TERRA ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БАЗИС ПЕРЕХОДА НА НЕСЫРЬЕВУЮ МОДЕЛЬ РАЗБИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ЮГА РОССИИ
КУШНАРЕНКО Т.В.,
кандидат сельскохозяйственных наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, е-mail: [email protected]
В статье на основе анализа возможных форм и технологий перехода экономики макрорегиона на модель несырьевого развития разрабатывается концепция создания инновационных межрегиональных структур, в состав которых интегрируется ресурсный потенциал центральных и периферийных территорий Юга России. Предлагаемые в настоящее время механизмы регулирования ресурсных потоков в регионах пока призваны лишь обеспечивать мобилизацию, распределение и целевое использование ресурсов региона (узко), но в них не идет речь об институциональных условиях для их эффективного использования. Представляется, что существенное повышение результативности данных действий может быть достигнуто путем максимально полной увязки методов, механизмов и инструментов регулирования ресурсных потоков с целями инновационной политики.
Ключевые слова: несырьевое развитие экономики региона; межрегиональные объединения; ресурсные потоки; периферийные территории.
CONCEPTUAL BASIS OF TRANSITION TO NON-OIL MODEL OF DEVELOPMENT OF TERRITORIES OF THE SOUTH OF RUSSIA
KUSHNARENKO T.V.,
PhD, department chair of accounting, analysis and audit, Don state technical university, Rostov-on-Don, е-mail: [email protected]
In article on the basis of the analysis ofpossibleforms and technologies of transition of economy of the macroregion on model of non-oil development the concept of creation of innovative interregional structures into which structure the resource capacity of the central and peripheral territories of the South of Russia is integrated is developed. Currently proposed regulatory mechanisms of resource flows in the regions while only intended to facilitate the mobilization, allocation and use of resources in the region title (narrowly), but they are not talking about the institutional conditions for their effective use. It seems that a significant increase in the effectiveness of these actions can be achieved by linking the fullest methods, mechanisms and tools of resource flows with the objectives of innovation policy.
Keywords: non-oil development of economy of the region; interregional associations; resource streams; peripheral territories.
JEL classification: O13, O16, O18.
Курс высшего руководства страны на последовательный переход национальной экономики на несырьевую модель развития и уход от ресурсной зависимости, проецируясь на уровень отдельных регионов, приобретает специфические особенности, обусловленные целым спектром факторов и условий конкретно регионального характера. Исторически сложившаяся неравномерность регионального воспроизводства и размещения производительных сил, неоднородность территориального пространства России, а также углубляющаяся в периоды кризисных явлений
© Т.В. Кушнаренко, 2013
асимметрия социально-экономического развития регионов формируют на каждой отдельной территории свой «профиль» ресурсов и возможностей наращивания несырьевого потенциала роста.
Особое положение в этом списке занимают депрессивные территории, в частности, регионы Юга России, для которых решение данной проблемы представляется значительно выходящим за пределы эндогенных источников развития отраслей и сфер реального сектора экономики. В последние годы южнороссийские регионы проявляют ярко выраженные центробежные тенденции на основе сочетания повышенной самостоятельности в принятии решений с усилением дотационности, что во многом является причиной их относительно слабой подготовленности к восприятию инновационных изменений в сфере производства, в том числе промышленного. Кроме того, возможности модернизации промышленного сектора сдерживаются «наложением» новаций на полуразрушенную социокультурную и социально-экономическую сферу отношений. Тем не менее целеориентированное аккумулирование имеющегося потенциала этих регионов на приоритетных для них направлениях, традиционно являющихся точками и ареалами роста, может способствовать превращению их в территории опережающего развития. Важно при этом не только выявить реальные ресурсные возможности для такого развития, но и определить наиболее адекватные и эффективные формы их целеориентированной интеграции в рамках проектов несырьевого развития на основе внедрения инноваций.
