необходимо отметить, что доходность некоторых ПИФов смешанных инвестиций осенью - зимой 2008 г. имела отрицательное значение, и по некоторым фондам убытки пайщиков составляли более чем 50%, но в целом средневзвешенная годовая доходность открытых ПИФов смешанных инвестиций за период с февраля 2005 по февраль 2010 г. была значительно выше средневзвешенной ставки по депозитам, впрочем, как и открытых ПИФов, инвестирующих в акции и облигации.
Одной из причин бурного развития паевых инвестиционных фондов является высокая доходность инвестиций. При прочих равных условиях фактор доходности инвестиций имеет принципиальное значение для большинства инвесторов. В основе положительных результатов инвестиционной деятельности ПИФов (предшествовавшей осени до 2008 г) была положительная динамика российского рынка ценных бумаг - он рос внушительными темпами.
Но в случае замедления темпов роста фондового рынка снижается и интерес инвесторов к этим институтам коллективного инвестирования. Некоторые инвесторы в такие периоды предпочитают размещать свои денежные средства на банковских депозитах. Тем более что по критерию сохранности сбережений банковский депозит является более привлекательным инструментом, так как это обеспечивается системой обязательного страхования вкладов, созданной в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Согласно этому закону застрахованными являются де-
нежные средства в рублях и иностранной валюте (в размере, не превышающем 700 000 руб.), размещаемые физическими лицами на депозитах в кредитных организациях.
Но уверенная тенденция снижения процентных ставок по депозитам, характерная для современного этапа развития финансового рынка, позволяет строить прогнозы по увеличению спроса на услуги коллективного инвестирования со стороны частных инвесторов.
Принимая во внимание повышение уровня доверия населения к паевым инвестиционным фондам, а также учитывая тенденцию снижения процентных ставок по банковским депозитам, характерную для современного этапа развития экономики, можно делать вывод об увеличении спроса на услуги коллективного инвестирования. Тем более что на современном этапе возросла потребность в развитии финансовых институтов мобилизации инвестиционных ресурсов, так как без эффективного функционирования подобных финансовых институтов невозможно полноценное восстановление экономики страны и тем более ее рост.
1. Интернет-сайт Национальной лиги управляющих (НЛУ). иК1_: http://www.nlu. ги/пе\«824.Мт?1с1=110146-.
2. Официальный Интернет-сайт Фондовой биржи ММВБ. иК1_: http://www.micex.ru.
3. Официальный Интернет-сайт Фондовой биржи РТС. иК1_: Ь|^р:/Л№№«. rts.ru.
4. иК1_: http://pif.investfunds.ru/indicators/.
5. УКЬ: http://www.quote.ru/mf/pif_amount.shtml.
удк 336.64 м.О. Ярагина
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья содержит теоретико-методологический анализ финансовой деятельности унитарных предприятий. Предложены новые подходы к совершенствованию системы финансового механизма их деятельности.
Ключевые слова: государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансовый механизм, бюджет, финансовые методы, финансовые рычаги.
М.О. Уагад/'па
FINANCIAL MANAGEMENT OF UNITARY ENTERPRISES
The article contains theoretical and methodological analysis of financial performance of unitary enterprises. The author suggests new approaches for improving financial practices in their management.
The key words: state and municipal unitary enterprises, financial mechanism, budget, financial practices, financial leverage.
В современных условиях экономического развития России одной из актуальных задач является со -вершенствование форм и методов управления государственной и муниципальной собственностью и повышение эффективности ее использования. Стабильное развитие экономики России зависит как от финансово-экономического состояния всех хозяйствующих субъектов, так и от эффективного функционирования государственной собственности в экономике страны.
Государственные и муниципальные предприятия являются важными и объективно необходимыми элементами структуры современного общества, связанными с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли. С помощью данных предприятий государство решает многие экономические и социальные задачи: поддержания целостности общественного воспроизводственного процесса и сглаживания цикличе-
ских колебаний; обеспечения прогрессивных структурных сдвигов в экономике; содержания и развития социальной инфраструктуры; охраны окружающей среды; проведения региональной политики; обеспечения научно -технического прогресса. Государственные и муниципальные предприятия продолжают оставаться основными элементами государственного сектора в российской экономике и занимают ведущие позиции в отраслях оборонно-промышленного комплекса, естественных монополий, социальной сфере.
