Научная статья на тему 'Региональные особенности физического и биологического развития подростков г. Красноярска в период школьного обучения'

Региональные особенности физического и биологического развития подростков г. Красноярска в период школьного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / BIOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Теппер Елена Александровна, Намазова-баранова Л. С., Таранушенко Т. Е., Гришкевич Н. Ю.

Цель настоящего исследования на основе комплексной оценки показателей физического, полового и биологического развития уточнить закономерности развития подростков в современных условиях с учетом возраста и половой принадлежности в условиях школьной образовательной среды. Выполнено когортное проспективное наблюдение, которое осуществлялось одномоментно в нескольких школах г. Красноярска, с включением всех детей, окончивших начальную школу на начало исследования. Общая продолжительность наблюдения составила 5 лет. В работу включены результаты обследования 437 школьников. Представленные данные раскрывают некоторые тенденции и закономерности процессов роста и развития подрастающего поколения и могут быть использованы для составления результатов оценки физического развития при динамическом наблюдении за подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Теппер Елена Александровна, Намазова-баранова Л. С., Таранушенко Т. Е., Гришкевич Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности физического и биологического развития подростков г. Красноярска в период школьного обучения»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

© Коллектив авторов, 2016

Е.А. Теппер1, Л.С. Намазова-Баранова2, Т.Е. Таранушенко1, Н.Ю. Гришкевич1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ г. КРАСНОЯРСКА В ПЕРИОД ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, г. Красноярск, 2ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, Москва, РФ

Цель настоящего исследования — на основе комплексной оценки показателей физического, полового и биологического развития уточнить закономерности развития подростков в современных условиях с учетом возраста и половой принадлежности в условиях школьной образовательной среды. Выполнено когортное проспективное наблюдение, которое осуществлялось одномоментно в нескольких школах г. Красноярска, с включением всех детей, окончивших начальную школу на начало исследования. Общая продолжительность наблюдения составила 5 лет. В работу включены результаты обследования 437 школьников. Представленные данные раскрывают некоторые тенденции и закономерности процессов роста и развития подрастающего поколения и могут быть использованы для составления результатов оценки физического развития при динамическом наблюдении за подростками. Ключевые слова: подростки, физическое развитие, биологическое развитие. Цит.: ЕА. Теппер, Л.С. Намазова-Баранова, Т.Е. Таранушенко, Н.Ю. Гришкевич. Региональные особенности физического и биологического развития подростков г. Красноярска в период школьного обучения. Педиатрия. 2016; 95 (5): 147-152.

E.A. Tepper1, L.S. Namazova-Baranova2, T.E. Taranushenko1, N.Y. Grishkevich1

REGIONAL FEATURES OF THE PHYSICAL AND BIOLOGICAL DEVELOPMENT OF KRASNOYARSK ADOLESCENTS DURING

SCHOOL PERIOD

Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky, Krasnoyarsk; Scientific Center of Children's Health, Moscow, Russia

Objective of the research — to clarify adolescents development patterns in modern conditions considering age and sex in school educational environment basing on a comprehensive assessment of physical, sexual and biological development indicators. The article describes a cohort prospective study performed simultaneously in several Krasnoyarsk schools, which included all children who have completed primary school at the beginning of the study. The total duration of the survey was 5 years. The work includes the results of 437 students examination. Presented data reveal some trends and patterns of adolescents growth and development processes and can be used to compile the physical development evaluation results for dynamic monitoring of adolescents. Keywords: adolescents, physical development, biological development.

Quote: EA. Tepper, L.S. Namazova-Baranova, T.E. Taranushenko, N.Y. Grishkevich. Regional features of the physical and biological development of Krasnoyarsk adolescents during school period. Pediatria. 2016; 95 (5): 147-152.

Контактная информация:

Теппер Елена Александровна - д.м.н., доц. каф.

