градусы по Цельсию, дюймы в сантиметры, сплавы маркируются пробой, а не каратами и так далее.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно выявить некоторые закономерности перевода безэквивалентной лексики в сфере геммологии и ювелирного производства. Названия новых
минералов переводят с помощью транскрипции и транслитерации, названия малоизвестных разновидностей минералов можно перевести калькированием, описательным переводом или словом-аналогом.
Статья поступила 27.10.2014 г.
Библиографический список
1. Бархударов Л.С. Язык и перевод. М.: Международные отношения, 1975. 240 с.
2. Влахов С.И. Непереводимое в переводе. М.: Международные отношения, 1980. 340 с.
3. Казакова Т.А. Практические основы перевода. СПб.: Союз, 2005. 320 с.
4. Лобацкая Р.М. Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций. Англо-русский словарь ювелирных терминов. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012. 128 с.
5. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 544 с.
6. Червенкова И.В. Об эквивалентах в сопоставительном исследовании лексики // Динамика языковых процессов:
история и современность: сб. науч. тр. к 75-летию со дня рождения проф. Пенки Филковой. София: ХеронПрес, 2004. C. 324-329.
7. Holschuh B. The jeweler's studio handbook: traditional and contemporary techniques for working with metal and mixed media materials. Massachusetts: Quarry Books, 2009. 176 p.
8. Kitawaki H. Identification of melee-size synthetic yellow diamonds in jewelry // Gems & gemology. 2008. V. 44. № 3. P. 202-213.
9. Manutchehr-Danai M. Dictionary of gems and gemology third edition. Heidelberg: Springer, 2008. 1037 p.
10. Spier J. Byzantium and the west: jewelry in the first millennium. N.Y.: Paul Holberton publishing, 2012. 208 p.
УДК 796. 011.1
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ ТРЕТЬЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА И НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Л.Д. Рыбина1, Е.А. Койпышева 2, В.Ю. Лебединский 3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Определены особенности физического развития студентов (третья функциональная группа здоровья) разных возрастов, обучающихся в НИ ИрГТУ по техническим, гуманитарным и творческим направлениям профессиональной подготовки. Выявленные данные необходимы при планировании и проведении занятий по физическому воспитанию на кафедре физической культуры. Ил. 5. Табл. 1. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: студенты; физическое развитие; физическая культура; мониторинг.
PHYSICAL DEVELOPMENT OF THIRD FUNCTIONAL HEALTH GROUP STUDENTS DEPENDING ON THEIR AGE AND DIRECTION OF PROFESSIONAL TRAINING L.D. Rybina, E.A. Koipysheva, V.Yu. Lebedinsky
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The features of physical development of mixed-age students (third functional health group) being trained at Irkutsk state technical university in technical, creative directions and in humanities are identified. Obtained data are considered when planning and conducting lessons on physical education at the Department of Physical Education. 5 figures. 1 table. 14 sources.
Key words: students; physical development; physical education; monitoring.
В последние годы наблюдается резкое снижение физического развития и физической подготовленности населения, в особенности детей, подростков и молодежи. Исследования ученых показали, что негативные
процессы ухудшения физического здоровья особенно активно протекают в регионах со сложными климато-географическими и экологическими условиями (Сибирь, Дальний Восток и др.) [8].
1Рыбина Людмила Дмитриевна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89834420298, e-mail: prizenta@yandex.ru
Rybina Lyudmila, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89834420298, e-mail: prizenta@yandex.ru
2Койпышева Елена Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры, тел.: 89246188888, e-mail: koip00@mail.ru
Koipysheva Elena, Senior Lecturer of the Department of Physical Education, tel.: 89246188888, e-mail: e-mail: koip00@mail.ru
3Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, тел.: (3952) 405024, e-mail: lebedinskiy@istu.edu
Lebedinsky Vladislav, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Education, tel.: (3952) 405024, e-mail: lebedinskiy@istu.edu
Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности населения связано сегодня не только с ухудшением социально-экономических условий жизни, ряда биологических факторов и экологической среды в целом, но и с недооценкой обществом оздоровительной роли физической культуры и спорта, отсутствием должной физкультурной образованности, низким уровнем знаний по основам теорий и методик физических упражнений, оздоровительной работы, направленной на формирование физической культуры личности, на сохранение и укрепление здоровья человека.
