ный ресурс ] // www.mou-rdu.ru/Doc1/prikaz_2804.doc. - Дата обращения 20.12.2011.
REFERENCES
1. Bubnovskij, S., Bobkov G. and Permjakov I. (2010), “Myofasciography”, Mat. The 10th intern. conf on kinesitherap, Moscow, рр. 26-45.
2. Panteleev, V., Chepik, V. and Kozhevatkin V. (2005), Retraining and improvement of professional skill of physical culture and sports shots (regional experience): the methodical grant, Soviet sports, Moscow.
3. Evseev S. (2005), Theory and the organization of adaptive physical training, Soviet sport, Moscow.
4. Lah, V. and Zdanevich, V (2005). The complex program of physical training of pupils of 1-11 forms, Education, Moscow.
5. Taziev, R., Plehanova, G. and Nurmuhametova, R. (1998), Methodical recommendations about the use of medical physical training in special medical groups training / Ministry of Health RT, Kazan.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА
Наталья Александровна Синельникова, старший преподаватель,
Кубанский государственный технологический университет (КГТУ),
Анна Андреевна Юрченко, старший преподаватель,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ),
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Российской академии естествознания,
Кубанский государственный технологический университет (КГТУ),
г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - создание модели физического воспитания, ориентированного на личностное и профессиональное развитие студента.
Ключевые слова: физическое воспитание, личность, социально-профессиональная компетентность.
PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL
DEVELOPMENT OF STUDENT
Natalia Alexandrovna Sinelnikova, the senior teacher,
Kuban State Technological University,
Anna Andreevna Jurchenko, the senior teacher,
The Kuban State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Professor of the Russian academy of natural sciences,
Kuban State Technological University,
Krasnodar
Annotation
The purpose of this article is elaborating the model of physical education directed at personal and professional development of student.
Keywords: physical education, personality, socially and professional competence.
Физическое воспитание студентов - неотъемлемая составляющая образовательного процесса в вузах [5-8]. Компетентностный подход обязывает максимально полно использовать потенциал каждой учебной дисциплины (в том числе и “Физическая культура”), направлять её преподавание на развитие максимально возможного числа компетенций и личностных качеств студентов (согласно новейшим образовательным стандартам, возможно выделение до 19 общекультурных компетенций будущих бакалавров). Это согласуется и с общеизвестным принципом содействия всестороннему и гармоничному развитию личности обучающегося [7]. Анализ научной литературы и педагогической практики показал, что существующая система физического воспитания не в полной мере способствует реализации указанного принципа. Налицо противоречие между значительным образовательным потенциалом физического воспитания и его неполной реализацией на практике. Проблема исследования состоит в вопросе: каким образом должно быть организовано физическое воспитание, чтобы оно стало значимым фактором формирования личностных и профессиональных качеств студентов? Цель исследования - создание модели физического воспитания, ориентированного на личностное и профессиональное развитие студента. Исследование проводилось на базе инженерного вуза - Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие личности студента - системный процесс, результатом которого является социально-профессиональная компетентность выпускника вуза. Основываясь на ранее разработанных моделях дидактического процесса (описаны в [5, 6]), авторы создали её эталонную модель (рис. 1).
Рис. 1. Эталонная модель социально-профессиональной компетентности
Анализ модели позволил выделить взаимосвязь между общекультурными компетенциями и личностными качествами студентов (табл. 1).
Современные тенденции развития физического воспитания (табл. 2) открывают новые перспективы для реализации его образовательного потенциала.
Пусть Л - множество личностных качеств, ОК - множество общекультурных компетенций, формируемых при обучении в вузе, ЛФВ и ОКФВ - соответственно формируемых в результате физического воспитания. Тогда потенциал физического воспитания в формировании социально-профессиональной компетентности студента
П = рЛфв и ОКфв ) (здесь: и - объединение множеств, Р - мощность множества), воз-
р(л и ОК)
Т
можность реализации в = фв (здесь: ТФВ - время в академических часах, отводимое на
Т
1 ОВ
физическое воспитание студентов, ТОВ - общее время в академических часах, отводимое на обучение в вузе).
Таблица 1
№ Личностное качество Связанные с ним компетенции
1. Когнитивные способности (интеллект и т.д.) ОК-1 (Способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения)
2. Физическая культура личности ОК-16 (Способность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности)
3. Информационная культура личности ОК-10 (Способность применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования); ОК-11 (Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности); ОК-12 (Способность владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с ЭВМ); ОК-13 (Способность работать с информацией в компьютерных сетях)
4. Коммуникативная культура личности ОК-14 (Способность владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного); ОК-2 (Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь); ОК-3 (Способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе)
5. Толерантность ОК-17 (Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия)
6. Рефлексия ОК-7 (Способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков); ОК-8 (Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности)
7. Волевые качества, дисциплинированность, решительность ОК-4 (Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность); ОК-6 (Способность стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства)
Таблица 2
Тенденции развития (направления совершенствования) физического воспитания
№ Направление Сущность
1. Модернизация Внедрение инновационных форм организации занятий по физической культуре, создание новых видов учебных (образовательных) программ.
