Научная статья на тему 'Методы и механизмы управления федеральными государственными унитарными предприятиями'

Методы и механизмы управления федеральными государственными унитарными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2080
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / МЕТОДЫ / METHODS / МЕХАНИЗМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MECHANISMS AND EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Николаевич

В статье раскрыты особенности устройства федеральных государственных унитарных предприятий и проблемы их функционирования. Раскрыты основные причины создания унитарных предприятий и описаны их виды. Рассмотрены существующие механизмы государственного управления деятельностью ФГУП и методы, посредством которых реализуются выделенные механизмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND MECHANISMS FOR MANAGING FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES

The article reveals the features of the device of the federal state unitary enterprises and problems in their functioning. Discloses the main reason for the establishment of unitary enterprises. Describes the types of unitary enterprises. The existing governance mechanisms and activities of the Federal State Unitary Enterprise methods by which implemented the selected mechanisms.

Текст научной работы на тему «Методы и механизмы управления федеральными государственными унитарными предприятиями»

УДК 336.61© С. Н. Марков

С.Н. Марков

МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

В статье раскрыты особенности устройства федеральных государственных унитарных предприятий и проблемы их функционирования. Раскрыты основные причины создания унитарных предприятий и описаны их виды. Рассмотрены существующие механизмы государственного управления деятельностью ФГУП и методы, посредством которых реализуются выделенные механизмы.

Ключевые слова: федеральные государственные унитарные предприятия, управление, государственное регулирование, методы, механизмы, эффективность.

Федеральные государственные унитарные предприятия - важнейшая составляющая российской экономики, которая в настоящее время переживает изменения, затрагивающие основы ее организации и деятельности. Опыт многих стран мира подтверждает, что непосредственное участие государства в экономической жизни необходимо любому современному обществу, тем более нашей стране, в которой государство длительное время занимало основные позиции в экономике. Однако по поводу размеров государственного сектора, способов решения проблем, связанных с организацией и деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий, возникают многочисленные вопросы, причем не случайно. Государственные унитарные предприятия, нередко не справляясь с выполнением социальных задач, в то же время демонстрируют низкую экономическую эффективность. Эффективность деятельности федеральных государственных унитарных предприятий во многом зависит от того, насколько слаженно и профессионально работает управленческий аппарат. Это определяет актуальность исследования по вопросам совершенствования механизмов управления федеральными государственными унитарными предприятиями.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленным за ней собственником этого имущества [4, с. 94]. Унитарность характеризуется:

- созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

- сохранением права собственности на имущество за учредителем;

- закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управ-

ления);

- неделимостью имущества;

- отсутствием членства;

- единоличными органами управления [1].

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

- необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

- осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

- обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

- имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;

- иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;

- прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

- заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

- амортизационные отчисления;

- капитальные вложения и дотации из бюджета;

- дивиденды (доходы), поступающие от

хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

- добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;

- иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества [3].

В соответствии с ГК РФ унитарные предприятия могут создаваться только в форме государственных и муниципальных предприятий, основанных:

- на праве хозяйственного ведения (ГУПы и МУПы);

- либо на праве оперативного управления — федеральные казенные предприятия (КУПы).

Подробнее рассмотрим особенности устройства ГУПов и МУПов. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального — не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Как было отмечено выше, унитарные

предприятия создаются с целью решения государственных задач на коммерческой основе. Следовательно, необходимо указать основные сферы, в которых функционируют ФГУП, к ним относятся: военно-промышленный комплекс, водный транспорт, воздушный транспорт, дорожное хозяйство, связь, медицинская и биотехнологическая промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлургическая промышленность, рыболовство, сфера обеспечения образования, издательства и типографии, сфера здравоохранения, промышленность драгоценных металлов, нефтегазовая промышленность, угольная промышленность, непроизводственная сфера, агропромышленный комплекс.

Деятельность ФГУП не находится под непосредственным управлением государства, причем можно выделить несколько специфических механизмов управления деятельностью ФГУП со стороны государства.

Существуют следующие виды механизмов государственного управления деятельностью ФГУП:

- механизм административного управления;

- механизм правового управления;

- механизм экономического управления.

Методы управления федеральной собственностью, посредством которых реализуется механизм управления, также разнообразны и включают в себя законодательные, нормативно-правовые, экономические, административные, организационные методы.

