Зарубежный опыт
влияние налогово-бюджетной политики на экономический рост республики казахстан
A.A. Нурумов,
доктор экономических наук, член счетного комитета РК
к.т. омаров,
главный эксперт счетного комитета РК
Налогово-бюджетная политика государства за последние 5 лет была нацелена на стимулирование экономического роста и диверсификацию экономики. В 2001 г. были снижены ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 16 % и социального налога — с 26 до 21 %. Следует отметить, что с 2002 г. действует новый Налоговый кодекс Республики Казахстан, направленный на создание благоприятной экономической среды, оптимальное сочетание интересов государства и налогоплательщиков, обеспечение стабильности налогового законодательства. В целях создания налоговой системы, гармонично сочетающей интересы государства и налогоплательщика, в 2003 г. также были внесены существенные изменения в налоговое законодательство. Так, с 1 января 2004 г.:
• снижена максимальная ставка индивидуального подоходного налога с 30 до 20 % с одновременным снижением промежуточных ставок налога;
• введена регрессивная шкала ставок социального налога с максимальной в размере 20 % и минимальной 7 %;
• снижена ставка налога на добавленную стоимость с 16 до 15 %;
• установлен особый режим налогообложения для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон в области научных разработок и информационных технологий, а также в целях развития международного морского торгового порта;
• расширена сфера применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства путем увеличения пре-
дельного размера дохода с 1,5 млн тенге до 2,0 млн тенге, при котором индивидуальные предприниматели могут работать по патенту, а также путем изменения градации доходов, подлежащих налогообложению при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации; в целях стимулирования развития нефтехимической отрасли Казахстана и создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в строительство перерабатывающих углеводородное сырье мощностей введен льготный режим обложения корпоративным подоходным налогом для организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической отрасли экономики по переработке нефти и газа, добываемых из недр Республики Казахстан (РК), на условиях внедрения высоких технологий;
по корпоративному подоходному налогу при сохранении ставки налога в течение ряда лет на уровне 30 % был введен ряд норм, направленных на снижение нагрузки на налогоплательщика через совершенствование системы вычетов и корректирование налогооблагаемого дохода — исключена норма, устанавливающая ограничение сумм вознаграждений по кредитам (займам), депозитам и долговым ценным бумагам, относимых на вычеты при определении налогооблагаемого дохода 2-кратной ставкой рефинансирования, установленной Национальным банком РК и 2-кратной ставкой Лондонского межбанковского рынка, что позволит относить на вычеты в полном объеме
финансы и кредит
79
расходы налогоплательщиков на выплаты вознаграждений, введена норма по уменьшению налогооблагаемого дохода микрокредитных организаций, исключительным видом деятельности которых является предоставление микрокредитов в области сельского хозяйства, на сумму доходов от данного вида деятельности;
• в целях стимулирования развития микрокредитных организаций введена норма по освобождению операции по предоставлению микрокредитов от налога на добавленную стоимость;
• уточнены отдельные положения Налогового кодекса РК, позволяющие снять излишние административные барьеры на пути осуществления деятельности хозяйствующими субъектами. Были продолжены реформы во внешнеэкономическом регулировании, направленные на дальнейшую либерализацию внешней торговли и интеграцию страны в систему мирохозяйственных связей.
Исходя из задач реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003 — 2015 гг., для первоочередного привлечения инвестиций определены следующие отраслевые приоритеты:
• информационные технологии;
• машиностроение и металлообработка;
• промышленность строительных материалов;
• биотехнологии, химия и нефтехимия. Сегодня перечень основных мер государственной поддержки иностранных и отечественных инвестиций в Республике Казахстан включает:
• инвестиционные преференции (инвестиционные налоговые преференции, освобождение от обложения таможенными пошлинами, государственные натурные гранты), установленные инвестиционным и налоговым законодательством;
• софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития;
• представление дополнительных услуг центрами маркетингово-аналитических исследований и инжиниринга, трансферта технологий. Предоставление инвестиционных преференций регулируется Законом РК «Об инвестициях», принятым 8 января 2003 г. В Законе предусмотрена поддержка и стимулирование в равной степени как отечественных, так и иностранных инвесторов. Также нынешний закон не устанавливает минимального предела объемов инвестиций, что расширяет сферу его применения, включая предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие инвестиции в приоритетных видах деятельности.
В соответствии с Законом предоставляются следующие налоговые преференции:
а) преференции по корпоративному подоходному налогу дают налогоплательщику право относить на вычеты из совокупного годового дохода стоимость вводимых в эксплуатацию фиксированных активов равными долями в зависимости от срока действий преференций;
б) преференции по налогу на имущество дают право налогоплательщику на освобождение от уплаты налога на имущество по вновь вводимым в эксплуатацию фиксированным активам в рамках инвестиционного проекта;
в) преференции по земельному налогу дают право налогоплательщику на освобождение от уплаты земельного налога по земельным участкам, приобретенным и используемым для реализации инвестиционного проекта.
