«формейшн» в танцевальном спорте, и его необходимо учитывать при разработке методики совершенствования этих компонентов исполнительского мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалов, Б.И. Диагностика чувств темпа и одновременности движений у спортсменок в синхронном плавании / Б.И. Беспалов, С.В. Леонов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 12-17.
2. Корбакова, А. А. Пространственные и временные параметры движения как факторы, определяющие точность построений и синхронность исполнения в дисциплине «формейшн» в танцевальном спорте / А.А. Корбакова, И.А. Степанова // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 91-94.
3. Серова, А.Г. Синхронность как компонент исполнительского мастерства в эстетической гимнастике/ А. Г. Серова, И. А. Степанова // Избранное из научно-методических работ по эстетической гимнастике : сборник трудов / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко ; Санкт-Петербургская Спортивная Федерация эстетической гимнастики. - СПб., 2012. - С. 42-45.
REFERENCES
1. Bespalov, B.I. and Leonov, S.V. (2008), "Diagnostics of feeling of rate and simultaneity of movements at sportswomen in synchronous swimming team", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 12-17.
2. Korbakova, A.A. and Stepanova, I.A. (2017), "Structure and dynamics of motives of sports and health-improving activity of students getting the professional education in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.146, No. 4, pp. 91-94.
3. Serova, A.G. and Stepanova, I.A. (2012), "Synchronization as a component of performing skills in Aesthetic Gymnastics", Favorites from scientific and methodical works on Aesthetic Gymnastics: Collection of works, St. Petersburg Sports Federation of Aesthetics Gymnastics, St. Petersburg, pp. 42-45.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.05.2018
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ТЕМПЫ ПРИРОСТА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России), Хабаровск, Анна Владимировна Лигута, кандидат педагогических наук, Управление МВД России по Хабаровскому краю, г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлен материал по исследованию физической подготовленности и темпам прироста физических качеств школьников 7-17 лет, проживающих в северных районах Хабаровского края. Развитие физических качеств школьников происходит неравномерно и носит гетерохронный характер. Наиболее низкие показатели в сравнении со стандартом отмечены в развитии скоростно-силовых качеств, статической силовой выносливости, гибкости и общей выносливости. Показатели силовой выносливости мышц рук и живота в большей степени соответствуют или превышают установленные нормы. Наибольшие темпы прироста в развитии физических качеств отмечены в младшем и среднем школьном возрасте.
Ключевые слова: школьники, физическая подготовленность, физические качества, стандарты, северные районы, темпы прироста.
PHYSICAL FITNESS AND GROWTH RATES OF PHYSICAL QUALITIES OF SCHOOLCHILDREN OF NORTHERN REGIONS OF KHABAROVSK TERRITORY
Vladimir Filippovich Liguta, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk, Anna Vladimirovna Liguta, the candidate ofpedagogical sciences, Department of the Russian Ministry of Internal Affairs on the Khabarovsk Territory, Khabarovsk
Annotation
The article presents the material on the study of physical fitness and growth rates of physical qualities of schoolchildren aged 7-17 living in the northern regions of the Khabarovsk Territory. The development of the physical qualities of schoolchildren is uneven and has a heterochronic character. The lowest rates in comparison with the standard are noted in the development of speed-strength qualities, static power endurance, flexibility and overall endurance. The indicators of strength endurance of the muscles of the hands and abdomen correspond more or exceed the established norms. The highest rates of growth in the development of physical qualities were observed in the younger school age.
Keywords: schoolchildren, physical fitness, physical qualities, standard, northern regions, growth
rates.
ВВЕДЕНИЕ
Для теории и практики физического воспитания и спорта особенно важны данные о физической подготовленности детей школьного возраста и периодах развития их физических качеств. Физическая подготовленность является основным критерием определения состояния физического здоровья человека. В то же время, многими учеными доказано, что школьники, проживающие в разных климатогеографических условиях, имеют различный уровень физической подготовленности и темпов прироста результатов тестирования основных физических качеств [2, 4, 5, 6]. Установлены периоды возрастных темпов ускоренного, равномерного и замедленного развития физических качеств, обусловленные гетеро-хронным созреванием различных систем организма. Такие периоды получили название сенситивных (чувствительных) периодов развития [3].
