ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ НИС
ЧУМАЧЕНКО Е.А.,
кан дидат экон ом ических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected]
В статье предлагается авторский подход к разработке методологии оценки соответствия финансовых ресурсов, вовлеченных или потенциально вовлекаемых в инновационные процессы в регионе, стратегии его развития.
Ключевые слова: финансовый потенциал; НИС; РИС; релевантность; лимитирование; управление.
In article author's approach to development of the methodology an assessment of compliance of financial resources involved or potentially involved in innovative processes in the region and strategy of its development is offered.
Keywords: financial potential; NIS; RIS; relevance; evaluation; governance.
Коды классификатора JEL: O18, O32.
В современных экономических реалиях, когда важным фактором-условием эффективного осуществления проектов модернизации становится формирование действенной национальной инновационной системы, главными участниками этого процесса выступают региональные инновационные системы (РИС), в границах которых аккумулируются основные ресурсы инноваций — финансовые и человеческие, а также организационно-информационный и инфраструктурный потенциал инновационной активности. В то же время практика последних лет показывает незначительные успехи регионов России в их становлении в качестве полноценных модулей НИС.
Приоритет финансовой компоненты совокупного потенциала территории, ориентированного на создание РИС, означает принципиальную важность эффективного управления ее наращиванием и использованием с целью достижения наибольшей релевантности финансовых ресурсов инновационным целям развития региона, рассматриваемым как в тактическом, так и стратегическом аспекте. Иными словами, речь идет об управлении финансовым потенциалом региона как способностью определенным образом организованных финансовых ресурсов территории максимально полно достигать целей инновационного развития региона. При таком рассмотрении финансовый потенциал РИС предстает не как простая совокупность части территориальных финансов, а как их возможности в контексте целеполагания, что означает важность сопряженного развития организационной и информационной составляющих.
Следовательно, управлять нужно не самими по себе финансовыми ресурсами территории, готовыми к задействованию в осуществлении инновационных проектов и программ регионального значения, а их предельными возможностями по достижению указанных целей в разрезе «носителей» финансового потенциала. Это позволит не только оценивать совокупную релевантность финансового потенциала проектируемой РИС, но и определять (а, следовательно, управлять) его лимитирующие компоненты, идентифицировать те сферы инновационного развития региональной экономики, в которых требуется соответствующее наращивание (как в количественном, так и в качественном аспекте) финансовых ресурсов для инноваций. Иными словами, такое рассмотрение потенциала территориальных финансов, готовых к вовлечению в процессы создания эффективной РИС, отражает его структурно-функциональное представление, формируя базовую платформу для целеориентированного управления его развитием и наращиванием.
Базирующийся на сформулированных исходных позициях новый методологический подход к управлению финансовым потенциалом территории, во-первых, ориентирован на управление соответствующей компонентой потенциала РИС в регионально-отраслевом аспекте и в разрезе его основных «носителей», что, в отличие от традиционных «замеров» параметрических характеристик наличия (состояния) и использования финансовых ресурсов в структурно-функциональном аспекте, позволяет управлять их потенциалом как целеориентированными возможностями; во-вторых, данный подход имеет бинарный характер: для самих «носителей» финансового потенциала (бизнеса, государства и т. д.), для региональной экономики через синергетический эффект, получаемый благодаря интеграции этих субъектов финансового потенциала в границах территории, направленной на достижение общих целей. Причем эта положительная синергия создается
© Е.А. Чумаченко, 2012
ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ФОРМИРОВАНИЯ.
197
в отношении стратегического развития каждого отдельного сектора (направления, отрасли, вида деятельности) территориального хозяйства, а также достижения стратегических целей региональной экономики в целом (модернизации, ин-новатизации).
Таким образом, в соответствии с изложенным подходом к управлению финансовым потенциалом территории в рамках формирования РИС, важнейшим элементом соответствующей подсистемы регионального менеджмента является блок целеполагания, определяющий вектор целей инновационного развития территории в рамках концепции создания НИС. В этой связи следует особо отметить, что согласно реализуемой на федеральном уровне «Стратегии—2020», которая предполагает переход к инновационной модели развития национальной экономики, важным стратегическим направлением регионального развития обозначена активизация инновационных процессов именно в границах отдельных территорий.
