3. Наумов, А.Н. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) / А.Н. Наумов // Менеджмент. - 1996. - № 3. - С. ТО-ЮЗ.
4. Столяров, В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры : метод. разработка для аспирантов и слушателей Высш. шк. тренеров ГЦОЛИФКа / В.И. Столяров. - М. : [б.и.], 1988. - 26 с.
5. Якимович, В.С. Культура в мире спорта / В.С. Якимович. - М. : Советский спорт, 2ОО6. - 126 с.
6. Hofstede, G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management / G.Hofstede. - München : Beck, 1997. - 420 s.
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ УДЭГЕЙСКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Татьяна Васильевна Белобородова, заведующая кафедрой Уральская государственная медицинская академия (ГОУ ВПО УГМА Росздрава)
г. Екатеринбург
Аннотация
В статье рассматривается, как традиционные удэгейские подвижные игры могут влиять на современную физическую подготовленность младших школьников. Приведена динамика развития физических качеств в экспериментальных и контрольных классах учашдхся начальной школы.
Ключевые слова: физические качества, физическая подготовленность, школьники -удэгейцы младших классов, удэгейские подвижные игры.
THE INFLUENCE OF TRADITIONAL UDEGEYSKI ACTION-ORIENTED GAMES ON PHISICAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOL LEARNERS
Tatyana Vasilievna Beloborodova, Managing faculty Ural State Medical Academy
Annotation
The article studies how traditional udegeyskie action-oriented games can influence on modern physical development of junior school learners. The dynamics indicators of physical qualities' development in experimental and control classes of junior school are shown.
Key words: physical qualities, physical condition, junior school udegey learners, udegeyskie action-oriented games.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста, особенно коренных малочисленных народов Севера РФ, становится все ниже и ниже, что напрямую влияет на ухудшение состояния их здоровья. Можно отметить, что современный низкий уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста народов Севера, в частности, удэгейцев, по отношению к прошлым своим поколениям - это серьезная многоаспектная проблема, решение которой требуется найти незамедлительно.
Всесторонняя физическая подготовленность школьников может быть достигнута, в первую очередь, путем развития двигательных качеств с учетом возрастных и половых особенностей детского организма. Школьники младших классов наиболее адекватно реагируют на нагрузку, получаемую в результате вовлечения ребенка в игровую деятельность, поэтому мы в своей работе сделали попытку обосновать позитивную роль воздействия традиционных игр удэгейцев на физическую подготовленность современных учащихся-удэгейцев младших классов.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
Нами был проведен педагогический эксперимент по выявлению влияния традиционных удэгейских игр, включенных в образовательный процесс по физической культуре, на физическую подготовленность учащихся - удэгейцев младших классов. Исследование проводилось в начальных классах сел Гвасюги и Арсеньево (Хабаровский край) - контрольные классы, в этих классах образовательный процесс по физической культуре проводился согласно существующей образовательной программе, и сел Красный Яр и Агзу (Приморский край) - экспериментальные классы, в этих классах в образовательный процесс по физической культуре вводились традиционные игры удэгейцев. Уроки по физической культуре в контрольных и экспериментальных классах проводились 3 раза в неделю.
В экспериментальных классах традиционные удэгейские игры подвижного характера использовались главным образом в основной части урока, но некоторые игры (на координацию и гибкость) - в заключительной части. В процентном соотношении на удэгейские игры в уроке физической культуры уходило до 40% всего учебного времени. При этом надо учесть, что, кроме удэгейских игр, в уроке физической культуры применялись и другие подвижные игры, которые рекомендованы образовательной программой по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы. Таким образом, урок в экспериментальных классах практически носил игровой характер.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Контроль за динамикой физической подготовленности велся нами по результатам выполнения двигательных тестов: бег на 30 м с высокого старта, челночный бег 3 х 10 м с кубиками, подтягивания на высокой (низкой - для девочек) перекладине из положения виса, прыжок в длину с места, наклон туловища вперед-вниз из положения стоя на гимнастической скамейке, 6-минутный бег.