В связи с этим правительством РФ принято постановление от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». Система мониторинга позволяет не только проводить анализ, давать оценку и прогноз физического здоровья, но и разрабатывать гигиенические нормативы физических нагрузок, кор-рекционные программы, направленные на укрепление здоровья и улучшение показателей физической подготовленности подрастающего поколения, а также совершенствовать формы и методы физического воспитания [2; 6; 7; 14]. Оно должно быть направлено на обеспечение всесторонней физической подготовленности молодого поколения [10]. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, а умение правильно оценить его способствует воспитанию здорового поколения и профессиональной успешности будущего специалиста [2; 3; 5; 13].
Физическое воспитание студентов как неразрывная составная часть высшего образования - это результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [1; 9]. Необходимо совершенствовать учебный процесс по физическому воспитанию студентов с внедрением принципа его индивидуализации [4; 12].
В Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ) ведется подготовка специалистов по различным направлениям высшего образования: технические (I группа), гуманитарные (II группа) и творческие (III группа) специальности.
Цель исследования. Проанализировать уровень физического развития студентов НИ ИрГТУ, относящихся к третьей функциональной группе здоровья в зависимости от возраста и различных направлений подготовки.
Задачи исследования: 1. Провести мониторинг физического развития студентов технического вуза третьей функциональной группы здоровья. 2. Проанализировать динамику изменения показателей их физического развития.
Организация и методы исследования. В связи с выше изложенным было проведено исследование физического развития студентов ИрГТУ третьей функциональной группы здоровья в зависимости от возраста и различных направлений подготовки.
В исследовании были использованы стандартные
пробы: рост измерялся при помощи станкового деревянного ростомера - планка с сантиметровыми делениями, высотой более 2 м, укрепленная на устойчивой площадке. Результат фиксировался с точностью до 0,5 см. Масса тела (вес) определялась взвешиванием на напольных бытовых весах. Результат фиксировался с точностью до 50 гр. Окружность грудной клетки (ОГК) измерялась сантиметровой лентой в положении стоя во время спокойного дыхания. Результат фиксировался с точностью до 1 см. Для оценки функционального состояния дыхательной системы применялись функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генче).
Полученные данные были обработаны методом вариационной статистики. С помощью параметрического критерия Стьюдента оценивали достоверность различий средних величин; различия считали достоверными при 99% (Р<0,001) и 95% (Р<0,05) порогах вероятности [11] (таблица).
Результаты исследования. При анализе изменений роста (рис. 1) достоверных различий в 17, 19 лет и в 21 год у студентов всех трех направлений подготовки отмечено не было (таблица). Самый высокий рост (179,7±2,02 см) наблюдается у юношей
19 лет, а самый низкий (175,8±1,77 см) - у обследованных 21 года гуманитарной подготовки.
Достоверные различия (Р<0,01) характеристик средних значений роста отмечены у юношей 18 лет I и III групп. В этом возрасте самый высокий рост (182,4±1,36 см) наблюдается у студентов творческого, а самый низкий (178,4±0,34 см) - у студентов технического направления подготовки. Достоверные различия между I-III (Р<0,001) и II-III (Р<0,05) группами отмечены у юношей 20 лет: самые высокие студенты (182,5±2,32 см) обучаются на творческом, а самые низкие (176,1±1,04 см) - на гуманитарном направлении подготовки.
При рассмотрении у юношей 17, 18, 19 лет характеристик веса (рис. 2) достоверные различия между его величинами не выявлены. Наибольший вес -70,7±2,36 кг - отмечен у студентов 17 лет (гуманитарная подготовка), наименьший - 64,8±2,83 кг - у 19-летних юношей творческого направления подготовки. В 20 лет наблюдаются достоверные различия (Р<0,05) у обследованных I-III и II-III групп. Наибольший вес наблюдается у юношей гуманитарного (73,8±2,72 кг), а наименьший (65,5±2,18 кг) - у студентов творческого направления подготовки. Достоверные различия (P<0,001) отмечены у юношей в 21 год между I-II группой. Наибольший вес (68,9±0,86 кг) зарегистрирован у студентов технического направления подготовки, а самый низкий (59,8±2,81 кг) - у юношей гуманитарного направления.
