Научная статья на тему 'Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения'

Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3263
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИКА ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов А. Л.

В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт профориентации как системно организованной деятельности, обеспечивающей наиболее полную профессиональную самореализацию индивида в интересах национальной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения»

УДК 331.548

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

НАСЕЛЕНИЯ

А.Л. Фурсов

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт профориентации как системно организованной деятельности, обеспечивающей наиболее полную профессиональную самореализацию индивида в интересах национальной экономики.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, системный подход, экономика труда.

Гарантией занятости и способом социальной защиты человека от безработицы является высокий профессионализм работника. Путь к профессионализму начинается с выбора профессии, за которым следует профессиональное обучение и занятость, адекватная профессиональному выбору и профессиональной подготовке. Помощь в выборе профессии, особенно на этапе социального старта, является основной задачей института профессиональной ориентации, а его конечной целью - обеспечение наиболее полной профессиональной самореализации индивида в интересах национальной экономики. Для выработки предложений по дальнейшему увеличению эффективности системы профориентации представляется необходимым рассмотреть генезис системы профориентации.

В доиндустриальный период цивилизации проблема соотнесения способностей человека с определенной профессией сводилась к профессиональному отбору и профессиональному обучению. Простым и эффективным способом повысить качество работы был подбор хорошего работника. Список профессий, которые удовлетворяли общественным нуждам и являлись для индивида средством к существованию, был невелик. Понятие соотношения спроса на профессию и предложения профессий появилось только с возникновением сложной техники и технологий, а также науки. Успехи медицины способствовали ускоренному демографическому росту и увеличению продолжительности жизни. Индустриализация высвободила огромное количество трудоспособных людей, прежде занятых тяжелым неквалифицированным ручным трудом, привела к отчуждению средств производства от работников. Рабочий стал юридически свободным человеком, утратившим средства производства и свободно распоряжающийся только своей рабочей силой. Научно-технический прогресс формировал все новые потребности в товарах и услугах, что вызывало необходимость в ранее не существовавших профессиях. Появление спроса и предложения услуг профессионалов, возрастающие требования к квалификации работников способствовали возникновению конкуренции на рынке труда. У работодателей появилась возможность выбирать профессиональные кадры. Менее конкурентоспособные работники становились безработными, начинали искать возможности приложения своих профессиональных качеств и знаний, предпринимать попытки увеличить свою конкурентоспособность. Проблема профессионального самоопределения и совершенствования стала для людей залогом выживания в рыночной экономике.

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. у работодателей и работников появился спрос на услуги специальных служб, которые, с одной стороны, содействовали бы осуществлению индивидом эффективного профессионального выбора с учетом комплекса его способностей и требований рынка труда, с другой - позволяли бы работодателям получать качественные трудовые ресурсы.

Появление профориентации как системно организованной деятельности принято связывать с появлением в начале XX века в США психолого-педагогической консультативной службы «Гайденс», существующей и по сей день, а во Франции - первого кабинета профориентации. Эти службы оказывали помощь индивиду в выборе профессии, развитии и применении способностей для успешной профессиональной деятельности. Строго говоря, «Гайденс» осуществляла в большей степени психологическую поддержку.

Первая теоретическая разработка профориентации была сформулирована в виде концепции «Черта - фактор» в 1908 году. Ее разработчик Ф. Парсонс видел главную задачу профориентации в установлении соответствия черт конкретной личности тем требованиям, которые предъявлялись человеку той или иной профессией.

Основной принцип помощи в выборе профессии, по Парсонсу, состоит из трёх частей:

- Четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах;

- Знание требований и условий для достижения успеха в различных направлениях деятельности, преимуществ и недостатков определенных профессий;

- Правильное, обоснованное соотнесение этих двух групп факторов [1].

Создав профориентационное бюро в Бостоне (США), Парсон не только оказывал молодежи профессиональную консультацию, но и осуществлял профотбор, итогом которого было заключение работодателями трудовых соглашений с теми кандидатами, которые в наибольшей степени по своим физическим и психологическим качествам подходили конкретной профессии. Концепция Парсонса, дополненная американским психологом Мюнтербергом, разработавшим методику определения профессиональной пригодности конкретным специальностям, стала основой последующих научных подходов к изучению профориентационной проблематики [2, с.136].