2. Гуманизация Ориентация на развитие личности обучающегося, создание средствами физического воспитания условий для его всестороннего развития; осознание самоценности личности педагога и обучающегося.
3. Интеллектуали- зация Усиление интеллектуального вектора физического воспитания, формирование знаний обучающегося в области физической культуры и привитие ему ценностей физической культуры.
4. Спортизация Усиление спортивной направленности физического воспитания, решение задач физического воспитания средствами спортивной тренировки (в перспективе - конверсия технологий подготовки спортсменов в физическое воспитание).
5. Информатизация Применение методов и средств получения информации об учебнотренировочной деятельности обучающихся, информационное обеспечение научно-методической и педагогической деятельности; интеграция дидактических и информационных технологий.
6. Валеологизация Усиление оздоровительной направленности физического воспитания.
7. Технологизация Разработка и внедрение новых педагогических технологий, гарантирующих достижение целей (решение задач) физического воспитания.
8. Интеграция науки и практики Тесная взаимосвязь научно-исследовательской, методической и практикопедагогической деятельности, активное внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику посредством методической деятельности.
Согласно деятельностному подходу, для формирования компетенций и личностных качеств необходимо применять различные виды учебно-тренировочной деятельности обучающихся. Пусть £ - множество видов деятельности обучающегося, направленных на развитие его 1-го личностного или профессионального качества. Очевидно, что I < N = Р{ЛФВ и ОКФВ). Тогда арсенал всех видов учебно-тренировочной деятельности
N
обучающихся £ = и £. = £ФК и £ (здесь: БФК и Бсекц - соответственно множество видов
1=1
учебно-тренировочной деятельности, применяемых на основных занятиях по физической культуре и в спортивных секциях). Авторами выделены эти виды учебно-тренировочной деятельности (табл. 3).
Пример 1. Уровень развития силы обучающегося таков, что он может продемонстрировать 15 повторений в сгибании и разгибании рук в висе. Но при попытке выполнить 17 повторений происходит развитие силовых способностей, а также волевых качеств.
Пример 2. На формирование информационной культуры личности может быть направлена следующая задача: “Определить работу сердца при выполнении заданной физической нагрузки и сравнить ее с работой сердца в “покое”. Для решения данной задачи требуется применить монитор сердечного ритма (информационно-измерительную систему!), ввести данные в память ЭВМ, по известной формуле в табличном процессоре подсчитать число сокращений сердца.
Пример 3. Командные игры (например, футбол) формируют дисциплинированность за счет необходимости соблюдения правил игры, а также умение работать в коллективе (а не индивидуально). Игры, предполагающие единоборство соперников, стимулируют развитие оперативности мышления, стремление к самосовершенствованию (например, в бадминтоне, чтобы добиться превосходства над соперником, необходимо расширять арсенал технических приемов и повышать тактическое мастерство).
Пример 4. Если вид спорта предполагает высокую роль техники двигательных действий, то совершенствование техники или овладение новыми техническими приемами развивает культуру мышления, дисциплинированность, стимулирует самоанализ, выявление причин недостаточных двигательных результатов, поиск изъянов в технике и путей их устранения.
Пример 5. Анализ спортивной техники или тактики (особенно на ЭВМ) предполагает применение моделирования, а это развивает информационную культуру личности и закрепляет естественнонаучные знания.