Однако практика последних лет хозяйствования показала, что существуют противоречия между потенциалом государственного производственного сектора и неудовлетворительными социально-экономическими результатами его функционирования в условиях рынка. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование эффективного финансового механизма унитарных предприятий, позволяющего реализовать имеющийся материальный и финансовый ресурс этого уникального элемента рыночной экономики.
Государственные и муниципальные предприятия в России создаются в форме юридического лица, суть которого состоит в обособлении имущества, выделенного учредителями этому лицу для осуществления предпринимательской (хозяйственной) деятельности.
Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены особой системой финансовых отношений с государством как собственником имущества, предоставленного этим предприятиям на основе хозяйственного ведения или оперативного управления [1].
Финансовый механизм унитарных предприятий представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, а также форм организации финансовых отношений между унитарными предприятиями и государством (учредителем) по поводу эффективного использования государственной собственности с целью решения задач экономического и социального развития общества.
Функциональная структура финансового механизма государственных унитарных предприятий может быть представлена как взаимосвязь двух систем, функциональной и обеспечивающей. Общая структура финансового механизма унитарных предприятий включает в себе целый комплекс методов и рычагов регулирования финансовой деятельности. Во-первых, финансовый механизм функционирует на основе:
- финансовых методов, а именно прогнозирования, финансового планирования, финансового программирования, финансового учета, финансового анализа, финансового контроля, финансовой ответственности, финансового мониторинга;
- методов финансирования (самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитования, страхования).
Финансовый механизм может реализоваться за счет собственных финансовых ресурсов, государственного имущества, банковских кредитов, страховых возмещений, средств отраслевых целевых фондов, а также трудовых ресурсов, интеллектуальной собственности и бюджетных средств в виде дотаций, бюджетных ссуд, субсидий.
Рычагами финансового механизма являются: устав -ный и целевые фонды, государственный заказ, цена, прибыль, отчисления от прибыли, амортизация, доходы и расходы, налоги и сборы, заработная плата персонала и руководителя, лицензии, государственные пошлины, финансовые санкции.
Информационно-аналитическое обеспечение финансовой деятельности унитарных предприятий осуществляется на основе сообщений финансовых институтов, а также экономической, статистической, политической, технической и маркетинговой информации.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение функционирования финансового механизма осуществляется на базе Федеральных законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства, нормативных документов Министерства финансов, ЦБ РФ и других федеральных органов исполнительной власти, программ финансово-хозяйственной деятельности и бизнес-планирования.
Следовательно, финансовый механизм государственных унитарных предприятий обусловлен особой системой финансовых отношений с государством как собственником имущества, предоставленного этим предприятиям на основе хозяйственного ведения или оперативного управления, и является основополагающим в общей системе финансовых отношений государственных унитарных предприятий.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Исходя из организационно-правового статуса и финансирования государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, можно определить основные элементы финансового механизма этих предприятий ( рис . 1 ).
Рис.1. Финансовый механизм деятельности унитарных предприятий
Таким образом, сущность финансового механизма унитарных предприятий, основанных на праве хозяй -ственного ведения, заключается в следующем:
- формирование уставного фонда за счет государственного имущества в части получающих денежную оценку основных средств, НМА, оборотных средств, ценных бумаг и иных прав, имеющих денежную оценку; уставным фондом государственного предприятия (в соответствии с законодательством) определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия;
- сочетание самоуправления и государственного управления - государство определяет цель и предмет деятельности; в лице уполномоченных органов исполнительной власти, в том числе отраслевого министерства, утверждает устав, назначает руководителя и освобождает руководителя от занимаемой должности, заключает с ним контракт;
- формирование финансовых резервов - унитар -ное предприятие за счет остающейся в его распоряжении прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия, чьи средства используются на покрытие убытков унитарного предприятия;
- финансовая ответственность - предприятие на свой риск осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли, и отвечает по своим обязательством всем принадлежащим ему имуществом;
- самоокупаемость и самофинансирование - средства, обеспечивающие функционирование предприятия, должны окупиться и приносить доход, соответствующий минимально возможному уровню рентабельности и достаточный для инвестирования средств в развитие производства;
- хозяйственная самостоятельность по распоряжению движимым имуществом в пределах, установ-ленных законом, - недвижимое имущество без согласия собственника предприятие не вправе сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ. Движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом предприятия. Государственные унитарные предприятия не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные в предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Предприятие самостоятельно определяет свои расходы: источники финансирования, направления вложения средств с целью получения прибыли.
