Научная статья на тему 'ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ'

ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИТНЕС-ЙОГА / СТУДЕНТЫ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна, Бабина Вера Сергеевна

Ученые мирового сообщества пришли к выводу, что пандемия COVID-19 существенно повлияла на психофизическое здоровье человечества. Двигательная активность, занятия физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой являются одними из наиболее доступных и действенных. В данной статье предлагается методика применения фитнес-йоги на занятиях по физическому воспитанию в Российском университете транспорта. В РУТ (МИИТ) на базе кафедры «Физическая культура и спорт» с сентября 2020 г. по май 2021 г. был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие студенты 1 курса, количество - 54 человек (n=54). В контрольной группе проводились занятия по физическому воспитанию в соответствии с учебной программой кафедры «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ), а в экспериментальной - по разработанной автором методике оздоровления студентов с использованием комплексов асан фитнес-йоги. У студентов РУТ (МИИТ), обучающихся по программе оздоровления с применением упражнений фитнес-йоги на занятиях физической культурой, в мае 2021 года значительно улучшилось психическое состояние и функциональная подготовленность, наблюдалось повышение уровня здоровья, низкий порог стресса, что говорит о положительном психофизическом приспособлении к окружающей среде в период пандемии COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постол Ольга Львовна, Панкратова Ольга Николаевна, Бабина Вера Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS-YOGA IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT A TRANSPORT UNIVERSITY

Scientists of the world community have come to the conclusion that the COVID-19 pandemic has significantly affected the psychophysical health of mankind. Motor activity, physical exercises and breathing exercises are among the most accessible and effective. This article offers a method of using fitness yoga in physical education classes at the Russian University of Transport. A pedagogical experiment was conducted at the RUT (MIIT) on the basis of the Department of "Physical Culture and Sport" from September 2020 to May 2021. The study involved 1st-year students, the number was 54 people (n=54). In the control group, physical education classes were conducted in accordance with the curriculum of the Department of "Physical Culture and Sport" of the RUT (MIIT), and in the experimental group - according to the method of improving students ' health developed by the author using fitness yoga asanas complexes. In May 2021, students of the RUT (MIIT) studying under the wellness program with the use of fitness yoga exercises in physical education classes significantly improved their mental state and functional readiness, there was an increase in the level of health, a low stress threshold, which indicates a positive psychophysical adaptation to the environment during the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Использование игрового подхода при формировании навыка плавания у студенческой молодежи / О.Н. Логинов, Т.Е. Симина, Е.Г. Стадник, Н.А. Кушнер // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 130-134.

2. Ольховская, О.Г. Формирование технико-динамической структуры движений юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации / О.Г. Ольховская, О.Е. Понимасов, С.А. Барченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 257-260.

3. Подвижные игры как средство решения задач плавательного всеобуча младших школьников / В.Ю. Карпов, А.В. Абросимова, А.В. Гусев, В.И. Шарагин, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 2 (168). - 2019. - С. 188-192.

REFERENCES

1. Loginov, O.N., Simina, T.E., Stadnik, E.G. and Kushner, N.A. (2018), "The use of a game approach in the formation of swimming skills among student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 130-134.

2. Olkhovskaya, O.G., Ponimasov, O.E. and Barchenko, S.A. (2019), "Formation of the technical and dynamic structure of movements of young swimmers at the stage of initial sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 257-260.

3. Karpov, V.Yu., Abrosimova, A.V., Gusev, A.V., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2019), "Outdoor games as a means of solving the problems of swimming general education for younger schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 188-192.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.08.2021

УДК 796.011.3

ФИТНЕС-ЙОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В

ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва; Вера Сергеевна Бабина, преподаватель,

Правовой колледж Российского университета транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

Ученые мирового сообщества пришли к выводу, что пандемия COVID-19 существенно повлияла на психофизическое здоровье человечества. Двигательная активность, занятия физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой являются одними из наиболее доступных и действенных. В данной статье предлагается методика применения фитнес-йоги на занятиях по физическому воспитанию в Российском университете транспорта. В РУТ (МИИТ) на базе кафедры «Физическая культура и спорт» с сентября 2020 г. по май 2021 г. был проведен педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие студенты 1 курса, количество - 54 человек (n=54). В контрольной группе проводились занятия по физическому воспитанию в соответствии с учебной программой кафедры «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ), а в экспериментальной - по разработанной автором методике оздоровления студентов с использованием комплексов асан фитнес-йоги. У студентов РУТ (МИИТ), обучающихся по программе оздоровления с применением упражнений фит-нес-йоги на занятиях физической культурой, в мае 2021 года значительно улучшилось психическое состояние и функциональная подготовленность, наблюдалось повышение уровня здоровья, низкий порог стресса, что говорит о положительном психофизическом приспособлении к окружающей среде в период пандемии COVID-19.