поликлинической терапии, семейной медицины

и ЗОЖ с курсом ПО, КрасГМУ

им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Адрес: Россия, 660022, г. Красноярск,

ул. Партизана Железняка, 1

Тел.: (902) 991-63-94, E-mail: [email protected]

Статья поступила 8.02.16,

принята к печати 30.06.16.

Contact Information:

Tepper Elena Alexandrovna - Ph.D., Associate prof. of Outpatient Therapy, Family Medicine and Healthy Lifestyle Department, Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky Address: Russia, 660022, Krasnoyarsk, Partizana Zheleznyaka str., 1

Tel.: (902) 991-63-94, E-mail: [email protected]

Received on Feb. 8, 2016,

submitted for publication on Jun. 30, 2016.

147

В практической деятельности врача индивидуальный подход к ребенку с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей необычайно важен. Согласно известным педиатрическим подходам онтогенез ребенка включает в себя определенные этапы развития, которые характеризуются разной степенью физической и психической зрелости, особенностями течения патологических состояний, спецификой взаимодействия организма с окружающей средой. Это сопровождается постепенными изменениями мор-фофизиологических особенностей отдельных органов и всего организма, совершенствованием адаптивных реакций, изменением психологических качеств ребенка [1-4].

Вопросы периодизации весьма спорны в силу отсутствия единого мнения о критериях границ между возрастными этапами. Определенное значение в этом процессе имеют критические периоды развития, особенностью которых является высокая чувствительность организма к различным внешним раздражителям. В связи с этим их называют также чувствительными или сенситивными [5-9].

Согласно классическим педиатрическим подходам (И.М. Воронцов, А.В. Мазурин, 2009) период старшего школьного возраста или полового созревания начинается с 12-летнего возраста и характеризуется значительными изменениями в различных органах и системах.

Именно в этот период отмечается ускорение темпов роста и развития с высокой вероятностью нарушений, которые должны расцениваться как показатель неблагополучия в состоянии здоровья. Физическое развитие (ФР) детей - один из главных критериев состояния здоровья детской популяции, отражающий влияние эндо- и экзогенных факторов. Именно поэтому необходимо получение своевременной информации о ФР подрастающего поколения.

Особенности ФР современных школьников кроются в социально-экономических условиях жизни и характере внутришкольной образовательной среды. Высокая учебная нагрузка и низкая мотивация здорового образа жизни приводят к формированию избыточной массы тела (МТ), ожирению, а также развитию различных функциональных нарушений.

Важный аспект проблемы в оценке здоровья подростков - изучение биологической зрелости. При организации профилактической работы и различных видов деятельности школьников получил признание принцип дифференцированного индивидуального подхода, который базируется на внутригрупповых типологических особенностях развития растущего организма. Необходимость учета биологического возраста при оценке ФР диктуется тем, что выявление детей и особенно подростков с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и обнаружению «предболезни» [10-18].

Цель настоящего исследования - на основе комплексной оценки показателей физического, полового и биологического развития уточнить закономерности развития подростков в современных условиях с учетом возраста и половой принадлежности в условиях школьной образовательной среды.

Материалы и методы исследования

Выполнено когортное проспективное наблюдение, которое осуществлялось одномоментно в нескольких школах г. Красноярска, с включением всех детей, окончивших начальную школу на начало исследования. Созданная выборка позволила сформировать параллельные группы с учетом пола с последующей динамической оценкой основных признаков, характеризующих физическое и биологическое развитие школьников. Обследование проводилось после получения информированного согласия родителей детей в декретированные сроки (по окончанию начальной школы и к концу обучения). Общая продолжительность наблюдения составила 5 лет. В работу включены результаты обследования 437 школьников.

