УДК 796.011.3
ГИМНАСТИКА ЙОСИРО ЦЦУМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ТРАНСПОРТНОМ ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва
Аннотация
В данной статье рассматривается влияние занятий восточными оздоровительными гимнастиками на психическое здоровье студентов транспортного вуза в период пандемии COVID-19. Для укрепления иммунитета, снижения уровня тревожности, стрессоустойчивости в Российском университете транспорта на занятиях по физической культуре используют программу оздоровления с применением восточных оздоровительных практик (гимнастика хатха-йога, бадуаньцзин, дыхательная гимнастика йогов, гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми и др.). Проведенное авторами исследование оценки уровня тревожности и депрессии (психологический тест Госпитальная шкала (HADS), разработанный А.С. Зигмондом и Р.П. Снайтом) в мае 2020 года, выявило повышенный уровень тревожности (субклинически выраженная тревога) у студентов контрольной группы. Результаты тестирования студентов экспериментальной группы показали существенное снижение уровня тревожности. Оценка уровня тревожности в мае 2020 года стала в пределах нормы, субклинической выраженной тревоги не наблюдалось, несмотря на ситуацию, связанную с пандемией COVID-19. Занимаясь на занятиях по физическому воспитанию восточными гимнастиками (гимнастика для рук и ладоней Йосиро Цуцуми, хатха-йога, бадуаньцзин и др.) в период пандемии COVID-19, студенты транспортного вуза смогли значительно понизить уровень тревожности и депрессии, снять психоэмоциональную нагрузку и стресс, вызванные самоизоляцией, а также повысить иммунитет.
Ключевые слова: психическое здоровье, студенты, пандемия COVID-19, гимнастика для рук и ладоней Й. Цуцуми, уровень тревожности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p361-365
GYMNASTICS YOSHIRO TSUTSUMI IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT A TRANSPORT UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of Transport, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Academy of Social
Management, Moscow
Abstract
This article examines the impact of Eastern wellness gymnastics classes on the mental health of transport university students during the COVID-19 pandemic. To strengthen the immune system, reduce the level of anxiety, stress resistance in the Russian University of Transport in physical education classes use a wellness program with the use of Eastern wellness practices (hatha yoga gymnastics, baduanjing, yoga breathing exercises, gymnastics for the hands and palms of the Japanese doctor Yoshiro Tsutsumi, etc.). A study conducted by the authors to assess the level of anxiety and depression (the psychological test Hospital Scale (HADS), developed by A. S. Sigmond and R. P. Snaith) in May 2020, revealed an increased level of anxiety (subclinical severe anxiety) in students of the control group. The results of testing of students of the experimental group showed a significant reduction in the level of anxiety. The assessment of the level of anxiety in May 2020 was within the normal range, there was no subclinical pronounced anxiety, despite the situation associated with the COVID-19 pandemic. During the COVID-19 pandemic, students of the transport university were able to significantly reduce the level of anxiety and depression, relieve the psychoemotional load and stress caused by self-isolation, as well as increase immunity by practicing Oriental gymnastics (Yoshiro Tsutsumi hand and palm gymnastics, hatha yoga, baduanjing, etc.).
Keywords: mental health, students, COVID-19 pandemic, Y. Tsutsumi hand and palm gymnastics, anxiety level.
ВВЕДЕНИЕ
Наиважнейшей государственной задачей России является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения, студенческой молодежи.
В последние годы ученые всего мира отмечают ухудшение физического и психического состояний здоровья студентов. Стремительные изменения физической, психической и социальной среды, связанные с поступлением и учебой в высших учебных заведениях, постоянный стресс, неправильный образ жизни, совмещение учебы с работой (чаще всего ночной), нерациональное питание, недостаток сна, несоблюдение режима дня, неблагополучные климатические и экологические условия - все эти составляющие очень сильно подрывают здоровье молодежи.
А в результате такого социального потрясения, как пандемия СОУГО-19, у многих студентов значительно ухудшилось психическое состояние здоровья. Большинство молодых людей отреагировали на происходящие события повышенной тревогой, отчаянием и стрессом. Предложенные государством меры для нераспространения коронавирусной инфекции, такие как карантин, самоизоляция, дистанционное обучение, негативно сказались на психофизическом здоровье студентов.