Если создание бюро профессиональной ориентации в США было обусловлено экономическим ростом и стремлением к рациональному использованию трудовых ресурсов, то в Европе появление в тот же период профориентационных служб было обусловлено растущим социальным напряжением из-за несовершенного трудоустройства молодежи, которая стремилась уехать за лучшей жизнью на американский континент, что вызывало отток наиболее квалифицированных и перспективных кадров. Создание европейских бюро по трудоустройству выпускников учебных заведений в рамках государственных бирж труда осуществлялось в соответствии с концепцией британского ученого К. Роджера. Автор концепции ставил задачей служб профориентации «создание широкой вариативной среды, позволяющей ученику самостоятельно сделать наилучший для него выбор профессии», настаивал на включение в учебные программы образовательных учреждений курсов развития у учащихся личностных качеств [3, с.45].

Согласно исследованиям белорусского исследователя И.В. Дементьева, развитие профориентации в мире можно условно разделить на четыре этапа [4]:

1. Начало ХХ века - 1920-е гг. - зарождение профориентации. С появлением бюро, оказывающих услуги по профессиональной консультации, и разработкой концепций профориентации, профориентация получает статус психолого-педагогической деятельности по оказанию помощи молодежи в профессиональном выборе.

2. 1930 - 1940-е гг. - становление профориентации. Существующие подходы к профконсуль-тированию совершенствуются, дополняются новыми теориями и концепциями профориентации.

3. 1950 - 1980-е гг. - развитие профориентации как научно обоснованной системы. Происходит расширение методологической базы профессионального консультирования и профессионального отбора, образовательные учреждения становятся основным социальным институтом профориентации.

4. 1990 - до нашего времени - расцвет профориентации. Происходит качественное изменение теоретико-методологической и практической базы профориентирования, появляется новая интегративная научная дисциплина - профориентология, основными разделами которой являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация [5]. Главенствующую роль в организации и проведении профориентации берут на себя государство и его институты.

Заслуживают особого внимания работы С.С.Гриншпун, посвященные современному состоянию системы профориентации в США и европейских странах. Так, по данным исследователя, в США система профориентации представлена множественностью организационных схем и высокой степенью децентрализации, так как вопросы образования находятся в ведении соответствующих органов каждого отдельного штата. В структуру профориентационной работы с молодежью, помимо школ, входят службы занятости населения - как государственные, так и частные. Государственные биржи труда, находясь в подчинении министерства труда, осуществляют посреднические функции при трудоустройстве путем предоставления информации о состоянии рынка труда и оказания услуг по профконсультированию и тестированию. При этом денег с клиентов, в отличие от частных агентств, они не берут.

В США существует специальное законодательство о профессиональном консультировании, в соответствии с которым эта работа в школах ведется на протяжении всего обучения учащегося. В каждой школе этой работой занимается специально подготовленный сотрудник - профконсультант. Он заводит на каждого учащегося отдельное досье, которое может быть передано в службу занятости по окончании школы. Учащимся оказывают помощь в поиске информации о содержании профессий и требованиях к ним, а родителям - в развитии интересов и склонностей их детей [6]. С.С. Гриншпун, кроме того, обращает внимание на наблюдающийся в США с начала XXI века переход от понятия «профессия» к понятию «карьера» и появление целого ряда новых образовательных программ, таких, как «Академия Х» и «От школы к работе», целью которых является качественная подготовка молодежи к самостоятельной трудовой жизни [7].

Ряд исследователей обращают внимание на действующую в США с 1998 года информационную сетевую базу данных о профессиях (O*NET) [8], а также на программу «Career Zone», подготовленную министерством труда штата Нью-Йорк и предлагающую понятное для детей описание профессий из сетевой базы данных O*NET. Минутные видеоролики рассказывают о содержании интересующей профессии и об учебных заведениях, где ее можно приобрести.

Закон Великобритании 1973 года о службах профориентации предусматривает профориен-тационное сопровождение учащихся на всех этапах обучения. С.С. Гриншпун в своих исследованиях обращает внимание на усиление роли школы в профессиональной ориентации учащихся, существенную роль (как в США, Франции) профсоветников [9]. Как и в США, профсоветник является членом школьного коллектива. Он проводит ролевые игры, разработанные с учетом специфики британского рынка труда и позволяющие осуществлять имитационное моделирование различных трудовых операций. Заимствование советского опыта внедрения активных форм профессиональной адаптации привело к созданию в английских школах мини-предприятий, где учащиеся определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи.

