Научная статья на тему 'Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств'

Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / PERSONAL AND PROFESSIONAL ABILITIES / CONTINUING EDUCATION / SUCCESSION / MATHEMATICAL MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Елена Сергеевна, Караванская Людмила Николаевна, Романова Марина Леонидовна, Терюха Роман Викторович

Статья посвящена вопросам преемственного формирования личностно-профессиональных качеств в системе непрерывного образования. Нами выявлено, что многие личностно-профессиональные качества включают в себя типовые компоненты. Операционный компонент знания и умения, необходимые для соответствующего вида деятельности (для физической культуры личности физические качества, здоровье и двигательные умения), мотивационный ценностное отношение и осознание личностной значимости соответствующего вида деятельности, поведенческий опыт проявления ЛПК в соответствующих видах деятельности и активность в саморазвитии, диагностический самоидентификация и самооценка, умение диагностировать собственный уровень развития ЛПК (связан с самоконтролем и саморегуляцией). В работе представлены математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств. Обосновано, что информатизация образовательного процесса обеспечивает непрерывность и преемственность личностно-профессионального развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Елена Сергеевна, Караванская Людмила Николаевна, Романова Марина Леонидовна, Терюха Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical models of continuity in formation of personal and professional abilities

Article is devoted to the questions of successive formation of personal -professional qualities in system of continuous education. It has been revealed by us that many personal-professional qualities include typical components. An operational component knowledge and abilities necessary for the corresponding kind of activity (for physical culture of the person physical qualities, health and motor abilities), motivational -valuable relation and comprehension of the personal importance of the corresponding kind of activity, behavioral experience in display of the personal-professional qualities in corresponding kinds of activity and activity in self-development, diagnostic self-identification and self-estimation, ability to diagnose own level of development of personal-professional qualities (it is connected with self-checking and self-control). The work presents the mathematical models of continuity in formation of personal -professional qualities. It has been proved that information enrichment of educational process provides continuity and succession of personal-professional development of the trained.

Текст научной работы на тему «Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств»

4. Особенности микрофлоры и функционального состояния кожи у спортсменов / В.А. Заборова, Л.В. Веселова, В.В. Куршев, Л. А. Коршекова, М.В. Терехова // Материалы I Всероссийского конгресса (с международным участием) «Медицина для спорта» 19-20 сентября 2011 г. - М. : РАСМИРБИ. - 564 с. - С. 166-168. - URL: http://www.sportmed.ru/works.html. - Дата обращения 20.06.2012.

5. Влияние занятий физической культурой и спортом на состояние кожного покрова у представителей водных видов спорта / В. А. Заборова, В.Г. Арзуманян, К.Г. Гуре-вич, М.В. Терехова // Российский журнал кожных и венерических болезней. - 2012. - № 1. - С. 56-58. - ISSN 1560-9588.

6. Константинова, И.В. Физиология человека в условиях высокогорья : руководство по физиологии / под ред. О.Г. Газенко. - М. : Наука, 1987. - 520 с.

7. Нестеров, В.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков : монография / В. А. Нестеров ; Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск : [б.и.], 2001. - 81 с. - ISBN 5-8028-0018-6.

REFERENCES

1. Averbakh, M.M., A.S. Moroz, B.V. Nikonenko (1986), Immunegenetica infectious diseases, Medicine, Moscow, Russian Federation.

2. Aydaraliyev, A.A. (1988), Adaptation of the person to extreme conditions. Experience of forecasting, Science, Leningrad, Russian Federation.

3. Donnikov, A.E., Trofimov, D.Y., Karaulov, A.V. and Alekseev, L.P. (2011), "Interrelation of shipping of physical loading with indicators of urgent adaptation of immune system", Materials of I All-Russia congress (with the international participation) «Medicine for sports» on September, 19-20th, 2011, Moscow, Russian Federation, pp. 150-151.

4. Zaborova, V.A., Veselova, L.V., Kurshev, V.V., Korshekova L.A. and Terekhova M.V. (2011), "Features of microflora and a functional condition of skin at athletes", Materials of I All-Russia congress (with the international participation) «Medicine for sports» on September, 19-20th, 2011, Moscow, Russian Federation, pp. 166-168.

