6 (246) - 2007
Финансы и экономика Казахстана
финансовые вопросы государственного регулирования экономики казахстана
ж.м. елубаева,
доктор экономических наук Университет международного бизнеса, казахстан
Государственный бюджет Республики Казахстан в условиях рынка стал основным инструментом решения приоритетных социально-экономических задач государства: предоставления гражданам гарантий на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальную помощь низкооплачиваемых слоев населения, поэтапного повышения размеров пенсий и государственных пособий, а также заработной платы государственным служащим и работникам бюджетных организаций, поддержки реального сектора экономики на основе активизации инвестиционного процесса, финансирования государственных и отраслевых (секторальных) программ, республиканских и местных инвестиционных проектов, укрепления обороноспособности страны и др.
О возрастании роли государственного бюджета Казахстана в управлении экономикой страны можно судить по опережающим темпам роста расходов бюджета в последние годы по сравнению с ростом ВВП. Так, если ВВП Казахстана за период с 2000 по 2005 г. (оценка) возрос в 2,6 раза (с 2,6 трлн тенге в 2000 г. до 6,8 трлн тенге в 2005 г.), то расходы государственного бюджета возросли за этот же период в 2,8 раза (с 606 млрд тенге в 2000 г. до 1 726 млрд тенге в 2005 г.), в том числе расходы на социальную сферу возросли в 2,4 раза (с 328,3 млрд тенге в 2000 г. до 794,6 млрд тенге в 2005 г.). Следует отметить небывалый рост расходов государства на поддержку села в 2004 г. по сравнению с 1997 г. почти в 8 раз, с 8,6 млрд тенге до 69,5 млрд тенге. Бюджетная политика государства последних лет была ориентирована на развитие производственной инфраструктуры и возрождение села. Возрастает также роль государственного бюджета в развитии реального сектора экономики страны, поскольку необходимость вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует осу-
ществления громадных инвестиций в техническое обновление отечественного производства в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и мировом рынках.
Казахстан уже приступил к диверсификации своей экономики, развитию несырьевых, наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Делается это потому, что зависимость от цен на нефть может помешать устойчивому экономическому росту. Однако инвесторы по-прежнему предпочитают вкладывать деньги именно в нефтяной сектор, приносящий быстрый доход, поэтому в условиях структурных диспропорций в экономике, усиления ее сырьевой направленности возрастает роль государства в перераспределении финансовых ресурсов для рационализации пропорций между секторами, концентрации усилий по модернизации экономики. На это нацелена Стратегия индустриально-инновационного развития страны на 2003 — 2015 гг., которая призвана обеспечить конструктивное сотрудничество государства и частного сектора в целях создания новых видов товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках. В рамках реализации этой Стратегии в Казахстане получат развитие углубленная переработка нефти, газа, черных и цветных металлов, производство современных строительных материалов, машин и оборудования, сельскохозяйственной техники, пищевых и непродовольственных товаров народного потребления. Также будет заложена основа для развития наукоемких и высокотехнологичных товаров и услуг. Принципиальной основой государственной поддержки прямых инвестиций станет конкурентоспособность производств, прежде всего базирующихся на высоких и наукоемких технологиях.
Постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных
финансы и кредит
63
поступлений, переход к финансированию только обоснованных проектов, увеличение государственных расходов, было отмечено Президентом Казахстана на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2006 г., а также необходимость внедрения вспомогательных механизмов достижения сбалансированного бюджета потребовали разработки определенных норм по совершенствованию бюджетной системы. В связи с этим Правительством Республики Казахстан 15 мая 2006 г. внесен на рассмотрение Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования бюджетного законодательства Республики Казахстан и деятельности Национального Банка Республики Казахстан». Данным законопроектом вносится ряд изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан, а именно:
• усилены меры персональной ответственности государственных учреждений и их руководителей за неэффективное и нецелевое и необоснованное использование бюджетных средств;
• введены новые понятия, как «консолидированный бюджет» и «ненефтяной дефицит»;
• целесообразность и обоснованность включения бюджетных программ определяется путем совершенствования оценки эффективности, для чего вводятся такие понятия, как целевое, эффективное и обоснованное использование бюджетных средств, результативность реализации бюджетных программ, а также индикаторы, на основе которых определяется эффективность бюджетных программ;
• повышены требования к разработке инвестиционных проектов (программ);
• размер дефицита бюджета планируется определять в рамках прогнозных макроэкономических показателей исходя из объемов правительственного заимствования и погашения основной суммы долга правительства, что позволит обеспечить интеграцию показателей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, внешнеэкономической системы и других секторов экономики и сдерживание роста объема государственных расходов. Определяется четкая регламентация функций
государственных органов по исполнению бюджета между администраторами бюджетных программ с целью избежать дублирования и неэффективного распределения функций в бюджетном процессе
между подразделениями одного и разных государственных органов.
Законопроектом предусматривается норма по зачислению средств от предпринимательской деятельности государственных учреждений в соответствующие бюджеты, что позволит обеспечить прозрачность деятельности государственных учреждений.
Принятие норм законопроекта позволит совершенствовать процедуры бюджетного планирования и исполнения бюджета, обеспечить эффективное использование бюджетных средств, повысить ответственность участников бюджетного процесса.
В целях усиления фискальной дисциплины и проведения более эффективной налоговой политики, стимулирования диверсификации и развития новых отраслей экономики, привлечения в эти сферы иностранного капитала и ноу-хау правительством вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения. Законопроектами предусматривается совокупность налоговых послаблений, направленная на общее снижение уровня налоговой нагрузки (индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в специальных налоговых режимах) и тем самым усиление потенциала отдельных секторов экономики, создание условий свободного развития частного предпринимательства.
С 1 января 2007 г. предусмотрено введение фиксированной ставки индивидуального подоходного налога на уровне 10 % для всех физических лиц. Для того чтобы дать возможность предприятиям высвободить средства на модернизацию производства, на его расширение и развитие в период с 2007 до 2009 гг., НДС предлагается снизить до 14, 13 и до 12% по годам соответственно. Предусмотрено снижение социального налога в среднем на 30 % с 2008 г.
В целях создания благоприятных адаптационных условий перед вступлением в ВТО, которые позволят поддержать сельское хозяйство в переходный период, развивая переработку сырья, предусматривается введение особого порядка уплаты НДС предприятиями, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье. Режим заключается в уменьшении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, на 50 %, что дает возможность предпринимателям высвобожденные средства направить на расширение и развитие своего производства и повысить конкурентоспособность своей продукции на мировом рынке.
Проектом предусмотрена ликвидация двойного налогообложения в целях повышения инвестиционной привлекательности долевого участия в компаниях, долгосрочных вложений, что означает повышение финансовой устойчивости предприятий и приток инвестиций. Этот шаг позволит свободно участвовать в уставном капитале новых или формирующихся высокотехнологичных компаний по всему миру для овладения передовыми технологическими идеями, обеспечит свободу выбора структуры холдинга, позволит активизировать фондовый рынок.
Так, в целях развития высокотехнологичных секторов экономики был создан СЭЗ «Парк информаци-
онных технологий», в ближайшем будущем льготный режим налогообложения позволит создать на территории зоны современные комплексы, осуществляющие производство наукоемкой продукции.
Для обеспечения населения доступным жильем Правительством Казахстана была разработана государственная жилищная программа, рассчитанная на период до конца 2007 г. Проектом предлагается продлить норму по освобождению от корпоративного подоходного налога доходов банков в виде вознаграждения по ипотечным кредитам, что позволит снизить ставки вознаграждения по ипотечным кредитам и поддержит успешное завершение государственной жилищной программы.