Одновременную оценку длины и МТ выполняли по центильным таблицам для выделения групп детей с гармоничными и/или дисгармоничными вариантами развития; при этом нормальное ФР (гармоничное) предполагает соответствие длины тела ребенка возрасту (в пределах 25-75-го перцентиля) с условием, что МТ соответствует длине [10]. При дисгармоничном ФР соотношение длины и МТ нарушено в любую сторону. Данный подход позволил выделить следующие подгруппы обследованных:

• ниже среднего гармоничное/дисгармоничное (рост 10-25-й центиль, МТ соответствует/не соответствует росту);

• среднее гармоничное (ростовые показатели находятся в пределах 25-75-го центиля);

• выше среднего гармоничное/дисгармоничное (рост 75-90-й центиль, МТ соответствует/не соответствует росту).

В 2005 г. экспертами ВОЗ проведено многоцентровое исследование по эталонам роста (МИЭР) в разных регионах мира. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания и принадлежности к разным этническим группам и культурам. В связи с этим параллельно оценивали индекс Кетле II, который рассчитывали по формуле: МТ (кг)/длина тела (м2).

Дети, у которых индекс Кетле II находится в интервале от 25-го до 75-го центиля для данной длины тела, относились в группу с гармоничным ФР; при значении индекса менее 15-го центиля для данной длины тела ФР расценивали как ухудшенное за счет дефицита МТ (ДМТ); при индексе выше 85-го центи-ля дисгармония была обусловлена избыточной МТ (ИМТ).

Оценку уровня биологической зрелости выполняли по следующим показателям: зубная формула (подсчет числа постоянных зубов и последовательность их прорезывания), рост и прибавка в росте за последний год, половое развитие по Таннеру. При наличии 2 и более признаков, не соответствующих возрасту, ребенок соответственно относился к категории «опережение» или «отставание» биологического возраста.

Выполненные исследования соответствовали этическим стандартом биоэтического комитета, входящего в состав КГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого,

148

Распределение вариантов ФР у подростков в пределах нормативных перцентильных интервалов за период 5-летнего наблюдения

Период обучения Варианты ФР Группы обследованных р

всего а девочки в мальчики с

После окончания начальной школы всего 100 (335)* 100 (169) 100 (166)

ниже среднего дисгармоничное 3,6 (12) 3,5 (6) 3,6 (6) рв,с> 0,05

ниже среднего гармоничное 6,6 (22) 5,3 (9) 7,8 (13) рв с> 0,05

среднее гармоничное 74,3 (249) 71 (120) 77,7 (129)

среднее дисгармоничное 2,7 (9) 3 (5) 2,4 (4)

выше среднего гармоничное 6,3 (21) 8 (13) 4,8 (8) рв,с> 0,05

выше среднего дисгармоничное 6,6 (22) 9,5 (16) 3,6 (6) рв,с> 0,05

Завершение школьного обучения всего 100 (303) 100 (153) 100 (150)

ниже среднего дисгармоничное 3 (9) 2 (3) 4 (6) рв,с> 0,05

ниже среднего гармоничное 7,6 (23) 6,5 (10) 8,7 (13) рв с> 0,05

среднее гармоничное 74,6 (226) 73,8 (113) 75,3 (113) рв с> 0,05

среднее дисгармоничное 4,6 (14) 4,6 (7) 4,7 (7)

выше среднего гармоничное 5,3 (16) 6,5 (10) 4 (6) рв,с> 0,05

выше среднего дисгармоничное 4,9 (15) 6,5 (10) 3,3 (5) рв,с> 0,05

Здесь и в табл. 2 и 3: *данные представлены в %, в скобках - абсолютное число.

