УДК 372.8 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛИЦЕЯ С РАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Гия Амиранович Абрамишвили, аспирант, мастер спорта по спортивной гимнастике, Сочинский государственный университет (СГУ)
Аннотация
В работе представлены показатели физического развития и физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста лицея с различным отношением к физической культуре, приводится сравнительная характеристика анализируемых результатов, дается соотношение данного контингента.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, учащиеся, лицей, отношение, физическая культура.
PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF LYCEUM JUNIOR STUDENTS WITH DIFFERENT ATTITUDE TO THE PHYSICAL CULTURE
Gia Amiranovich Abramishvili, the post-graduate student,
Master of sports in sports gymnastics,
Sochi State University
Annotation
The article presents the indices of physical development and physical fitness of students at primary school age studying at Lyceum with different attitudes to physical education; the comparative characteristics of the analyzed results has been presented, ratio of the give contingent has been shown.
Keywords: physical development, physical fitness, students, lyceum, attitude, physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Поиск альтернативных форм организации учебного процесса в средних общеобразовательных учреждениях привел к созданию учебных заведений нового типа - прогимназий, гимназий, лицеев [2]. Результаты исследований специалистов [1,3,5] свидетельствуют о том, что интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях значительно снижает двигательную активность учащихся, их физическое развитие и физическую работоспособность, дисгармонизирует физическую подготовленность, приводит к психическим перегрузкам. Такая ситуация требует незамедлительного внесения соответствующих коррективов в методические основы их физической подготовки [4].
Важным направлением в повышении уровней физического развития и физической подготовленности лицеистов является учет отношения к физической культуре, который, к сожалению, практически не учитывается в процессе их физической подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Все учащиеся МОБУ лицея № 23 города Сочи нами были распределены по характеристикам их отношения к физической культуре. Это позволило выявить четыре группы занимающихся: с устойчиво-положительным отношением, ситуационно-положительным, равнодушным и отрицательным отношением к физической культуре.
У 7-летних девочек лицея доминирует (35,1%) ситуационно-положительное отношение к физической культуре. Выявлено достаточно большое количество (26,3%) учениц в этом возрасте, равнодушных к физической культуре. С устойчиво-положительным отношением к физической культуре выявлено 21,1% девочек, а с отрицательным отношением - 17,5% обследуемых.
Показатели мальчиков этого возраста более позитивные: 41,8% контингента име-
ют ситуационно-положительное, а 25,5% - устойчиво-положительное отношение к физической культуре. Небольшое (9,1%) количество учащихся выявлено с отрицательным отношением к физической культуре, а четверть (23,6%) обследуемых равнодушны к этому виду деятельности.
Равнодушных к физической культуре среди 8-летних девочек наибольшее количество (32,7%). Снижается доля занимающихся с устойчиво-положительным (18,2%) и ситуационно-положительным (29,1%) отношением к физической культуре, отмечено увеличение количества девочек с отрицательным отношением (20,0%). У мальчиков этого возраста также прослеживается аналогичная негативная тенденция отношения к физической культуре.
В возрасте 9 лет увеличивается количество девочек с равнодушным (39,3%), отрицательным (26,8%) отношением к физической культуре и эти два компонента становятся доминирующими. У мальчиков этого возраста, не смотря на рост количества школьников с равнодушным (29,9%) и отрицательным (17,5%) отношением к физической культуре, наибольшее количество (35,1%) испытуемых отмечено с ситуационно-положительным отношением.
В возрасте 10 лет продолжает углубляться негативная тенденция отношения к физической культуре учащихся лицея, особенно у девочек.
Таким образом, у 7-10-летних учащихся новых типов учебных заведений с возрастом отчетливо прослеживается негативная тенденция отношения к физической культуре: постоянно растет (от 30 до 65%) количество равнодушных и отрицательно, относящихся к занятиям физической культурой, поэтому на наш взгляд необходимо кардинально изменять содержание уроков физической культуры в учебных заведениях нового типа.
Анализ показателей физического развития показывает, что у различного контингента обследуемых (возраст 9-10 лет) данные характеристики существенно отличаются. Этот возрастной период выбран нами для того, чтобы полнее зафиксировать значимость анализируемого фактора.
У мальчиков группы с ситуационно-положительным, а у девочек с устойчивоположительным отношением к физической культуре выявлены наибольшие показатели длины тела. Данные характеристики существенно (пятипроцентный уровень значимости) отличаются от результатов испытуемых с отрицательным отношением к физической культуре.
Наибольшие показатели массы тела выявлены у учеников с негативным отношением к физической культуре, так как низкий уровень двигательной активности у данного контингента приводит к избыточному весу.
Наиболее существенно отличаются у испытуемых с устойчиво-положительным и отрицательным отношением к физической культуре показатели ЖЕЛ (мальчики - 14,6%, р<0,05; девочки - 20,5%, р<0,05) и кистевой динамометрии (мальчики - 30,8%, р<0,01; девочки - 42,6%, р<0,01). Таким образом, выработанное позитивное отношение к физической культуре способствует формированию физического развития учащихся новых типов учебных заведений.
Анализ показывает, что занимающиеся с различным отношением к физической культуре существенно отличаются по всем анализируемым показателями физической подготовленности. Наиболее существенно различаются характеристики развития физических способностей у учащихся с устойчиво-положительным и отрицательным отношением к физической культуре.
Наиболее существенно учащиеся с позитивным отношением к физической культуре превосходили учащихся с негативным отношением в сгибании и разгибании рук в упоре лежа (мальчики - 61,2%, р<0,01; девочки - 63,8%, р<0,01), беге на 1000 м (мальчики - 13,0%, р<0,01; девочки - 12,2%, р<0,01). В других упражнениях (бег 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3 X10 м, наклон туловища вперед) преимущество данного
контингента было отмечено при пятипроцентном уровне значимости.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о разных уровнях физической подготовленности учащихся с различным отношением к физической культуре.
