REFERENCES
1. Parshakova, V.M. (2019), "Methods of using physical culture means for targeted correction of physique", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 3 (1), pp. 76-78.
2. Ponomarev, G.N. and Volkova, N.L. (2018), "Influence of the conjugated influence of aerobic and anaerobic physical culture means on the functional state of students with over weight","Physical culture and sport in the education system of Russia: innovations and development prospects", materials of the All-Russian Science Practical Conference, St. Petersburg, pp. 116-121.
3. Ponomarev, G.N., Bogdanov, O.A. and Tsipin, L.L. (2014), "The effect of total body size and body fat on physical fitness of female students", Theory and practice ofphysical cultures, No. 10, pp.1518
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2021
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ЙОГИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва
Аннотация
Пандемия COVID-19 крайне неблагоприятно повлияла на психофизическое состояние и уровень здоровья молодежи. В статье предлагается к рассмотрению методика использования фит-нес-йоги с восточными гимнастиками на занятиях по физическому воспитанию в вузе, разработанная авторами. Проведенное авторами исследование психофизического состояния и уровня функциональной подготовленности в Российском университете транспорта в 2020-2021 году, показало, что у студенток экспериментальной группы наблюдался высокий прирост по всем показателям в конце эксперимента. У студенток же контрольной группы результаты тестирования остались практически на том же уровне, что и в начале года. Студентки, занимающиеся по оздоровительной методике, значительно повысили функциональную подготовленность, уровень здоровья. Таким образом, была доказана и обоснована данная методика оздоровления.
Ключевые слова: физическая культура, пандемия COVID-19, здоровье, функциональная подготовленность, фитнес-йога, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p307-310
EFFECTIVENESS OF THE USE OF FITNESS YOGA IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES DURING THE PANDEMIC
Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian University of transport, Moscow; Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Academy of social
management, Moscow
Abstract
The COVID-19 pandemic has had extremely adverse effect on the psychophysical state and the level of health of young people. The article proposes to consider the method of using fitness yoga with oriental gymnastics in physical education classes at the university, developed by the authors. The authors' study of the psychophysical state and the level of functional readiness at the Russian University of Transport in 2020 - 2021 showed that the female students of the experimental group had a high increase in all indicators at the end of the experiment. The test results of the control group students remained almost at the same level as at the beginning of the year. Students who are engaged in health-improving methods have significantly increased their functional fitness and level of health. Thus, this method of recovery was proved and justified.
Keywords: physical education, COVID-19 pandemic, health, functional fitness, fitness yoga, students.
ВВЕДЕНИЕ
Для физического и психического здоровья мирового населения новая пандемия (COVID-19) является огромнейшей угрозой. Карантин, самоизоляция, неблагоприятная экономическая ситуация, связанная с ухудшением материальных условий, невозможность учиться в очном формате, регулярные сообщения в средствах массовой информации (СМИ) о количестве заболевших коронавирусной инфекцией - эти все составляющие провоцируют психический кризис для всех студентов мира. У большинства молодых людей наблюдается повышенный уровень тревоги и страха, сопровождающиеся растерянностью, конфликтами, сильным раздражением. А в период дистанционного обучения студенты вузов испытывают психологический стресс, что негативно отражается на качестве их обучения.
Проведя ряд научных исследований, большинство ученых пришли к выводу, что в период пандемии (COVID-19) обучение в домашнем режиме (на дистанте) для здоровья студенческой молодежи имеет очень плохие последствия [2].
Главенствующую роль в укреплении и сохранении психического и физического здоровья студентов в период пандемии продолжают играть физическая культура и спорт. Многие студенты, возвращаясь с дистанционного обучения на очные занятия в университеты, имеют слабую физическую подготовленность из-за недостаточной двигательной активности в этот период.
