ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Аспирант Т. А. Должикова,
доктор педагогических наук, профессор Ю. К. Чернышенко
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161
В статье показано, что ориентация физического воспитания школьников 13-14 лет, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности, на развитие абсолютных, а не относительных (проявляющихся при перемещении всего тела в пространстве) физических качеств и способностей позволяет повысить их успеваемость по физической культуре, нормализовать их психоэмоциональное состояние, успешно формировать желание заниматься физическими упражнениями.
ключевые слова: школьники 13-14 лет, уровень физической подготовленности, дифференцированное физическое воспитание.
введение. Изменение содержания и направленности физического воспитания в соответствии с индивидуальными (индивидуализация) и групповыми (дифференциация) особенностями учащихся позволяет в значительной мере повысить его качество, более эффективно решать оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи [3, 5, 7]. Это обусловливает интерес исследователей к поиску новых возможностей и вариантов реализации индивидуального и дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников [2, 4, 8].
Одним из принципиальных вопросов, ответ на который определяет направленность и содержание физического воспитания тех или иных групп учащихся, является определение специфики, отличительных черт этих групп. Так, в ряде предварительных исследований нами было установлено, что, с одной стороны, у учащихся 13-14 лет наблюдается значительное увеличение массы тела (причём у девочек - за счёт пассивного компонента) и, как следствие, увеличение весоросто-вого индекса и уменьшение относительной жизненной ёмкости лёгких; с другой стороны, нормативы физической подготовленности предусматривают постепенное повышение результатов в тестах, двигательное содержание которых заключается в перемещении всего тела
в пространстве (различные виды бега и прыжков). При этом с возрастом увеличивается число учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, оцененной преимущественно локомоторными тестами. Результаты же в тестах, связанных с перемещением внешних предметов (снарядов), у большинства учащихся растут с возрастом. Также было установлено, что в возрасте 13-14 лет наблюдается резкое повышение психоэмоциональной напряжённости и тревожности, связанной с уроком физической культуры, уменьшается число детей, желающих заниматься физическими упражнениями, что может быть расценено как неэффективное решение оздоровительных задач физического воспитания, а также задач привлечения детей к самостоятельным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.
Сказанное обусловило актуальность разработки методики физического воспитания для детей 13-14 лет, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности, с учётом особенностей их физиологического развития и доказательство её эффективности.
Методика. Направленность и содержание физического воспитания детей, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности, по тестам, рекомендованным программой по физической культуре и связанным с перемещением всего тела в пространстве, в экспериментальных группах были изменены. В этих группах физическое воспитание в большей мере было ориентировано на развитие абсолютных, а не относительных физических качеств и способностей. Была также разработана система оценки физической подготовленности учащихся, основу которой составляли тесты, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве.
Апробация предлагаемых направленности и содержания физического воспитания школьников, которые имеют в соответствии с тестами, рекомендованными программой по физической культуре, средний и низ-
кий уровень физической подготовленности, проводилась в течение одного учебного года.
Для формирующего педагогического эксперимента были сформированы следующие экспериментальные и контрольные группы: мальчики и девочки 13 лет, имеющие средний уровень физической подготовленности; мальчики и девочки 13 лет, имеющие низкий уровень физической подготовленности; мальчики и девочки 14 лет, имеющие средний уровень физической подготовленности; мальчики и девочки 14 лет, имеющие низкий уровень физической подготовленности - всего 4 экспериментальные и 4 контрольные группы мальчиков и 4 экспериментальные и 4 контрольные группы девочек.
У мальчиков и девочек 13 и 14 лет в течение эксперимента осуществлялся контроль уровня физической подготовленности по двум батареям тестов (предлагаемым программой и нелокомоторного характера).
В качестве тестов (предлагаемых) нелокомоторного характера применялись следующие: 1) метание набивного мяча весом 1 кг двумя руками сверху; 2) метание теннисного мяча на точность; 3) толчок набивного мяча весом 2 кг от груди; 4) безнагрузочный фитнес-тест По-лар; 5) жим гири лёжа (16 кг мальчики и 8 кг девочки).
Также контролировались показатели психоэмоциональной напряжённости (по данным вариационной пульсометрии по методике Р. М. Баевского [1] определялась «мощность очень низкочастотной составляющей» (МОНС) спектра), тревожности, связанной с уроком физической культуры (по методике «Шкала тревожности», разработанной по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» [6]), и желания заниматься физическими упражнениями (по результатам анкетирования).