Ключевые слова: здоровье, фитнес-йога, студенты, пандемия COVID-19, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p221-225

FITNESS-YOGA IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE TRANSPORT

UNIVERSITY

Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University

of Transport, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Academy of Social Management, Moscow; Vera Sergeevna Babina, the teacher, Law College of the Russian University of Transport (MIIT), Moscow

Abstract

Scientists of the world community have come to the conclusion that the COVID-19 pandemic has significantly affected the psychophysical health of mankind. Motor activity, physical exercises and breathing exercises are among the most accessible and effective. This article offers a method of using fitness yoga in physical education classes at the Russian University of Transport. A pedagogical experiment was conducted at the RUT (MIIT) on the basis of the Department of "Physical Culture and Sport" from September 2020 to May 2021. The study involved lst-year students, the number was 54 people (n=54). In the control group, physical education classes were conducted in accordance with the curriculum of the Department of "Physical Culture and Sport" of the RUT (MIIT), and in the experimental group - according to the method of improving students ' health developed by the author using fitness yoga asanas complexes. In May 2021, students of the RUT (MIIT) studying under the wellness program with the use of fitness yoga exercises in physical education classes significantly improved their mental state and functional readiness, there was an increase in the level of health, a low stress threshold, which indicates a positive psychophysi-cal adaptation to the environment during the COVID-19 pandemic.

Keywords: health, fitness yoga, students, COVID-19 pandemic, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Пандемия COVID-19, продолжающаяся уже более полутора лет, весьма значительно повлияла на здоровье, как физическое, так и психическое, всего населения мирового сообщества. Учеными в области здравоохранения и медицины был сделан вывод, что пандемия COVID-19 является значительной угрозой всему человечеству в целом. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать абсолютно все наиболее приемлемые методы и средства, чтобы избежать неблагоприятных последствий, вызванных пандемией COVID-19. Одними из самых действенных, являются занятия физическими упражнениями, дыхательная гимнастика, особенно выполняемые на свежем воздухе. [2]

Физическая культура и спорт играют ведущую роль в укреплении и сохранении здоровья населения, особенно молодежи. Для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой, улучшения физического состояния в условиях пандемии COVID-19 в вузах России начали применять восточные оздоровительные гимнастики (тайцзицюань, ушу, цигун, фитнес-йога и др.), которые способствуют формированию в единое целое физических, энергетических и психических ресурсов человеческого организма. Использование на занятиях по физической культуре в вузе элементов фитнес-йоги позволили значительно снизить уровень тревожности студентов, вызванной пандемией COVID-19, что способствовало улучшению их психического и физического состояния. [1, 4]

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В Российском университете транспорта на базе кафедры «Физическая культура и спорт» с сентября 2020 г. по май 2021 г. был проведен педагогический эксперимент. С ноября 2020 г. по январь 2021 года студенты обучались дистанционно из-за пандемии COVID-19.

В исследовании приняли участие студенты 1 курса, количество - 54 человек (n=54). У студентов, участвовавших в эксперименте отклонений в состоянии здоровья,

обнаружено не было. Все имели основную группу здоровья. Сформированы были две группы (контрольная и экспериментальная) методом случайных чисел, по 27 человек в каждой. В начале эксперимента группы достоверных различий по всем показателям исследования не имели.

В контрольной группе проводились занятия по физическому воспитания в соответствии с учебной программой кафедры «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ), а в экспериментальной - по разработанной автором программе оздоровления студентов с использованием гимнастик Востока (йога, тибетская гимнастика до-ин, тайцзицюань, гимнастика для рук и ладоней Йосиро Цуцуми и др.).

МЕТОДИКА

Фитнес - йога - это сочетание фитнеса с хатха-йогой, которое охватывает знания нескольких тысячелетий Восточных практик, адаптированное к современной жизни. Основное отличие фитнеса от фитнес-йоги являются выполнение на занятиях асан хатха-йоги, составляющих основу комплексов, и оптимальная скорость их исполнения.