В связи с этим без знаний о физическом статусе учащихся, проживающих в определенных средовых условиях, невозможно построить эффективную региональную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Учитывая вышесказанное, целью исследования является оценка уровня и динамики физической подготовленности, темпов прироста физических качеств школьников северных районов Хабаровского края, которые находятся под влиянием сурового климата побережья Охотского моря, где влияние неблагоприятных климатогеографических, экологических и социально-экономических факторов наиболее выражено. Для северных районов края характерна отдаленность от южных районов (протяженность с северо-востока на юго-запад составляет почти 1800 км), слабая развитость транспортного сообщения, низкая плотность проживания населения, отсутствие крупных городов, преобладание поселков городского типа, рабочих поселков и сельских поселений, расположенных друг от друга на больших расстояниях. В северных районах края проявляется определенный уклад жизни, который накладывает свой отпечаток на психофизическое состояние взрослого населения, здоровье детей и подростков. Немаловажное значение в этом имеет отсутствие должного внимания населения к состоянию своего здоровья, недостаточное количество спортсооружений и физкультурно-спортивных услуг.
Задачи исследования:
1. Определить возрастно-половые изменения физической подготовленности учащихся северных районов Хабаровского края.
2. Сравнить результаты тестирования школьников с нормативами РФ.
3. Выявить сенситивные периоды развития физических качеств у школьников.
Для решения поставленных задач нами были обработаны и проанализированы осенние результаты (2014 г.) тестовых испытаний 8613 школьников 1-11 классов из 81 общеобразовательной школы, проживающих в 11 северных районах края. Исследование
осуществлялось в рамках проведения ежегодного мониторинга физической подготовленности школьников на основе Постановления губернатора Хабаровского края.
Для определения уровня физической подготовленности школьников использовались тесты, отражающие уровень развития жизненно необходимых физических качеств: скоростно-силовых (прыжок в длину с места); силовой выносливости мышц рук и живота (сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание), удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках, поднимание туловища из положения лежа на спине); гибкости и подвижности позвоночника и тазобедренных суставов (наклон вперед в положении сидя); выносливости (бег на 1000 м) [1].
В каждой возрастной группе и по каждому тесту обрабатывалось не менее 200 результатов, что является достаточно необходимым условием репрезентативности при математической обработке средних показателей физической подготовленности школьников. Выделено 11 возрастных групп школьников с 7 до 17 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования возрастных изменений физической подготовленности школьников северных районов Хабаровского края представлены в таблицах 1, 2. Таблица 1 - Показатели физической подготовленности мальчиков северных районов Ха-
баровского края
Тестовые упражнения Возраст, лет
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Отжимание, раз М 14,1 17,3 20,1 21,6 22,3 26,1 27,2 29,5 34,5 39,4 41,4
т ±0,4 ±0,6 ±0,1 ±0,3 ±0,2 ±0,4 ±0,6 ±0,4 ±0,7 ±0,8 ±0,5
% 193,6** 22,7 16,2 7,5 3,2 17,0 4,2 8,4 16,9 14,2 5,0
Прыжок в длину с места, см М 115,3 128,6 139,0* 150,5* 153,2* 166,0* 180,6* 185,8* 202,0* 211,6* 221,6*
т ±1,8 ±1,5 ±1,9 ±1,4 ±1,7 ±1,5 ±1,9 ±1,8 ±1,9 ±2,1 ±2,2
% 92,2** 11,5 8,1 8,3 1,8 8,3 8,8 2,9 8,7 4,7 4,7
Поднимание туловища, раз М 14,2 16,8 18,4 19,7 20,7 24,1 25,1 25,8 26,3 26,4 27,8
т ±0,7 ±0,5 ±0,9 ±0,4 ±0,5 ±0,8 ±0,6 ±0,7 ±0,3 ±0,6 ±0,7
% 71,6** 18,3 9,5 7,0 5,1 16,4 4,1 2,8 1,9 0,4 5,3
Вис на перекладине, с М 9,8 12,0 17,1 17,7* 19,0* 20,5* 24,8* 27,3* 35,5* 37,8* 43,8*
т ±0,4 ±0,2 ±0,5 ±0,7 ±0,8 ±0,3 ±0,4 ±0,6 ±0,4 ±0,3 ±0,5
% 346,9** 22,4 42,5 3,5 7,3 7,9 21,0 10,1 30,0 6,5 15,9
