ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонов, В.Н. Физиологические факторы, определяющие физическую работоспособность / В.Н. Артамонов. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 45 с.
2. Бойцов, С. А. Влияние пожаробезопасной гипербарической дыхательной газовой смеси на функциональное состояние дыхательной системы, сердечнососудистой системы и физическую работоспособность / С.А. Бойцов, Д.В. Черкашин,
B. С. Никифоров // Медицинское обеспечение личного состава Военно-морского флота (история, современность, перспективы) : материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Российского Военно-Морского Флота. - СПб., 1996. - С. 186-187.
3. Бреслав, И.С. О предельно допустимых физических нагрузках в условиях увеличенного сопротивления дыханию / И.С. Бреслав, Г.Г. Исаев, А.М. Шмелева // Физиология экстремальных состояний и индивидуальная защита человека / под ред. Е.И. Воробъева. - М., 1986. - С. 89.
4. Горанчук, В.В. Гипокситерапия / В.В. Горанчук, Н.И. Сапова, А.О. Иванов.
- СПб. : ЭЛБИ, 2003. - 534 с.
5. Кулешов, В.И. Выбор метода баротерапии - периодической гипобарической или гипербарической оксигенации / В.И. Кулешов, И.В. Левшин. - СПб. : Ювинта,
2002. - 208 с.
6. Коваленко, Е.А. Гипоксическая тренировка в медицине // Hyp. Med. J. -1993. - № 1. - С. 3-5.
7. Колчинская, А.З. Биологические механизмы повышения аэробной и анаэробной производительности спортсменов // Теория и практика физической культуры.
- 1998. - № 3. - С. 35-48.
8. Кухлинг, Х. Справочник по физике : пер. с нем. / Х. Кухлинг = Н. Kuchling ; под ред. Е.М.Лейкина. - М. : Мир, 1985. - 520 с.
9. Шайденко, А.Б. Применение индивидуальных доз гипербарического кислорода в комплексной терапии ишемической болезни сердца : дис. ... канд. мед. наук / Шайденко А.Б. - СПб., 1998. - 161 с.
10. Шамардин, А. А. Проблема оптимизации восстановительных процессов при спортивной деятельности / А.А. Шамардин, В.В. Чёмов, И.Н. Солопов // Вопросы функциональной подготовки в спорте и физическом воспитании. - Волгоград, 2008. -
C.100-120.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Г. ХАБАРОВСКА
Анна Владимировна Лигута, соискатель,
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В работе представлены данные, характеризующие особенности физической подготовленности школьников 7-17 лет и сравнение их с нормативами «Президентских состязаний». В результате педагогического эксперимента доказана эффективность совершенствования физического воспитания школьников на основе оценки их индивидуального уровня физической кондиции.
Ключевые слова: физическая подготовленность, школьники, региональные особенности.
PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLBOYS OF KHABAROVSK
Anna Vladimirovna Liguta, the competitor,
Far East State Academy of Physical Culture,
Khabarovsk
Annotation
The article presents the data describing the features of physical fitness of schoolboys aged 7-17 years old and their comparison with the standards of «Presidential competitions». As a result of pedagogical experiment the efficiency of perfection of physical training of schoolboys on the basis of an estimation of their individual level of physical condition is proved.
Keywords: physical fitness, schoolboys, regional features.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время, по мнению ряда отечественных ученых [1,2,3,4], отмечается повсеместный регресс в физической подготовленности и работоспособности детей школьного возраста. В большей мере это относится к последствиям воздействия неблагоприятных средовых факторов, неравномерностью экономического и социального развития регионов страны, в том числе и Дальнего Востока России, а также с недооценкой в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры и спорта.
В связи с этим, с целью изучения и совершенствования уровня физической подготовленности школьников г. Хабаровска, нами обработаны и проанализированы результаты тестовых упражнений «Президентских состязаний», которые, как отмечают авторы [5,6,7], в большей степени отвечают современным требованиям «должного норматива» для учащихся общеобразовательных учреждений.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С помощью компьютерной программы обработано около 25 тысяч результатов состязаний с участием более 4 тысяч школьников 24 общеобразовательных учреждений г. Хабаровска. Выделено 11 возрастных групп школьников (с 7 до 17 лет), отдельно мальчики и девочки, в каждой из которых было представлено не менее 100 человек.