Тестирование проводилось в начале и концеучебного года. В начале формирующего педагогического эксперимента все сформированные экспериментальные и контрольные группы были идентичны по показателям физической подготовленности и психоэмоционального состояния. В начале педагогического эксперимента примерно одинаково отвечали испытуемые 13 и 14 лет контрольных и экспериментальных групп на вопрос о желании заниматься физическими упражнениями.
Предполагалось, что если физическая подготовленность, оцененная при помощи тестов, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве, окажется выше, чем при помощи тестов, рекомендованных программой, и это позволит в значительной степени нормализовать показатели психоэмоционального состояния школьников, сохранить у них желание заниматься физическими упражнениями, то эффективность предлагаемых направленности и содержания физического воспитания школьников, имеющих различный уровень физического воспитания, будет доказана.
Результаты и их обсуждение. За время педагогического эксперимента в экспериментальных и контрольных группах произошли изменения как уровня физической подготовленности, так и психоэмоционального
состояния. Также изменилось отношение к занятиям физическими упражнениями.
Как следует из анализа полученных данных, достоверных различий у учащихся в контрольных и экспериментальных группах в результатах тестов, рекомендованных программой у мальчиков и девочек 13 лет, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности, не обнаружено.
В то же время в большинстве предлагаемых тестов для оценки физической подготовленности мальчиков и девочек 13 лет, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела, в экспериментальных группах были зафиксированы достоверно более высокие результаты (табл. 1).
Особо следует отметить, что у мальчиков и девочек 13 лет, имеющих средний и низкий уровень физической подготовленности (по данным тестов, рекомендованных программой), в экспериментальных группах все показатели тревожности, связанной с уроком физической культуры, оказались достоверно ниже, чем в контрольных группах (табл. 2).
Этот факт, безусловно, имеет самостоятельную ценность в связи с тем, что нормализация уровня тревожности снижает риск некоторых заболеваний.
В это же время снижающаяся (в экспериментальных группах) тревожность, связанная с уроком физической культуры, во многом обусловливает разнонаправленную динамику показателя желания заниматься физическими упражнениями в экспериментальных и контрольных группах у школьников 13 лет, имеющих средний и низкий (по данным тестов, рекомендованных программой) уровень физической подготовленности. Это приводит к тому, что у мальчиков и девочек 13 лет в экспериментальных группах число положительно отвечающих на вопрос о желании заниматься физическими упражнениями неизменно больше.
Несомненно, что таким изменениям показателей тревожности у школьников 13 лет способствовали как сама положительная динамика в тестах, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве, так и изменения в системе оценки успеваемости. Так, оценка средних показателей физической подготовленности учащихся 13 лет, принявших участие в формирующем педагогическом эксперименте по тестам, рекомендованным программой по физической культуре, позволяет говорить лишь о «среднем» и «низком» её уровне.
Оценка же показателей физической подготовленности по тестам, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве (что, как было установлено ранее, соответствует физиологическим изменениям, происходящим в организме мальчиков и, особенно, девочек этого возраста), позволяет сделать вывод о достаточно высоком их уровне. Безусловно, это способствует снижению тревожности, связанной с уроком физической культуры, и введение в систему оценки успеваемости данных о динамике показателей физической подготовленности: у большой
Таблица 1
Показатели физической подготовленности мальчиков и девочек 13 лет в конце формирующего педагогического эксперимента (по результатам предлагаемых тестов)*
Уровень подготовленности Пол Результаты тестов ( х±5 )
метание н/мяча (см) метание т/мяча (см) толчок н/мяча (см) Полар (У-е.) жим гири (раз)
средний М 1070±32,4 р<0,05 62±4,2 р<0,05 913±29,3 р<0,05 51±4Д р>0,05 33±2,5 р<0,05
средний М 968±3б,4 79±б,1 821±30,2 49±4,0 29±2,8
низкий м 1059±31,3 р<0,05 59±3,8 р<0,05 868±28,4 р<0,05 45±3,8 р>0,05 29±2,2 р<0,05
низкий м 90б±29Д 77±5,б 789±30,8 44±3,б 2б±2,5
средний ж 83 5 ±26,9 р<0,05 82±4,2 р<0,05 б78±27,б р<0,05 41±3,9 р>0,05 29±2Д р<0,05
средний ж 772±27,4 9б±5,3 60б±29,4 38±3,2 2б±2,5
низкий ж 842±25,3 р<0,05 70±4,4 р<0,05 680±2б,4 р<0,05 38±3,6 р>0,05 28±2,0 р<0,05
низкий ж 761 ±26,4 98±4,8 603±28,4 37±3,3 25±2,3
*Вверху приведены результаты испытуемых экспериментальных, внизу - контрольных групп.