На серьезном государственном уровне осуществляется функционирование системы профориентации во Франции, координирующейся деятельностью трех министерств: труда, здравоохранения и образования. Описывая современную концепцию профориентации во Франции, российские исследователи выделяют ее информационную направленность. И.Г. Шамсутдинова отмечает, что, в соответствии с данной концепцией, степень готовности к профессиональному выбору зависит от уровня осведомленности об условиях труда и требований профессий к человеку, и обращает внимание на наличие во Франции широкого спектра Центров информации и ориентации (более 500), которые взаимодействуют с различными институтами гражданского общества (ассоциацией родителей, биржей труда, Национальным институтом педагогических исследований и др.). Центры имеют возможность влиять на профессиональный выбор молодежи в соответствии с требованиями рынка труда [10]. Как И.Г. Шамсутдинова, так и С.С. Гриншпун отмечают, что государственное регулирование, высокая квалификация специалистов и тесное сотрудничество профсоветников с образовательными учреждениями, учащимися и их родителями обеспечивают эффективность французской системы профориентации.

В шведской системе профориентации заслуживает внимания взаимодействие системы образования и рынка труда, обеспеченное государственным регулированием. Уже в 40-х годах XX века службы занятости Швеции начали предлагать услуги профессиональной ориентации для своих клиентов. Основополагающим принципом всегда было, что профориентация является индивидуальным правом, которое должно быть бесплатным и общедоступным. Сегодня профориентационные услуги предоставляются в 418 государственных бюро по трудоустройству. Существует и небольшой частный сектор, который специализируется на профориентации и переподготовке сотрудников для компаний, проводящих реорганизацию или сокращения [11]. По оценкам различных исследований, национальная модель системы профориентации позволила сократить количество безработных в Швеции более чем в два раза за последние 15 лет [12].

Информирование и консультирование о мире профессий доступны через финансируемые государством веб-сервисы, такие, например, как национальный образовательный портал Utbildningsinfo.se (www.utbildningsinfo.se), или Vagledningsinfo.se (Guidanceinfo.se), которые предоставляют информацию о содержании различных профессий и требованиях к работникам, которые желают эти профессии освоить.

Эти и множество других сайтов являются площадкой для реализации государственных программ профориентации. Так, например, уже неоднократно упоминавшиеся выше работы С.С. Гриншпун рассказывают о программе «Куда шагать по жизненной лестнице», включающей в себя следующие направления:

1) изучение личности учащихся, их склонностей, способностей, интересов;

2) ознакомление школьников с различными видами труда, изучение содержания профессий, требований к ним, перспектив развития и путей получения необходимой подготовки;

3) уточнение и корректировка профессионального выбора школьников посредством индивидуальной консультационной работы;

4) первоначальное формирование в процессе дополнительного образования и летней практики практических навыков учащихся.

Особенность данной программы С.С. Гриншпун видит в возможности корректировки действий учащегося, направленных на выбор профессий, а также своевременной активизации процесса его профессионального самоопределения [13].

Отечественный опыт создания системы профессиональной ориентации исследователи отсчитывают со второго десятилетия XX века, когда проблему профориентации начали изучать сотрудники Педагогического Музея Московского учительского дома (1912 год) [14], а журнал «Вестник воспитания» опубликовал статью Е. Чернолусской «Помощь окончившим школу в выборе профессии» и М.А. Рыбниковой о беседах с выпускниками средних школ на тему выбора профессии.

В работах О.П. Апостолова, Е.Ю. и Н.С. Пряжниковых [15], И.В. Дементьева, Е.В. Гудковой [16] история становления отечественной системы профориентации представлена чередой метаний от попыток разработать собственную систему - через полное отрицание достижений науки в этой отрасли - к успешному внедрению системы с учетом позитивного мирового опыта -затем вновь к отрицанию отечественных разработок в угоду новомодным западным разработкам - и в итоге к осознанию необходимости сочетания мирового и отечественного научного знания с реалиями XXI века.

В молодой стране Советов профориентация рассматривалась сквозь призму марксистской идеологии как важнейшая составная часть воспитания человека труда. Созданный в 1921 году по прямому указанию В.И. Ленина Центральный институт труда включал в свою структуру в том числе лабораторию, занимавшуюся вопросами профориентации [17], правительство постоянно держало в зоне особого внимания вопросы формирования высококвалифицированных кадров для отраслей народного хозяйства. Первое отечественное бюро профессиональной консультации появилось в 1927 году при Ленинградской бирже труда. Разработку системы организации школьной профориентации взяла на себя Центральная лаборатория по профессиональной консультации и профессиональному отбору ВЦСПС. Однако после принятия Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июня 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» работа по профориентации была прекращена, соответствующие подразделения и лаборатории закрыты, литература изъята. В Постановлении подвергались резкой критике склонность ученых «в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные «обследования», проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или не укладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с «научной» «биосоциальной» точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива» [18]. Из данного определения можно сделать вывод, что научный подход с дифференциацией профессиональных способностей индивидов шел вразрез с идеологическими догмами уравниловки и выработавшейся у пришедших к власти в результате Октябрьской революции люмпен-пролетариев ненависти к «больно умным».