Таблица 2

Распределение подростков с различными показателями индекса Кетле в пределах нормативных перцентильных интервалов за период 5-летнего наблюдения

Период обучения Центильные коридоры Группы обследованных р

всего а девочки в мальчики с

После окончания начальной школы всего 100 (335)* 100 (169) 100 (166)

дисгармоничное с ДМТ 3,5 (12) 3,5 (6) 3,6 (6) рв,с>0,05

гармоничное 87,2 (292) 84,0 (142) 90,4 (150) рв,с>0,05

дисгармоничное с ИМТ 9,2 (31) 12,4 (21) 6,0 (10) рв,с>0,05

Завершение школьного обучения всего 100 (303) 100 (153) 100 (150)

дисгармоничное с ДМТ 3,0 (9) 2,0 (3) 4,0 (6) рв,с>0,05

гармоничное 87,5 (265) 86,9 (133) 88,0 (132) рв,с>0,05

дисгармоничное с ИМТ 9,6 (29) Р!,ГУ=0,04** 11,1 (17) 8,0 (12) рв,с>0,05

**Достоверность различий внутри рассматриваемой группы на различных этапах наблюдения.

разработанным в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной ассоциации «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» с поправками 2000 г. и «Правилами клинической практики в Российской Федерации», утвержденными приказом № 266 МЗ РФ от 19.06.2003 г.

Результаты и их обсуждение

Первичное обследование подростков (начало пубертата) показало следующее: при оценке ФР подростков средние значения роста имели 77% обследованных, из них у большей части детей МТ соответствовала росту (гармоничные варианты - 74,3%), но у 2,7% отмечено дисгармоничное ФР (табл. 1). Значения роста ниже среднего имели 10,2% школьников, среди

которых преобладали гармоничные варианты - 6,6%. Ускоренные темпы роста выявлены у 12,9% учащихся с равным распределением обследованных, имеющих гармоничное и дисгармоничное развитие - 6,3 и 6,6% соответственно. Уточнение форм дисгармоничного ФР показало, что ИМТ имели 9,2% подростков, ДМТ выявлен в 3,5% случаев (табл. 2). Результаты обследования не выявили гендерных различий в рассматриваемых группах. Сравнение полученных сведений с показателями отдельных регионов России и с данными ВОЗ указывает на сопоставимость полученных результатов в целом, однако при анализе групп школьников с особенностями ФР совпадение оценок с учетом вариантов гармоничности снижается в сторону сокращения числа детей г. Красноярска, имеющих отклонения в МТ и росте.

149

Распределение вариантов биологического развития у подростков за период 5-летнего наблюдения

Период обучения Параметры Группы обследованных

всего девочки 11-13 лет мальчики 11-13 лет

После окончания начальной школы 100 (335) 100 (169) 100 (166)

Длина тела, см, M±a 144,11±1,69 146,27±2,11 145,72±0,72 148,54±2,28

Погодовая, прибавка, см 5-10 5-8

Показатели полового созревания

с опережением (17) (8)

средний темп (142) (143)

с отставанием (10) (15)

число постоянных зубов 23-28 25-28 23-25

Завершение школьного обучения 100 (303) 100 (153) 100 (150)

Длина тела, см, M±a 164,42±0,76 165,21±0,81 170,27±2,06 172,87±0,81

Погодовая, прибавка, см 1-3 3-9

Показатели полового созревания

с опережением (6) (6)

средний темп (135) (129)

с отставанием (12) (15)

В качестве критериев для оценки биологического возраста у детей и подростков стало традиционным использовать длину и МТ, зубную формулу и половое созревание, которые сопряжены с уровнем биологической зрелости организма ребенка. Изучение особенностей биологического развития с учетом роста и темпов ежегодного прироста, а также сроков прорезывания постоянных зубов и полового развития показало, что у 85,1% школьников имеется соответствие паспортного и биологического возраста, однако доля детей с морфофункциональной незрелостью составила 9,3%, ускоренное биологическое созревание отмечено в 5,3% случаев (табл. 3). Известно, что с биологическим возрастом коррелируют многие функции организма, система реактивности, механизмы адаптации, иммун-нологической защиты, интеллекта и др. Норма или соответствие биологического возраста календарному свидетельствует о благополучии развития и функционирования основных систем. Важно, что отставание биологической зрелости, размеров и пропорций тела может указывать на наличие патологии или неадекватности среды для оптимального развития ребенка. Выявленный нами высокий процент учащихся с мор-фофункциональной незрелостью указывает на необходимость пристального внимания к каждому 10-му подростку в начале пубертата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При уточнении отдельных параметров биологической зрелости не выявлено гендерных особенностей в показателях длины тела и темпах ежегодного прироста на начало пубертата, хотя тенденция к более высоким темпам роста отмечена в группе девочек (табл. 4). Число постоянных зубов составило 25-28, что соответствует возрастной норме в обеих обследуемых группах. Наибольший вклад в нарушение биологического развития вносят снижение темпов роста и несоответствие сроков появления вторичных половых признаков календарному возрасту.