Дата начала применения инвестиционных налоговых преференций устанавливается в контракте в соответствии с Налоговым кодексом РК.
Освобождение от обложения таможенными пошлинами может предоставляться при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта, сроком на один год с возможным продлением срока, но не более чем до пяти лет с момента регистрации контракта.
Государственные натурные гранты в порядке, установленном Законом, предоставляются Правительством Республики Казахстан либо уполномоченным органом по согласованию с соответствующими государственными органами в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами в собственность, либо в землепользование в соответствии с законодательством РК.
В качестве государственных натурных грантов могут передаваться земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.
Все это свидетельствует о том, что за последние годы в реформировании налоговой системы достигнут значительный прогресс. За эти годы налоговое бремя постоянно снижалось, что принесло конкретные результаты.
В последние годы в Казахстане проводится многоплановая работа по совершенствованию налогового администрирования. Налоговая нагрузка оказывает решающее воздействие на финансовую
устойчивость хозяйствующего субъекта, и как следствие — в конечном итоге влияет на темпы экономического роста государства, что является на современном этапе приоритетным направлением развития экономики республики.
Анализ исполнения республиканского бюджета в 2005 г. свидетельствует о динамичном росте экономики, который составил 10 %. Сохранилась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, существенно увеличилось реальное внутреннее накопление капитала, а экономический рост охватил практически все регионы.
Поступление средств в республиканский бюджет на 1 января 2006 г. составило 1 883,1 млрд тенге, в том числе доходы — 1 723,9 млрд тенге, поступления от погашения кредитов — 11,5 млрд тенге, поступления от продажи финансовых активов — 10,8 млрд тенге, поступления займов — 136,9 млрд тенге.
Почти девять десятых всех доходов республиканского бюджета формируются за счет поступлений по трем видам налогов. Так, от корпоративного подоходного налога, НДС и использования природных и других ресурсов поступило средств в республиканский бюджет в сумме 1 482,4 млрд тенге, или 86 % доходов, неналоговые поступления — 56,8 млрд тенге, или 4 %, официальные трансферты (бюджетные изъятия от областных бюджетов) — 96,4 млрд тенге, или 5,6 %. Доля таможенных платежей, акцизов и других сборов в республиканском бюджете составляет менее 5 %. Бесспорно, исполнение доходной части республиканского бюджета в основном зависит от корпоративного подоходного налога (834,0 млрд тенге) и поступлений использования природных ресурсов (304,2 млрд тенге). В свою очередь, от сырьевого сектора поступило корпоративного подоходного налога в сумме 369,8 млрд тенге, роялти от организаций сырьевого сектора поступили в сумме 83,6 млрд тенге, а по разделу продукции сырьевого сектора — 26,7 млрд тенге.
За 2005 г. в государственный бюджет поступил доход в сумме 2 098,2 млрд тенге и в республиканский бюджет — 1 626,7 млрд тенге, или 77,5 %, а в местные бюджеты — 471,5 млрд тенге, или 22,5 %. При этом из 471,5 млрд тенге были изъяты 95,0 млрд тенге в республиканский бюджет. В результате в распоряжении местных исполнительных органов остались доходы в сумме 376,5 млрд тенге. В свою очередь, из республиканского бюджета были выделены целевые трансферты местному бюджету на 278,0 млрд тенге и кредитов на сумму 43,2 млрд тенге.
В 2005 г. сумма возмещения НДС по нулевой ставке на экспорт составила 139,0 млрд тенге и по
сравнению с 2004 годом увеличилась в 1,5 раза. Это огромная поддержка отечественных товаропроизводителей. Однако возмещения из НДС из республиканского бюджета в основном получают крупные компании, акционерные общества, производящие нефть, металл, а также хозяйствующие субъекты, экспортирующие пшеницу и другое сырье. Проведенные авторами контрольные мероприятия показывают, что в республике экспортом зерна, в основном, занимаются посреднические фирмы, которые осуществляют закуп зерновых через фир-мы-«однодневки» и предъявляют фактически не уплаченные суммы НДС к возврату. Так, в 2004 г. экспорт пшеницы производился в 11 областях, в городах Астана и Алматы, и сумма возмещения по НДС составила 7,8 млрд тенге и по сравнению с 2003 г. увеличилась на 1,4 раза. При этом, в г. Алматы за 2004 г. был возмещен НДС в сумме 1,6 млрд тенге на расчетные счета хозяйствующих субъектов, дейс -твовавших в лице директора и главного бухгалтера. Так, например, ТОО «Доминион» (Костанайская обл.), специализировавшемуся на выращивании зерновых и зернобобовых культур, в штате которого числились только директор и бухгалтер, было возмещено НДС на сумму 347 млн тенге. Тогда как данным ТОО за весь период его деятельности (март 2003 г. — апрель 2004 г.) в бюджет уплачено корпоративного подоходного налога всего лишь на сумму 6 тыс. тенге.