Сущность финансового механизма унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, заключается в следующем:
- режим директивного финансового планирования, установленный Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 г. №1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». Казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с планом-заказом и планом развития, предусматривающим определенные мероприятия и задания;
- особый порядок финансирования плана-заказа и плана развития предприятия за счет средств соответствующего бюджета;
- распределение прибыли в фонд развития производства и фонд социального развития по нормативам, установленным собственником;
- перечисление нераспределенной прибыли в доход соответствующего бюджета в зависимости от собственника предприятия;
- установление государством порядка формирования цен, а также условий и периодичности их корректировки на произведенную предприятием продукцию (работы и услуги);
- осуществление самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности по согласованию с собственником.
Если проанализировать соответствие финансового механизма поставленным целям и задачам государственных и муниципальных унитарных предприятий, то можно отметить, что уровень развития его элементов на современном этапе не соответствует в полной мере той цели, которую государственные предприятия должны реализовывать как элементы государственного сектора экономики, что говорит о необходимости совершенствования большинства элементов финансового механизма [2].
Все элементы финансового механизма взаимосвязаны и являются частями системы, которая постоянно взаимодействует с окружающей средой посредством внешних связей, характеризующих как влияние окружения на систему так и воздействие системы на среду
Для того чтобы финансовый механизм оказывал оптимальное воздействие на экономическую эффективность работы предприятия, он должен быть максимально самоорганизован, т.е. олицетворять совершенную совокупность элементов и взаимосвязи между ними. Это становится более актуальным, так как структура выступает формой адаптации финансового механизма как системы к внутренней и внешней среде предприятия.
С учетом проблем функционирования финансового механизма государственных унитарных предприятий обозначены два основных направления его совершенствования: совершенствование финансового механизма государственных унитарных предприятий как системы и совершенствование финансового механизма государственных унитарных предприятий как элемента в системе более высокого порядка.
Каждое из этих направлений включает в себя ряд путей улучшения функционирования финансового механизма. Так, совершенствование функционирования финансового механизма государственных унитарных предприятий как системы состоит из таких направлений, как совершенствование функциональной системы и системы обеспечения. В свою очередь, совершенствование функциональной системы предполагает совершенствование ее структуры и каждого элемента, входящего в ее состав; совершенствование системы обеспечения включает в себя совершенствование норматив -но-правового, методического и информационно-аналитического обеспечения. Причем, на наш взгляд, совершенствование обеспечивающей системы должно быть
Совершенствование элементов системы финансового механизма государственных унитарных предприятий
-* Оценка эффективности функционирования финансового механизма
Рис. 2. Совершенствование элементов системы финансового механизма государственных
унитарных предприятий
равнозначным по отношению к совершенствованию функциональной системы и тем самым обуславливать значимость и эффективность обеих. Алгоритм процесса совершенствования финансового механизма государственных предприятий представлен на рис. 2.
В структуру финансового механизма государственных предприятий должна входить такая комбинация элементов, которая обеспечивала бы возможность развития самого финансового механизма в соответствии с развитием предприятия, современным состоянием государственного сектора и экономики в целом, что спо-
собствовало бы комплексному воздействию на деятельность предприятия и повышению его социально-экономического потенциала.
1. Красикова О.П. Совершенствование управления финансами предприятий с государственным участием: авто-реф. дис. „.канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2008.
2. Кувшинов Д.А. Финансовое состояние предприятия: методика анализа // Финансы. 2007. № 6.
3. Шведова Н.Ю. Финансовый механизм государственных унитарных предприятий: дис. „канд. экон. наук. СПб., 2004.