенности жизнедеятельности студентов, отмечают, что наиболее неблагоприятная ситуация находится среди студентов младших курсов. Их рабочая нагрузка в обычные дни составляет 12-14 ч в сутки, а в период экзаменационной сессии - 16-18 ч. По мнению авторов, такая высокая интенсивность умственного труда неизбежно сопровождается стрессовыми ситуациями. Кроме того, нельзя не отметить, что многие студенты высших учебных заведений начиная с первого курса уже имеют вредные привычки (курение, употребление тонизирующих и алкогольных напитков), которые приводят к раннему износу молодого организма (Коренберг В.Б., 2008; Богоева М.Д., 2011).
Исследователи М.Я. Виленский (2007), Д.Н. Давиденко (2009), Т.Е. Ковшура (2012), установили существенную зависимость между регулярными физическими нагрузками и успеваемостью студентов. Сущность её заключается в том, что систематические занятия физической культурой вырабатывают способность активного переключения центральной нервной системы с одного вида деятельности на другой, что обеспечивает повышение умственной работоспособности. У студентов, регулярно занимающихся физической культурой, повышается способность адаптации организма к факторам окружающей среды. Они меньше болеют, более устойчивы к неблагоприятным внешним воздействиям, психологическим стрессам, лучше переносят умственную и физическую усталость.
В настоящее время учёные в качестве главной причины снижения здоровья студенческой молодежи считают дефицит двигательной активности (Зорина С.Д., 2009; Усатов А.Н., Усатов В.Н., 2009; Румба О.Г., 2011; Вьюткова Е.И., 2011). Недостаток двигательной активности напрямую влияет на умственную деятельность студентов. По мнению исследователей, уменьшение количества сигналов, поступающих от мышц в центральную нервную систему, негативно сказывается на её деятельности и приводит к снижению умственной работоспособности. Профессор Д. Живкович с соавт., (2009) особую опасность дефицита двигательной активности видит в том, что повседневные морфофункциональные изменения в организме практически не заметны, однако отрицательное кумулятивное воздействие гиподинамии и гипокинезии приводит к негативным изменениям в организме. Это, прежде всего, снижение функциональной активно-
223
сти органов и систем; нарушение процессов нервной и гуморальной регуляции; проявление трофических и дегенеративных изменений опорно-двигательного аппарата, его нервно-мышечного и костного компонентов; нарушение обменных процессов; увеличение жировой ткани.
Если вспомнить историю становления физического воспитания (образования) в России, в том числе с точки зрения оптимизации умственной и физической деятельности, то необходимо обратиться к трудам П.Ф. Лесгафта. Петр Францевич отмечал, что для успешного преподавания в школе «необходимо уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они действительно служили отдыхом друг другу, поддерживали бодрость и восприимчивость ребенка. Ученый считал, что «...образование должно дать ребенку не только умение сознательно разъединять получаемые им ощущения и впечатления, но и умение также сознательно относится к своим движениям. Как в первом случае ребенок приучается сосредотачивать свое внимание на явлениях окружающего его мира, так в последнем случае он знакомится с приспособлениями своих органов к движениям и проявлению сил при преодолевании различных препятствий» (Решетень И.Н., 1988).
Для изучения передового опыта по подготовке учителей гимнастики летом 1875-1876 гг. П. Ф. Лесгафт по заданию администрации Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга выезжал в Европу. Он посетил Германию, Швецию, Швейцарию, Францию, Австрию, Италию, Данию, Голландию и Англию (Решетень И.Н., 1988), где изучал, как обстоят дела физического воспитания (образования) в учебных заведениях других стран, в том числе какое количество часов в неделю отводилось физическим упражнениям. Было выявлено, что во Франции учащиеся физическими упражнениями занимались 15-18 ч еженедельно, при 24 ч умственных занятий. В английских школах физическими упражнениями занимались 24 ч в неделю, при 20 ч умственных занятий. Петр Францевич в то время особое внимание обратил на хорошие условия для занятий. Он указывал, что в школах крайне заботятся о хороших гигиенических условиях: «так, там существуют отдельные помещения для игр, состоящие из комнаты для переодевания, помещения для игры и комнаты для обмывания после игры» (Решетень И.Н., 1988). П.Ф. Лесгафт отмечал, что больше всего внимания физическому образованию уделялось в Древней Греции. Необычным являлось то, что в Древней Греции физическое образование было обязательным, а умственное - необязательным (Решетень И.Н., 1988).
Анализируя вопросы несоответствия высокой умственной деятельности и недостаточной двигательной активности, Петр Францевич, указывал: «нередко приходится видеть сочетание развитой
224
умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным - оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений». Ученый считал, что мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике.
П.Ф. Лесгафт утверждал, что с точки зрения нормальных проявлений человека умственная и физическая деятельность должна быть в полном соответствии между собой, ибо только тогда будут существовать все условия для более точного сознательного разъединения и сравнения между собою как всех получаемых представлений, так и действий. «Как одностороннее физическое развитие приводит только к проявлению деятельности, недостаточно умственно проверенной и направленной, так и одностороннее развитие умственной непременно связано с недостатком объективной проверки, и поэтому умственный труд остается часто невыясненным» (Решетень И.Н., 1988).