Смещение акцентов инновационного развития на региональный уровень является главным шагом на пути преодоления исторически сложившейся специализации регионов (в большинстве случаев — сырьевой), а также характерной для России диспропорциональности их социально-экономического развития, которая, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на устойчивом региональном развитии и повышении конкурентоспособности регионов. Это связано с тем, что такого рода экономики по большей части подвержены риску при изменении рыночной конъюнктуры или в ситуации кризисов. На мезоуровне финансовый потенциал инноваций предстает в двух плоскостях: как часть финансового потенциала региона и как финансы отраслевых научно-производственных комплексов. При этом в зависимости от уровня социально-экономического развития регион, с точки зрения финансового потенциала, может быть как своеобразным «инновационным донором», так и «реципиентом инноваций». То есть, как правило, уровень финансового потенциала, ориентированного на инновации, будет коррелировать с уровнем социально-экономического развития региона (преобладание наукоемких производств сопровождается большим числом вузов и научных учреждений).
Этот факт связан также с тем, что основную роль в региональной экономике играет фактор размещения, имеющий в России определенную историю развития и формировавшиеся десятилетиями принципы размещения производительных сил и научно-исследовательской инфраструктуры. Важным отличием отраслевого инновационного (и соответствующего финансового) потенциала от регионального является то, что низкий отраслевой потенциал означает практически полное отсутствие финансовых возможностей инновационного развития отрасли собственными силами. В связи с этим для обеспечения ее положительной динамики в краткосрочном периоде в регион потребуется импорт инноваций, что потребует и заметных инвестиций. В случае же низкого инновационного потенциала региона повышение его уровня может проводиться за счет некоторого «перелива» инноваций, а, возможно, и финансовых ресурсов, из других регионов (происходящего в рамках диффузии инноваций и значительно менее затратного по сравнению с импортом; кроме того, он может проводиться в рамках государственной инновационной политики) [1].
Иными словами, в соответствии с концепцией создания НИС, одним из главных вопросов в комплексном социальноэкономическом развитии региона является формирование его инновационной среды, в достаточном объеме обеспеченной финансовым потенциалом. Развитие региона на основе инноваций является важнейшим фактором его конкурентоспособности, которая в исследуемом контексте рассматривается как совокупность устойчивых отношений в области социально-экономического развития во взаимодействии с другими регионами, позволяющими создать новые комбинации отраслей, продуктов и сфер экономической деятельности. Эти комбинации, в свою очередь, направлены на формирование и продвижение инновационных продуктов и новых видов деятельности для региона, способных не только в долгосрочном, но и краткосрочном аспекте обеспечивать его инновационное лидерство и конкурентоспособность.
При формировании модели национальной инновационной системы, а в ее составе — РИС, возникают проблемы разработки не только концептуальных основ инновационной стратегии регионов, но и формирования перечня сопряженных первоочередных задач. Среди задач региона, которые определяют особенности стратегического управления финансовым потенциалом инноваций, можно выделить финансирование процесса расширенного воспроизводства региональных интеллектуальных ресурсов, развитие региональной инновационной инфраструктуры и создание благоприятных условий инновационной деятельности. Прежде всего это воздействие оказывается через кадровую составляющую и систему образования. Развитый вузовский и научный сектор региона служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой повышения уровня инновационного потенциала.
В целом инфраструктура финансирований РИС представляет собой систему, которая может состоять из следующих подсистем:
• научно-техническая и инновационная подсистема, обеспечивающая научное сопровождение процесса создания РИС в соответствии с концепцией НИС;
• государственные и частные инвестиционно-финансовые институты, в том числе предприятия венчурной индустрии;
• бизнес-структуры, ориентированные на инновации;
• институционально-информационная инфраструктура инноваций;
• специализированные инновационные структуры (наукограды, бизнес-парки и бизнес-инкубаторы, инновационные центры и др.);
• специализированные фонды и др.