Таблица 2
Показатели психоэмоционального состояния мальчиков и девочек 13 лет в конце формирующего
педагогического эксперимента*
Уровень подготовленности Пол Результаты тестов ( х±5 )
МОНС Тревожность (баллы)
общая школьная самооценочная межлично стная
средний М 38±3,5 р>0,05 74±б,5 р<0,05 25±1,б р<0,05 25±1,5 р<0,05 24±1,б р<0,05
средний М 42±4Д 90±7,2 31±1,9 30±2Д 29±1,9
низкий м 41±4,0 р>0,05 84±б,9 р<0,05 29±1,5 р<0,05 29±1,б р<0,05 2б±1,б р<0,05
низкий м 45±4,2 108±8Д 37±2Д Зб±2,2 35±2,3
средний ж 49±4,4 р>0,05 79±б,8 р<0,05 2б±1,8 р<0,05 28±1,4 р<0,05 25±1,8 р<0,05
средний ж 51±4,7 100±7,5 34±2,5 34±2,4 32±2Д
низкий ж 51±4,8 р>0,05 88±7,2 р<0,05 30±1,8 р<0,05 29±1,5 р<0,05 29±1,4 р<0,05
низкий ж 55±4,9 113±8,2 37±2,3 38±2,4 38±2,б
*Вверху приведены результаты испытуемых экспериментальных, внизу - контрольных групп.
части учащихся 13 лет вследствие значительного увеличения массы тела, особенно у девочек, результаты в тестах, связанных с перемещением всего тела в пространстве, могут не только стабилизироваться, но и снижаться; в тестах же, не связанныых с перемещением всего тела в пространстве, результатыы с возрастом растут, причём при применении в процессе физического воспитания соответствующих упражнений они растут достаточно быстро.
Изменение направлеиности и содержания физического воспитания малвчннов и девочек 14 лет, уровень физической подготовленности которых в соответствии с тестами, рекомендованными программой, был оце-
нен как среднии и низкии, привело к результатам, во многом схожим с полученными у мальчиков и девочек 13 лет. Так, при равенстве результатов в тестах, рекомендованных программой, мальчики и девочки из экспериментальных групп в конце формирующего педа-гогического эксперимента показали достоверно более высокие результаты в большинстве применявшихяя тестов, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве (табл. 3).
Отсутствие достоверных различий результатов теста Полар у испытуемых в экспериментальных и контрольных группах во всех рассматриваишихся случаях, а также в жиме гири у мальчиков 14 лет, имеющих сред-
Таблица 3
Показатели физической подготовленности мальчиков и девочек 14 лет в конце формирующего педагогического эксперимента (по результатам предлагаемых тестов)*
Уровень подготовленности Пол Результаты тестов ( х±5 )
метание н/мяча (см) метание т/мяча (см) толчок н/мяча (см) Полар (У- жим гири (раз)
средний М 1245±42,3 р<0,05 59±5,2 р<0,05 917±38,2 р<0,05 51±4,2 р>0,05 33±2,б р>0,05
средний М 1127±40,5 71±6,9 849±39,4 51±3,6 32±2,8
низкий м 1240±41,4 р<0,05 50±4,3 р<0,05 88б±3б,5 р<0,05 46±3,8 р>0,05 32±2,7 р<0,05
низкий м 1085±39,2 71±5,9 795±38,2 47±3,6 28±2,7
средний ж 902±28,4 р<0,05 60±5,1 р<0,05 731±34,3 р<0,05 42±3,2 р>0,05 31±2,8 р<0,05
средний ж 841±2б,б 90±7,9 654±35,6 40±ЗД 29±2,б
низкий ж 895±25,4 р<0,05 58±5,б р<0,05 733±33,4 р<0,05 41±3,3 р>0,05 30±2,9 р>0,05
низкий ж 840±2б,3 85±7,2 653±36,5 39±3,4 28±2,4
*Вверху приведены результаты испытуемых экспериментальных, внизу - контрольных групп.