5. Zaborova, V.A., Arzumanjan, V.G., Gurevich, K.G. and Terekhova M.V. (2012), "Influence of occupations by physical culture and sport on an integument condition at representatives of water sports", Russian journal of skin and venereal diseases, №. 1, pp. 56-58.

6. Konstantinova, I.V. (1987), Human physiology in the conditions of highlands, under the editorship of O.G. Gazenko, Science, Moscow, Russian Federation.

7. Nesterov, V.A. (2001), Impellent activity and physical condition of children and teenagers, publishing house DVGAFK, Khabarovsk, Russian Federation.

Контактная информация: viktor.mezencev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2012.

УДК 378.147

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Елена Сергеевна Киселева, кандидат физико-математических наук, доцент, Людмила Николаевна Караванская, кандидат физико-математических наук, доцент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Викторович Терюха, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена вопросам преемственного формирования личностно-профессиональных качеств в системе непрерывного образования. Нами выявлено, что многие личностно-

профессиональные качества включают в себя типовые компоненты. Операционный компонент -знания и умения, необходимые для соответствующего вида деятельности (для физической культуры личности - физические качества, здоровье и двигательные умения), мотивационный - ценностное отношение и осознание личностной значимости соответствующего вида деятельности, поведенческий - опыт проявления ЛПК в соответствующих видах деятельности и активность в саморазвитии, диагностический - самоидентификация и самооценка, умение диагностировать собственный уровень развития ЛПК (связан с самоконтролем и саморегуляцией). В работе представлены математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств. Обосновано, что информатизация образовательного процесса обеспечивает непрерывность и преемственность личностно-профессионального развития обучающихся.

Ключевые слова: личностно-профессиональные качества, непрерывное образование, преемственность, математические модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p66-73

MATHEMATICAL MODELS OF CONTINUITY IN FORMATION OF PERSONAL AND PROFESSIONAL ABILITIES

Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Lyudmila Nikolaevna Karavanskaya, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Roman Victorovich Teryukha, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

Article is devoted to the questions of successive formation of personal -professional qualities in system of continuous education. It has been revealed by us that many personal-professional qualities include typical components. An operational component - knowledge and abilities necessary for the corresponding kind of activity (for physical culture of the person - physical qualities, health and motor abilities), motivational -valuable relation and comprehension of the personal importance of the corresponding kind of activity, behavioral - experience in display of the personal-professional qualities in corresponding kinds of activity and activity in self-development, diagnostic - self-identification and self-estimation, ability to diagnose own level of development of personal-professional qualities (it is connected with self-checking and self-control). The work presents the mathematical models of continuity in formation of personal -professional qualities. It has been proved that information enrichment of educational process provides continuity and succession of personal-professional development of the trained.

Keywords: personal and professional abilities, continuing education, succession, mathematical

models.

ВВЕДЕНИЕ

Система непрерывного образования должна быть ориентирована на целостное развитие личности обучающегося, на создание условий для целостного проявления и развития его личностных структур. В современных условиях личностно-профессиональные качества (ЛПК) рассматриваются как интегративный и целевой компонент для всех ступеней системы непрерывного образования. Однако, по-прежнему, не в полной мере раскрыты процессуальные механизмы преемственного формирования ЛПК обучающихся в системе непрерывного образования. Проблема исследования заключается в вопросе: каким образом обеспечить преемственность формирования ЛПК в системе непрерывного образования? Цель исследования - разработка математических моделей преемственности формирования ЛПК в системе непрерывного образования.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводились на базе Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ). Методы исследования: анализ научно-методической литера-

туры и педагогической практики, математическое моделирование, квалиметрия и качественный анализ объектов, методы теории множеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Система непрерывного образования должна быть ориентирована на формирование значительного числа ЛПК (табл. 1). Они не сводятся лишь к соответствующим знаниям и умениям, а представляют собой многокомпонентные системы. Различают структурные и функциональные компоненты ЛПК. Структурные компоненты отражают характер (специфику) качества, сочетание знаний, умений и навыков в их развитии, функциональные -сущность, строение, значение для развития качества, свойств и возможностей личности.

