МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Так, тема преемственности, звучавшая лейтмотивом художественного российского сознания на протяжении всего XX века, обрела в педагогической системе Е.Е. Моисеенко особое звучание. Образовательный опыт этой персональной мастерской характерен и для других художников -шестидесятников, пришедших в образование (А.А. Мыльникова, Т.Т. Салахова, П.Ф. Никонова). Знаменитая фраза А.А. Мыльникова: «Искусство развилось до такой степени, что у него нет поводов искать вдохновения извне, оно может само воспроизводить себя» ознаменовало и путь в педагогике [1,с.5]. Действительно, видение постановки не столь направлено на подражание не природе, сколько а отобранным временем образцам ( будь то стилистические ряды русского искусства 20-30гг., нахождение в контексте мировой традиции). Это способствует и сосредоточению на поиске собственного изобразительного языка и творческого метода.
Следствием прихода в институты под руководством Академии Художеств шестидесятников становиться формирование акцентированного авторского подхода в педагогике, что присутствует в АХ РАХ по мнению многих критиков и по сей день. В итоге в художественной педагогике на смену образовательному единству начинает формироваться набор школ, различающихся друг от друга по стилистике, и, зачастую находящихся в конфронтации между собой.
Список использованной литературы:
1. Гавриляченко С.А. Суриковская школа рисунка: 1940-2000: Учебное пособие. М.: Издательство В.Шевчук, 2012 г., 255с.
2. Советский неореализм 1953-1968, Санкт-Петербург, Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств, 2013г., 498с.
© Самойлова О.А., 2016
УДК 372.851
Самуйлова Светлана Валентиновна
канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВПО ПГУ, г. Пенза, РФ
E-mail: [email protected] Самуйлов Сергей Владимирович канд. техн. наук, доцент ФГБОУ ВПО ПГУ, г. Пенза, РФ
E-mail: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
Статья посвящена некоторым вопросам подготовки школьников к ЕГЭ по математике. Определены наиболее важные моменты, на которые необходимо обратить внимание учащегося при решении задач повышенной сложности, содержащих параметры.
Ключевые слова
Подготовка к ЕГЭ, задачи с параметрами, аналитический и графический подход.
В настоящее время много говорят о достоинствах и недостатках ЕГЭ, но так или иначе он прочно вошел в образовательный процесс как завершающий этап школьного образования. При этом многие задачи, входящие во вторую часть ЕГЭ по математике предполагают наличие логического мышления у школьника, а процесс подготовки к экзамену направлен на формирование такого мышления и повышение математической грамотности ученика в целом. Выделим это, как один из положительных моментов ЕГЭ.
Так как индивидуальные способности учащихся различны, то существенно отличаются и темпы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
усвоения ими материала на занятиях. В рамках одного занятия преподавателю приходится ориентироваться на средний уровень подготовки ученика. При этом хорошо подготовленные учащиеся не имеют возможности для углубленного изучения материала в соответствии со своими способностями.
В рамках отведенного для занятия времени эффективно организовать обучение, учитывая интересы школьников с высоким уровнем подготовки, - очень трудная задача. Для ее решения в распоряжении преподавателя должны находится соответствующие учебно-вспомогательные материалы, в частности, учебно-методические пособия, электронные учебники и другие средства, в которых материал был бы представлен в доступной форме, рассчитанной на самостоятельное изучение учащимися средней школы [1].
Сам преподаватель в данном случае выступает в роли консультанта, который помогает разобраться в наиболее сложных вопросах, систематизировать информацию, обозначить общие подходы к решению задач того или иного типа.
Одним из самых сложных типов задач, представленных в ЕГЭ являются задачи с параметрами. Определим основные моменты, к которым нужно привлечь внимание ученика, нацеленного на овладение методами решения таких задач [2]:
1. Существует два основных подхода к решению задач этого типа - аналитический и графический.
2. Выбор того или иного подхода зависит от типа задачи.
3. Чтобы определить алгоритм решения задачи с параметром, необходимо задать себе простой вопрос: как бы решалась эта задача, если бы вместо параметра стояло конкретное число. При этом не следует забывать, что параметр, в действительности являясь числом, может принимать любые значения.
4. Вначале следует попробовать решить задачу при конкретном значении параметра, оценить сложность преобразований и постараться понять закономерность, существующую между значением параметра и результатом. При этом иногда приходится повторять решение несколько раз с разными значениями параметра.