Исходя из поставленных целей и задач занятий, в РУТ (МИИТ) применяли комплексы упражнений фитнес-йоги в подготовительной, основной и заключительной части в сочетании с такими средствами физвоспитания, как силовая гимнастика, подвижные игры, легкоатлетические упражнения и др.

Особенность комплексов фитнес-йоги, которые использовались на занятиях заключались в том, что выбранная последовательность выполняемых асан целесообразно воздействовала на сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную и нервные системы. В результате происходило такое сочетанное воздействие, которое способствовало повышению адаптационных возможностей организма, умению противостоять стрессовым ситуациям, уравновешиванию деятельности всех органов и систем, улучшению настроения.

В подготовительной части занятия применяли дыхательную гимнастику йоги (Пашчатья-пранаяма, Сахаджа-пранаяма, Враджана-пранаяма) для активизации органов дыхания и улучшения состояния нервной системы, комплекс «Сурья Намаскар» (Приветствие солнцу), состоящий из 12 асан. Данный комплекс включает несколько статических асан древнейшей культуры индийской гимнастики, выполнение которых стимулируют дыхание и положительно воздействуют на нервную, кровеносную и дыхательную системы. Асаны «Сурья Намаскар» последовательно переходят из одной позы в другую, оптимально воздействуя на все суставы и позвоночник. Длительность комплекса - 7-10 мин.

В основной части занятия использовались комплексы упражнений фитнес-йоги. Длительность комплексов составляла 20 мин. Вначале выполняли упражнения в положении стоя (Тадасана;Таласана; Триконасана; Парваконасана 1,2; Вирабхадрасана 1,2,3; Ардха чандрасана; Уттанасана; Парсвоттанасана; Прасарита Падоттанасана; Врксасана; Гаруласана; Натараджасана и др.). Далее выполнялись асаны из положения, сидя и лежа (Дандасана; Вирасана; Баддха Когасана; Сукхасана; Упависта Конасана; Пашимоттанаса-на; Джнану Сиршасана; Хамсасана; Мурха Джанукасана; Бхарадвайасана; Ардха Наваса-на; Адхо Мукха Сванасана; Урдха Мукха Сванасана; Уштранаса; Наукасана; Джатхара Париватанасана; Бхуджангасана; Дханурасана; Салабхасана; Матсьясана; Сету Бандха; Супта Вирасана; Ястикасана; Макрасан и др.). Количество повторений каждой позы - 4-6 раз, длительность выполнения - 30 секунд. Сложность асан возрастала от первой позы к последней. В конце комплекса выполнялись перевернутые асаны (Випарита Карани; Ха-ласана; Саламба сарвангасана), затем - позу Шавасана (поза релаксации и полного расслабления).

В заключительной части занятия применяли дыхательные упражнения хатха-йоги, снимающие напряжение и ускоряющие восстановительные процессы организма (полное йоговское дыхание, дыхание со звуком «Ха», очищающее дыхание, диафрагмальное ды-

хание и др.). Длительность комплекса - 5-7 мин.

Главными задачами, решаемыми комплексами фитнес-йоги на занятиях по физическому воспитанию в РУТ (МИИТ) были:

- улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

- повышение гибкости, укрепления мышц, сухожилий и связок;

- профилактика респираторных заболеваний;

- релаксация организма и снятие стресса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из результатов исследований ученых в области медицины, педагогики и психиатрии, пандемия COVID-19 является настоящей угрозой для современного общества и здравоохранения. На психофизическом состоянии населения крайне негативно отразились последствия, которые вызвала пандемия. [3]

Для студентов занятия по физическому воспитанию с использованием фитнес-йоги в Российском университете транспорта стали одними из наиболее востребованными в настоящее время.

Студенты РУТ (МИИТ), которые обучались по программе оздоровления с применением фитнес-йоги на занятиях физической культурой, в мае 2021 года существенно повысилось психическое состояние и функциональная подготовленность. Также у студентов наблюдалось улучшение уровня здоровья, низкий порог стресса, что говорит о положительном психофизическом приспособлении к окружающей среде в период пандемии COVID-19.

ЛИТЕРАТУРА

1. Войнова Е.В. Аспекты Российско-китайского социокультурного взаимодействия в сфере физической культуры (на примере транспортных вузов) / Е.В. Войнова, И.С. Щадилова // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее региональной глобализации. Материалы XIII Международной практической конференции. Отв. редактор Т.Н. Кучинская. - Чита, 2021. - С. 46-52.