Возрождение системы отечественной ориентации связано с революционным прорывом советских ученых и инженеров в науке и технике в 50-х годах XX века. В НИИ теории и истории педагогики АПН СССР была организована группа профориентаций, организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при АПН СССР. ISSN 2078-9661 35

Коренным образом изменился подход к профориентации. Как отмечает в своем исследовании Е.В. Тараканова, «в социалистической России считалось необходимым подчеркнуть отсутствие классового неравенства в выборе профессии и трудоустройстве, «социальную однородность» общества как условие построения предпочтений на основе способностей и интересов личности. Молодой человек должен был с одинаковой радостью принять перспективу присоединения и к рабоче-крестьянскому классу, и к классу интеллигенции. Государство прилагало определенные усилия для создания классового равноправия, контролируя прием в вузы... Объектом профориентации в Советском Союзе являлась молодежь, планирующая свое профессиональное будущее, а поддержка профессионального пути гражданина рассматривалась как социально-экономическая задача, а не как проблема, относящаяся к сфере человекознания» [19].

Иначе говоря, целью профориентации в СССР было заполнение рабочих мест с учетом потребностей предприятий плановой экономики, при этом интересы и способности молодых людей рассматривались именно с точки зрения максимально полного удовлетворения социально-экономических нужд, а не с позиций возможности самореализации индивида. Некоторые исследователи, в том числе уже упоминавшийся О. П. Апостолов, полагают, что в результате постановки неправильной цели СССР нес издержки из-за ошибок в выборе профессии, а общество получало взамен нераскрывшиеся таланты, нереализованные дарования, несостоявшиеся личности [14].

В то же время нельзя не отметить положительные особенности советской системы профориентации, позаимствованные впоследствии зарубежными странами: система УПК, призванная увеличить количество желающих работать на производстве и дающая школьнику рабочую профессию в период обучения, система прохождения студентами практики на предприятиях с последующим трудоустройством (важнейший фактор успешной профессиональной адаптации) [20].

Особо следует отметить высокий уровень нормативно-правового регулирования системы профессиональной ориентации в СССР, соответствующий международным нормативным актам.

Всеобщая декларация прав человека ООН (1948 г.) провозглашает право каждого человека на самореализацию, на труд и на обучение [21]. Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г. в Турине, декларирует право каждого на профессиональную ориентацию и на профессиональное обучение.

Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 142 1975 г. «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» предусматривает всесторонне скоординированную политику и программу профессиональной ориентации и профессиональной подготовки каждого государства-члена организации, тесно связанные с занятостью [22]. В Рекомендации МОТ N 150 1975 г. «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» государствам - членам МОТ предписано постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Эти рекомендации были в полной мере реализованы в отечественном законодательстве. В статье 40 Конституции СССР прямо закреплено государственное регулирование профориентации: «Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства» [23]. Аналогичная статья (ст. 38) содержится в Конституции РСФСР 1978 года [24]. К сожалению, в действующей Конституции Российской Федерации это положение исключено, в ст. 37 указано лишь, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [25].

С распадом СССР и переходом экономики страны на рыночный путь развития система профориентации плановой экономики была разрушена, а система, адаптированная под рыночные реалии, развивалась самостоятельно, с минимальной государственной правовой и научной поддержкой.

Необходимо в очередной раз отметить, что на современном этапе термин «профессиональная ориентация» применяется в России ко всему населению страны, а не только к молодежи, для обозначения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном выборе и избрания оптимального вида занятости с учетом как его личных потребностей и возможностей, так и социально - экономической ситуации на рынке труда.

Представляется интересным обзор опыта работы системы профориентации соседних государств, входивших когда-то в СССР.