При анализе характеристик ОГК (рис. 3) в 17, 18,
20 лет у обследованных достоверных различий не наблюдалось. Наибольшее среднее значение (97,8±2,08 см) отмечено у юношей 20 лет гуманитарного, а наименьшее (81,5±1,94 см) - у 18-летних юношей творческого направления подготовки. У 19-летних студентов отмечены различия (Р<0,05) между I-II и II-III группами. Наибольшее значение данного показателя - 92,7±1,47 см - зарегистрировано у юношей гуманитарного, а наименьшее - 86,3±2,87 см - у студентов
Физическое развитие юношей разных возрастов по направлениям подготовки (M±m)
Возраст (группа) Рост, см Вес, кг ОГК, см Проба Штанге, с Проба Генче, с
17 лет (1) 179,2±0,61 68,9±1,00 92,3±0,78 65,1±1,24 38,8±1,23
17 лет (II) 179,2±1,53 70,7±2,36 95,6±1,91 66,5±4,01 25,0±1,56
Р1-2 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,001
18 лет (I) 178,4±0,34 68,7±0,55 92,4±0,45 64,5±1,55 31,8±1,55
18 лет (II) 179,7±1,25 67,3±1,78 94,7±1,88 57,6±5,00 33,3±2,87
18 лет (III) 182,4±1,36 66,8±2,33 92,2±1,54 77,3±3,43 46,0±2,32
Р3-4 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05
P3-5 P<0,01 P>0,05 P>0,05 P<0,001 P<0,001
P4-5 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,001 P<0,001
19 лет (I) 178,7±0,39 69,8±0,80 92,6±0,49 67,3±1,86 36,8±1,78
19 лет (II) 179,7±2,02 67,3±2,17 94,7±1,47 57,6±2,55 33,3±2,53
19 лет (III) 179,0±2,03 64,8±2,83 86,3±2,87 52,6±2,76 35,3±2,87
P6-7 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,001 P>0,05
P6-8 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,001 P>0,05
P7-8 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05
20 лет (I) 180,3±0,53 72,4±0,95 93,9±0,66 76,1±4,08 31,0±1,68
20 лет (II) 176,1±1,04 73,8±2,72 97,8±2,08 53,0±2,98 43,0±3,25
20 лет (III) 182,5±2,32 65,5±2,18 95,0±1,67 43,0±4,09 42,0±3,64
P9-10 P<0,001 P>0,05 P>0,05 P<0,001 P<0,001
P9-11 P>0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,001 P<0,001
P10-11 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05
21 и более (I) 176,7±0,51 68,9±0,86 92,7±0,71 61,3±2,78 30,9±2,54
21 и более (II) 175,8±1,77 59,8±2,81 86,5±1,86 68,2±3,07 23,4±3,65
21 и более (III) 178,0±1,14 62,9±2,85 89,6±1,69 60,4±3,24 45,5±4,71
P12-13 P>0,05 P<0,001 P<0,001 P>0,05 P>0,05
P12-14 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,05
P13-14 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,01
см
190 185 180 175 170 165 160 155 150
17
□ технические
18 19
возраст, лет □ гуманитарные Рис. 1. Рост
20
21
П творческие
творческого направления подготовки. В 21 год у обследованных наблюдались достоверные различия (Р<0,001) между 1-11 группами. Наибольшее значение ОГК (92,7±0,71 см) отмечено у студентов технической, а наименьшее (86,5±1,86 см) - у юношей гуманитарной специализации.