Полученные результаты анализировались в следующих направлениях:
1.Возрастно-половые изменения физической подготовленности школьников.
2. Физическая подготовленность школьников по сравнению с нормативами «Президентских состязаний».
В дальнейшем в течение учебного года проведен педагогический эксперимент с целью совершенствования физического воспитания школьников 5-7 классов г. Хабаровска в количестве 102 человек (47 мальчиков и 55 девочек). В начале учебного года был определен уровень физической подготовленности школьников по тестам «Президентских состязаний». Полученные результаты были обработаны с помощью компьютерной программы с выявлением у учеников уровня физической кондиции по каждому тесту. Оценка индивидуального уровня физической кондиции осуществлялась по предложенной карте «Проверь себя» [2].
Оценка «супер» соответствовала значению уровня физической кондиции от 0,61 и выше; «отлично» - от 0,21 до 0,60; «хорошо» - от -0,20 до 0,20; «удовлетворительно» - от -0,60 до -0,21; «неудовлетворительно» - от -1,00 до -0,61 и «опасная зона» -от -1,01 и ниже.
Учителям физической культуры, ученикам и их родителям представилась возможность ознакомиться с протоколами исходных показателей оценки физической кондиции по каждому тестовому испытанию.
Уроки физической культуры проводились три раза в неделю по комплексной программе физического воспитания учащихся V-IX классов, предусматривающей развитие двигательных способностей школьников с учетом их индивидуальных особен-
ностей. Комплексная программа, также дополнялась домашними и внеклассными занятиями. В течение учебного года учителя физической культуры в соревновательной форме проводили тестирование учащихся, которые фиксировали свои результаты в специальном дневнике, а также отмечали их на общем классном стенде. Информирование учащихся об их физической кондиции, соревновательный характер контрольных испытаний являлись дополнительным стимулом, формирующим положительные установки на достижение успеха в физической подготовленности и повышение интереса к физкультурно-спортивным занятиям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов физической подготовленности школьников г. Хабаровска показывает, что силовая выносливость мышц рук (в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лежа») у мальчиков с возрастом улучшается, и только в 11-12 лет наблюдается их стабилизация, в дальнейшем к 13 годам этот показатель улучшается и сохраняется почти на одном уровне до 15 лет, к 16-17 годам происходит дальнейший прирост данного показателя. Наибольшие темпы прироста отмечены в 10 (29,6%), в 13 (16,6%) и
16 лет (18,4%). У девочек этот показатель также как и у мальчиков с возрастом увеличивается. В возрасте 7-8 лет, 9-10 лет и 11-12 лет наблюдается практически одинаковый уровень силовой выносливости мышц рук. В 13 лет зафиксировано максимальное увеличение данного показателя у девочек, а в 14-17 лет отмечается процесс стабилизации. Наибольшие темпы пророста отмечены в 9 (23,2%), 11 (25,2%) и 13 лет (20,6%). Необходимо отметить, что силовая выносливость мышц рук у мальчиков проявляется значительно лучше, чем у девочек во всех возрастных группах.
Скоростно-силовые способности (в тесте «прыжок в длину с места») у мальчиков улучшаются однонаправлено. Наибольшие темпы прироста зафиксированы у них в 9 лет (9,3%), в 11 лет (7,5%), в 13 лет (8,7%). У девочек улучшение скоростно-силовых способностей наблюдается до 14 лет, затем происходит некоторое снижение в возрасте 15 лет и стабилизация в 16-17 лет. Наибольшие темпы прироста у девочек отмечены в 11 (12,4%) и 13 лет (12,1%).