В Казахстане государственная система профессиональной ориентации включает единую службу профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, подразделения по профессиональной ориентации государственной службы занятости, учреждения и организации по делам молодёжи и другие специальные институты. Для ее проведения в организациях технического и профессионального образования создаются территориальные центры профориентации (маркетинговые службы). В то же время в научных изданиях авторы материалов отмечают, что «в стране возник перекос в профессиональной подготовке кадров. Согласно статистике, более 70 процентов вакансий на рынке труда - рабочие и технические специальности. Однако в выборе профессии школьники и студенты опираются на престиж самого названия специальности и внешний облик. Это связано с тем, что у нас не разработаны методики и нет практики профессиональной ориентации старшеклассников... В современной школе существуют следующие проблемы: отсутствие профдиагностики учащихся, отсутствие сведений у работников школы о востребованных специальностях на рынке труда, нехватка информации работников школы о современных профессиях (специфике деятельности, возможностях для будущего трудоустройства специалиста и др.), отсутствие специальной подготовки школьных психологов к проведению профориентационной работы» [26].

В соответствии со вступившим с 1 января 2013 года Законом Украины «О занятости населения» № 5067-VI от 5 июля 2012 года государственная служба занятости продолжает бесплатно предоставлять весь спектр предусмотренных законодательством социальных услуг гражданам и работодателям. В том числе «профессиональная ориентация лиц, обратившихся в службу занятости, осуществляется путем профессионального информирования, профессионального консультирования и проведения профессионального отбора с целью оказания помощи в выборе или смене профессии, вида деятельности и т.д.» [27]. Украинские общественно-политические СМИ ранее отмечали, что «В школах профориентацией практически не занимаются. При этом у детей есть установка, что высшее образование — это престижно, это возможность хорошо зарабатывать — это основной мотив выпускников школ при выборе ВУЗа (не хочется говорить профессии). Но по данным общеевропейского мониторинга проекта «Европейское социальное исследование», в котором принимали участие более 20 государств Европы, в Украине один из самых низких показателей морального удовлетворения работой (ниже только Россия и Румыния). Это одно из последствий неправильного выбора профессии (что Сковорода называл «неродственным трудом» [28]), а потом — трудоустройство там, где престижно или где вообще можно устроиться. В Украине нет политики профессиональной ориентации учеников, а на рынке труда — огромный дисбаланс, когда юристов и финансистов некуда девать. Специалисты уже давно говорят о необходимости введения продуманной политики ориентации молодежи на рынке труда» [29].

Тем интереснее и значимее оценка украинскими исследователями опыта построения системы профессиональной ориентации в Республике Беларусь: «Между Белоруссией и Украиной вполне можно бы было поставить знак равенства - обе страны бывшего Советского Союза оказались почти в равноценном положении после распада СССР. Но страна с десятимиллионным населением стремительно развивается благодаря трем основным составляющим - взвешенной государственной политике, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации, эффективности направления рабочей силы. Прежде всего, белорусы делают ставку на будущее -они сейчас остро нуждаются в специалистах по сельскому хозяйству, инженерах, химиках и физиках, докторах наук в различных отраслях. Поэтому науку уважают, а государство предоставляет все льготы, чтобы полностью раскрыть будущий талант, дать ему образование и обеспечить достойные условия труда - с тем, чтобы специалист работал на благо всей страны. В отличие от многих других стран бывшего Советского Союза, рабочий класс в Белоруссии ценят и уважают. Обычный рабочий завода, фабрики, предприятия мотивируется значительным размером средней зарплаты, достойными условиями труда, поощрениями со стороны государства. Основная особенность профориентации Белоруссии заключается в том, что выбор профессии в Белоруссии, в ISSN 2078-9661 37

отличие от других постсоветских стран, остается государственным, а не личным вопросом. И от этого выигрывают все» [30].

Подводя итоги обзора генезиса системы профориентации, можно сделать следующие выводы:

- Система профессиональной ориентации населения в различных странах всего за 100 с небольшим лет сделала качественный рывок от бюро по психологическому консультированию и элементарному профессиональному тестированию к действующему на общенациональном уровне и, в основном, при государственной поддержке, институту профессиональной социализации, обеспечивающему наиболее полную самореализацию индивида в интересах национальной экономики. Эта система обеспечивает баланс между спросом и предложением на рынке труда, позволяет выстраивать систему профессионального образования с учетом непрерывно меняющейся социально-экономической ситуации и растущими потребностями граждан.