При анализе результатов проведения пробы Штанге (рис. 4) у обследованных в 17 лет и 21 год различия не выявлены. Наибольшее время задержки дыхания на вдохе (68,2±3,07 с) показали юноши 21 года гуманитарной, а наименьшее (60,4±3,24 с) -
творческой специализации. У 18-летних студентов различия (P<0,001) наблюдались между 1-111 и 11-111 группами. Юноши творческих специальностей могут дольше задерживать дыхание - 77,3±3,43 с, а студенты технического направления показывают наихудшее время - 64,5±1,55 с. У 19 и 20-летних юношей наблюдались различия (P<0,001) между 1-11 и 1-111 группами. Наибольшее время задержки дыхания на вдохе (76,1±4,08 с) показали студенты 20 лет технического направления подготовки, а наименьшее (43,0±4,09 с) -творческого направления.
кг
75 -
70
65
60
55
50
17
18
20
21
19
возраст, лет
Н технические □ гуманитарные □ творческие Рис. 2. Вес
см
100 95 90 85 80 75 70 65 60
17
18
19
20
21
возраст, лет
! технические □ гуманитарные И творческие Рис. 3. ОКГ
80 75 70 65 60 55 50 45 40
17
18 19
возраст, лет
20
21
Н технические □ гуманитарные И творческие Рис. 4. Проба Штанге
При анализе результатов пробы Генче (рис. 5) различия (Р<0,001) наблюдались у 17-летних обследованных между 1-11 группами. Наибольшее время задержки дыхания на выдохе (38,8±1,23 с) показали юноши технических, а наименьшее (25,0±1,56 с) - гуманитарных специальностей.
У студентов 18 лет различия (Р<0,001) наблюдались между 1-111 и 11-111 группами. Юноши творческих специальностей могли дольше задерживать дыхание на выдохе - 46,0±2,32 с, а студенты, занимающиеся технической подготовкой, показали наихудшее время в этом тесте - 31,8±1,55 с. У 19-летних студентов достоверные различия между специализациями не наблюдались. Наибольшее время задержки дыхания на выдохе (36,8±1,78 с) зарегистрировано у юношей технической специализации, а наименьшее (33,3±2,53 с) - гуманитарной. У студентов 20 лет различия (Р<0,001) наблюдались между представителями 1-11 и 1-111 групп.
Юноши гуманитарного направления дольше задерживали дыхание (43,0±3,25 с), а студенты, занимающиеся технической подготовкой, показали наихудшее время - 31,0±1,68 с. В 21 год выявлены
различия (Р<0,05; Р<0,01) между 1-111 и 11-111 группами. Среднее время задержки дыхания составило: у юношей, занимающихся по творческим специальностям -45,5±4,71 с, гуманитарным - 23,4±3,65 с, техническим - 30,9±2,54 с.
50 45 40 35 30 25 20
17
18 19
возраст, лет
20
21
□ технические □ гуманитарные Н творческие Рис. 5. Проба Генче
По итогам исследования видно, что в период обучения в вузе у юношей наблюдаются достоверные различия в характеристиках роста, веса, ОГК три раза, больше шести-семи различий отмечено в результатах проведения проб Штанге, Генче.
Так, при анализе изменений роста у студентов 18 лет отмечены достоверные различия между 1-111, а в 20 лет - между 1-11 и 11-111 группами.
При рассмотрении характеристик веса у юношей в 20 лет достоверные различия наблюдаются между I-III и II-III группами, а в 21 год - между I-III группами.
При анализе характеристик ОГК у 19-летних студентов отмечено, что различия достоверны между I-II, II-III группами, в 21 год - между I-II группами.
По результатам анализ пробы Штанге выявлено, что у студентов 18 лет достоверные различия наблюдаются между I-III, II-III группами, а у 19 и 20-летних -между I-II, II-III группами.
По анализу результатов пробы Генче видно, что у 17-летних обследованных достоверные различия наблюдаются между I-II группами, у 18-летних - между II-III и I-III группами, у 20-летних - между I-II, I-III группами. В 21 год у юношей достоверные различия между их характеристиками выявляются в I-III и II-III группах.
Таким образом, юноши, обучающиеся в вузе по различным направлениям подготовки, имеют некоторые особенности физического развития, что необходимо учитывать при планировании и проведении с ними занятий по физическому воспитанию.
Статья поступила 02.12.2014 г.
1. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1999. № 10. С. 2-5.
2. Изаак С.И. Всероссийский мониторинг физического состояния детей, подростков и молодежи России: основные
Библиографический список
направления работы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 20. 3. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. М.: Советский спорт, 2005. 196 с.