Развитие силовой выносливости мышц живота (в тесте «поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек») у мальчиков с возрастом улучшается. Однако темпы прироста наблюдаются в разные возрастные периоды неодинаково. Так показатели силовой выносливости увеличиваются с 7 до 10 лет, с 10 до 12 лет наблюдается их стабилизация, затем незначительное увеличение данного показателя происходит до
17 лет. Наибольшие темпы прироста зафиксированы в 8 (25,0%), 10 лет (25,5%) и 13 лет (16,0%). У девочек показатели уровня развития силовой выносливости мышц живота постепенно улучшается до 11 лет, затем в 12 лет отмечаются стабилизация, к 13 годам наблюдается значительный прирост данного показателя (16,7%), который сохраняется почти до 15 лет, затем происходит небольшое увеличение этого показателя к 17 годам. Наибольшие темпы прироста отмечены в 8 (16,9%), 10 (22,5%) и 13 лет (16,7%).
Силовая (статическая) выносливость мышц рук (в тесте «удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках») у мальчиков протекает однонаправлено в сторону улучшения. Наибольшие темпы прироста зафиксированы в 8 (33,3%), 10 (32,0%) и 13 лет (30,2%). У девочек с 7 до 10 лет происходит незначительное увеличение данного показателя, затем до 16-17 лет силовая выносливость мышц рук увеличивается в 2 раза. Наилучшие темпы прироста силовой выносливости мышц рук у девочек отмечены в 9 (45,1%), 11 (44,0%) и 16 лет (32,6%).
Гибкость (в тесте «наклон туловища вперед из положения сидя»), как у мальчиков, так и у девочек, с возрастом улучшается, однако характер изменений в половых группах неодинаков. Так, у мальчиков наблюдается стабилизация данного показателя в 7-9 лет, 11-12 лет, 13-14 лет и в 16-17 лет. У девочек в младшем возрасте (7-10 лет) гибкость сохраняется почти на том же уровне, затем наблюдается улучшение гибкости
до 13 лет с последующей стабилизацией до 15 лет и постепенным улучшением к 16, 17 годам. Наилучшие темпы прироста отмечаются у мальчиков в 10 (43,7%), 11 (30,4%) и 13 лет (27,4%), у девочек в 11 (34,4%) и 13 лет (42,3%). Показатели гибкости у мальчиков несколько хуже, чем у девочек.
Выносливость (в тесте «бег 1000 м»), как у мальчиков, так и у девочек, с возрастом улучшается. Однако темпы наибольшего прироста не одинаковы в возрастнополовом аспекте. Так, например, у мальчиков наивысшие темпы прироста выносливости отмечаются в 11 лет (13,5%), а у девочек в 12 лет (10,4%). Относительная стабилизация выносливости у мальчиков зафиксирована в следующих возрастах: 16 и 17 лет, у девочек - 8-9 лет, 15-16 лет. Показатели выносливости у мальчиков лучше, чем у девочек.
Сравнивая средние показатели физической подготовленности школьников г. Хабаровск с нормативами «Президентских состязаний», следует отметить, что из 66 показателей, которые были зафиксированы у мальчиков 7-17 лет при выполнении тестов, в целом по г. Хабаровску в 22 случаях (33,3%) зафиксировано невыполнение нормы. В основном это касается развития гибкости и выносливости во всех возрастных группах.
Девочки в 35 случаях из 66, не подтвердили предложенные нормативы в тех или иных тестах, что составляет 53,0% по городу. Средние результаты ниже нормы зафиксированы у девочек 7-8 лет при выполнении упражнения сгибание и разгибание рук в упоре лежа, у 9-12 и 15-17 лет - прыжка в длину с места, 8-17 лет - удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках, 8-12 лет - наклоне туловища вперед из положения сидя и 7-17 лет - беге на 1000 м.
Анализ педагогического эксперимента показал, что в начале учебного года у 5,2% мальчиков результаты в упражнении наклон туловища вперед из положения сидя и у 3,9% - в упражнении бег на 1000м оценивались как «опасная зона». Кроме этого во всех тестовых упражнениях зафиксирован определенный процент «неудовлетворительных» оценок. Наилучшие результаты отмечены в сгибании и разгибании рук в упоре лежа, поднимании туловища из положения лежа на спине за 30 секунд. В конце учебного года прослеживалась положительная динамика результатов физической кондиции по всем тестам. Подростки полностью выполнили нормативы в данных упражнениях.