Непременным условием инновационного развития является правовое обеспечение, предполагающее, прежде всего, адаптацию к правовой базе формирующейся инновационной системы РФ и создание соответствующих нормативноправовых документов, обеспечивающих полноценное и эффективное функционирование инновационной деятельности в регионе. На начальных этапах формирования РИС необходимо активное содействие государства. Представляется не-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3
198
Е.А. ЧУМАЧЕНКО
обходимым создать региональные структуры (региональный инвестиционный центр, фонд региональных инвестиций и др.), цель деятельности которых — максимально использовать возможности привлечения значительных федеральных ресурсов, а также ресурсов сырьевых компаний. Кроме того, инновационное развитие региона требует выполнения как минимум двух условий: передачи полномочий от национального к региональному (местному) уровням управления и осуществления задач содействия и стимулирования развития государственных, общественных и частных организаций в регионе [2].
Применение отдельных мер, направленных на улучшение процесса привлечения инвестиций в регионе, не дает должных результатов. Необходим системный управленческий подход к решению проблемы на базе выработки и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на восстановление процессов расширенного воспроизводства и ориентацию регионов на экономическую самодостаточность. Стратегической целью государственной инвестиционной политики в современных условиях должно быть формирование механизма инновационно-инвестиционной деятельности через создание, в частности, региональных инвестиционных фондов адекватных формирующейся рыночной среде и вписывающихся в формирующиеся и развивающиеся рыночные институты. Особая роль в структуре организационноэкономического механизма управления принадлежит региональным и муниципальным органам управления, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-финансовой политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом.
На микроуровне РИС инновационная деятельность осуществляется через инновационные проекты, которые представляют собой сложную систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей по приоритетным направлениям науки и техники. Применение методологии проектного управления является наиболее эффективным подходом к развитию процессов реализации инновационных проектов. Она позволяет увеличить эффективность работ и добиться заданных результатов с минимальными затратами. При реализации стратегии развития финансового потенциала РИС органами управления регионом могут быть использованы следующие рычаги: региональное законодательство, региональные льготы, гарантии инвесторам и др. Государство должно определять стратегию и приоритеты финансирования регионального инновационного развития, осуществлять продуманную инновационную политику, обеспечивающую их реализацию, ставить масштабные задачи перед фундаментальной наукой и обеспечивать их ресурсами; поддерживать базисные инновации в промышленном секторе, развивать малый и средний инновационный бизнес; расширять научно-техническую и инновационную инфраструктуру.
Таким образом, для обеспечения финансирования развития инновационного процесса необходимо проведение следующего комплекса мер:
• развитие научных исследований и разработок в нужном для экономики страны и регионов направлении с помощью системы целевых инновационных проектов, программ, грантов государства и бизнеса;
• создание государственных и региональных венчурных фондов;
• организация в регионах фондов развития путем объединения для этого усилий банков и других финансовых институтов;
• обеспечение целевой поддержки инноваций из федерального и региональных бюджетов;
• создание крупных университетских центров для обеспечения слабо инвестиционно развитых регионов РФ и системы наукоградов и др.
В настоящее время в федеральном центре и регионах уже делаются определенные шаги в этом направлении. Так, правительством РФ создан банк развития, принято решение о целевой финансовой поддержке инноваций. Создание федеральных университетов должно обеспечить отработку модели перспективного российского университета, что позволит:
• повысить инновационный потенциал российской высшей школы на базе объединения кадровых, материальных, финансовых ресурсов для организации фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям, в том числе по разработке критических технологий;
• провести технологическую перестройку высшего профессионального образования, выражающуюся в модульной организации учебных планов, формировании гибких образовательных программ;
• сформировать механизмы академической мобильности, организации образовательной миграции, рассчитанной на кадровые потребности различных регионов страны с учетом их геополитической зависимости [3].
Таким образом, создание эффективной государственной системы управления финансовым потенциалом РИС на базе информационно- инфраструктурного обеспечения инновационных процессов является важным фактором перехода региональных экономик на инновационный путь развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рощина Л.Н. Научно-инновационный потенциал промышленности: теория и методология исследования, инструментарий
управления. М.: Вузовская книга, 2012.
2. Формирование регионального модуля национальной инновационной системы / Под ред. проф. Л.Г. Матвеевой, доц.
Т.В. Федосовой. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
3. Цыпин И.С. Инновационное развитие регионов России. Экономика и Управление. 2009. № 1 (27). С. 41-45.