Рассмотрены сроки появления признаков полового созревания в течение периода наблюдения с уточнением доли детей, имеющих отклонения в становлении пубертата по данному параметру. Соответствие шкале Таннера имели 84,1% девочек и 86,1% мальчиков. Опережение шкалы Таннера среди девочек встречалось в 2 раза чаще и установлено в 10,1% случаев против 4,8% у мальчиков, что свидетельствует о преобладании девочек с ускоренным темпом полового созревания в начале пубертата. Важно, что на данном этапе наблюдения 9% мальчиков отставали в сроках появления вторичных половых признаков; задержка пубертата может сопровождаться негативными проявлениями: задержка роста, что крайне болезненно переживают подростки, депрессивные состояния, снижение минеральной плотности костной ткани и др. Поэтому любую задержку пубертата необходимо рассматривать как донозологическое состояние, требующее дообследования и лечения по показаниям.

Последующее обследование подростков к окончанию школы (завершение периода полового созревания) показало ряд особенностей этого возраста. Средние значения роста на момент исследования имели 79,2% обследованных, из них гармоничные варианты превалировали и составили 74,6%; при этом отмечена тенденция к увеличению доли подростков с дисгармоничными вариантами развития до 4,6% против 2,7% в начале наблюдения. Показатели роста ниже среднего имели 10,6% подростков, среди которых преобладали гармоничные варианты - 7,6%, доля которых не имела существенных различий с предыдущим этапом. Школьники с ускоренным темпом роста составили 10,2%, из которых в 4,9% случаев отмечено несоответствие роста и МТ (дисгармоничные варианты). Уточнение формы дисгармоничности с учетом индекса Кетле показало, что ИМТ имеет место у 9,6% подростков (преимущественно у дево-

150

Сроки появления признаков биологического развития у девочек

Возраст, годы Длина тела, см M±a Число постоянных зубов Показатели полового созревания, баллы

Ax Р Ма Ме

11 144,11±1,69 24-27 0-1 0-1 1 -

12 146,27±2,11 24-27 1-2 1-2 1-2

13 148,28±2,05 25-28 2-3 2-3 2-3 +

14 154,85±2,07 28 3 3 3 +

15 159,78±3,08 28 3 3 3 +

16 164,42±0,76 28 3 3 3 +

17 165,21±0,81 28 3 3 3 +

Таблица 5

Сроки появления признаков биологического развития у мальчиков

Возраст, годы Длина тела, см M±a Число постоянных зубов Показатели полового созревания, баллы

Ax Р V F

11 145,72±0,72 16-24 0 0 0 0

12 148,54±2,28 21-27 0 0-1 0 0

13 154,50±3,6 27 1-2 1-2 0 0

14 165,51±3,6 27 1-2 2 0-1 0

15 170,27±2,06 28 2-3 2-3 1-2 0-1

16 172,87±0,81 28 3 3 3 1-2

17 172,16±2,44 28 3 3 3 2-3

чек), ДМТ установлен в 3,9% случаев (с наибольшей выявляемостью у мальчиков). Гендерные различия в рассматриваемых группах не установлены.