Необходимость научиться правильно распределять свою физическую и умственную деятельность научно обосновал в конце XIX в. известный во всем мире ученый, выдающийся физиолог Иван Михайлович Сеченов. «Феномен Сеченова» или «феномен активного отдыха» заключается именно в том, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в процессе пассивного отдыха, а в процессе выполнения движений другими, не утомлёнными частями тела (Бушма Т.В., 2011)
Задачей настоящего исследования было определение количества студентов, самостоятельно (во внеурочное время) занимающихся физической культурой, выявление их двигательной активности в течение недели, наиболее используемых видов физической культуры, а также то, с чем приходится сталкиваться студентам при самостоятельных занятиях физической культурой.
На первом этапе исследования принимали участие студенты Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики и Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова. Было выявлено, что помимо четырёх академических часов физической культуры в неделю, студенты первого и второго курса дневной формы обучения, занимаются самостоятельно физической культурой и спортом во внеурочное время. Так самостоятельно занимаются физической культурой 76 % девушек и 94 % юношей. Всего в опросе принимали участие 259 студентов (131 девушка и 128 юношей).
Заниматься самостоятельно студенты предпочитают разными видами физической культуры. Наибольшее количество девушек (38 %) предпочитают заниматься гимнастикой (в том числе нетради-
225
ционными видами гимнастики); 20 % - плаванием; 16 % - бегом; 16 % - танцами; 10 % - атлетической гимнастикой; 9 % - спортивными играми и др. Значительное количество юношей (28 %), предпочитают занятия общей физической подготовкой (ОФП); 22 % -атлетической гимнастикой; 19 % - спортивными играми; 12 % -армспортом; 11 % - гимнастикой; 7 % - борьбой, единоборствами; 4 % - ездой на велосипеде и др.
На втором этапе исследования принимали участие студенты Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, самостоятельно занимающиеся физической культурой и спортом.
В опросе принимали участие 178 студентов дневной формы обучения (129 девушек и 49 юношей). Двигательная активность определялась количеством часов самостоятельных занятий физической культурой студентами университета, совместно с обязательными практическими занятиями по дисциплине «Физическая культура» в неделю.
Результаты исследования показали, что помимо физической культуры в вузе, самостоятельно физическими упражнениями студенты занимаются следующим образом: 77 % студентов занимаются от 1 до 6 ч в неделю. Так, 1-2 ч в неделю самостоятельно занимаются 19 %; 3-4 ч в неделю - 32 %; 5-6 ч - 26 %. Остальные 23 % студентов занимаются самостоятельно физическими упражнениями большее количество часов в неделю. Так, 7-9 часов в неделю, дополнительно к занятиям физической культурой занимаются 11 %; 10-12 ч - 6 %; 13-16 ч - 5 %; 22 ч в неделю занимаются 1 %.
Было выявлено, что лишь 42 % студентов выполняют необходимую недельную двигательную активность (от 10 до 15 ч) для поддержания своего уровня физического состояния на должном уровне.
На вопрос «Как Вы считаете, что необходимо, для более качественного проведения самостоятельных занятий студентами вузов по дисциплине физическая культура?» были предложены семь вариантов ответов. Студенты могли выбрать один или несколько наиболее существенных на их взгляд вариантов или дать свой ответ. Ответы были следующие:
• нужны условия, указали 83 % студентов. В качестве необходимых условий студенты называют тренажеры, спортивные снаряды, оборудование, инвентарь (53 % респондентов); нужны дополнительные спортивные площадки, спортивные залы (42 %); для занятий нужна компания «одно(му, й) не интересно заниматься» (25 %);
226
• вторым по значимости ответом на поставленный вопрос 32 % студентов отметили, что нужна помощь преподавателя физической культуры с целью планирования самостоятельных занятий и педагогического контроля;
• нужны электронные учебно-методические пособия (с видеоизображением, звуковыми комментариями по технике и методике выполнения упражнений) - отметили 13 % студентов;
• необходимы лекции по планированию, проведению и контролю самостоятельных занятий студентами физической культурой, -считают 4 % студентов;
• нужны специальные методические занятия, считают 3 % студентов. Также 3 % отмечают «другое» и указывают свой вариант ответа. В качестве своего варианта было отмечено: «нужна большая мотивация студентов»; «нужно желание»; «надо, чтобы больше заставляли»; «чтобы была программа занятий и правильное питание», «нужны программы по коррекции фигуры», «широкий выбор литературы, взгляд со всех сторон»;
• нужна соответствующая учебно-методическая литература (1 % студентов).
Проведенное исследование позволило выявить следующее:
1) значительное количество студентов (85 %) занимаются самостоятельно физической культурой и спортом во внеурочное время;
2) в то же время менее половины студентов (42 %) имеют необходимый объём двигательной активности (из расчета 10-15 ч в неделю);
3) наиболее популярными видами самостоятельных занятий студентов являются: бег, гимнастика (в том числе, нетрадиционные виды гимнастики), плавание, спортивные игры, общефизическая подготовка, танцы, атлетическая гимнастика и др.;
4) для более качественных самостоятельных занятий физической культурой студентам необходим: инвентарь, спортивные площадки, методическая помощь со стороны преподавателя, а также доступные методические, в том числе электронные учебнометодические пособия.
Таким образом, важнейшей задачей преподавателей кафедр физического воспитания и спорта вузов является оптимизация учебно-тренировочного процесса студентов с точки зрения обеспечения необходимого для нормального функционирования организма объема двигательной активности. Для этого помимо обязательных занятий физической культурой в учебно-тренировочный процесс необходимо внедрять различные научно обоснованные формы самостоятельных занятий физической культурой, с учетом мотивации занимающихся, их состояния здоровья, медицинской группы, пола и уровня физической подготовленности.
227