ний уровень физической подготовленности, и девочек 14лет, имеющих низкий уровень физической подготовленности, очевидно, объясняется высоким варьиро-аанием результатов и высокой дискретностью единиц измерения (особенно в жиме гири). Величины же прироста результатов во всех предлагаемых тестах гораздо выше в экспериментальных группах и у мальчиков, и у девочек.
Оценка уровня физической подготовленности (как одного из важнейших показателей! успеваемости по физической культуре) в соответствии с тестами, не связанными с перемещением всего тела в пространстве, учёт при оценивании успеваемости выраженной динамики резульаатов в этих тестах позволили добиться у мальчиков и девочек 14 лет в экспериментальных группах снижения всех показателей тревожности, связанной с уроком физической культуры.
Как следует из анализа данных таблицы 4, показатели тревожности у мальчиков и девочек 14 лет, имеющих различный уровень физической подготовленности (по резульаатам тестов, рекомендованных программой), оказались к концу формирующего педагогического эксперимента достоверно меньше в экспериментальных группах. Показатели психоэмоциональной напряжённости также оказаиисс моньше в эксперименталжных группах, жднако их различия не достиглр достоверных веппахн.
Снижение показателей тревожности у мальчиков и девоиек 14 лет к экспериментальных группах прикело к положительно й динамике показателя желания заниматься физическими упикжнениями. Это явилось при-чиьой того, что мо зсех эксперименталяных группих мнльчиков и девочек 14 лет в ионце формирующего педагогического эксперимента поназателр желзния заниматься физикескими упражнениями оказался знази-
тельно выше, чем в контрольных группах. Причём особенно ярко нти различия выфаженыудевочек.
Выводы. Таким образом, предлагаемые изменения направленности и содержания физического воспитания школьников средних классов позволили у мальчиков и девочек 13 и 14 лет, имеющих по данным тестов, рекомендованных программой, средний и низкий уровень физической подготовленности, добиться значительного прогресса физической подготовленности в тестах, соответствующих физиологическим изменениям, происходящим в их организме и не связанных с перемещением всего тела в пространстве, в значительной мере снизить тревожность, связанную с уроком физической культуры, и сохранить у них желание заниматься физическими упражнениями. Это, в целом, позволяет считать доказанной целесообразность дифференцирования направленности и содержания физического воспитания школьников средних классов, имеющих [различный уровень физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М.: Медицина, 1997.
2. Бгуашев, А. Б. Дифференцированный подбор средств развития двигательных кичеств школьников 7-12 лет: аатореф. дис.... канд. ыед. наук /А. Б. Бгуашев. - Ма леоп, 1998.-223 с.
3. Боча рова, Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физикеском воспитании мальчиков и девокек / Н. Боварова // Дошкольноа воспитание. -1997. -№12.- С. 72-р5.
4. Короткова, Е. А. Оптимизация учебного процесса по физиреской культуре т школе ня очноне технологии диффеыевцировазного физ^клетурного образования
школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. А. Корот-кова. - Омск, 2000. - 46 с.
5. Немцев, О. Б. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О. Б. Немцев, Р. С. Козлов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков, 2009. - № 3. - С. 145-160.
6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. - М.: Вла-дос, 2001. - 384 с.
7. Цыренова, В. Б. Об индивидуализации, дифференциации и интеграции обучения / В. Б. Цыренова // Индивидуальное развитие человека в свете универсальной антропологии: мат. 9 Всерос. науч.-практ. семинара. -Томск: Том. гос. пед. ун-т, 2001. - С. 88-91.
8. Шевцов, В. В. Теоретико-методические аспекты дифференцированного физкультурного образования / В. В. Шевцов // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: мат. науч. конф. - Омск, 1996. - С. 91-92.
DIFFERENTIATED PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN AGED 13-14 DEMONSTRATING DIFFERENT LEVELS OF PHYSICAL FITNESS
T. Dolzhikova, Post-Graduate Student,
Ju. Chernishenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161
The article argues that physical education of school children aged 13-14 demonstrating low or average physical fitness, aimed at the development of absolute (not relative; displayed in the space movement of the whole body) qualities and abilities helps to improve
students' grades in physical education, stabilize their emotional condition, and motivate them to take up physical exercising.
Keywords: school children aged 13-14; level of physical fitness; differentiated physical education.