Психофизическое оздоровление следует рассматривать как систему, формирующую у занимающегося сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, потребности в здоровом образе жизни, использовании научно обоснованных принципов и средств оздоровления.
Стимулирование в оздоровлении обеспечивается большим разнообразием упражнений и условий их выполнения, благоприятным фоном, вызывающим положительные эмоции, оказанием внимания и помощи, самостоятельностью во время занятий, поощрением деятельности, подбором адекватных критериев оценки результативности занятий и вовлечением занимающегося в оценку результатов, выбор в соответствии с индивидуальными особенностями критических и поощрительных способов оценки как одного из возможных вариантов стимулирования активности, интереса и стремления к самосовершенствованию.
С. В. Титовец
Флорбол как средство физической подготовки студентов
Флорбол - схожая с хоккеем и футболом игра, не требующая особого оборудования, не зависящая от погодных условий, поэтому ее можно использовать так же, как и другие спортивные игры. Играть в флорбол можно на любой ровной площадке с различными покрытиями (земляным, деревянным, синтетическим). Используются правила, запрещающие силовую борьбу, игра ведется легкими клюшками из композитных материалов и пластиковым мячом весом 23 грамма, что максимально снижает вероятность получения травм игроками и не наносит вреда помещениям, в которых проходят игры. Флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту, реакцию и не имеет никаких противопоказаний. Флорбол как очень подвижный вид спорта и отдыха может стать хорошим дополнением к уже существующим спортивным играм, входящим в программу по физической подготовке студентов.
В физической подготовке студентов большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. Для успешной работы, отражающей современные требования в образовании, важно использовать методики и технологии, направленные на всестороннее развитие личности и двигательных качеств. Появление новых спортивных и подвижных игр на занятиях позволяет развивать физические качества, так необходимые в будущей профессиональной деятельности.
411
Но помимо того, что совершенствуется функциональная деятельность организма, флорбол как игра формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллективным, взаимопомощь, чувство ответственности, активность. Флорбол очень подходит для формирования жизненных норм и принципов, что характерно для повседневной трудовой деятельности. При этом очень важно не обращать внимание на нежелание отдельных ребят играть в команде. Эта проблема, в отличие от спортивной секции, в вузе не редкость. Для одних быть в команде - само собой разумеющееся, другие охотнее выполняют индивидуальные упражнения. Как и в любом деле, не надо торопить, лучше постараться понять это волнение, и наступит момент, когда он захочет поиграть вместе со всеми.
Современные подходы к физическому воспитанию базируются на принципе деятельностного подхода, обеспечивающего всестороннее развитие личности, построенного на любви к активным движениям, на самоопределении занимающегося в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной деятельности, формировании привычек здорового образа жизни. Данная концепция должна быть заложена на всех этапах обучения подрастающего поколения. Двигательная активность - важнейший компонент здорового образа жизни и поведения молодежи. Она зависит от социально-экономических условий жизни, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, количества свободного времени и характера его использования, доступности спортивных сооружений. Важным социальным фактором, формирующим привычную двигательную активность, является организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий различными видами спорта. В оздоровительных целях высшие учебные заведения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности, которая состоит из комплекса мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные мероприятия, самостоятельные занятия физкультурой и двигательная активность в домашних условиях. Физическое воспитание - это основа здоровья, спортивных достижений, правильного физического развития. С одной стороны, мы стараемся создать условия для развития спортивных талантов, с другой - стараемся привить любовь к спортивным играм, воспитать отношение к спорту, сделать все, чтобы спортивные
412
игры вошли в жизнь каждого и стали органичным продолжением его досуга.
Флорбол в силу присущих ему особенностей позволяет совершенствовать физические, психические и специальные качества, без которых профессиональная деятельность студентов в будущем невозможна. Учащегося прежде всего привлекает возможность проявить свои физические возможности в разнообразной игровой деятельности, достичь успеха за счет инициативы, решительности, смелости и других личностных качеств, все это возможно при систематичном использовании флорбола в учебных занятиях. Игровую деятельность в данном случае следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия.
Флорбол можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки. Поэтому для повышения эффективности профессионального обучения необходимо ускоренное развитие профессионально важных качеств и, прежде всего, физических. Используя на занятиях флорбол, можно получить весьма действенное средство развития некоторых профессионально важных физических качеств.
Е. М. Чепаков, О. Н. Федорова, Т. П. Елисеева Физическое воспитание студентов высших учебных заведений
В настоящее время обучение в вузе предполагает переработку большого объема учебной и научной информации, что сопровождается высокой нервно-эмоциональной напряжённостью студентов. Интенсивность учебного процесса постоянно увеличивается, это связано прежде всего с увеличением потока образовательной информации и необходимости её усвоения студентами в сжатые сроки (Е.М. Чепаков, 2009). Поэтому важнейшая задача профессорскопреподавательского состава кафедр физического воспитания вузов - создание у студентов правильной мотивации к занятиям физической культурой и формирование потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями с целью обеспечения необходимого для нормального функционирования организма объема двигательной активности, а также осознанное отношение к здоровью как высшей ценности.
Необходимо отметить, что в нынешних условиях только здоровый, всесторонне подготовленный, владеющий многообразными двигательными навыками и физическими способностями человек быстрее и успешнее сможет освоить новую профессию, совершенствоваться и достичь успеха в ней, справляться с неблагоприятны-
413