с
с
4. Койпышева Е.А., Рыбина Л.Д., Лебединский В.Ю. Динамика физического развития студенток технического вуза (вторая функциональная группа здоровья) // Вестник ИрГТУ. 2013. № 4 (75). С. 254-260.
5. Колокольцев М.М. Физическое развитие студентов. Антропометрическая и соматологическая характеристика учащейся молодежи юношеского возраста Прибайкалья: монография. Германия: Издательский дом «Lap Lambert Academic Publishing», 2011. 82 с.
6. Колокольцев М.М., Лумпова О.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья // Вестник ИрГТУ. 2012. № 2 (61). С. 226-230.
7. Комков А.Г., Лобанов Ю.Я., Кириллова Е.Г. Социально-педагогические основы мониторинга физического состояния детей, подростков и молодежи // Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга физического здоровья детей, подростков и молодежи: сб. науч. тр. / под ред. С.И. Изаак. М.: Изд-во РГУФК, 2002. С. 69-80.
8. Лебединский В.Ю., Шпорин Э.Г. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. пособие / под ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. Иркутск: изд-во ИрГТУ, 2013. 302 с.
9. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного образования студентов // Теория и практика физической культуры. 1993. № 5-6. С. 15-18.
10. Мониторинг здоровья субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С. Маслова, Н.С. Мельникова, Э.Г. Шпорин / под общ. ред. д-ра мед. наук, проф. В.Ю. Лебединского. Иркутск: изд-во ИрГТУ, 2008. 268 с.
11. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 312 с.
12. Рыбина Л.Д., Койпышева Е.А., Лебединский В.Ю. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года // Вестник ИрГТУ. 2014. № 2 (85). С. 312-316.
13. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. М.: Советский спорт, 2007. 168 с.
14. Совершенствование физического воспитания школьников: монография / А.И. Завьялов, В.Ю. Лебединский, Д.Г. Миндиашвили, И.И. Шикота. Иркутск: Изд-во ООО «Ме-гапринт», 2007. 179 с.
УДК 378.147: 811.133.1
ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ
© Н.В. Сидакова1
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 362025, Россия, Республика Северная Осетия, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Проблема профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам находится в центре внимания современных ученых и приобретает все большее значение. Целью профессионально-ориентированного обучения французскому языку бакалавров по направлению «Туризм» является формирование профессиональных иноязычных компетенций межкультурного общения, способности интерпретировать информацию на французском языке и коммуницировать с представителями франкоговорящих стран. Последовательная организация учебной деятельности предусматривает интеграцию дисциплины «Французский язык» в общий курс профессиональной подготовки направления бакалавриата «Туризм»; отбор материала, формирующего лингвистическую познавательную компетенцию; применение активных и интерактивных форм обучения; повышение мотивации к изучению французского языка и, как следствие, увеличение эффективности обучения. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: французский язык; бакалавриат; туризм; межкультурное общение; межпредметные связи; лингвострановедение; интерактивное обучение.
THE FRENCH LANGUAGE AS A MEANS OF PROFESSIONALLY ORIENTED INTERCULTURAL COMMUNICATION N.V. Sidakova
North Ossetian State University after K.L. Khetagurov,
46 Vatutin St., Vladikavkaz, Republic of North Ossetia, 362025, Russia.
The problem of professionally oriented training of foreign languages, being in the focus of contemporary researches, is becoming more and more important. The purpose of professionally oriented French language training of Bachelors in the direction "Tourism" is to form professional foreign language competences of intercultural communication and develop skills to interpret information in French and communicate with French speaking people. Consistent organization of training means integration of the discipline "The French Language" into the general professional training course "Tourism" for Bachelors, selection of material forming linguistic cognitive competence, use of active and interactive teaching forms, increased motivation for learning French and, as a result, effective training. 9 sources.
1Сидакова Нелли Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для естественнонаучных факультетов, тел.: 89188296474, e-mail: nelly@solt.ru
Sidakova Nelly, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for the Faculties of Sciences, tel.: 89188296474, e-mail: nelly@solt.ru