Таблица 1

ЛПК, формируемые в системе непрерывного образования

(*- формируются лишь на этапах профессионального образования)

Качество Сущность

*Социально-профессиональная компетентность (СПК) Единство теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом

Дисциплинированность (Дисц) Готовность человека к соблюдению правил работы и норм поведения

Информационная культура личности (ИКЛ) Приобщенность индивида к информации и информационным технологиям

Правовая культура личности (ПКЛ) Приобщенность индивида к правовым нормам и ценностям правового государства

* Управленческая компетентность (УпК) Готовность к осуществлению руководящей деятельности

Физическая культура личности (ФКЛ) Приобщенность индивида к физкультурно-спортивной деятельности

Коммуникативная культура личности (ККЛ) Способность к межличностному взаимодействию

Готовность к исследовательской и творческой деятельности (ГитД) Комплекс свойств и способностей человека, необходимых ему для ведения исследовательской или творческой деятельности

Нами выявлено, что многие ЛПК включают в себя типовые компоненты (табл. 2).

Таблица 2

Компоненты ЛПК

ЛПК Компоненты

Операционный Мотивационный Поведенческий Диагностический

СПК Профессиональные знания и умения Ценностное отношение и интерес к профессии Опыт профессиональной деятельности Осознание своего места в профессиональной деятельности

Дисц Знания, необходимые для соответствующего поведения Мотивы дисциплинированного поведения, соблюдения социальных норм Проявления дисциплинированности в поведении (следование в своем поведении правилам, нормам и т.д.) Умение оценить свое поведение с точки зрения требований, правил и норм (как социальных, так и личностных)

ИКЛ Знания и умения, связанные с информационной деятельностью Ценностное отношение к информации, осознание значимости информационных технологий Эффективность применения информационных технологий в жизнедеятельности и профессиональной деятельности Самоидентификация в информационной деятельности, осознание своего места в социо-информационной среде

ПКЛ Знания правовых норм Ценностное отношение к правовым нормам Правовое поведение, следование правовым нормам Самооценка своего поведения с точки зрения правовых норм

ЛПК Компоненты

Операционный Мотивационный Поведенческий Диагностический

УпК Знания и умения, связанные с руководящей деятельностью Система ориентаций, социально-управленческих потребностей и установок Проявления управленческих знаний, умений и ценностей в руководящей деятельности Осознание самого себя и своей управленческой компетентности

ФКЛ Физические качества, здоровье, двигательные умения Ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности Активность в физкуль-турно-спортивной деятельности и саморазвитии Осознание самого себя в физкультурно-спор-тивной деятельности, самодиагностика ФКЛ

ККЛ Коммуникативные умения и знания языков Ценностное отношение к межличностному взаимодействию Проявление языковых знаний и коммуникативных умений Самодиагностика коммуникативной компетентности

ГитД Владение методологическим аппаратом творческой или исследовательской деятельности Смысл, который имеет для человека исследовательская или творческая деятельность Опыт в творческой или исследовательской деятельности, самостоятельность в постановке и решении исследовательских задач Умение оценить результаты своей исследовательской или творческой деятельности

Как видно, операционный компонент - знания и умения, необходимые для соответствующего вида деятельности (для физической культуры личности - физические качества, здоровье и двигательные умения), мотивационный - ценностное отношение и осознание личностной значимости соответствующего вида деятельности, поведенческий - опыт проявления ЛПК в соответствующих видах деятельности и активность в саморазвитии, диагностический - самоидентификация и самооценка, умение диагностировать собственный уровень развития ЛПК (связан с самоконтролем и саморегуляцией).

В работе [2] были предложены математические модели обучающегося и управления обучением; ядром первых являются параметры обученности или образованности, вторых - возможные состояния обучающегося. Отсюда следует, что параметры образованности - сформированность ЛПК и их компонентов. Множество возможных количественных состояний (как правило, несчетное) определяется шкалой, по которой производят квалиметрическую оценку ЛПК (чаще всего - логарифмическая шкала логитов). Если говорить о возможных качественных состояниях, то сформированность каждого компонента ЛПК может быть в зоне нормы, предупреждения или опасности [1], а само ЛПК находиться в нормальном, функционально-ограниченном или абнормальном состоянии. Наименование возможного качественного состояния: ЛПК : О.(Г + М.(Г + П.(Г + Д.(Г.