Механизм административного управления реализуется посредством административных и организационных методов. В первую очередь в рамках функционирования этого механизма издаются нормативно-правовые и нормативные акты, распоряжения, приказы и т.п., издаваемые федеральными органами исполнительной власти по различным аспектам управления деятельностью ФГУП в ее организационном аспекте, исполнение которых является обязательным для ФГУП. К подобным актам можно отнести уже рассматривавшийся нами приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25.08.2005 № 205 «Об утверждении примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения», ряд постановлений Правительства Российской Федерации, распоряжения и приказы федеральных министерств и ведомств, в ведении которых находятся конкретные ФГУП (например, приказы о назначении на должность директора / генерального

директора ФГУП или приказы об отстранении от занимаемой должности). Механизм правового управления и соответствующие ему законодательные и нормативно-правовые методы заключается в законодательном установлении основных принципов, условий и отличительных особенностей функционирования ФГУП [5, с. 42].

Наиболее сложным является механизм экономического управления деятельностью ФГУП, реализуемый посредством экономических методов. К основным направлениям государственного управления в рамках экономического механизма следует отнести:

- различные методы бюджетного регулирования: объемы бюджетного финансирования, предоставление бюджетных кредитов, грантов и т.п., величина отчислений из прибыли ФГУП в федеральный бюджет и др.;

- определение параметров государственного заказа на продукцию ФГУП: виды продукции, объемы, цена, порядок расчетов, требования к качеству и т.п.;

- выдачу разрешений руководству ФГУП на осуществление сделок, проведение которых по закону невозможно без согласия государства;

- принятие решений об оптимизации структуры ФГУП путем слияния, поглощения, выделения либо разделения;

- установление налоговых льгот, особых порядков налогообложения и т.п.;

- принятие решений в отношении ФГУП в рамках оптимизации структуры государственного сектора экономики и государственной собственности: перевод ФГУП, основанных на праве хозяйственного ведения, в число федеральных казенных предприятий, принятие решений о приватизации / частичной приватизации ФГУП;

- иные управленческие воздействия на деятельность ФГУП, имеющие экономический характер [2, с.44].

Целесообразно отдельно рассмотреть бюджетные методы регулирования деятельности ФГУП. В группу этих методов следует включить:

1) бюджетное финансирование деятельности ФГУП: субсидии, целевое финансирование в виде грантов и т.п.;

2) предоставление ФГУП дополнительных финансовых ресурсов на возвратной основе (бюджетные кредиты и др.);

3) госзаказ на продукцию ФГУП (товары, работы или услуги), оплачиваемый из бюджета;

4) установление норматива отчислений в бюджет из прибыли ФГУП;

5) установление налоговых и иных льгот экономического характера и др. Относительно

бюджетного финансирования деятельности ФГУП следует отметить, что как направление целевого расходования финансовых ресурсов государства оно в бюджете Российской Федерации практически не выделено.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.1002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» размер отчислений определяется ежегодно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится конкретный ФГУП, при этом установлен следующий алгоритм определения:

1) руководитель ФГУП предоставляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП, программу действий на очередной год, в составе которой фигурирует плановая величина отчислений (ежегодно до 1 августа);

2) федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП, утверждает соответствующую Программу;

3) руководитель ФГУП предоставляет в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП, отчет о деятельности предприятия за прошедший год вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, а также предложения по уточнению размера отчислений (ежегодно до 1 апреля);

4) размер отчислений из чистой прибыли ФГУП в федеральный бюджет по итогам года определяется решением федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится ФГУП, на основании отчета о деятельности предприятия; при этом размер чистой прибыли, подлежащий перечислению в федеральный бюджет определяется по следующей формуле:

Отч = НормОтч * (ЧП-РРПчг),

где Отч - величина отчислений из чистой прибыли в федеральный бюджет, НормОтч -установленный решением федерального органа исполнительной власти размер отчисления чистой прибыли; ЧП - величины чистой прибыли ФГУП по бухгалтерскому балансу, РРП - величина расходов на развитие предприятия, осуществляемых из чистой прибыли, установленных в утвержденной программе деятельности ФГУП [2, с. 45].

Проведенный выше анализ деятельности

ФГУП позволяет утверждать, что ФГУП, основанные на праве хозяйственного ведения, по особенностям осуществления хозяйственной деятельности мало отличаются от обычных коммерческих организаций.

Традиционно государственные и муниципальные предприятия предоставляют следующие виды услуг: водоснабжение и водоотведение, утилизация отходов, производство электроэнергии, дорожное строительство, общественный транспорт, аэропорты, военные объекты и т. д. Однако государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия часто осуществляют свою деятельность в сферах, где отсутствуют какие-либо стратегические интересы или «провалы рынка». Многие региональные и местные администрации учредили унитарные предприятия в абсолютно коммерческих секторах экономики: строительство, торговля, сельское хозяйство и т. д. [1].