Для оптимизации психического и физического состояния студенческой молодежи в период коронавирусной инфекции (COVID-19) в высших учебных заведениях Российской Федерации начали использовать нетрадиционные оздоровительные средства (фитнес-йога, пилатес, цигун, миофасциальный релиз, тибетская гимнастика до-ин и др.), способствующие формированию психофизических и энергетических ресурсов организма занимающихся в одно целое [4]. Применение нетрадиционных оздоровительных гимнастик в транспортном вузе на занятиях по физическому воспитанию позволяет существенно улучшить физическую подготовленность и психофизическое состояние студентов. [1]
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В Российском университете транспорта, на кафедре «Физическая культура и спорт» с сентября 2020 г. по июнь 2021 г. было проведено педагогическое исследование. С середины ноября 2020 г. по январь 2021 г. студенты находились на дистанционном обучении из-за коронавирусной инфекции (COVID-19). В данном исследовании участвовали студенты первого курса (54 студентки). Студентки, которые принимали участие в научном эксперименте, имели основную или подготовительную группу здоровья. Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (2 группы, в каждой - по 27 чел.).
В сентябре 2020 г. (начало эксперимента) эти группы не имели по всем показателям педагогического эксперимента достоверных различий.
В экспериментальной группе занятия по физической культуре проводились согласно разработанной и применяемой автором методике оздоровления студентов с применением фитнес-йоги и восточных гимнастик (фитнес-йога, бадуаньцзинь, тибетская гимнастика до-ин, гимнастика Йосиро Цуцуми и др.), а в контрольной - согласно учебной программе кафедры «Физическая культура и спорт» Российского университета транспорта. [3]
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Тестирования физического и функционального состояния студенток РУТ (МИИТ) проведены были в сентябре 2020 г. и в июне 2021 г.
Тестирования, проводимые в начале эксперимента, показали, что результаты экспериментальной и контрольной групп не отличаются и имеют недостоверность различий (Р>0,01).
В июне 2021 г. при статическом анализе выявлены были достоверные различия (Р<0,01) в экспериментальной группе по всем показателям (таблица):
- ортостатическая проба - в экспериментальной группе наблюдается уменьшение показателя на 6,72 уд/мин. (36,8%), (Р<0,01), в контрольной - на 0,88 уд ./мин. (4,8%), (Р>0,01);
- ЧСС в покое - в экспериментальной группе уменьшение результата на 6,9 уд ./мин. (9,5%), (Р<0,01), в контрольной - на 3,1 уд ./мин. (4,2%), (Р<0,01);
- индекс Рюффье - в контрольной группе показатель уменьшился на 0,8 (8,2 %), (Р>0,01), в экспериментальной - на 4,76 (48,5%), (Р<0,01);
- проба Ромберга - в экспериментальной группе результат увеличился на 9,2 сек. (74,1%), (Р<0,01), в контрольной - на 0,6 сек. (4,8%), (Р>0,01);
- гибкость - в экспериментальной группе прирост составил 10,6 см (95,1%), (Р<0,01), в контрольной - 0,3 см (5%), (Р>0,01);
- подъем туловища (кол-во раз в 1 мин.) - в контрольной группе увеличение показателя составило 3,3%, (Р>0,01), в экспериментальной - 34,3%.
Таблица - Изменение показателей студенток экспериментальной и контрольной групп
Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа
Сентябрь Июнь Прирост Сентябрь Июнь Прирост
Характеристики Симв. В ед. изм. В ед. изм. В % В ед. изм. В ед. изм. В %
Ортостатич. проба X 18 17,12 4,8 18, 22 11,5 36,8
+т 0, 26 0,41 0.85 0,52
Р >0,01 <0.01
ЧСС в покое (уд/мин.) X 72,4 69,3 4,2 71,9 65 9,5
+т 1,11 0,89 0.74 0,41
Р <0,01 <0.01
Подъем туловища (кол-во раз в 1 мин) X 30,3 31,3 3,3 30,9 41,5 34,3
+т 0,96 0,52 1,04 0,78
Р >0,01 <0,01
Гибкость(наклон вперед из положения стоя, см) X 6 6,3 5 6,2 12,1 95,1
+т 0,11 1,04 0,74 0,93
Р >0,01 <0,01
Индекс Рюффье X 9,7 8,9 8,2 9,8 5,04 48,5
+т 0,56 0,81 1,04 0,56
Р >0,01 <0,01
Проба Ромберга X 12,3 12,9 4,8 12,4 21,6 74,1
+т 0,41 1,11 0,93 0,89
Р >0,01 <0,01
Следует отметить очень хорошие показатели тестирований (ЧСС в покое, индекс Рюффье, ортостатическая проба, проба Ромберга) у студенток экспериментальной группы в конце эксперимента, которые свидетельствуют об улучшении состояния и работы сердечно-сосудистой системы, кровообращения, центральной нервной системы, координации. Также наблюдается весьма хороший прирост показателей тестирований «Гибкость» и «Подъем в сед» у занимающихся в экспериментальной группе.
Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод об эффективности использования фитнес-йоги и восточных гимнастик в вузе на занятиях по физическому воспитанию в период пандемии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дистанционное обучение в высших учебных заведениях весьма негативно отразилось на психическом и физическом состоянии, функциональной подготовленности сту-
денческой молодежи. У большинства студенток, приступившим к очному обучению после «дистанта», наблюдалось значительное снижение уровня функциональной подготовленности и психофизического состояния.
Студентки Российского университета транспорта, которые в течение 2020-2021 года занимались по методике с использованием фитнес-йоги и гимнастик Востока, заметно улучшили уровень психофизического здоровья в конце эксперимента, что свидетельствует о результативности данной методики оздоровления.
Оздоровительную методику с применением фитнес-йоги и восточных гимнастик можно рекомендовать использовать в условиях пандемии для устранения негативных последствий и укрепления здоровья студентов высших учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биндусов Е.Е. Повышение физической подготовленности и функционального состояния студенток видами оздоровительной гимнастики / Е.Е. Биндусов, М.А. Овсянникова // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 4 (59). - С. 100-106.
2. Греков Ю.А. Физическая культура в жизни студента (абитуриента) в режиме глобальной карантинной изоляции / Ю.А. Греков, Д.А. Гурьев // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли. Труды II Международной научно-практической конференции. - Москва, 2020. - С. 42-45.
3. Постол О. Л. Фитнес-йога на занятиях по физическому воспитанию в транспортном вузе / О. Л. Постол, О.Н. Панкратова, В.С. Бабина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2021. - № 9 (199). - С. 221-224.
4. Щадилова И.С. Миофасциальный релиз как инструмент восстановления студентов транспортных вузов после физических нагрузок / И.С. Щадилова, Г.А. Смирнова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - № 7. - С. 55-60.
REFERENCES
1. Bindusov, E.E. and Ovsyannikova, M.A. (2016), "Improving physical fitness and functional state of female students by types of recreational gymnastics", Physical culture and health, Vol. 59, No. 4, pp. 100-106.
2. Grekov, Yu. A. and Guryev, D. A. (2020), "Physical culture in the life of a student (entrant) in the mode of global quarantine isolation", Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 42-45.
3. Postol, O. L., Pankratova, O. N. and Babina, V.S. (2021), " Fitness- yoga in physical education classes at a transport university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No. 9, pp. 221-224.
4. Spadilova, I.S. and Smirnova, G.A. (2021), "Myofascial release as a tool for restoring students of transport universities after physical exertion", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 7, pp. 55-60.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.12.2021
УДК 796.011:615.825
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ УПРАЖНЕНИЙ НА РЕГУЛЯЦИЮ УРОВНЯ ГЛЮКОЗЫ В КРОВИ У ПАЦИЕНТОВ С ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
Пэн Юн, аспирант, Университет Хубэй Минзу, Хубэй, Китай, Московская государственная академия физической культуры, Москва; Анатолий Николаевич Тамбовский, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия физической культуры, Москва, Зерег Фатех, кандидат педагогических наук, Спортивный университет Чэнду, провинция Сычуань, Китай