Рассмотрены особенности биологического развития с учетом темпов роста и полового развития. Установлено, что у 87,1% подростков имеется соответствие паспортного и биологического возраста, однако доля детей с морфофункциональной незрелостью составила 6,9%, ускоренное биологическое созревание зарегистрировано в 5,9% случаев (табл. 3). Важно, что среди школьников с отставанием биологического возраста доля мальчиков статистически значимо преобладала (р=0,005) и составила 10% против 3,9% девочек. Опережение биологического возраста выявлялось с одинаковой частотой среди подростков мужского и женского пола. При оценке отдельных признаков биологического развития установлен значительно более высокий темп роста у мальчиков (3-9 см/год), при этом средние показатели роста не имеют гендерных различий, что свидетельствует о их «догоняющем росте» в более старшем подростковом возрасте. Характеристика полового развития показала соответствие шкале Таннера у 94,1% девочек и у 94,7% мальчиков (табл. 4 и 5). Несоответствие с отставанием признаков пубертата у девочек отмечено в 2% случаев, обусловленное преимущественно недоразвитием молочных желез и отсутствием менархе; у мальчиков поздний пубертат выявлен в 1,3% случаев. Однако при уточнении значимости изучаемых признаков биологического созревания наибольший вклад в морфо-функциональную незрелость подростков на данном этапе наблюдения вносят сниженные показатели ФР.

Таким образом, подростковый возраст, чрезвычайно важный в физиологическом, психологическом и социальном становлении человека, характеризуется

определенными особенностями физического, полового и биологического развития с интенсивно протекающими процессами роста и развития, которые обусловлены преимущественно влиянием половых гормонов и нейроэндокринной перестройкой.

Выводы

1. На начало пубертата оценка ФР характеризуется изменением ростовых показателей со снижением и увеличение длины тела у 10,2 и 12,9% школьников; к завершению периода полового созревания обозначенные доли подростков существенно не изменяются и составляют 10,6 и 10,2% соответственно, при двукратном преобладанием доли девочек с ростом выше средних значений на всех этапах наблюдения.

2. Дисгармоничные варианты ФР на этапе вступления в пубертат и к завершению школьного обучения имеют 11,7 и 12,6% подростков, среди которых дефицит и избыток МТ выявляется у 3,5 и 9,5% учащихся соответственно, при этом избыточный вес среди девочек преобладает на всех этапах наблюдения.

3. Биологическое развитие, не соответствующее календарному возрасту, выявляется у 14,6% школьников на начало пубертата и у 12,8% к возрасту завершения полового созревания, что обусловлено сниженными ростовыми показателями, а также (в меньшей степени) задержкой сроков появления вторичных половых признаков.

4. Представленные данные раскрывают некоторые тенденции и закономерности процессов роста и развития подрастающего поколения и могут быть использованы для составления результатов оценки ФР при динамическом наблюдении за подростками.

Конфликт интересов: авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.

151

Литература

1. Баранов АА., Намазова-Баранова Л.С., Альбиц-кий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012; 11 (2): 7-10.

2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Ямпольская ЮА. Тенденции роста и развития московских школьников старшего подросткового возраста на рубеже тысячелетий. Гигиена и санитария. 2009; 2: 18-20.

3. Баранов АА. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. 2012; 91 (3): 9-14.

4. Коломиец И.Н., Журавлев Ю.И. Разработка технологии полипараметрической сестринской трехкомпонентной оценки здоровья подростков. Медицинская сестра. 2011; 2: 41-46.

5. Муслимова Р.С. Влияние предметных Олимпиад на функциональное состояние организма старшеклассников. Гигиена и санитария. 2012; 2: 61-63.

6. Кудряшова Л.В. Формирование здорового образа жизни юношей-подростков: факторы влияния. Здравоохранение. 2011; 7: 74-80.

7. Профилактическая педиатрия. А.А. Баранов, ред. М.: Союз педиатров России, 2012: 692.

8. Педиатрия+ CD. Национальное руководство, 2 тома. А.А. Баранов, ред. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009: 2048.