Все это показывает сохранение некоторых негативных тенденций при формировании доходной части республиканского бюджета, которые тормозят рост национальной экономики. При этом, анализируя состояние и структуру экономической системы, отмечаем, что Казахстан не преодолел зависимости от сырьевого сектора, и действующая Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 — 2015 гг. пока не принесла нужных результатов.
Проблемные вопросы формирования доходной части бюджета:
1. В республике усиливается зависимость исполнения доходной части бюджета от экспорта углеводородного сырья.
2. Доходы республиканского бюджета в основном выполняются за счет корпоративного подоходного налога, НДС и поступления от использования природных ресурсов. Доля трех налогов — более 91 % от доходов республиканского бюджета, а поступления от остальных 25 видов налогов, сборов и таможенных платежей — соответственно менее 9 %. Налоговые органы, уполномоченные органы мало
финансы и кредит
81
обращают внимания на полноту и своевременность поступлений их в бюджет.
3. Распределение налогов и сборов между республиканским и местными бюджетами привело к централизации бюджетных ресурсов в республиканском бюджете и их перераспределению по бюджетам областей в форме официальных трансфертов. В результате в доходах бюджетов отдельных областей удельный вес трансфертов составляет от 50 до 60%. Это приводит к тому, что социально-экономическое развитие многих областей зависит от средств республиканского бюджета, причем доходная база областных бюджетов не увеличивается.
4. В республике механизм налогового администрирования НДС усложнен, включая механизм учета налогоплательщиков, процедуры проверки декларации и отчетности, а также проведения проверки и меры принудительного взыскания.
5. Механизм возврата НДС по нулевой ставке не стимулирует производства и реализации товаров с высокой добавленной стоимостью.
6. Поступление средств акцизов в бюджет не увеличивается. Это свидетельствует о теневом обороте по акцизным товарам (водка, вино, пиво и т. д.).
7. В республике значительными темпами растет объем импорта, тогда как аналогичного роста таможенных платежей в доходной части не наблюдается.
Как видим, высокие цены на углеводородное сырье и другие полезные ископаемые, за счет чего в основном идет формирование доходной части бюджета, являются проблемой для страны.
Поэтому одним из факторов экономической политики в целом и экономического роста республики становится совершенствование налоговой системы Республики Казахстан, а именно, принятие комплекса мероприятий, способствующих снижению налоговой нагрузки и негативных факторов, влияющих на экономический рост республики, в том числе:
• сокращение количества сборов (14 видов) и
платы (9 видов) в бюджет;
• упрощение механизма налогового администрирования, начиная с учета налогов, включая
процедуры проверки и меры принудительного взыскания;
• уменьшение ставки по НДС от 15 до 12 % от оборота. Это позволит увеличить налоговую базу и сократить количество посредников, участвующих в экспорте, и тем самым обеспечить реальную поддержку отечественных товаропроизводителей.
Снижение ставки налога на добавленную стоимость и другие вышеуказанные меры позволят значительно снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики и являются реальным стимулом для расширения в дальнейшем налогооблагаемой базы.
Наряду с пересмотром существующей налоговой системы и ее совершенствованием, необходимо усилить работу по выявлению резервов увеличения доходов бюджета.
Одним из источников увеличения доходов и резервов дополнительных поступлений в бюджет является сокращение размеров теневого сектора экономики. Реализация мер и мероприятий по сокращению теневой экономики позволит снизить объемы неформальной и неконтролируемой экономики путем создания благоприятных условий для предпринимательства, стимулирующих его выход из «тени». Это в свою очередь увеличит размеры налогооблагаемой базы и соответственно объемы налоговых поступлений в бюджет при сравнительно низких ставках налогов, что будет способствовать росту национальной экономики.
Очевидно, что невозможно охватить все вопросы совершенствования налогового администрирования и его влияние на экономический рост в одной статье, но мы хотели бы отметить, что в целом комплексная увязка налогово-бюджетной политики с денежно-кредитной политикой позволит разработать и внедрить новые инструменты управления экономикой и поможет решить задачи в области ускоренной модернизации страны, а также обосновать взвешенный подход к вступлению нашей республики во Всемирную торговую организацию.