Исходное состояние физической подготовленности девочек и мальчиков - удэгейцев 1 - 4 классов показывает, что выбранные нами экспериментальные и контрольные классы не имели существенных различий. Это указывает на однородность физической подготовленности экспериментальных и контрольных классов. Анализируя результаты физической подготовленности учащихся-удэгейцев по классам и по экспериментальным группам, мы пришли к выводу, что этот показатель из класса в класс (как в экспериментальных, так и в контрольных классах) возрастает, что не противоречит существующим представлениям об общих биологических закономерностях развития двигательной функции детей данного возраста. В то же время, если такие закономерности характерны для скоростных, силовых, скоростно-силовых показателей, а также присущи физическому качеству ловкости и выносливости, то показатель гибкости у мальчиков-удэгейцев из класса в класс ухудшается. Такая тенденция характерна как для экспериментальных, так и контрольных классов. По окончании педагогического эксперимента из результатов контрольных тестов видно, что происходит естественный рост показателей физической подготовленности (рис. 1 - 6).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнивая физическую подготовленность девочек - удэгеек начальных классов, мы можем сказать, что особое внимание привлекают статистически значимые изменения в экспериментальных классах по показателям: бег на 30 м (скорость), челночный бег 3 х 10 м с кубиками (ловкость), прыжок в длину с места (скоростно-силовой показатель), наклон туловища вперед-вниз из положения стоя (гибкость) и 6-минутный бег (выносливость). Статистически достоверные изменения наблюдаются также и в контрольных классах у девочек-удэгеек, однако, их количество и качество значительно уступает достоверным изменениям физической подготовленности девочек-удэгеек в экспериментальных классах.
Прирост тестируемых показателей за год проведения эксперимента у мальчиков ____________________________и девочек по классам____________________________
0,8
0,7'
0,6
0,5'
0,4
0,3
0,2
0,1
0,0
Девочки
--------г-
Мальчики
2'
1,8'
1,6Н
1,4
1,2-
1-
0,8
0,6-1
0,4
0,2
0-Ц
Девочки
---------
Мальчики
Рис. 1. Бег 30 м (с)
Рис. 2. Челночный бег 3х10 м (с)
2'
1,8
1,6
1,4
1,2'
1-І
0,8
0,6
0,4-1
0,2'
0-Ц
Девочки
г-
Мальчики
14'
12'
10'
8'
6'
4
2
0
Девочки Мальчики
Рис. 3. Подтягивание (раз)
Рис. 4. Прыжок в длину с/м (см)
140
120
100-
80
60
40
20
0
2,5
Девочки
-------
Мальчики
2
1,5
1
0,5
0
І
1п
Девочки Мальчики
□ 1 кон.кл □ 1 эк.кл □ 2 кон.кл
□ 2 эк.кл □ 3 кон.кл □ 3 эк.кл
□ 4 кон.кл □ 4 эк. кл
□ 1 кон. кл □ 1 эк.кл □ 2 кон.кл
□ 2 эк.кл □ 3 кон.кл □ 3 эк.кл
□ 4 кон. кл □ 4 эк.кл
Рис. 5. 6-мин. бег (м)
Рис. 6. Наклон вперед-вниз (см)
Анализируя показатели физического качества скорость - бег на 30 м (рис. 1) у девочек - удэгеек в контрольных и экспериментальных классах, мы видим, что прирост результатов происходит во всех классах (контрольных и экспериментальных), но наибольший прирост мы наблюдаем у девочек экспериментальных классов, что, несомненно, указывает на положительное воздействие применения традиционных удэгейских подвижных игр прыжковой и беговой направленности.
Развитие физического качества ловкость у девочек (челночный бег 3 по 10м с кубиками (рис. 2)) мы наблюдаем во всех классах. В экспериментальных классах прирост показателей более значительный. Особенно это заметно в первом классе, когда дети впервые сталкиваются с традиционными удэгейскими подвижными играми, которые естественным образом влияют на развитие ловкости и координации.
В скоростно-силовом показателе - прыжок в длину с места (рис. 4) - у девочек мы также наблюдаем прирост показателей в экспериментальных классах более значительный по сравнению с контрольными классами, где не применялись традиционные удэгейские игры. Исключение составляет только второй класс, где прирост показателей по окончании педагогического эксперимента был одинаковым в контрольных и экспериментальных классах. Наибольший прирост мы видим в четвертом экспериментальном классе, что говорит о естественном развитии скоростно-силовых показателей в этом возрасте, но под воздействием традиционных удэгейских игр прыжковой и беговой направленности прирост более значительный - 14 см.
В силовом показателе - подтягивание на низкой перекладине (рис. 3) и показателе гибкость - наклон туловища вперед - вниз (рис. 6) мы не наблюдаем значительного прироста показателей в экспериментальных классах по сравнению с контрольными, что говорит о том, что применяемые традиционные подвижные игры удэгейцев были в основном прыжковой и беговой направленности.
Анализируя физическое качество выносливость - 6-минутный бег, мы видим, что применение на уроках по физической культуре традиционных подвижных игр удэгейцев не влияет существенным образом на прирост этого показателя у девочек (рис. 5), хотя в четвертом экспериментальном классе произошел больший прирост.