Здесь: ЛПК - личностно-профессиональное качество, О, М, П и Д - соответственно операционный, мотивационный, поведенческий и диагностический компоненты, Г - градация зон. Например, ИКЛ : О.Н + М.Пр + П.Н + Д.Оп означает: состояние информационной культуры личности (абнормальное) характеризуется тем, что операционный и поведенческий компоненты - в зоне нормы, мотивационный - предупреждения, диагностиче-

N +0 5•N

ский - опасности. Индекс сформированности ЛПК: Z = —--'-—, где N и Мпр -

4

соответственно число компонентов, находящихся в зоне нормы или предупреждения. Возможные значения индекса составляют 0,125 • 1, где 1 - неотрицательное целое. Сфор-мированность ЛПК и его функциональных компонентов оценивают как латентные переменные. Коэффициентом практической реализации операционного компонента ЛПК назовем величину у = СфПК - СфОК, мотивационного - величину ц = СфПК - СфМК. Здесь: СфОК, СфМК и СфПК - сформированность (в логитах) соответственно операци-

онного, мотивационного и поведенческого компонента (разность обусловлена тем, что шкала - логарифмическая).

В работе [3] была предложена модель (в виде замкнутого контура) преемственного формирования информационной культуры личности в системе непрерывного образования, выделены организационно-методические и психолого-педагогические условия этого процесса. С нашей точки зрения, подобную модель возможно обобщить на формирование всех ЛПК в системе непрерывного образования. Доминирующие компоненты модели - преемственность целей и задач формирования ЛПК (для разных этапов или ступеней образования), преемственность методов и средств, а также педагогические условия и установки.

Рассмотрим преемственное развитие ЛПК и их компонентов. Пусть W - число ступеней непрерывного образования. Очевидно, что выходное значение сформированно-сти ЛПК с М-й ступени - входное для N+1 ступени. Тогда коэффициент продвижения сформированное™ ЛПК (СфЛПК) на N+1 ступени образования составит: Кпродв ( +1) = СфЛПК - СфЛПК М (подобная формула верна и для компонентов

ЛПК). Для более взвешенной оценки учтем длительность (например, в месяцах) этапов

(ступеней Кпродв( +1)= СфЛПК^-СфЛПКк . Если К^(М +1)-К^()> 0, то

имеет место синергичное развитие ЛПК (синергичными называют процессы, усиливающими самих себя). Например, если у обучающегося за 4 года бакалаврской подготовки продвижение информационной культуры личности составило 2,4 логит, а за 2 года магистерской подготовки 1,8 логит, то данный процесс - синергичен, т.к. [18 - 2,4 | > о. Ес-

2 4 .

ли оценить сформированность ЛПК по шкале отношений, то к ( +1)= СфЛПК N+1 и

продД ' СфЛПК М

К ( +1)= СфЛПК N+1 Тк Если задано входное значение ЛПК на ступени образо-

продД 7 СфЛПК N Тм+1 вания и отводимое для ступени время (параметры модели), то для прироста ЛПК возможно построить характеристическую кривую р = р(ДЛПК). Здесь: р(ДЛПК) - вероятность того, что сформированность ЛПК прирастет на ДЛПК.

Рассмотрим подробнее модели преемственного формирования знаний и умений (банка знаний) - ядра операционного компонента любого ЛПК. С точки зрения степени новизны учебный материал, изучаемый в рамках N+1 ступени образования (по сравнению с N ступенью), можно разделить на четыре вида. Первый вид учебной информации (точнее, ее порций) полностью совпадает с аналогичной из М-й ступени. Например, ничем не отличаются формула и формулировка закона всемирного тяготения в рамках школьного и вузовского материала по физическим основам механики. Или, например, ничем не отличается определение явления интерференции, а также ее объяснение в свете волновой теории. Коэффициент усвоенности данных порций информации обучающимся после прохождения N+1 ступени не ниже, чем до этого: К™™е > Кд°в.