Однако объясняемое региональной асимметрией отсутствие рациональной пространственной организации ресурсных потоков приводит к экономической замкнутости обширных южных территорий на фоне масштабных институциональных и инфраструктурных дефицитов. Практикой убедительно подтверждается, что значительные ресурсы концентрируются и циркулируют внутри мегаполисов, что является объективным фактором наличия дефицита ресурсов инновационного развития для периферии. Отсутствие согласованности целевых установок стратегического развития отдельных территорий в границах макрорегионов приводит к масштабному оттоку ресурсов модернизации в «полюса роста» (Матвеева, Чернова, 2013). В то же время необходимость и важность сбалансированного несырьевого развития макрорегионов как сложноорганизованных экономических систем предполагает научное обоснование нового концептуального базиса успешного вывода этих территорий на траекторию устойчивого развития, как в сфере промышленной, так и других отраслей материального производства.
Очевидно, что в этих объективно существующих условиях вовлечение периферийных территорий в процессы несырьевого развития представляет собой еще более сложную задачу по сравнению с центральными регионами, где преимущественно расположены инновационно активные промышленные предприятия реального сектора. Причем речь должна идти о приоритетном решении проблемы, связанной с пространственным регулированием со стороны центра ресурсных потоков производственной сферы макрорегиона в разрезе его территорий, поскольку такое регулирование будет направлено на обеспечение целевого связывания ресурсов на определенной территории; в требуемых объемах; в соответствии с масштабами и целями реализуемых проектов модернизационного характера; в установленные сроки; необходимых видов и качества. Это в полной мере согласуется с тем, что «соблюдение социальных установок и экологических императивов при реализации перспективной модели территориально-зональной специализации и отраслевого размещения производства является функцией государственного регулирования» (Колесников, Овчинников,2008).
Таким образом, в контексте рассматриваемой проблемы целесообразно выделять две самостоятельные ветви государственного регулирования ресурсных потоков в несырьевом секторе макрорегиона, отличающихся собственными задачами, формами, методами и инструментами реализации:
• во-первых, государственная региональная политика, реализуемая на макроэкономическом уровне и проявляющаяся в воздействии государства на развитие и поддержку ресурсных потоков для осуществления воспроизводственных процессов в регионах, осуществляемая посредством нормативно-правового регулирования межрегиональных отношений;
• во-вторых, государственная региональная политика, реализуемая на мезоуровне и заключающаяся в активном воздействии органов региональных властей на формирование, развитие и использование ресурсного потенциала территорий в составе макрорегиона в стратегических направлениях его инновационного развития.
Такое инновационно-ориентированное управление ресурсными потоками регионального несырьевого развития согласуется с концепцией стратегического целеполагания сбалансированного территориального роста, в соответствии с которой мезоэкономические цели макрорегиона являются, с одной стороны, проекцией макроэкономических целевых установок, с другой - интегрируют микроэкономические цели отдельных составляющих его подсистем - регионов. В данном контексте макрорегион предстает в виде наиболее мобильной экономической системы национальной экономики с точки зрения процессов принятия управленческих решений, в том числе связанных с переходом на активизацию инновационного развития производственных отраслей. Поэтому одной из важных задач сбалансированного социально-экономического развития региональной среды является создание инновационно активных субъектов производственной сферы макрорегиона, выполняющих функции мезозвена, генерирующего ресурсный потенциал отдельных его территорий для осуществления инновационных проектов. То есть осуществляющего капитализацию ресурсов в рамках такого рода проектов.
В последние годы в большом числе научных публикаций в качестве такого рода интегративных объединений называются региональные и межрегиональные кластеры. Не останавливаясь на подробно освещенных в экономической литературе достоинствах и преимуществах таких форм ассоциированной деятельности участников инновационных
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
206
Т.В. КУШНАРЕНКО
проектов, отметим только такое важное качество межрегионального кластера в контексте несырьевого развития, как возможность объединения в его составе на временной основе (создание кластера по типу консорциума, возможно, даже виртуального) представителей центра и периферии.