Ученые всего мирового сообщества пришли к выводу, что пандемия СОУГО-19 является угрозой для психологического благополучия людей. По данным научным исследованиям, в этот период наблюдаются высокий уровень тревожности и стресса у весьма значительной части населения. В психологическом аспекте, одна из наиболее уязвимых, стала студенческая молодежь. Вынужденные недели самоизоляции стали причиной высокой тревожности у студентов. У многих отмечалось проявление таких психических реакций, как депрессия, страх, тревога, фобия.
Согласно данным исследований ученых, чтобы миновать опасные последствия для психофизического здоровья, вызванные пандемией, крайне необходимы новые разработки программ и рекомендаций по уменьшению уровня стресса и тревожности населения.
В настоящее время задачи профилактики и реабилитации последствий после коро-навирусной инфекции у молодежи средствами физической культуры являются наиболее главными. [3]
Для укрепления иммунитета, снижения уровня тревожности, стрессоустойчивости в Российском университете транспорта на занятиях по физической культуре используют программу оздоровления с применением восточных оздоровительных практик (гимнастика хатха-йога, бадуаньцзин, дыхательная гимнастика йогов, гимнастика для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми и др.).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данное исследование было проведено в РУТ (МИИТ) (Российский университет транспорта) на базе кафедры «Физическая культура и спорт» с сентября 2019 года по май 2020 года. С конца марта 2020 г. до начала июня 2020 г. студенты находились на вынужденной самоизоляции из-за ситуации с пандемией СОУГО-19. В этот период времени занятия по физической культуре у них проходили дистанционно.
В эксперименте участие приняли студенты 1-3 курсов в количестве 54 человек. Сформированы были 2 группы (контрольная и экспериментальная), по 27 студентов в каждой. Все студенты имели основную группу здоровья.
Со студентами контрольной группы занятия по физическому воспитанию проводились в соответствии с учебной программой кафедры «Физическая культура и спорт» РУТ (МИИТ).
Занятия по физическому воспитанию со студентами экспериментальной группы были проведены по разработанной автором программе оздоровления студентов с применением восточных оздоровительных практик (гимнастика йогов, китайская гимнастика «восемь кусков парчи», дыхательная гимнастика йогов и др.).
Для определения уровней тревожности и депрессии у студентов транспортного вуза использовали психологический тест Госпитальная шкала (ИЛБ8), разработанный А.С. Зигмондом и Р.П. Снайтом в 1983 году.
Тест состоит из 14 вопросов. Для объяснения результатов тестирования применяются подшкала ИЛБ8 - Л (тревога) и подшкала ИЛБ8 - Б (депрессия).
МЕТОДИКА
Восточные оздоровительные практики (элементы гимнастики хатха-йога, баду-аньцзин, гимнастика для рук и ладоней японского врача Й. Цуцуми, дыхательная гимнастика йогов) использовали на занятиях по физическому воспитанию в РУТ (МИИТ) в эффективном сочетании с такими средствами физической культуры, как подвижные игры, элементы легкой атлетики, атлетическая гимнастика. [2]
Гимнастику для рук и ладоней японского врача Йосиро Цуцуми применяли в заключительной части занятия для восстановления организма после нагрузки, повышения стрессоустойчивости и снижения уровня тревожности у студентов.
Основывается гимнастика Й. Цуцуми на восточном древнем знании о БАТ (биологически активных точках), которые расположены на участках тела человека, учении китайской медицины о меридианах и биоэнергетики. Каждая такая точка связана с определенным внутренним органом. Японский врач Йосиро Цуцуми основал гимнастику, которую выполняют пальцами рук, учитывая знания восточных учений об акупунктуре, благоприятное воздействие асан хатха-йоги, мышечного сокращения и дыхательной гимнастики йогов. Его комплекс упражнений пальцевой гимнастики помогает существенно улучшить психофизическое состояние и общее самочувствие, поднять настроение.
Выполняя гимнастику Йосиро Цуцуми, занимающийся воздействует одновременно на несколько наиглавнейших точек (БАТ), которые расположены на различных меридианах. Благодаря такому взаимодействию происходит «массаж» внутренних органов.