При таком положении дел это может привести к снижению активности в экономике в целом. Поэтому следует выделить ряд проблем, связанных с функционированием государственных унитарных предприятий. Одной из них является отсутствие единого учета и ведения реестра регионального и муниципального имущества, необходимого для обеспечения управления унитарными предприятиями. Подтверждением этого является несоответствие данных Госкомстата, Росимущества и Счетной палаты Российской Федерации. Отсутствие полного реестра унитарных предприятий, содержащего информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности, не позволяет осуществлять контроль за деятельностью предприятий, и идентификация прав собственности на имущество государственных предприятий оказывается на более низком уровне, чем в условиях частной собственности.

Также важной проблемой унитарных предприятий является неэффективное управление. Собственно, можно выделить два основных блока в системе управления унитарными предприятиями:

1) деятельность руководства государственные унитарного предприятия в рамках пре-

доставленных ему собственником правомочий по управлению предприятием;

2) деятельность уполномоченных государственных органов по управлению государственным унитарным предприятием.

Оба этих направления испытывают серьезные недостатки, которые во многом и способствуют неэффективному управлению государственным унитарным предприятием. В первом случае руководитель (директор) в соответствии с уставом предприятия и заключенным с ним контрактом (если он заключен) принимает на себя определенные функции и обязательства. От имени предприятия он полностью владеет, пользуется и распоряжается имуществом, денежными средствами и произведенной продукцией. Берет на себя обязательство по сохранности имущества, эффективному его использованию по целевому назначению, обеспечению прибыльной работы предприятия, выполнению установленных для него годовых основных экономических показателей и т. д. Однако руководитель предприятия не несет никакой материальной ответственности за «необеспечение» выполнения одного или нескольких взятых на себя обязательств. Даже при полном провале деятельности и банкротстве ему грозит административное взыскание, а самое большое — увольнение.

Анализ рассмотренных выше методов и механизмов регулирования деятельности ФГУП, позволяет сделать вывод, что, во-первых, деятельность ФГУП в экономическом аспекте незначительно отличается от деятельности обычных субъектов частного сектора экономики, за исключением того, что федеральные государственные унитарные предприятия производят отчисления из чистой прибыли в федеральный бюджет, во-вторых, что некоторые методы государственного регулирования деятельности ФГУП (бюджетное финансирование) практически не находят отражения в бюджете и имеют существенные недостатки. Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование методов экономического воздействия на ФГУП на основе их доработки и комбинирования в зависимости от того или иного рода деятельности предприятия.

Библиографический список

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.grandars.ru, свободный.

2. Калиниченко, М. В. Механизмы и методы управления федеральными государственными унитарными предприятиями в системе региональной экономики на современном этапе [Текст] / М. В. Калиниченко // Вестник Российской академии естественных наук, серия экономическая. -

2009. - №4. - С.42-46.

3. Лощенок, М. В. Проблемы совершенствования процесса управления финансовыми потоками унитарных предприятий [Электронный ресурс] // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - Режим доступа: www.auditfin.eom/fin/2009/2/Loshenok/Loshenok%20.pdf, свободный.

4. Марков, С. Н. Совершенствование системы управления ФГУП «Почта России» [Текст] / С. Н. Марков // Сборник материалов К Международной научно-практической конференции «Социально-экономические и правовые системы: Современное видение» (СИБИТ, 5.03.2014 г.). - С. 93100.

5. Мясоедов, П. А. Некоторые аспекты современного реформирования бюджетного финансирования государственных учреждений [Текст] / П. А. Мясоедов, В. Н. Ткачев // Законодательство. -2009. - № 11. - С. 41-45.

METHODS AND MECHANISMS FOR MANAGING FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES

Sergei N. Markov,

Senior Lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies

The article reveals the ^ features of the device of the federal state unitary enterprises and problems in their f functioning. Discloses the main reason _ for the establishment of unitary enterprises. Describes the types of unitary enterprises. The existing governance mechanisms and activities of the Federal State Unitary Enterprise methods by which implemented the selected mechanisms.

Keywords: federal state unitary enterprises, management, government regulation, methods, mechanisms and effectiveness.

Сведения об авторе:

Марков Сергей Николаевич - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), е-таП: [email protected].

Статья поступила в редакцию 02.10.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.