К числу основных аргументов в пользу капитализации ресурсов центральных и периферийных регионов в рамках реализации кластерных проектов макрорегионального значения можно отнести следующие:
• обеспечивается возможность взаимодополнения различными участниками ресурсного потенциала (как по одному, так и по разным видам ресурсов), что позволяет реализовать проект, ранее не доступный в силу ограниченности инновационных ресурсов;
• возрастает доступность использования специализированных и производительных человеческих ресурсов (в частности, как известно, периферийные территории характеризуются зачастую избыточным кадровым потенциалом, в том числе высокого качества, возможного к задействованию в рамках инновационных проектов кластера, что наглядно демонстрирует табл. 1);
• облегчается движение потоков информации за счет формирования сети как формальных, так и неформальных отношений, в том числе в сфере передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
• повышается возможность накапливания специализированной информации (знаний), причем доступ к ней становится более организованным и требует меньших издержек;
• повышается эффективность использования ресурсов центральных и периферийных территорий в результате увеличения эффективности функционирования системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, доступности и качества специализированного сервиса;
• возрастает возможность пользования ранее не доступным финансовыми ресурсами (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);
• усиливаются возможности использования ресурсов территорий для проведения научных исследований и реализации опытно-конструкторских разработок.
Таблица 1
Соотношение показателей численности безработных и потребности в работниках, заявленной работодателями1
Регион СКФО Численность безработных, тыс. чел. Потребность в работниках, заявленная организациями в государственные учреждения службы занятости населения, тыс. чел.
Республика Дагестан 168 0,417
Республика Ингушетия 121 1,575
Кабардино-Балкарская Республика 59 1,395
Карачаево-Черкесская Республика 26 0,529
Республика Северная Осетия - Алания 39 0,759
Чеченская Республика 192 0,247
Ставропольский край 117 7,019
Итого 722 11,941
Следует также отметить, что достаточно сложно провести границу между ресурсной и другими составляющими экономической политики, поскольку ресурсные потоки и обусловленные ими отношения между субъектами, участвующими в деятельности межрегионального кластера производственного сектора макрорегиона, так или иначе пронизывают все сферы регионального хозяйства. Поэтому правильнее рассматривать региональную ресурсную политику как неразрывную систему, ориентированную на развитие и модернизацию воспроизводственных процессов в макрорегионе на основе совершенствования взаимодействий его субъектов. Задачи региональных органов власти значительно шире, чем мобилизация, распределение и использование ресурсов входящих в его состав регионов. Иными словами, региональная ресурсная политика, направленная на переход экономики макрорегиона в несырьевую плоскость, не может ограничиваться проблемами формирования ресурсного потенциала отдельных кластеров, а призвана стать средством обеспечения процессов модернизации всей его социально-экономической сферы.
Совершенно очевидна при этом особая роль институциональной составляющей региональной экономической политики в целом и институтов развития в частности, поскольку реализация отдельных механизмов государственного регулирования ресурсных потоков в рамках несырьевого регионального развития, направленных на улучшение процесса привлечения необходимых ресурсов из периферии (или обратно), не дает должных результатов. Необходим системный управленческий подход к решению задачи модернизации реального сектора экономики на базе выработки и реализации такой региональной политики, которая направлена на формирование и развитие механизмов в целом инновационно-инвестиционной деятельности, адекватных конкретно региональным детерминантам и вписывающихся в формирующиеся рыночные институты.
Предлагаемые в настоящее время механизмы регулирования ресурсных потоков в регионах пока призваны лишь обеспечивать мобилизацию, распределение и целевое использование ресурсов региона (узко), но в них не
1 Составлено на основании данных Федеральной службы государственной статистики РФ.^^^^кв.ги.
идет речь об институциональных условиях для их эффективного использования. Представляется, что существенное повышение результативности данных действий может быть достигнуто путем максимально полной увязки методов, механизмов и инструментов регулирования ресурсных потоков с целями инновационной политики.
ЛИТЕРАТУРА
Матвеева Л.Г., Чернова О.А. (2013). Моделирование процессов управления ресурсными потоками в целях развития периферийных территорий // Terra Economicus. № 4.
Овчинников В.Н., Колесников Ю.С. (2008). Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ. С. 33-34.
REFERENCES
Matveeva L.G. Chernova O.A. (2013). Modeling of management processes by resource streams for development of peripheral territories. Terra Economicus, no. 4.
Ovchinnikov V.N., Kolesnikov Yu.S. (2008). Silhouettes of regional economic policy in the South of Russia. Rostov-on-Don: YuFU publishing house, pp. 33-34.
TERRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3