Второй вид учебной информации представляет собой обобщение того, что известно с предыдущей ступени. Например, формула скорости V = Аг (вузовский курс физи-

А

- Д г

ки) - более общий случай, чем V = — для равномерного прямолинейного движения

Дt

(школьный курс). Или, например, формулу работы силы при прямолинейном движении

(2) (2)^ ^

тела А = Б • 8 • С08(а) обобщает модель для криволинейного движения А = | = | р^г

(1) (1)

(первую порцию знаний назовем обобщаемой, вторую - обобщенной). На основе законов теории вероятностей (формулы условной вероятности) можно доказать, что вероятность усвоения обучающимся "обобщенной" порции знаний соотносится с усвоенностью

обобщаемой" как робщей = кчастной. к ^ТТк(1) • Здесь: Кэ - коэффициент экстраполяции

Г^усв усв э X X усв

i=1

знаний у обучающегося (под коэффициентом экстраполяции понимают вероятность переноса обучающимся знаний из одной предметной области в другую, а также обобщения имеющихся знаний, их перевода на более высокий уровень абстракции); ку)в - коэффициент усвоенности i-го необходимого умения (например, интегрировать, дифференцировать, выражать переменные и т.д.); n - мощность множества знаний и умений, необходимых для усвоения "обобщенной" порции знаний.

Третий вид учебной информации - новые понятия или модели, которые можно представить как результат экстраполяции "старой" порции информации. Например, формулу кинетической энергии вращательного движения тела (вокруг своей оси) можно представить как результат экстраполяции модели кинетической энергии поступательного

движения (J - момент инерции ): Е = m v--> Е = J Ю . Или: формулу объемной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пост ^ вращ 2

H2• ц - ц0

плотности энергии однородного магнитного поля w =-г можно представить как

2

E2 • s • s ^

результат экстраполяции плотности энергии электрического поля w =-<L. Вероят-

2

ность усвоения "экстраполированной" порции знаний соотносится с усвоенностью "экстраполируемой" как р™ = Ку™рой • Кэ.

Четвертый вид информации - новые понятия или модели, дополняющие уже известные из предыдущей ступени, но не являющиеся результатом экстраполяции или обобщения. Например, из школьного курса физики известно определение дисперсии ("дисперсия - зависимость показателя преломления среды в зависимости от частоты света"). Добавленные (в рамках изучения вузовского курса) порции информации:

n = n(x) Ф const, v = v(v) Ф const, D = —, u = v - A, • — (здесь: u и v - групповая и фазо-

dA, dA,

вая скорость волны, D - дисперсия вещества). Вероятность усвоения новых порций ин-

n

формации рновои = к K(i) . Здесь: Кн - коэффициент научаемости (освоенности зна-

i=1

ний - вероятности успешного применения сложившегося банка знаний в учебно-познавательной деятельности), n - мощность множества уже известных обучающемуся порций знаний, необходимых для усвоения новой, K^ - коэффициент усвоенности уже

известной обучающемуся I-й порции знаний.

Чтобы автоматизировать процесс прогнозирования усвоения учебной информации (на новой ступени образования), формируют когнитивную модель - ориентированный граф связей между ранее усвоенными (первый слой вершин) и усваиваемыми в данный момент (второй слой вершин) порциями учебной информации. Связи между вершинами могут быть двух типов - связи научаемости и связи экстраполяции. Исходной информацией для прогнозирования являются коэффициент научаемости (освоенности) и экстраполяции знаний, а также усвоенность элементарных дидактических единиц (порций зна-

ний) с предыдущей ступени; ее источником - результаты автоматизированного пропедевтического контроля знаний (инструментальными средствами контроля могут быть системы адаптивного компьютерного тестирования, позволяющие оценивать банк знаний обучающихся, коэффициенты научаемости и экстраполяции, а также трудность заданий).