Наклон туловища вперед, см М 2,8* 3,8* 5,5* 6,6* 5,1* 6,0* 6,9* 8,2* 8,6* 10,7* 10,3*
т ±0,7 ±0,5 ±0,8 ±0,3 ±0,4 ±0,7 ±0,8 ±0,2 ±0,4 ±0,6 ±0,5
% 267,8** 35,7 44,7 20,0 -22,7 17,6 15,0 18,8 4,9 24,4 -3,7
Бег 1000 м, с М 401,4* 375,4* 386,0* 327,5* 296,0* 291,3* 268,9* 254,3* 251,5* 250,0* 232,4*
т ±7,1 ±8,0 ±6,5 ±5,4 ±6,2 ±7,1 ±6,3 ±5,8 ±5,9 ±6,3 ±7,0
% 42,1** 6,5 -2,8 15,1 9,6 1,6 7,7 5,4 1,1 0,6 7,0
Примечание: * - средние показатели ниже нормативных стандартов РФ ** - % изменения показателя по отношению к 17 лет
Таблица 2 - Показатели физической подготовленности девочек северных районов Хаба-
ровского края
Тестовые упражнения Возраст, лет
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Отжимание, раз М 8,0 9,6 12,8 13,6 13,9 13,8 14,8 15,7 16,2 16,6 16,4
т ±0,4 ±0,3 ±0,6 ±0,4 ±0,7 ±0,2 ±0,3 ±0,8 ±0,6 ±0,5 ±0,8
% 105,0** 20,0 33,3 6,3 2,2 -0,7 7,2 6,1 3,2 2,5 -1,2
Прыжок в длину с места, см М 105,7 122,8 125,7* 137,1* 143,1* 156,0* 158,9* 163,3* 167,7* 168,5* 169,6*
т ±1,9 ±2,1 ±1,8 ±2,0 ±1,6 ±1,7 ±1,5 ±1,4 ±1,8 ±2,2 ±2,3
% 60,4** 16,2 2,4 9,0 4,4 9,0 1,8 2,8 2,7 0,5 0,6
Поднимание туловища, раз М 13,2 15,6 16,9 20,2 20,0 23,0 22,4 23,8 23,1 24,1 24,8
т ±0,4 ±0,7 ±0,5 ±0,9 ±0,8 ±0,5 ±0,4 ±0,7 ±0,8 ±1,0 ±0,9
% 87,9** 18,2 8,3 19,5 -1,0 15,0 -2,6 6,3 -2,9 4,3 2,9
Вис на перекладине, с М 5,2* 7,9* 11,2* 12,3* 13,3* 15,5* 17,8* 18,0* 22,9* 25,5* 26,6*
т ±0,5 ±0,8 ±0,6 ±0,9 ±0,7 ±0,4 ±0,5 ±0,8 ±0,8 ±0,6 ±0,5
Тестовые упраж- Возраст, лет
нения 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
% 411,5** 51,9 41,8 9,8 8,1 16,5 14,8 1,1 27,2 11,3 4,3
Наклон туловища вперед, см М 6,7 9,1 9,6 7,7* 9,7* 10,6* 11,5* 12,9 14,7 14,9 15,2
т ±0,7 ±0,5 ±0,6 ±0,4 ±0,8 ±0,9 ±0,5 ±0,3 ±0,8 ±0,9 ±0,6
% 126,8** 35,8 5,5 -19,8 26,0 9,3 8,5 12,2 13,9 1,4 2,0
Бег 1000 м, с М 428,2* 416,5* 410,8* 356,8* 324,3* 320,0* 310,2* 298,9* 294,4* 287,6* 266,6*
т ±8,1 ±7,5 ±6,5 ±7,8 ±6,7 ±5,9 ±8,2 ±7,4 ±6,9 ±7,6 ±8,1
% 37,7** 2,7 1,4 13,1 9,1 1,3 3,1 3,6 1,5 2,3 7,3
Примечание: * - средние показатели ниже нормативных стандартов РФ ** - % изменения показателя по отношению к 17 лет
Анализ приведенных данных свидетельствует, что динамика развития силовой выносливости, как у мальчиков, так и у девочек в целом носит поступательный характер, однако имеются определенные особенности её проявления при выполнении тестовых упражнений с участием различных мышечных групп. Так, например силовая выносливость мышц рук (отжимание) с возрастом достоверно улучшается. Средние результаты тестирования соответствуют нормативным требованиям или превышают их. Наибольшие приросты в результатах тестирования силовой выносливости наблюдаются у мальчиков в 8, 9, 12, 15, 16 лет, у девочек в 8, 9 лет (Р <0,001). Показатели силовой выносливость мышц живота (поднимание туловища из положения лежа на спине) за период обучения в школе увеличиваются у мальчиков на 71,6% у девочек на 105,0%. Наибольшие темпы прироста отмечаются у мальчиков в 8, 9, 12 лет у девочек 8, 10, 12 лет (Р <0,001). Средние результаты соответствуют или превышают нормативные требования.
Статическая силовая выносливость мышц рук (вис на согнутых руках) также с возрастом улучшается. Однако средние её показатели у мальчиков в возрасте от 10 до 17 лет и у девочек во всех возрастных группах не соответствуют средним нормативным показателям. Наибольшие приросты в результатах тестирования статической силовой выносливости мышц рук мальчиков наблюдаются в период 8-9, 13-15 и 17 лет, у девочек наиболее благоприятные периоды развития данного качества отмечаются в 8-9, 12-13, 15-16 лет (Р <0,001). Скоростно-силовые способности школьников с возрастом улучшаются. Однако средние результаты в данном тестовом упражнении у мальчиков и девочек в возрасте 9-17 лет не соответствуют нормативным требованиям, что свидетельствует о низком уровне их развития. Наиболее благоприятные сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств проявляются у мальчиков в возрасте 8-10, 12-13 и 15 лет, у девочек соответственно в 8, 10, 12 лет (Р <0,001).