Таблица 3
Виды учебно-тренировочной деятельности студентов (ФКЛ - физическая культура
личности, ОК - код общекультурной компетенции)
Вид деятельности Формируемое личностное или профессиональное качество
Выполнение тестовых контрольных нормативов ФКЛ (физические качества), воля, дисциплинированность, исполнительность (пример 1)
Освоение теоретического материала, выполнение заданий информационно-теоретического характера, операционального содержания, конструктивного типа и на моделирование деятельности ФКЛ (когнитивный и мотивационный компоненты), ОК-1, ОК-12 (пример 2)
Выполнение длительных физических нагрузок малой интенсивности ФКЛ (здоровье и функциональная работоспособность), воля, дисциплинированность, исполнительность
Участие в традиционных спортивных играх ФКЛ (физические качества, двигательные умения), ОК-1, дисциплинированность, ОК-3, ОК-4 и ОК-6 (пример 3)
Занятие избранным видом спорта ФКЛ (физические качества, двигательные умения, здоровье, знания о виде спорта), дисциплинированность, воля, исполнительность, ОК-6, ОК-7, ОК-1 (пример 4)
Освоение новых двигательных действий ФКЛ (двигательные умения), дисциплинированность, воля, исполнительность, ОК-6, ОК-7, ОК-1
Участие в спортивных играх, интегрирующих мыслительную и двигательную деятельность ФКЛ, ОК-1, ОК-3, ОК-4
Участие в разработке нетрадиционных спортивных игр ФКЛ, ОК-1
Анализ собственной двигательной деятельности (в т.ч. с применением информационных технологий) ОК-1, ОК-10, ОК-11, ОК-12 (пример 5)
Участие в совместном обсуждении вопросов, связанных с организацией учебно-тренировочных занятий ОК-2, ОК-3, ОК-4
Моделирование (синтез) двигательной деятельности, составление (при помощи педагога) индивидуальных программ физического воспитания ОК-1, ОК-10, ОК-11, ОК-12 (пример 6)
Пример 6. Обучающиеся, в должной мере овладевшие аэробикой, могут производить постановку номеров (например, для участия в спортивных соревнованиях).
Авторами предложена модель методико-педагогической системы физического воспитания, содействующего всестороннему личностному и профессиональному развитию студента (табл. 4). Экспериментальные исследования показали, что реализация данной модели позволит преодолеть разрыв между умственной и двигательной деятельностью студентов, теоретической и практической подготовкой и благодаря этому - комплексно развивать личностные качества и общекультурные компетенции студентов, решать одновременно несколько дидактических задач.
Таблица 4
Модель методико-педагогической системы физического воспитания студентов вуза
№ Компонент Содержание
1. Внешние факторы 1. Социальный заказ и требования работодателей к здоровью и физической подготовленности специалистов (бакалавров). 2. Тенденции развития образования в целом и физического воспитания - в частности. 3. Образовательный стандарт и организация учебно-воспитательного процесса в вузе. 4. Материально-техническая база вуза для занятий физической культурой и спортом. 5. Система медицинского контроля.
2. Цели и задачи физического воспитания 1. Формирование физической культуры личности. 2. Формирование иных личностных качеств и общекультурных компетенций студентов. 3. Подготовка юношей к военной службе. 4. Подготовка двигательно одаренных студентов к спортивным соревнованиям. 5. Профессионально-прикладная физическая подготовка. 6. Частные цели и задачи функционирования спортивных секций и клубов.
3. Содержательный компонент 1. Учебные и факультативные занятия по дисциплине “Физическая культура”. 2. Самостоятельная работа студентов. 3. Исследовательская работа студентов. 4. Отбор студентов в спортивные секции [1]. 5. Тренировочные занятия в спортивных секциях [1].
4. Процессуаль- но- деятельностный компонент 1 Дидактические принципы. 2. Методы и средства физического воспитания (в рамках занятий по физической культуре) и спортивной тренировки (в рамках спортивных секций). 3. Организационные формы обучения, воспитания и тренировки (традиционные и инновационные).
5. Организационно-управленческий компонент 1. Деятельность преподавателя кафедры физического воспитания: управление основными и факультативными занятиями по физической культуре, организационная и научно-методическая работа, тренерская деятельность в спортивных секциях и клубах при кафедре. 2. Учебная деятельность студента на занятиях и тренировочная деятельность в спортивных секциях при кафедре и вне вуза. 3. Участие студентов в спортивных мероприятиях. 4. Многопараметрический контроль и мониторинг учебной и тренировочной деятельности студентов. 5. БШОТ-анализ физического воспитания [2]. 6. Информационное, технологическое и научно-методическое обеспечение учебных и тренировочных занятий.
6. Результатив- но-оценочный компонент 1. Методы диагностики физической культуры личности студента и ее компонентов. 2. Методы диагностики личностных качеств и общекультурных компетенций студентов. 3. Методы оценки деятельности педагога и эффективности учебнотренировочных занятий. 4. Методы оценки эффективности системы физического воспитания в вузе.
В то же время известно, что качество дидактического процесса не может быть выше, чем качество составляющих его учебно-тренировочных занятий. На основе кластеризации (кластеризация - разделение однородных объектов на подмножества [4]) создадим эталонную модель занятий. При кластеризации занятий будем ориентироваться на общепризнанные группы параметров (описаны в [9]): содержание занятия (3 показателя), организация занятия (11 показателей), деятельность обучающихся (4 показателя), методика
обучения и личность педагога (9 показателей), реализация образовательных задач, реализация воспитательных задач и реализация оздоровительных задач. Выделим зоны нормы, предупреждения и опасности для данных показателей (табл. 5).