В условиях информатизации образования (особенно профессиональной подготовки и переподготовки) указанные условия позволит создать информационно-образовательная среда, включающая в себя как компьютерные системы учебного назначения, так и электронные образовательные ресурсы. Система перманентного контроля (невозможна вне информационно-образовательной среды) позволит диагностировать все компоненты ЛПК обучающихся и определять оптимальную траекторию (для конкретного обучающегося) дальнейшего индивидуального развития. Пусть У; - множество порций информации (например, кортежей), накопленной об учебно-профессиональной деятельности обучающегося на I-й ступени образования, тогда множество порций накопленной

W

информации об обучающемся составит у = ^ у (U - объединение множеств). Выделе-

i=1

ние типовых ЛПК как параметров образованности позволит осуществлять мониторинг (по одним и тем же параметрам) развития обучающегося на протяжении всей системы его непрерывного образования, включая этапы послевузовского образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Преемственность - важнейший механизм обеспечения непрерывности образовательного процесса, направленного на реализацию компетентностного, аксиологического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Современные информационные технологии содействуют реализации всех принципов непрерывного образования, создают предпосылки для реализации организационно-методических и психолого-педагогических условий формирования ЛПК обучающихся.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011

ЛИТЕРАТУРА

1. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.

2. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.

3. Черных, А.И. Формирование информационной культуры личности в системе непрерывного образования / А.И. Черных, К.В. Хорошун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 191-197.

REFERENCES

1. Polyansky, A.V., Romanov, D.A. and Lukianenko, E.Yu. (2008), "Pedagogical experience involved into physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 38, No. 4, pp. 55-60.

2. Hlopova, T.P., Shaposhnikova, T.L., Romanova, M.L. and Ushakov, A.R.(2010), "Mathematical models of didactical process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 64, No. 6, pp. 107-112.

3. Chernyikh, A.I. and Horoshun C.V. (2011), "Formation of informational culture of personality in permanent education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 191-197.

Контактная информация: romanovda1@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.06.2012.

УДК 796.85

ВНУШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ РУКОПАШНОМУ БОЮ ПО МЕТОДИКЕ КИТАЙСКОГО ГЕНЕРАЛА ЦИ ЦЗИГУАНА (XVI В.)

Владимир Петрович Колесник, директор по развитию ООО "Северный спорт ",

Санкт-Петербург,

Сергей Александрович Цветков, доктор экономических наук, профессор, проректор по

научно-исследовательской работе, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, проректор по

учебной и научной работе, Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии

Аннотация

Уникальная методика подготовки единоборцев существовала в армии Старого Китая. По отзывам очевидцев, сроки ускоренной массовой подготовки войск доходили до 3-10 суток. Об этой методике на рубеже XIX - XX веков упоминали в своих работах В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, В.М. Бехтерев и др. В частности В.М. Бехтерев объяснял механизм обучения китайских единоборцев суггестией, но высказанная идея не была проверена экспериментально. Видимо две мировых войны отложили эту задачу «на потом». Настоящее исследование, после векового перерыва, экспериментально подтверждает эту идею.

Эксперимент, проведенный нами, выявил весьма высокую эффективность внушающего воздействия средств методики генерала Ци Цзигуана на спортсменов-единоборцев. В эксперименте приняло участие три группы единоборцев: контрольная (33 чел), экспериментальная (37 чел) и группа, на которой проверялся так называемый эффект плацебо (21 чел), всего 91 испытуемый. Методика генерала Ци Цзигуана не потеряла своей актуальности и сегодня и может быть успешно использована в тренировочном процессе спортсменов-единоборцев.

Ключевые слова: внушение, суггестия, единоборства, Ци Цзигуан, Старый Китай.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p73-76

SUGGESTION IN MARTIAL ARTS TRAINING BY THE METHOD OF CHINESE GENERAL QI JIGUANG (16TH CENTURY)

Vladimir Petrovich Kolesnik, the director of development LLC «Northern sport»,

St.-Petersburg,

Sergey Aleksandrovich Tsvetkov, the doctor of economic sciences, professor, vice-rector for

research work,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg, Igor Anatolievich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, vice-rector, St.-Petersburg Institute of Psychology and Acmeology

Annotation

A unique method of preparation of soldiers-fighters existed in the army of the Ancient China. According to eyewitnesses, the accelerated mass-country troops preparation reached 3-10 days. V.I. Lenin, L.N. Tolstoy, V.M. Behterev mentioned in their works this technique at the turn of the 19th and 20th centuries. In particular, V.M. Behterev explained the mechanism of study of Chinese fighters by suggestion, but the idea has not been verified experimentally. Apparently, two world wars put this task "for later". The present study, after a century break, confirms this idea by experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.