9. Педиатрия. Национальное руководство. Краткая версия. Н.Н. Володин, ред. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013: 896.

10. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. 2-е изд. СПб.: Фолиант, 2009: 1001.

11. Репина А.П. Лукина С.Ф., Морозова Л.В. Особенности биологической зрелости детей Архангельской области, про-

живающих в районах с разной степенью йододефицита. Вестник новых медицинских технологий. Тематический выпуск: Немедикаментозное воздействие. 2011; 3: 316-319.

12. Теппер ЕА., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Оценка гармоничности физического развития детей в период школьного обучения. Вестник КрасГАУ. 2012; 10: 241-246.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000.

14. Теппер ЕА., Таранушенко Т.Е. Динамическая оценка гармоничности физического развития детей, начавших обучаться в школе в разном возрасте. Российский педиатрический журнал. 2012; 2: 60-63.

15. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. А.А. Баранов, В.Р. Кучма, ред. М.: Союз педиатров России, 2013: 192.

16. Клинические рекомендации. Педиатрия. 2-е изд. А.А. Баранов, ред. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009: 432.

17. Eperjesi F. Optometric assessment and management in dyslexia. Optometry today. 2000; 15: 20-25.

18. Evans BJV, Drasdo N, Richards IL. Investigation of accommodative and binocular function in dyslexia. Ophthal. Physiol. Opt. 1994; 1 (14): 5-10.

19. Александров АА., Звездина И.В., Котова М.Б., Березина Н.О, Иванова Е.И., Ваганов А.Д. Оценка состояния здоровья школьников г. Мурманска. Педиатрия. 2015; 94 (6): 170-175.

РЕФЕРАТЫ

ВЛИЯНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЬНОМ ПОЧЕЧНОЙ ТЕРАПИИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ НА ДОЛГОСРОЧНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

30-ЛЕТНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Задача исследования - оценить социально-профессиональные результаты через 30 лет после заместительной почечной терапии (ЗПТ) и изучить предикторы этих результатов. Выборка включала всех пациентов-голландцев, родившихся до 1979 г. и получивших ЗПТ в возрасте <15 лет в 1972-1992 гг. Показателями результатов являлись данные о семейном положении, уровне образования и профессиональном статусе, собранные в 2000 и 2010 гг. у 80 из 152 оставшихся в живых пациентов. В 2000 г. участники также заполнили анкету «Жизненный путь», в котором ретроспективно оценивались достижения этапов развития и взросления. Социопрофессиональные показатели 2010 г. сравнивали с показателями общей популяции и с результатами 2000 г. Для выявления факторов, определяющих социопрофессиональные результаты, использовался логистический регрессионный анализ. Средний возраст и период ЗПТ в 2010 г. составили 40,6 лет (диапазон 32,1-52,4) и 28,9 лет (диапазон 18,1-39,7) соответственно. Пациенты с меньшей вероятностью были трудо-

152

устроены (62,5% против 81%) и имели детей (28,8% против 64,8%) по сравнению с общей популяцией соответствующего возраста. Сопутствующие заболевания, диализ и меньшие успехи в развитии были связаны с неблагоприятными последствиями. По сравнению с 2000 г., в 2010 г. больше пациентов жили с партнерами (68,8% против 43%) и получили более высокий уровень образования (22,5% против 13,9%). Тем не менее, в 2010 г. все больше пациентов не могли работать по медицинским показаниям (36,3 % против 16,3%). Пациенты, пережившие терминальную стадию почечной болезни в детском возрасте, достигают социальной автономии и оптимального уровня образования в более старшем возрасте, чем представители общей популяции. Осведомленность специалистов в области здравоохранения о потенциале этих детей и психосоциальная помощь могут улучить их социопрофессиональное развитие.

Lidwien A. Tjaden, Heleen Maurice-Stam, Martha A. Grootenhuis, Kitty J. Jager, Jaap W. Groothoff. The Journal of Pediatrics. 2016; 171: 189-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.