5. В случае, если аналитическое решение оказывается слишком сложным, следует рассмотреть возможность привлечения графических иллюстраций для упрощения решения.
При аналитическом решении задачи, следует понимать, что любое уравнение с параметром является фактически семейством уравнений, рассматриваемых при фиксированном значении параметра. При разных значениях параметра приходится использовать различные методы, применяемые при решении уравнений и неравенств с постоянными коэффициентами. Поэтому основной принцип аналитического решения задач с параметрами заключается в разбиении области изменения параметра на такие участки, что на каждом из них получается уравнение или неравенство, которое можно решить одним и тем же методом.
На вступительных испытаниях и ЕГЭ по математике чаще всего встречаются два типа задач с параметрами:
- для всех допустимых значений параметра найти множество всех решений уравнения или неравенства;
- найти все значения параметра, при каждом из которых выполняются заданные условия.
Ответы в задачах этих двух типов различаются по существу: в ответах к задачам первого типа перечисляются все возможные значения параметра, для каждого из которых записываются полученные решения; в ответах к задачам второго типа перечисляются все значения параметра, для которых выполнены условия задачи.
При графическом решении задач с параметрами основная сложность заключается в том, чтобы правильно определить тип задачи и выбрать стратегию ее решения. Следует обратить внимание учащихся на то, что существует два основных типа задач, при решении которых графический подход предпочтителен [3]:
- Первый тип задач - это задачи о расположении корней квадратного трехчлена. Графическая интерпретация условий, которым должны удовлетворять корни квадратного трехчлена, т.е. изображение расположения соответствующей ему параболы, как известно, приводит к решению достаточно простых неравенств или их систем;
- Другим типом задач с параметрами, графическое решение которых является более наглядным и лаконичным, являются задачи о количестве решений уравнений. Исследуемые при решении таких задач
f (x) = a f (x) = g (a) f (x, a) = g(x) уравнения можно отнести к одному из следующих видов: J ^ ' ,-/v / ÖW; ^ v ' ; v/,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
f (х, а) = g {а) или f (х, а) = g (х, а ).
Таким образом, при изучении методов решения задач с параметрами в рамках подготовки к ЕГЭ следует обратить внимание учащегося на классификацию и основные подходы к решению каждого класса задач. Изучение должно быть организовано по принципу «от простого к сложному» и материал должен излагаться максимально доступно для учащихся. Список использованной литературы:
1. Самуйлов С.В., Самуйлова С.В. Использование активных методов обучения в начальной школе. В сборнике: Наука и образование: проблемы и тенденции развития. Материалы Международной научно-практической конференции: в 3-х частях: Уфа. 2013. С. 223-226.
2. Васюнина, О.Б. Задачи с параметрами на вступительных испытаниях и ЕГЭ по математике: учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. /О.Б.Васюнина, С.В.Самуйлова - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009.
3. Васюнина О.Б., Самуйлова С.В. Методика решения некоторых типов задач с параметрами. В сборнике: Университетское образование XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, под редакцией А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. 2014. С. 552-555.
© Самуйлова С.В., Самуйлов С.В., 2016
УДК 378.037:796.011.1
Сапегина Татьяна Алексеевна
канд. пед. наук, доцент РГППУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация
С изменениями, которые происходят в нашем обществе, появляются новые проблемы, одна из которых, это проблема агрессии у молодежи. Студенты с агрессивным поведением имеют высокий уровень тревожности, психологической неустойчивости к внешним факторам. Учитывая адаптационные возможности и образовательный потенциал физической культуры, мы предположили, что занятия физическими упражнениями способствует снижению агрессии у студентов.
Ключевые слова
Физическая культура, агрессия, студенты.
Сложная и неустойчивая социальная, идеологическая, экономическая, политическая обстановка современного общества способствует развитию различных отклонений в психическом здоровье и поведении современной молодежи. Студенты, как значительная её часть, также подвержены подобному влиянию, в результате чего, мы можем наблюдать у них рост тревожности, девиантного поведения, психологической неустойчивости к различным факторам окружающей среды. Вместе с развитием подобных феноменов отмечается также рост уровня агрессивного поведения молодежи. «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения» [1].
В современном обществе проблема агрессивного поведения молодежи становится все более актуальной. В условиях изменения общественного строя изменяется общественное сознание, и молодые люди теряют нравственные ориентиры, у них создается не совсем правильное представление о поведении в обществе, повышается уровень тревожности, наблюдается душевная опустошенность, и вследствие этого появляется жестокость и агрессивность.