- В СССР существовала поддерживаемая на государственном уровне система профориентации, которая поддержку профессионального пути гражданина рассматривала с точки зрения интересов общества в целом, при этом засилие идеологических догм зачастую мешало оптимальной самореализации граждан, ставило траекторию их профессиональной социализации в зависимость от текущих политических установок. Эта система не выдержала распада СССР и перехода к рыночной экономике и была замещена слепым копированием зарубежных методов профориентирования без учета национальных особенностей. В большинстве стран бывшего СССР система профориентации сводится к информированию граждан о профессиях и вакансиях на рынке труда. Однако положительный опыт Республики Беларусь показывает, что государственное регулирование профориентации, лишенное устаревших идеологических догм, вкупе с использованием богатейшего опыта отечественных и зарубежных ученых позволяет эффективно выполнять задачи профессиональной социализации и обеспечивать баланс на рынке труда.

Библиографический список

1. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. вузов по специальности «Психология» /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2001. - С. 15.

2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. - 4-е изд. / С. Глэддинг - СПб.: Питер, 2002. - 736 с.

3. Мухамедова, Э. В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в РФ и США: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. В. Мухамедова. - Пятигорск, 2005. - С. 45.

4. Дементьев, И.В. Генезис и понятие профориентации в педагогической науке и практике / И.В. Дементьев // Научные труды Республиканского института высшей школы. - Минск, 2008. - С. 32- 38.

5. Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. - М., 2005. - 157 с.

6. Гриншпун, С.С. Профессиональная ориентация школьников в США / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. - №9. - С. 65 - 72.

7. Гриншпун, С.С. «Академия Х»: подготовка американских школьников к жизни и труду / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2006. - №4. - С. 103 - 108.

8. Сизова, М.Б. Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе / М.Б. Сизова // Экономика в школе. - 2012. - №1.

9. Гриншпун, С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2005. - №7. - С. 100 - 105.

10. Шамсутдинова, И. Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г. Шамсутдинова, О.И. Павлова // Педагогика. - 2007. - №4. - С. 101 - 111.

11. Education, Work, Guidance in Sweden [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.dokumaten.se/Publication/education-work-guidance-in-sweden (дата обращения: 01.06.2013).

12. Кузнецов, В. Зарубежный опыт организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования / В. Кузнецов // Народное образование. - 2007. - №1. - С. 194 - 199.

13. Гриншпун, С.С. Подготовка учащихся к жизни и труду в школах Швеции / С.С. Гриншпун // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 71 - 78.

14. Апостолов, О. П. Профессиональная ориентация в России (опыт, проблемы, перспективы).Изд. 1-е. Издатель: ИП Татаринов Михаил Васильевич, 2011. - С. 7.

15. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - М., 2005. - 484 с.

16. Гудкова, Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учеб. пособие / Е.В. Гудкова; Под ред. Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 125 с.

17. Ленин, В.И. О политехническом образовании / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений. -М.: Политиздат, 1979. - Т. 42. - 606 с.

18. Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июня 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» // Правда. - 1936. - 5 июля.

19. Тараканова, Е.В. Особенности профессиональной ориентации и занятости молодежи в современных условиях: социологический аспект: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03 / Е.В. Тараканова. - Саратов, 2004. - С.27.

20. Веревкин, Л. П. Социально-профессиональная ориентация молодежи/отв. ред. Г. С. Батыгин.-Ашхабад: Ылым, 1988. - 76 с..

21. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1999.

22. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1751 - 1754.

23. Конституция (Основной Закон) СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977. - N 41.- с. 617

24. Конституция (Основной Закон) РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407. - С. 257-288.

25. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

26. Бекирова, А. Для эффективного использования человеческого потенциала в Казахстане необходимо разработать систему профориентации школьников [Электронный ресурс] / А. Бекирова URL: http://nationdialog.com/kz/SocietyKz/novyj-dokument-42521/dlya-elfektivnogo-ispolzovaniya-chelovecheskogo-potentsiala-v-kazahstane-neobhodimo-razrabotat-sistemu-proforientatsii-shkolnikov (Дата обращения 01.06.2013).

27. Основные положения нового Закона Украины «О занятости населения» [Электронный ресурс] URL: http://ng.gov.ua/uk/soc/utszn-info/4518------l--r.html (Дата обращения 01.06.2013).

28. Сковорода, Г.С. Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 1973. Т.1.-С. 93.

29. Рынок труда начинается в... школе [Электронный ресурс] // День. - URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/rynok-truda-nachinaetsya-v-shkole (Дата обращения 01.06.2013).

30. Романенко, Н.Г. Высококвалифицированная рабочая сила и проблемы профориентации граждан Украины [Электронный ресурс] / Н.Г. Романенко, Е.О. Петрова. - ЦКЬ: http://www.rusnauka.com/11_EISN_2010/Economics/63952.doc.htm (Дата обращения 01.06.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.