2. Греков Ю.А. Физическая культура в жизни студента (абитуриента) в режиме глобальной карантинной изоляции / Ю.А. Греков, Д.А. Гурьев // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли. Труды II Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 42-45.

3. Островский Д.И. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы) / Д.И. Островский, Т.И. Иванова // Омский психиатрический журнал. - 2020. - № 2-1S (24). - С. 4-10.

4. Постол О. Л. Использование оздоровительных гимнастик Востока на занятиях по физическому воспитанию для улучшения психического состояния студентов в период пандемии / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). -С. 247-251.

REFERENCES

1. Voynova, E. V. and Shchadilova, I. S. (2021), "Aspects of Russian-Chinese socio-cultural interaction in the field of physical culture (on the example of transport universities)", Actual problems of China's development in the process of its regional globalization, Materials of the XIII International Practical Conference, Chita, pp. 46-52.

2. Grekov, Yu. A. and Guryev, D. A. (2020), "Physical culture in the life of a student (entrant) in the mode of global quarantine isolation", Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 42-45.

3. Ostrovsky, D. I. and Ivanova, T. I. (2020), "The influence of the new coronavirus infection COVID-19 on human mental health (Literature review)", Omsk Psychiatric Journal, Vol. 1S (24), No. 2, pp. 4-10.

4. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2021), "The use of health-improving gymnastics of the East in physical education classes to improve the mental state of students during the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 196, No. 6, pp. 247-251.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.09.2021

УДК 796.332

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЕЛЕЦКОГО ФУТБОЛА В 1990-Е ГОДЫ

Игорь Евгеньевич Прокофьев, заместитель директора спортивного клуба, старший преподаватель, Денис Владимирович Коватев, старший преподаватель, Наталья Васильевна Австриевских, старший преподаватель, Светлана Владимировна Шеменева,

старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Аннотация

Как показывает история, предпосылки современного кризиса отечественного футбола своими корнями уходят в 90-е гг. прошлого столетия. Различного рода социально-экономические, политические преобразования, ставшие неотъемлемой частью истории нашей страны последнего десятилетия прошлого века, пагубно отразились на различных составляющих компонентах жизни граждан нового Российского государства, и, в том числе, оказали негативное влияние на развитие отечественного спорта в целом и футбола в частности, что в конечном итоге и привело к резкому снижению тенденции поступательного развития отечественного футбола. Исходя из этого, комплексное изучение истории развития отечественного футбола в данный период времени в целом и отдельных его регионов, центров, школ в частности, не просто является актуальным направлением спортивной историографии, но и может способствовать определению факторов, приведших к началу кризиса, способствующих его дальнейшему прогрессированию и т.д., а также, удовлетворить интересы спортивной науки в решении актуальных задач поиска альтернативных путей выхода из сложившейся ситуации. Как показали исследования, проведенные нами ранее, одним из ведущих регионов России по уровню развития футбола на протяжение долгого времени являлась Липецкая область, где главным центром становления игры на протяжении всей истории был провинциальный Елец. В то же время вторая половина 1990-х гг. для Елецкой школы футбола, как и для большинства других региональных центров, школ развития российского футбола, стала пограничным этапом, разделившим периоды динамично-поступательного развития со временем утраты былых тенденций прогрессивного становления игры. Данная статья, являясь хронологическим продолжением целого ряда научно-исследовательских работ, посвященных истории Елецкого футбола, характеризует именно этот, один из наиболее сложных и знаковых периодов развития «спорта номер один» в древнем городе Липецкой области. Опираясь на анализ архивных материалов, периодических изданий, научных публикаций, а также сведений современников, нам удалось восстановить исторические хроники важнейших событий, достижений Елецкой школы футбола 1990-х гг., определить основные факторы, приведшие последнюю к началу главного кризиса в ее истории.

Ключевые слова: футбол, Елец, история.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p225-228

HISTORY OF DEVELOPMENT OF YELETS FOOTBALL IN 1990s

Igor Evgenievich Prokofiev, the deputy director of the sports club, senior teacher, Denis Vla-dimirovich Kovatev, the senior teacher, Natalya Vasilievna Austrievskikh, the senior teacher, Svetlana Vladimirovna Shemeneva, the senior teacher, Bunin Yelets State University

Abstract

As history shows, the prerequisites for the current crisis of domestic football are rooted in the 90s. last century. Various kinds of the socio-economic, political transformations, which have become an integral part of the history of our country in the last decade of the last century, had detrimental effect on vari-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.