Особенно рекомендуется применять комплекс упражнений Йосиро Цуцуми для снятия нервной усталости, психического напряжения, стресса.
Длительность комплекса составляла 5-7 минут. Количество повторений каждого упражнения - 10-20 раз. Очень важно, выполняя пальцевую гимнастику, правильно сочетать с дыханием (глубокий вдох через и глубокий выдох через рот). Все упражнения гимнастики японского врача Йосиро Цуцуми несложны в исполнении. Но, несмотря на кажущуюся простату выполнения, они создают хороший оздоровительный эффект, стимулируя работу головного мозга и активизируя защитные силы организма человека, его иммунную систему.
В гимнастике Й. Цуцуми несколько основополагающих упражнения: сгибание пальцев вперед; прогибание пальцев; сгибание и разгибание пальцев; круговые движения с орехами для снятия стресса и напряженности.
Также студенты выполняли упражнения комплекса гимнастики для рук и ладоней Йосиро Цуцуми для улучшения памяти, повышения сосредоточенности и внимательности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В РУТ (МИИТ) с сентября 2019 года по май 2020 года было проведено тестирование показателей уровней тревожности и депрессии у студентов контрольной и экспериментальной групп. Для определения уровня тревожности и депрессии применили тест Госпитальная шкала (ИЛБ8). Тестирование, проведенное в сентябре 2020 г., выявило, что показатели экспериментальной и контрольных групп не имели достоверных различий (Р>0,01) (таблица 1):
- подшкала ИЛБ8-Л (тревога) - показатель в контрольной группе составил 8,85 балла; в экспериментальной - 9,07 балла;
- подшкала НА08-Э (депрессия) - показатель в экспериментальной группе составил 6,37 балла, в контрольной - 6,33 балла.
Результаты теста Госпитальная шкала (НА08), проводимого в сентябре 2020 г. говорят, что и у студентов контрольной группы, и у студентов экспериментальной группы в начале учебного года наблюдалась субклинически выраженная тревога. Показатели уровня депрессии в обеих группах в пределах нормы.
Проведенный в мае 2020 года психологический тест, определил в экспериментальной группе достоверное увеличение показателей в сравнении с контрольной группой (Р<0,01). В обеих группах наблюдалось достоверное увеличение результатов (Р<0,01):
- подшкала НАБ8-А (тревога) - показатель тревожности в экспериментальной группе составил 6,59 балла (уменьшение на 2,48 балла, прирост результата - 27,3%); в контрольной группе - 8,89 балла (показатель повысился на 0,04 балла, что составило - (0,45%)).
- подшкала НА08-Э (депрессия) - показатель уровня депрессии в контрольной группе составил -6,56 балла (повысился на 0,23 балла, прирост - (-3,63%)); в экспериментальной группе - 4,36 балла (уменьшение - 2,01 балл, прирост показателя - 31,5%.
Результаты подшкалы НА08-Э (депрессия) контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента остались в пределах нормы.
Таблица 1 - Изменение показателей тестирования. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (НАР8) у студентов контрольной и экспериментальной групп_
Показатели Контрольная гр. Экспериментальная гр.
сентябрь май Прирост сентябрь май Прирост
В ед. изм. В ед. изм. В % В ед. изм. В ед. изм. В %
Подшкала НАБ8-А (тревога) 8,85 8,89 -0,45 9,07 6,59 27,3
±т 1,15 1,11 0,93 0,41
Р > 0,01 < 0,01
Подшкала НАБ8-Б (депрессия) XX 6,33 6,56 - 3,63 6,37 4,36 31,5
±т 0,67 0,44 0,63 0,64
Р > 0,01 < 0,01
Результаты подшкалы НА08-Э (депрессия) контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента остались в пределах нормы.
Анализ психологического тестирования Госпитальная шкала (НАЭ8), который проводился в мае 2020 года, обнаружил, что у студентов экспериментальной группы уровни тревожности и депрессии существенно снизились. Показатели уровня тревожности в мае 2020 года стали в пределах нормы, субклинически выраженной тревоги не наблюдалось. Результаты теста студентов контрольной группы выявили небольшое ухудшение показателей уровня тревожности (субклинически выраженная тревога).