Таблица 5
Градация параметров занятий, условные баллы_______________________
№ Параметр Зона
Норма Предупреждение Опасность
1. Содержание занятия [12; 15] [8; 12) [0; 8)
2. Организация занятия [43; 55] [27; 43) [0; 27)
3. Деятельность обучающихся [15; 20] [10; 15) [0; 10)
4. Методика обучения и личность педагога [34; 45] [23; 34) [0; 23)
5. Реализация образовательных задач [18; 25] [10; 18) [0; 10)
6. Реализация воспитательных задач [18; 25] [10; 18) [0; 10)
7. Реализация оздоровительных задач [18; 25] [10; 18) [0; 10)
Кластеризацию занятий в физическом воспитании будем проводить на основе результатов качественного анализа (описан в [3]). Наименование основных кластеров осуществляют по следующему правилу:
(Имя) = ЗФВ : СЗ.(Г + ОЗ.(Г + ДО.(Г + МОЛП.(Г + РОбрЗ.(Г + РВЗ.(Г + РОздЗ.(Г
Здесь: ЗФВ - занятие по физическому воспитанию, СЗ, ОЗ, ДО, МОЛП, РобрЗ, РВЗ и РоздЗ - соответственно содержание занятия, организация занятия, деятельность обучающихся, методика обучения и личность педагога, реализация образовательных задач, реализация воспитательных задач и реализация оздоровительных задач, <Г> (возможные значения - Н, П или О) - качественная градация параметров (зона нормы, предупреждения или опасности). Так, например, наименования кластера ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.О-РВЗ.Н-РоздЗ.П означает: первые четыре параметра занятия находятся в зоне нормы, реализация образовательных задач - в зоне опасности, реализация воспитательных задач - в зоне нормы и реализация оздоровительных задач - в зоне предупреждения.
Для отнесения занятия к “золотому стандарту” первые четыре параметра должны быть в зоне нормы. Что касается последних трех параметров, то не менее одного должно находиться в зоне нормы, остальные два - как минимум в зоне предупреждения (в рамках одного занятия очень трудно добиться полного решения всех трех видов задач). Но к “золотому стандарту” не может быть отнесено занятие, в рамках которого решаются задачи исключительно одной направленности, а остальные группы задач игнорируются. Следующее множество кластеров занятий можно отнести к “золотому стандарту”: ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.Н-РВЗ.Н-РоздЗ.Н, ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.Н-РВЗ.Н-РоздЗ.П, ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.Н-РВЗ.П-РоздЗ.Н, ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.Н-РВЗ.П-РоздЗ.П, ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.П-РВЗ.Н-РоздЗ.Н, ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.П-РВЗ.Н-РоздЗ.П, ЗФВ:СЗ.Н-ОЗ.Н-ДО.Н-МОЛП.Н-РобрЗ.П-РВЗ.П-РоздЗ.Н.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическое воспитание обладает значительным потенциалом для развития личностных качеств и общекультурных компетенций студентов. Реализация предложенной авторами модели физического воспитания позволяет ориентировать его на комплексное (системное) развитие личности студента.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011
ЛИТЕРАТУРА
1. Математические модели спортизации физического воспитания в вузе / И.С. Ворошилова, Д.А. Романов, А.А. Свирид, Н.А. Синельникова, Н.П. Федорова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 61-67.
2. Коблев, Я.К. SWOT-анализ в структуре информационных технологий физического воспитания / Я.К. Коблев, А.М. Доронин, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 63-68.
3. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.
4. Романов, Д.А. Кластерный анализ данных в структуре дидактических информационных технологий (на примере физического воспитания) / Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 70-75.
5. Романов, Д.А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания / Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 90-95.
6. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.
7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2000. - 480 с.
8. Чернова, Н.А. Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования / Н. А. Чернова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 110-114.
9. Шпитальный, В.Б. Методические основы научно-исследовательской работы в физической культуре и спорте : учебное пособие / В.Б. Шпитальный, С.В. Фомиченко, Н.В. Романенко ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2002. - 60 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07; 796.034.2
АНАЛИЗ ОЦЕНОК КАЧЕСТВА УСЛУГ ПОСЕТИТЕЛЯМИ ФИТНЕС-ЦЕНТРОВ
Станислав Игоревич Смирнов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются оценки качества фитнес-услуг, данные посетителями. Опрос проведен в контексте разработанной концепции модели качества. Материалы исследования представляет интерес для руководителей фитнес-центров по повышению качества предоставляемых услуг.
Ключевые слова: качество фитнес-услуги, посетители фитнес-центров, оценка посетителями качества фитнес-услуг.
ANALYSIS OF THE SERVICES QUALITY ASSESSMENT BY VISITORS OF
FITNESS CENTERS Stanislav Igorevich Smirnov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
This article discusses the evaluation of the quality of fitness services, given by visitors. The survey has been conducted in the context of developed conception of quality model. The research is of interest to