Из представленных данных видно, что прирост показателей физической подготовленности девочек - удэгеек за год эксперимента произошел по всем тестируемым показателям, однако, наибольший скачок мы наблюдаем в экспериментальных классах.
Сравнивая физическую подготовленность мальчиков-удэгейцев контрольных и экспериментальных классов начальной школы, мы можем сделать вывод, что наблюдается однонаправленная возрастная динамика изменения скоростных и скоростносиловых показателей (бег 30 м и прыжок в длину с места). В то же время исходные показатели по возрастам такого физического качества, как гибкость, у мальчиков-удэгейцев с 1 по 4 класс снижаются и в экспериментальных, и в контрольных классах.
Результаты исследования показали, что за год эксперимента статистически более значимые сдвиги в развитии физического качества скорость произошли в экспериментальных классах (рис. 1). Так, скорость пробегания отрезка 30 м с высокого старта у мальчиков экспериментальных классов идет по нарастающей. Ее пик приходится на 4 класс, т.е. на возраст 10 лет, хотя наибольший прирост скорости произошел в 1-м экспериментальном классе. Из рисунка мы видим, что прирост скорости во всех экспериментальных классах более высок, чем в контрольных. Вне всякого сомнения, можно утверждать, что эти более позитивные сдвиги по отношению к контрольным классам связаны с использованием в уроках по физической культуре традиционных игр удэгейцев.
Говоря о динамике развития у мальчиков-удэгейцев 1 - 4 классов такого физического качества, как ловкость - челночный бег 3 х 10 м с кубиками (рис. 2), мы определили, что конечные результаты этого показателя в экспериментальных начальных классах статистически достоверны, в то же время, несмотря на определенную динами-
ку этого показателя в контрольных классах, мы не наблюдаем статистическую достоверность различий. Такую закономерность сдвигов мы объясняем тем, что использование в уроках по физической культуре традиционных игр удэгейцев в экспериментальных классах как раз и содействовало такой статистически значимой закономерности. Это подтверждает, что традиционные игры удэгейцев обладают существенным потенциалом при развитии физической подготовленности учащихся-удэгейцев младших классов.
Рассматривая динамику скоростно-силовой подготовленности - прыжок в длину с места - в обеих группах мальчиков младших классов, мы выявили, что в экспериментальных классах, где использовались традиционные игры удэгейцев, этот рост существенен и статистически значим по отношению к результатам мальчиков контрольных классов (рис. 4).
В силовом показателе - подтягивание на высокой перекладине из положения виса (рис. 3) - мы больших различий в динамике этого показателя в контрольных и экспериментальных классах не наблюдаем. Это говорит о том, что развитие силы верхнего пояса у учащихся-удэгейцев младших классов не зависит сильно в этом возрастном периоде от использования на уроке физической культуры традиционных игр удэгейцев подвижного характера. Тем более что в большей степени использовались игры динамического характера.
Рассматривая такой показатель физической подготовленности, как гибкость (рис. 6), можно сказать, что в возрастном аспекте она, по нашим данным, из класса в класс уменьшается, однако, в экспериментальных классах эта тенденция проявляется меньше, чем в контрольных классах удэгейских мальчиков, а в первом и втором экспериментальных классах она достоверно даже увеличивается. Нам представляется, что такая тенденция рефлексии гибкости у мальчиков-удэгейцев 1 - 4 экспериментальных классов связана с влиянием на них традиционных этнических игр, которые в определенной степени замедляют снижение уровня этого физического качества у детей младшего школьного возраста.
Анализируя результаты изучения показателей выносливости удэгейских мальчиков 1 - 4 классов по данным теста 6-минутный бег (рис. 5), можно отметить, что этот показатель увеличивается как в экспериментальных, так и в контрольных классах. В то же время динамика этого увеличения более существенна в экспериментальных классах, и она статистически достоверна, что, несомненно, указывает на то, что использование традиционных игр удэгейцев усиливает развитие физического качества выносливость у мальчиков-удэгейцев экспериментальных начальных классов.
ВЫВОД
Резюмируя результаты, полученные в экспериментальных классах начальной школы у девочек и мальчиков - удэгейцев, можно сказать, что существенные сдвиги в физической подготовленности детей произошли, несомненно, вследствие использования в уроках физической культуры традиционных удэгейских игр. Это позволяет нам сделать вывод, что традиционные подвижные игры удэгейцев обладают высоким двигательным потенциалом, и их применение в современном образовательном процессе на уроках физической культуры позволит не только поддерживать достаточный уровень физической подготовленности удэгейских школьников младших классов, но и способствовать ее значительному росту.