Все вышесказанное свидетельствует об эффективности разработанной автором программе оздоровления студентов транспортных вузов с использованием восточных гимнастик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новая пандемия СОУГО-19 представляет огромнейшую угрозу для здоровья всего мирового населения. Карантин, самоизоляция, ухудшение экономической ситуации, дистанционное обучение, невозможность общаться с друзьями в привычном режиме, боязнь заболеть коронавирусной инфекцией, переживания за родных и близких - все эти факторы создали большие проблемы для психического состояния студенческой молодежи. [1]
Занимаясь на занятиях по физическому воспитанию восточными гимнастиками (гимнастика для рук и ладоней Йосиро Цуцуми, хатха-йога, бадуаньцзин и др.) в период пандемии, СОУГО-19, студенты транспортного вуза смогли значительно понизить уровень тревожности и депрессии, снять психоэмоциональную нагрузку и стресс, вызванные самоизоляцией, а также повысить иммунитет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянова Л.В., Влияние дистанционного обучения на психологического состояние студентов в период пандемии COVID-19/ Л.В. Емельянова, Ш.Н. Шакиров, Д. А. Толмачев // Modern Science. - 2020. - № 12 (5). - С. 88-91.
2. Постол О.Л., Популярность восточных оздоровительных практик у студентов вузов / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова, О.И. Воробьев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 174-178.
3. Щадилова И.С. Организация коммуникативных связей в вузе по дисциплине «Физическая культура» в условиях режима социальной самоизоляции / И.С. Щадилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 522-526.
REFERENCES
1. Emelyanova, L.V., Shakirov, Sh.N. and Tolmachev, D.A. (2020), "The influence of distance learning on the psychological state of students during the COVID-19 pandemic", Modern Science, Vol. 5, No. 12, pp. 88-91.
2. Postol, O.L., Pankratova, O.N. and Vorobyov, O.I. (2020), "The popularity of Eastern health practices among university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 190, No.12, pp. 174-178.
3. Shchadilova, I. S. (2020), "The organization of communicative relations in the university on the discipline "Physical culture" in the conditions of the regime of social self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No.4, pp. 174-178.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2021
УДК 37.04:796.012.2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 ЛЕТ С ДЦП
Артем Валерьевич Потешкин, аспирант, Ирина Геннадьевна Таламова, кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск
Аннотация
Введение. В последнее время отмечается тенденция увеличения численности детей с детским церебральным параличом. Данное заболевание сопровождается нарушениями двигательных функций, в том числе снижением проявлений координационных способностей. Цель исследования - разработать дифференцированную методику воспитания координационных способностей у обучающихся 10-11 лет со спастической диплегией и гемипаретической формами ДЦП I уровня функциональных возможностей по классификации Gross Motor Function Classification Systems. Методика и организация исследования. Методика состоит из двух этапов: 1 этап - оценка координационных способностей; 2 этап - воспитание координационных способностей. По результатам тестирования координационных способностей были определены кластеры взаимосвязи (кластерный анализ, метод единичной связи), по которым были сгруппированы координационные способности. На основании полученных кластеров была разработана методика воспитания координационных способностей обучающихся с ДЦП. В ходе одного занятия воспитание начинается с координационных способностей из 1 кластера и заканчивается координационными способностями из 3 кластера, тем самым соблюдается четкая иерархия дифференцированного воздействия на мальчиков и девочек обеих форм ДЦП, выявленная с помощью кластерного анализа. Экспериментальная часть исследования проходила в казенном общеобразовательном учреждении Омской области «Адаптивная школа-детский сад № 301». 76 обучающихся занимались по разработанной методике 3 раза в неделю во внеурочное время в течение 3 четверти. Для каждой координационной способности были подобранны гимнастические упражнения, а также упражнения с использованием метода аудиовизуальной обратной связи на стабилоанализаторе «Стабилан-01-2» (компьютерная программ «StabMed», версия 2.08.). Результаты исследования и их обсуждение. Апробировав методику воспитания коор-