Исследование показателя гибкости свидетельствует, что данное физическое качество у мальчиков с возрастом улучшается, но в отдельные возрастные периоды (11, 17 лет) имеется снижение показателя к предыдущему возрастному периоду. У девочек данная закономерность отмечается в возрасте 10 лет. В то же время, сравнительная характеристика средних результатов гибкости с нормативами свидетельствует о низком уровне её развития у мальчиков всех возрастных групп, у девочек в возрасте 10-13 лет. Наиболее благоприятные периоды развития гибкости у мальчиков наблюдаются в возрасте 8-10, 12-14 и 16 лет, у девочек в 8, 11, 14, 15 лет (Р <0,001).
Обращает на себя внимание и вызывает серьезную тревогу тот факт, что средние показатели выносливости мальчиков и девочек всех возрастных групп значительно ниже нормативных требований. Прирост данного показателя за весь период обучения в школе составил у мальчиков 42,1%, у девочек 37,7%. Наибольшие темпы прироста выносливости отмечаются у мальчиков в возрасте 8, 10, 11, 13, 14, 17 лет, у девочек 10, 11, 17 лет (Р <0,001).
ВЫВОДЫ
Развитие физических качеств в возрастно-половых группах школьников, проживающих в северных районах Хабаровского края, происходит неравномерно и носит
гетерохронный характер.
Проведенные исследования свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности школьников северных районов Хабаровского края. Особенно это проявляется низким уровнем развития выносливости, гибкости, статической силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, которые в наибольшей мере определяют потенциал здоровья детей, подростков и молодежи.
Подтверждено, что силовая выносливость различных мышечных групп с возрастом изменяется по-разному, причем различия касаются не только гетерохронности созревания сгибателей и разгибателей, но и сходных по функциональной роли мышц, относящихся к различным поясам скелета.
Анализ развития физических качеств детей школьного возраста, проживающих в данных климатогеографических условиях, позволил выделить сенситивные периоды, характерные для различных возрастно-половых групп учащихся, которые должны учитываться в многолетнем процессе физического воспитания при реализации рациональных и эффективных форм двигательной активности. Наибольшие темпы прироста в развитии физических качеств, как у мальчиков, так и у девочек отмечены в младшем и среднем школьном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вавилов, Ю. Н. Проверь себя (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) / Ю. Н. Вавилов, Е. А. Ярыш, Е. П. Кокорина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 58-63.
2. Германов, Г.Н. Темпы прироста показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности школьников в различные периоды возрастного развития / Г.Н. Германов, И.В. Машошина, Г.А. Васенин // Культура физическая и здоровье. - 2014. - Т. 1. - № 4. -С. 81-86.
3. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гужаловский А.А.- М., 1979. - 26 с.
4. Мызан, Г.И. Двигательные способности школьников Хабаровского края: монография / Г.И. Мызан, Н.Н. Чекулаев. - Хабаровск : Изд-во ХГПУ, - 2002. - 86 с.
5. Нестеров, В. А. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Нестеров. - Омск, 1999. - 42 с.
6. Щетинина, С.Ю. Физическое воспитание школьников в интегрированной воспитывающей физкультурно-спортивной среде : дис. ... д-ра пед. наук / С.Ю. Щетинина. - СПб., 2014. - 426 с.
REFERENCES
1. Vavilov, Yu.N., Yarysh, E.A. and Kokorina, E.P. (1997), "Test yourself (to the individual system of human self-perfection)", Theory and practice ofphysical culture, No.9, pp. 58-63.
2. Germanov, G.N., Mashoshina, I.V. and Vasenin, G.A. (2014), "Growth rates of indicators of physical development, functional and motor readiness of schoolchildren in different periods of age development", Physical education and health, Vol.1, No. 4, pp. 81-86.
3. Guzhalovskiy, A.A. (1979), The stages of development of physical (motor) qualities and the problem of optimization ofphysical training of children of school age, dissertation, Moscow.
4. Myzan, G.I. and Chekulaev, N.N. (2002), Motor abilities of schoolchildren of Khabarovsk territory, monograph, Khabarovsk.
5. Nesterov, V.A. (1999), The formation and optimization of the physical condition of the person in conditions of the Far East of Russia, dissertation, Omsk.
6. Schetinina, S.Y. (2014), Physical education students in the integrated educative physical-sport environment, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.05.2018