У девочек в начале учебного года наилучшие результаты по отношению к другим тестам были показаны в упражнениях сгибание и разгибание рук в упоре лежа и поднимание туловища из положения лежа на спине. Отмечено заметное отставание девочек по уровню скоростно-силовых способностей, силовой (статической) выносливости мышц рук, гибкости и выносливости. В конце учебного года по результатам повторного тестирования физической подготовленности у девочек наблюдалось улучшение уровня физической кондиции по всем тестовым упражнениям.
ВЫВОДЫ
1. Анализ результатов физической подготовленности школьников г. Хабаровска показывает, что в целом двигательные способности с возрастом улучшаются в обеих половых группах, однако характер изменений отдельных физических качеств различен.
2. Сравнительный анализ физической подготовленности школьников г. Хабаровска со стандартами РФ показал, что уровень силовой выносливости мышц рук у мальчиков 7-17 лет и у девочек 9-17 лет выше по сравнению со стандартами, а у школьниц 7-8 лет ниже нормы. Силовая (статическая) выносливость рук только у девочек 8-17 лет ниже стандартов. Силовая выносливость мышц живота, как у мальчиков, так и у девочек выше нормы во всех возрастных группах. По скоростно-силовым способностям мальчики находятся на уровне стандартов, а у девочек 9-12 и 15-17 лет эти показатели ниже нормы. Заметное отставание школьников по уровню гибкости -
мальчики (7-17 лет) и девочки (8-12 лет) и особенно по развитию выносливости - во всех возрастно-половых группах.
3. Полученные результаты подтверждают многочисленные исследования, что школьники, проживающие в разных климатогеографических условиях, имеют различный уровень физической подготовленности по результатам тестирования основных физических качеств и могут служить основанием для дифференцированного подхода к физкультурному образованию учащихся. Изучение двигательных способностей школьников, особенно в различных климатогеографических районах, имеет большое практическое значения не только для улучшения организации постановки школьной физической культуры, но и для более целенаправленного применения средств и методов физического совершенствования.
4. Педагогический эксперимент показал эффективность подхода в совершенствовании процесса физического воспитания школьников на основе оценки индивидуального уровня физической кондиции, который позволяет расставить приоритеты в физкультурно-оздоровительной работе с различными группами учащихся исходя из уровня их физической подготовленности и местных особенностей среды обитания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. «Президентские состязания» в динамике / В.К. Бальсевич, Л.М. Куликов, Л.И. Лубышева // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1998. - № 3. - С. 16-18.
2. Вавилов, Ю.Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю.Н. Вавилов, Е.А. Ярыш, Е.П. Кокорина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 58-63.
3. Изаак, С.И. Мониторинг Физического развития и физической подготовленности: теория и практика : монография / С.И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. -196 с.
4. Лубышева, Л.И. К проекту организации нового Всероссийского детско-юношеского физкультурно-спортивного движения «Президентские состязания» / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 10. - С. 63.
5. Семенов, Л. А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях : монография / Л.А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2007. - 168 с.
6. Шагалиева, Ю.Н. Уровень физической подготовленности школьников 3-х классов на основе использования «Президентских тестов» / Ю.Н. Шагалиева // Здоровье, личность, образование : сб. науч. тр. / Нижневарт. гос. пед. ин-т. - Нижневартовск,
2003.- С. 5-6.
7. Мишаров, Н. З. Организационно-педагогические условия повышения физической подготовленности школьников-участников программы «Президентские состязания» : дис. ... канд. пед. наук / Мишаров Н. З. - Челябинск, 1999. - 127 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.926
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ И ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У СПОРТСМЕНОВ-ГОРНОЛЫЖНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ МЕТОДИКИ
Андрей Федорович Лисовский, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор,
Чайковский филиал Пермского государственного технического университета
(ЧФ ПГТУ)
Аннотация
В статье проведен анализ уровня и динамики зрительных и моторных реакций горно-