У 9-10-летних учащихся лицея анализ данных о структуре расходования времени показал, что наибольшее количество бюджета затрачивают на процесс учебы: уроки составляют 31,5 час в неделю, а выполнение домашнего задания - 17,7-25,3 час в неделю. Эти показатели занимают первый и второй ранги у данных испытуемых.
У девочек с устойчиво-положительным отношением помощь родителям составляет 8,5 часов в неделю и занимает третий ранг. Данный контингент имеет преимущество в продолжительности активных форм отдыха (игры и прогулки, занятия физической культурой и спортом).
У девочек с равнодушным и отрицательным отношением к физической культуре наибольший ранг имеют пассивные формы отдыха (просмотр телепередач, видеофильмов и слушание музыки). Такой контингент в основном выбирает те формы проведения времени, которые сопрягаются с нахождением дома. Физическая культура девочек равнодушных к этому виду деятельности составляет 2,2 часа (из них 1,5 часа - обязательные уроки физической культуры). У испытуемых с отрицательным отношением к физической культуре нами не выявлено времени на самостоятельные занятия физическими упражнениями.
У мальчиков структура использования времени несколько отличается. У них также как и у девочек в бюджете времени доминируют занятия в школе (ранг 1) и выполнение учебных занятий (ранг 2). Этот вид работы у данного контингента обследуемых, занимает около половины (50,1-52,0%) всего бюджета времени
У мальчиков с положительным отношением к физической культуре в большей мере проявляются активные формы работы и отдыха (помощь родителям, игры, прогулки). Большое внимание уделяется ими занятиям физической культурой и спортом. Мальчики с устойчиво-положительным отношением к физической культуре уделяют физическим упражнениям в среднем 9,3 часа в неделю, а с ситуационно-положительным - 8,2 часа в неделю. Соответственно они меньше уделяют внимания пассивным формам отдыха (просмотр телепередач, видеофильмов, слушание музыки, встречи с друзьями).
У мальчиков с равнодушным и отрицательным отношением к физической культуре превалируют пассивные формы отдыха (слушание музыки, просмотр телепередач, встречи с друзьями). Значительно меньше времени данный контингент тратит на игры и прогулки (соответственно 3,3 и 2,1 часов в неделю), мало самостоятельно занимаются физическими упражнениями, особенно с отрицательным отношением к физической культуре.
Таким образом, у учащихся лицея с различным отношением к физической культуре нами выявлены особенности использования бюджета времени, которые следует использовать в процессе их физкультурно-спортивной работы.
Нами анализировалась общая успеваемость и успеваемость по предмету «Физическая культура» у различного контингента обследуемых. Наиболее высокая общая средняя успеваемость выявлена нами у мальчиков с устойчиво-положительным отношением к физической культуре (х = 4,25 баллов). У мальчиков с негативным отношением к физической культуре общая успеваемость значительно ниже: школьники с равнодушным отношением к физической культуре - 4,02 балла, с отрицательным отношением - 3,96 баллов.
У девочек в целом прослеживается аналогичная закономерность, только наиболее высокая общая успеваемость получена у испытуемых с ситуационно-положительным отношением к физической культуре (х = 4,40 баллов). Также нами выявлено, что успеваемость по учебным дисциплинам у девочек выше.
Анализ успеваемости по предмету «Физическая культура» показывает существенные различия в успеваемости школьников в зависимости от их отношения к физической
культуре. Как у мальчиков, так и у девочек наиболее высокие показатели успеваемости по предмету «Физическая культура» достигнуты у учащихся с устойчивоположительным отношением к физической культуре. Успеваемость мальчиков по физической культуре выше только в группах с позитивным отношением к данной деятельности.
Результаты нашего исследования показали, что позитивное отношение к физической культуре, которое реализуется в активизации двигательного режима, оказывает положительное влияние на успеваемость школьников, на сформированность уровней их физического развития и физической подготовленности.
ВЫВОДЫ
1. По мере обучения в лицее уменьшается количество учащихся с позитивным
отношением к физической культуре. Существенно различаются показатели физического развития и физической подготовленности лицеистов с различным отношением к физической культуре: наиболее выражено отличаются у обучающихся с устойчиво-
положительным и отрицательным отношением.
2. У учащихся с позитивным отношением к физической культуре в большей мере проявляются активные формы работы и отдыха (помощь родителям, игры, прогулки, занятия физической культурой). У обучающихся с равнодушным и отрицательным отношением к физической культуре превалируют пассивные формы отдыха (слушание музыки, просмотр телепередач, встречи с друзьями).
ЛИТЕРАТУРА
1. Абольянина, С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абольянина С.Г. - Хабаровск, 2009. - 24 с.
2. Березина, Л. А. Оптимизация двигательного режима учащихся младшего школьного возраста в учебных заведениях нового типа : дис. ... канд. пед. наук / Березина Л. А. ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2003. - 148 с.
3. Копылов, Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания / Ю.А. Копылов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 7. -С. 10-16.
4. Мирошниченко, Л.И. Инновационная программа физического воспитания / Л.И. Мирошниченко, Е.А. Астраханцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 4. - С. 60-61.
5. Перков, А.В. Возрастные периоды интенсивности развития основных физических качеств учащихся младших классов общеобразовательных школ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6. - С. 55-59.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.071+796.5
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ
Ольга Владимировна Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обозначены основные проблемы профессиональной подготовки студентов по спортивно-оздоровительному туризму. Раскрываются подходы к процессу обучения студентов по спор-